Рабочая программа учебного курса «Речевой этикет» для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

       Развитие культуры речевого поведения, овладение норма­ми национального речевого этикета — одно из важнейших требова­ний государственного образовательного стандарта по русскому язы­ку. Данный курс поможет учащимся:

- овладеть понятием культура ре­чевого общения,

-усвоить основные правила русского речевого этикета,

-обогатить свою речь разнообразными этикетными формула­ми,

-осознать этикетную роль интонации и невербальных средств об­щения: жестов, мимики, телодвижений,

-развить потребность в рече­вом самосовершенствовании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_etiket.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка  

        Рабочая программа учебного курса «Речевой этикет» создана на основе авторской программы С.И.Львовой «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов» /С.И. Львова. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 80с. — (Библиотека элективных курсов), предназначена для 7 класса  и рассчитана на 34 часа.

       Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета — одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся:

- овладеть понятием культура речевого общения,

-усвоить основные правила русского речевого этикета,

-обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами,

-осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений,

-развить потребность в речевом самосовершенствовании.

       Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом программа уделяет наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия. Также факультатив знакомит с национальным своеобразием русского речевого этикета, учащиеся получат некоторые сведения из истории его развития и становления.

         Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

       Формы организации работы учащихся  носят  преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.

       Курс  соответствует познавательным возможностям учащихся, предоставляет ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивает его учебную мотивацию, помогает ему оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Курс  позволяет использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.

       Целью учебных занятий является овладение учащимися основами культуры речевого общения на русском языке, что предполагает усвоение школьниками норм и правил речевого этикета в различных ситуациях общения. Программа предусматривает реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей.

Основные задачи:

  • углубить знания учащихся  о правилах речевого этикета;
  • раскрыть познавательные и творческие способности учащихся;
  • продолжать знакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  • расширить адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • сформировать устойчивую положительную самооценку школьников;
  • сформировать интерес к изучению родного языка. 

 Сформировать умения:

строить своё речевое поведение с учётом ситуации общения и характеристик собеседника;

использовать формулы речевого этикета в нужной ситуации с учётом адресата общения;

осуществлять учебное сотрудничество с другими учащимися в процессе речевого взаимодействия.

          Программа способствует обогащению речи учащихся, осознанию особенностей культуры общения, расширению кругозора, развитию самосознания;  раскрывает возможности лингвистики и формирует интерес к изучению родного языка, интегрирует предметы филологического цикла (русский язык и литература) с целью многоаспектной демонстрации эстетической функции родного языка и привлечения внимания к его красоте и богатству.  

Реализация воспитательных целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для успешного межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения (вежливость, тактичность и доброжелательность, внимание к окружающим).

Достижение развивающих целей программы курса способствует развитию памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

Речевой этикет — это совокупность национально-специфических норм речевого и неречевого поведения, обязательных для стандартных ситуаций общения в стране изучаемого языка.

Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, необходимо с детства овладеть нормами поведения в обществе, соблюдение которых должно стать привычкой. Благодаря правилам вежливости устанавливаются дружественные, добрые отношения между людьми.

Незнание норм поведения, отражённых в этикете, вызывает нарушение взаимопонимания между людьми. Обучение речевому этикету в рамках учебного курса предполагает развитие у детей определённых умений и навыков, к числу наиболее значимых из которых относятся:

  • умение выбирать нужную речевую формулу для выражения приветствия, благодарности, извинения, сожаления с учётом ситуации общения и особенностей собеседника;
  • умение поддерживать общение, строить диалог с использованием средств речевого этикета;
  • навыки владения нормами неречевого поведения (адекватное понимание и использование жестов, мимики, телодвижений; правильный выбор дистанции для общения и др.);
  • обогащение словарного запаса учащихся.

В связи с тем, что культура речевого общения представляет собой многоплановое и многоуровневое явление, в рамках учебных занятий основное внимание уделяется таким значимым её аспектам, как стилистическая правильность (уместность) высказывания и речевой этикет.

                     Организация образовательного процесса

Организация учебных занятий осуществляется с использованием таких способов и методических приёмов обучения, как драматизация, ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов и др. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям 7-классника. Формы работы: ролевые игры, конкурсы, викторины, тесты, беседы.

Содержание обучения организуется исходя из сфер общения детей среднего школьного возраста. В содержании программы представлены типичные ситуации этикетного общения и основные коммуникативные задачи, реализуемые в ходе общения.

Для эффективной реализации целей и задач предлагаемых занятий «Речевой этикет» разработана программа, электронное средство обучения (ЭСО) «Речевой этикет» и методические рекомендации для учителя.

Используются различные средства обучения: аудио- и видеозаписи, сюжетные картинки, памятки, рекомендации, а также дидактические раздаточные материалы, включающие опорные карточки, функциональные схемы, ролевые задания. В целях интенсификации самостоятельной работы учащихся  также применяются обучающие и компьютерные программы, мультимедийные курсы и интернет-ресурсы.

Обучение культуре речевого общения, в частности речевому этикету,  проводятся с учётом трёх основных этапов: ознакомление, тренировка и применение.

На этапе ознакомления учащимся предъявляются образцы речевого поведения в типичных ситуациях общения, представленные с помощью анимационных роликов (ЭСО «Речевой этикет»).

Дети продолжают знакомиться с правилами приемлемого речевого и неречевого поведения на основе мультимедийных презентаций. Учащимся предлагаются тексты, содержащие не только информацию о правилах этикета, но и информацию о нормах и правилах этикета у разных народов.

Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации.

На данном этапе используются тесты, направленные на осуществление выбора правильного варианта формулы речевого этикета согласно ситуации общения и адресата направленной речи.

В тестах, которые содержатся в ЭСО «Речевой этикет», предусмотрены задания для овладения навыками речевого поведения как на рецептивном, так и на репродуктивном уровне.

Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, в которых развивается умение учащихся варьировать формы своих высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи, исходя из ситуации речевого общения.

Здесь также уместны задания на установление интерактивного взаимодействия (умения начать разговор, привлечь к себе внимание собеседника, поддерживать разговор, в случае необходимости менять тему, проявлять внимание и взаимопонимание, задавать вопросы, отвечать, высказывать пожелание, завершать разговор).

На этом этапе также используются тесты, но уже контролирующего характера.

 Основными средствами развития диалогической речи являются общение со взрослыми и сверстниками, а также организованные игры и занятия. Занятия строятся в жанре сценариев активизирующего общения, где взрослый выступает как старший, но равноправный партнёр по общению, который стремится к установлению личностных, доверительных взаимоотношений (допускающих шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье). Учитель уважает право ученика на инициативу, его желание говорить на интересующие и значимые для него темы. Участие в занятиях  строятся на добровольной основе.

Ожидаемые  результаты (УУД)

Предметные:

             

    - иметь представление о речевом этикете как о языковом паспорте человека, о современных этических нормах языка, их стереотипах.

Метапредметные:

- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями;

- слушать и понимать других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами;

- соблюдать правила культурного поведения;

-соблюдать этические нормы в ситуациях учебного и бытового речевого общения.

Личностные:

    - осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка; - иметь в активном словаре достаточное количество этикетных стереотипов;

- уметь выбирать необходимую этикетную формулу с учётом ситуации общения;

-качественно повышать уровень речевой культуры;

-владеть навыками речевого самоконтроля.

                             Календарно-тематическое планирование

          Тема

Час

                 Элементы содержания

Дата

план

Дата факт

1

Роль речевого этикета в общении. (14 ч)

1

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устная и письменная).                                                                                                                        

2

Культура  разговора.

1

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

3-4

2

Культура речевого общения:

1) как умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать её содержание;

2) как владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.

5

1

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

6

1

Общая характеристика норм речевого этикета, которые:

1) предписывают употребление этикетных знаков;

2) запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

7-8

2

Речевая ситуация; её основные характеристики (кто — кому — о чём — где — когда — зачем — почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог.

9

1

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

10

1

Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не трудно, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толку и т. д.).

11-12

2

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

13-14

2

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

15-16

Основные формулы речевого этикета (18 ч)

2

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.

Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

17

1

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.).

18-19

2

Речевая ситуация обращения и её разновидности (обращение к знакомому / незнакомому человеку в официальной / неофициальной обстановке и т. п.). Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосходительство, господин поручик, Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств.

20

1

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

21-22

2

Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесёте?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принёс бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу. Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. п.).

23-24

2

Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.

25

1

Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.).

26-27

2

Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

28-29

2

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёткое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.

30

1

Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.

31-32

2

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

33-34

Обобщение. Практикум. (2 ч)

2

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

Рекомендуемая литература:

Для учащихся



Быстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002. 

Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983. 

Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991. 

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991. 

Крейдлин Г.Е., Кротауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 1997. 

Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977. 

ЛеонтъевАА. Путешествие по карте языков мира. — М., 1981. 

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л., 1983. 

Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004. 

Львова С.И. Речевой этикет. — М., 1995. 

Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992. 

Матвеев ВМ.,Панов АЛ. В мире вежливости. — М., 1976. 

Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск, 2000. 

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991. 

Скворцов Л.И. Культура языка — достояние социалистической культуры. — М., 1981. 

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982. 

Словари 

Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991. 

Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001. 

Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003. 

Для учителя 

Акишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. - М., 2000. 

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. — М., 1978. 

Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981. 

Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001. 

Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 1999. л 

Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000. 

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991. 

Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992. 

Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000. 

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989. 

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006. 

Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. — М., 2002. 

Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1983. 

Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 1990. 

Читать человека как книгу / сост. Е. Знак. — М., 1998. 

Язык жестов / сост. А. Мельник. — М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История »  в 6 классе на 2014-2015 учебный год...