Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида
рабочая программа по теме

Гладких Галина Викторовна

Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_etiket_3kl_gladkikh.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

   СОГЛАСОВАНО:       

Заместитель директора

по учебной работе

____________Т.В. Колтунова

_____________ 2014г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _____________ 2014г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

____________В.И. Часнык

_______________  2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

ДЛЯ    3    КЛАССА

НА  2014 -2015  УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы:

Гладких Галина Викторовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 35 лет.

с. Александровское

2014 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету по элективному курсу «Речевой этикет» в 3 классе.

3.Учебно-тематическое планирование занятий элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3  классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы элективного курса «Речевой этикет»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

7. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373).

8.  ФГОС  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).

9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

13. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

14. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

16. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

17.  Учебный  план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2014-2015 учебный  год.

18.  Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). — Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.-192 с.

19. Программа "Этикет". Обучение младших школьников правилам общения 

Исрафилова  Галина Юрьевна, педагог-психолог, г. Нижнекамск, средняя школа №11

20. Рабочая программа «Речевой этикет» автор-составитель: Воронина Раиса Васильева, учитель начальных классов, учитель высшей категории (Московская область, Ступинский район, «МОУ Ситне-Щелкановская СОШ»).

1.2.Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

         Настоящая Программа составлена на основе   Программы "Этикет". Обучение младших школьников правилам общения, автор Исрафилова Галина Юрьевна, педагог-психолог, г. Нижнекамск, средняя школа №11, учебного  пособия  по развитию коммуникативных способностей ребенка «Веселый этикет», Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.-192 с., Рабочей программы «Речевой этике» автор-составитель: Воронина Раиса Васильева, учитель начальных классов, учитель высшей категории (Московская область, Ступинский район, «МОУ Ситне-Щелкановская СОШ»)

         Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться обучающимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение элективного курса «Речевой этикет» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение в течение всего пребывания обучающихся в образовательной организации.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающихся были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте обучающийся сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать обучающемуся знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя обучающийся. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». 

    Актуальность  и социальная значимость элективного курса состоит в том, что он призван помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

     Цель: формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

    Задачи:

  1. познакомить обучающихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  2. развивать коммуникативные способности обучающихся;
  3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
  4. формировать устойчивую положительную самооценку обучающихся.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  элективного курса «Речевой этикет»

В 3 классе.

    Рабочая программа элективного курса «Речевой этикет» - это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у обучающихся сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Обучающиеся приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и подготовке его к жизни.

       Занятия элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе проводятся 1 раз в неделю

      Адресат: рабочая учебная программа элективного курса «Речевой этикет»  предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

      Срок реализации настоящей программы элективного курса «Речевой этикет»  - 1 учебный год.

      Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

      Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

      Формы и виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

Содержание программы элективного курса «Речевой этикет»

Авторская программа

Рабочая программа

Не ссориться и не обижать друг друга  (1 час).

Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

Не ссориться и не обижать друг друга  (2 часа).

1.Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

2. Как помириться после ссоры.

У меня зазвонил телефон  (1 час). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор.  Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. 

У меня зазвонил телефон  (2 часа).

  1. Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор.
  2.  Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. 

3 класс

34 часа (1 час в неделю)

Знакомство (1час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»

Школьный этикет (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.

Речь (3часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.

Волшебные слова (5 часов). Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).

Учимся говорить (5 часов). Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.

Учимся писать письма (2часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».

Гость – хозяину радость (2часа). Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.

Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания,  восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.

Мимика и жесты в устной речи (2часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

Об уступчивости (2часа). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

Не ссориться и не обижать друг друга  (2 часа). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

Пожелания (3часа). Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления  о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.

У меня зазвонил телефон  (2 часа). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор.  Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. 

Итоговое занятие (1 час). Устный журнал «О невежах и вежливости»

3.Учебно-тематическое планирование занятий элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3  классе.

3 класс

(34 часа)

урока

Тема занятий

Количество часов

Дата

теоретических

практических

Знакомство.

Игровой тренинг «Здравствуй, это я»

1

Этикет школьной жизни

1

Разрешите мне «сказать»

1

Культура речи

1

Значение речи в жизни человека

1

Грамотность, как свойство устной речи

1

Поговорим о вежливости

1

Для чего быть вежливым

1

Правила хорошего тона

1

Обращение с просьбой

1

Волшебные слова. Чтение книги «Уроки этикета»

1

Разговор.

1

Как ты говоришь

1

Как нужно вести себя во время разговора. Проигрывание речевых ситуаций

1

Разговор с незнакомым на улице

1

Обращение к взрослому

1

Учимся писать письма

1

Занятие – практикум «Я вам пишу…»

1

У тебя в гостях подруга

1

«Не для того идут в гости, что дома нечего обедать»

1

Умение слушать собеседника

1

Вежливый слушатель

1

Мимика и жесты в устной речи

1

Мимика и жесты в устной речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение»

1

Об уступчивости

1

В кругу друзей

1

Не ссориться и не обижать друг друга. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам.

1

Как помириться после ссоры

1

Пожелания друзьям

1

Составление поздравлений

1

Слова благодарности

1

«У меня зазвонил телефон…»  Практикум по телефонному этикету

1

Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.

1

Итоговое занятие.   Устный журнал «О невежах и вежливости»

1

Всего

27

7

4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе:

-обогащение личного опыта общения обучающихся;

-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

-овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

-овладение обучающимися культурой общения в системе «учитель ↔ обучающийся», «обучающийся ↔ обучающийся», «взрослый ↔ обучающийся».

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе.

Технические средства:

Литература

  1. Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет [Текст]:  /методическое пособие/  

     Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997

  1. Герасимова, В.А.   Классный час играючи   [Текст]:   /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.  
  2. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.  
  4. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
  5. Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
  6. Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
  7. Стихи  для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)

Разработчик программы:

Гладких Галина Викторовна,

учитель начальных классов                                         ____________

                                                                                        подпись