Современные школьники о логичности речи и логических ошибках в речи: опыт анкетирования
статья по русскому языку

Трофимова Анна Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_shkolniki_o_logichnosti_rechi.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Современные школьники о логичности речи и логических ошибках в речи: опыт анкетирования

Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Поэтому обучение учащихся устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, особенно когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.

В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это прежде всего связывают со снижением уровня читательской культуры. Педагоги отмечают, что подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Большинство педагогов–филологов отмечают, что ребята затрудняются в создании самостоятельных, свободных, корректных, связных устных и письменных высказываний. И как следствие этого - большое количество в речи учащихся ошибок, приводящих к противоречивости, структурной непоследовательности, нестройности высказывания, затрудняющих понимание каждого предложения и текста в целом, т.е. логико-речевых.

Вышесказанное подтверждается исследованием "Логична ли ваша речь?", проведённым среди учащихся 5-11 классов школ г. Саранска в 2015-2016 уч. г.г.. Данное исследование проводилось с целью определить уровень знаний о логико-речевых ошибках, а также уровень владения школьниками умением обнаруживать логико-речевые ошибки в высказываниях и не допускать подобные ошибки в собственных высказываниях.

Всего в анкетировании приняло участие 326 школьников (5-6 кл.- 236, 7-8 кл. - 59, 9-11 кл. - 31 учащихся). Анкетирование состояло из двух частей. В теоретической части учащимся нужно было ответить на вопросы: 1. Какую речь вы считаете логичной? 2. Часто ли вы контролируете свою устную и письменную речь с точки зрения логичности её построения? 3.Что нужно знать человеку, чтобы логично выражаться? 4. Что нарушает логичность речи? 5. Что такое логическая ошибка? В чём она проявляется?

Практическая часть и исследования (её сложность зависела от уровня речевого развития учащихся) была рассчитана на самостоятельное обнаружение и исправление логико-речевых ошибок.

 Следует отметить, что в самом начале исследования у учащихся возникли трудности с определением логичности речи. Без ознакомления учеников с коммуникативными качествами речи, в частности с логичностью, с определением логико-речевых ошибок  и причинами их появления, с приёмами их нахождения и исправления, исследование, возможно, не дало бы положительного результата. В связи с этим работа начиналась с беседы с учащимися о коммуникативных качествах речи.

Формулировка понятия логичности речи вызвала у учащихся затруднения. Можно выделить следующие наиболее удачные определения: логичная речь - "хорошо продуманная речь", "речь, в которой есть логика", "чёткая, последовательная", "речь, в которой умозаключение вытекает из посылок, а каждая посылка аргументирована", "речь закономерная, разумная, последовательная", "это последовательная, связная, понятная речь", "это последовательное расположение мысли",  "это последовательная, точная передача мысли".  Количество подобных определений, близких к правильному, составляет 43 %. 26%  респондентов оставили данный вопрос без ответа. Среди оставшегося числа (31%) были такие ответы:  логичная речь - "это правильная", "речь, в которой содержится смысл", "упорядоченная речь", "внятная", "русская", "эпическая", "литературная", "такая, которая говорит с 1 по 2 события", "древняя", "рациональная" и многие другие.

На вопрос "Часто ли вы контролируете свою устную и письменную речь с точки зрения логичности её построения?"  ответили: "всегда" - 41%, "иногда" - 45%, "никогда" - 14% участников.

Ответы на вопрос "Что нужно знать человеку, чтобы логично выражаться?" были следующими: "больше читать книги" (14%), "контролировать ход мыслей" (9% ), "пополнять словарный запас" (8%), "нужно знать всё о предмете речи" (5%), "хорошо знать русский язык и литературу" (2%), "знать риторику" (1%), "уметь связывать слова по смыслу" - (12%), "грамотно строить предложения" (6%), (прочие ответы - 27%). 16% учащихся затруднились ответить.

 На вопрос анкеты "Что нарушает логичность речи?" ответ попытались дать 73% испытуемых. Учащиеся видели следующие причины нарушения логичности высказывания: "непоследовательность изложения мысли, несвязность " (37%), "неправильное расположение обособленных конструкций" (2%), "неправильное употребление форм слова" (1%), "неправильный порядок слов" (14%), "небольшой словарный запас" (8%), "дефекты в речи" (3%), "нецензурные слова и слова-паразиты" (5%), "необдуманность высказывания" (3%).

В числе ответов на вопрос "В чём проявляется логическая ошибка?" были такие: "в неправильном употреблении слов" (15%), "в несвязности мыслей" (24%), "в неправильном порядке слов" (29%), "в путанной, сбивчивой речи" (4%). 28% учащихся не ответили на вопрос.

Как уже отмечалось, у учащихся возникли трудности и в практической части работы, а именно в обнаружении и исправлении логико-речевых ошибок. Ученики не всегда  могли самостоятельно найти ошибку, но при указании учителем вида ошибки, делали это достаточно быстро. Внешний контроль и указание ошибки служили толчком к её исправлению и дальнейшей самостоятельной работе. Поэтому работа над каждым заданием начиналась с предварительного анализа образца с логико-речевой ошибкой, подобной в данном упражнении. Далее анализ и исправление ошибки учащиеся выполняли самостоятельно. Но стоит отметить, что учащиеся 9-11 классов проявили большую самостоятельность в обнаружении ошибок.

Результаты исследования представлены в таблицах №№ 1 -3.

                                                                                     Таблица №1

 5-6 классы (236 учащихся)

Вид ошибки

Справились

Справились частично

Не справились

1.В построении предложений с однородными членами

44

93

99

2. В нарушении порядка слов в предложении

125

90

21

3. Нарушение связи между местоимениями и словами, на которые они указывают

86

69

81

4.Расположение предложений в логической последовательности в тексте

68

33

135

5.Нарушение взаимосвязи и взаимообусловленности мыслей в тексте

34

40

62

Вывод: учащиеся 5-6 классов показали средний уровень речевого развития (справились с работой - 30%, справились частично - 28%, не справились - 42%). Обнаружение и исправление логико-речевых ошибок у них занимало большую часть времени. Не все учащиеся данных классов испытывают потребность улучшить текст или высказывание. Это говорит о недостаточном уровне самоконтроля над качеством текста и речевого развития школьников.

                                                                                  Таблица № 2

   7-8 классы (59 учащихся)

Вид ошибки

Справились

Справились частично

Не справились

1.В предложениях с причастным и деепричастным оборотами

10

33

16

2.В употреблении средств связи в предложении

11

31

17

3.В построении предложений с однородными членами

8

20

31

4.Нарушение взаимосвязи и взаимообусловленности мыслей в тексте

7

16

36

5.Логико-речевые ошибки, приводящие к противоречивости в предложении

2

8

17

Вывод: учащиеся 7-8 классов показали низкий уровень речевого развития. Справились с работой - 15% учащихся, справились частично - 42%, не справились - 43%.

                                                                                   Таблица № 3

9-11 классы (31 учащихся)

Вид ошибки

Справились

Справились частично

Не справились

1.В предложениях с причастным и деепричастным оборотами

17

        10

         4

2.В употреблении средств связи в предложении

16

        10

          5

3.Логико-речевые ошибки, приводящие к противоречивости в предложении

            5

        11

         15

4.Нарушение взаимосвязи и взаимообусловленности мыслей в тексте

 4

         9

         18

Вывод: уровень речевого развития и самоконтроля над логичностью речи среди учащихся старших классов более высокий. Ученики самостоятельно (иногда после указания учителем типа ошибки) находили и исправляли алогизмы в  предложениях и тексте. Работа занимала у них наименьший промежуток времени. Однако следует констатировать, что справились - 34%, справились частично - 32%, не справились - 34% учащихся.

Проведённый анализ результатов констатирующего среза позволяет сделать вывод не только о недостаточном представлении учащихся о логичности речи, но и, как следствие, о невысоком уровне их речевого развития и умения анализировать исходный текст, понимать роль языковых единиц в обеспечении логичности высказывания, а также уровне строить собственные высказывания в устной и письменной форме. Такие умения должны формироваться на протяжении всего обучения в школе. Учащиеся должны овладеть целым комплексом знаний, среди которых не только знания о роли языковых единиц в речи,   о средствах связи предложений в тексте, но и  знания о языковых средствах, выражающих логику речи, о логико-речевой норме, характере логико-речевых ошибок и  другие знания, позволяющие соблюдать логичность речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильность речи (об ошибках в речи при употреблении слов).

В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи.  Одним из основных  показателей грамотной речи является правильное употребление слов. В русском языке их тысячи, но кажд...

Культура речи современного школьника

Двадцать лет назад Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «… Экологи...

Современные методы коррекции письменной речи у младших школьников с нарушениями развития психоневрологических функций.

Использование игровых приемов, обеспечивающих полимодальность воздействия, способствут развитию высших психических функций, снятию эмоционального напряжения, неуверенности, и, как следствие, повышает ...

Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников.

Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников...

Методисты прошлого о подходах к обучению логичности речи

В данной статье рассмотрена история обучения учащихся логичности речи в отечественном языкознании и методике....

Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

Идея опыта.  Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...