Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Развитие орфографической зоркости на урокахрусского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение педагогического опыта39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Зиминой Н.Г.
Тема опыта: 

«Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка»


Противоречия: 

-между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических умений и навыков;

-между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объёмом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы;

-между высоким уровнем содержания курса русского языка и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и основным звеном.


Ведущая идея опыта: 

Создание на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодолении, радость открытия, радость достижения поставленной цели.


Личная концепция учителя: 

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

-реализация задачи формирования орфографических умений и навыков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся;

-включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

-усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

-создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

-поддержание и совершенствование умений и навыков учащихся.
Технология опыта: 

Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку, развития орфографической зоркости учащихся.

В течение пяти лет я работала над поиском и широким использованием активных форм и методов формирования прочных орфографических навыков учащихся, при этом главной задачей считала создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным.

Начиная работу с пятиклассниками, я стремлюсь поддержать ту базу, которую учащиеся получили в начальной школе, постепенно совершенствуя полученные знания, умения и навыки. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными, например: с суффиксами и приставками ребята знакомы с начальных классов. Я предлагаю им записать слова, обозначающие предмет, и превратить эти предметы в людей, мужчин или женщин:

гитара - гитарист

пианино - пианист

велосипед - велосипедист

В 6-ом классе игровые моменты так же позволяют мне добиться поставленной учебной задачи, например игры с приставками. "Игры" с приставками важны в 6-ом классе при изучении правописания приставок пре- и при- . Предварительно ребята повторяют правописание приставок, не зависящих от произношения, и приставок, правописание которых зависит от последующих согласных. Буквально 2 задания игры позволяют учащимся вспомнить правила:

1.Приставка или нет? (выделите приставки в словах):

Разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь. Исследовать, история.

2.Найти спрятавшиеся приставки.

Перераспределение, нераспустившийся, неиспользованный, деревообделочный комбинат, водопроводчик Разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь. Исследовать, история.

Я широко использую в практике своей работы различные виды диктантов. Очень нравится ребятам зрительный диктант. Необходимое количество "трудных" слов и словосочетаний написано на доске заранее, затем я убираю доску, а учащиеся записывают слова под диктовку. А вот проверка осуществляться может двояко:

1.     доска с записью возвращается, и ученики проверяют самостоятельно свои работы, а учитель по своему усмотрению оценивает.

2.     Учитель собирает написанное и оценивает все работы.

В 5-ом классе интересны для ребят диктанты со взаимопроверкой. После словарной диктовки учащиеся обмениваются тетрадями. Я читаю слова, четко их проговаривая, отвечаю на сложные вопросы проверяющих. Ребята исправляют ошибки, ставят условные знаки на полях, выставляют оценки и пишут свою фамилию, затем перепроверяю работы и снижаю оценку тому, кто пропустил ошибку или неправильно оценил диктант.

Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил. В 8-9 классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых. Для достижения хорошего результата усвоения я предлагаю учащимся схему-опору:

Определи количество грамматических основ.

Если одна основа, то предложение простое.

Есть и в предложении. Однородные члены?


2. Обращение?
3. Вводные слова и предложения?
4. Обособленные члены?
5. Уточнение?
6. Слова-предложения да, нет?

Если есть, то вспомните нужное правило и расставьте знаки препинания.

Если две основы (и больше), то предложение сложное.

Определи границы предложения и поставь нужные знаки.

Рассмотри каждое простое предложение

1.     Дефицит учебного времени при изучении русского языка в старших классах я восполняю за счет использования материала изучаемого литературного произведения. Для объяснения нового материала я использую объяснительный рассказ с элементами беседы, поисковую работу с учебником, школьную лекцию, нередко на уроке используются все эти методы обучения, но так, что учащиеся включаются в активную деятельность, становясь моими помощниками. Я постоянно работаю над поиском активных форм и методов контроля знаний учащихся.

Я использую поисково-игровые задания на уроках русского языка с целью пробуждения у учащихся интереса к предмету и развития у них потребности к самостоятельному получению знаний. Например, при знакомстве со словом программа, которое зашифровано в ребусе, нарисованном на доске, дети пробуют самостоятельно определить лексическое значение слова. Затем сравнивают свои определения с толковым словарём слова в Словаре С.И. Ожегова и отмечают, чьё предварительное определение было самым точным. После этого вызванный к доске ученик составляет «гнездо» однокоренных слов или словообразовательную цепочку, указывая при этом и часть речи производных слов. Учащиеся разбирают слова по составу, выделяют словообразовательные аффиксы. Правильность разбора сложных случаев проверяем по «Словарю морфем русского языка» А.И. Кузнецовой, Т.Ф. Ефремовой. В процессе работы ученики вспоминают орфографическое правило употребления удвоенной согласной перед суффиксом при образовании слов. На заключительном этапе проводится работа по употреблению слова в речи. Ученики составляют словосочетания по данному образцу. Например, гл. +сущ.( заложить программу), прил. + сущ.(увлекательная программа). Ученики делают разбор словосочетаний, указывая тип синтаксической связи.

На уроках русского языка провожу большую работу с текстом, так как именно текст позволяет избежать многозначности, определить синонимическую соотнесённость слов, словосочетаний, предложений. Удачным представляется, например, такое задание:

*Рассыпались предложения! Подберите к первой части подходящую по смыслу вторую часть. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. В скобках обозначьте смысловые отношения между частями.

1)Улыбнётся

роса блестит на цвета,х поют птицы.

2)Ранним августовским утром выйдешь в сад

и она исчезнет навсегда.

3)Красоту только тронь небрежной рукой

солнце красное взойдёт
Дополнительные задания:1) Выпишите словосочетания со следующими видами связи: а) согласование; б) управлением; в) примыканием.2) Расставьте ударения во всех словах третьего предложения.

Из приведённых примеров видно, что на любом этапе урока учащиеся используют все свои знания и умения, что позволяет им серьёзно подготовиться к предстоящим экзаменам и успешно сдать их.

Постоянный контроль за знаниями и умениями учащихся - главное правило преподавателя. На уроках широко используются сигнальные карточки, перфокарты, тесты, карточки с индивидуальными заданиями, различные виды проверочных работ с использованием компьютерных технологий.

Поиск и применение активных форм обучения русскому языку сопровождается глубоким анализом достигнутых результатов, с этой целью я постоянно веду диагностирование качественного уровня знаний учащихся.



Результативность: 

Уровень качества обучения русскому языку не снижается в последние три года, и даже наметился небольшой рост 2-5 %. При переходе учащихся из начальной школы в основную нет резкого снижения в уровне качества обучения, как это было 3- 4 года назад. В этом учебном году сохранился уровень качества обучения и уровень обученности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интенсивные приёмы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

На уроках русского языка использую интенсивные приёмы рля развития орфографической зоркости учащихся. В своей статье наглядно использую орфографические упражнения. Уделяю особое внимание не только раз...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Что же подразумевается под   орфографической зоркостью учащихся?  Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определя...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.

В статье представлены задания, способствующие развитию логического мышления учащихся....

Использование интенсивных приёмов для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

     Важной задачей современной  методики обучения  орфографии  является исследование особенностей  формирования у  учащихся  осознанных, прочных ум...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Обобщение по теме "Проблема развития орфографической зоркости учащихся"...

Обобщение опыта на тему: "Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциации"

В работе представлены основные виды работы на уроках русского языка по формированию орфографических навыков, посредством уровневое дифференциации....

Интенсивные приемы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Работа над ошибками - это необходимая составная часть дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод, который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каж...