Итоговое повторение по русскому языку в 8 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Серко Ольга Вячеславовна

Три варианта самостоятельной работы по русскому языку в формате ВПР составлены для учащихся 8-х классов. Данную работу можно использовать как для самостоятельной работы, так и для уроков контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое повторение по русскому языку в 8 классе. Самостоятельная работа. Вариант 1

  1. Установите соответствие                 

1

2

3

4

Пунктограмма

Название пунктограммы

  1. В небе, на востоке, гаснет одинокая звезда.

А) обособленное приложение

  1. Каждый из нас думал про себя, не смея сообщить другому своих мыслей.

Б) уточняющий член предложения

  1. Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо).

В) обособленное обстоятельство

  1. В Лысых Горах ожидали с каждым днём приезда Андрея, молодого князя.

Г) вставная конструкция

  1. Найдите ОШИБОЧНОЕ утверждение:
  1. Приложения – это особый вид определения, выраженный именем существительным в том же числе и падеже, что и имя существительное или местоимение, которое оно определяет.
  2. Главный члены предложения не обособляются.
  3. Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределённого субъекта.
  4. В определённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено глаголом 3-го л. ед. и глаголом в форме прошедшего времени.

С1.         Из СП «Я уверял себя, что мне хочется повидаться с Гагиным, но втайне я хотел посмотреть, что станет делать Ася, так же ли она будет «чудить», как накануне.» выпишите грамматическую основу безличного односоставного пр-ия, докажите.

2 часть

1)Я знаю одного поэта, которому крикливые похвалы его (мелочных, мелких) подражателей повредили больше, чем завистливое презрение строгих ценителей искусства.

2)- Он ведь кислый! - сказала лисица о винограде после безуспешных попыток допрыгнуть до него. 3)Её слова услышал воробей и произнёс:

4)- Этот виноград кислый? 5)Мне он не кажется таким!

6)Он подлетел к нему, попробовал и, найдя его чрезвычайно сладким, подозвал сотню своих собратьев - любителей полакомиться.

7)- Попробуйте-ка, попробуйте же! - кричал он. – 8)Лисице взбрело в голову назвать этот превосходный виноград кислым!

9)Они все попробовали, и через несколько мгновений виноград был приведён в такое состояние, что ни одна лисица не пыталась больше его доставать.

3. Какие из приведённых ниже высказываний не соответствуют содержанию текста?__________________

1) Завистливое презрение строгих ценителей искусства всегда вредит поэту.

2) Лисица попробовала виноград и сказала, что он кислый.

3) Воробью виноград вовсе не казался кислым.

4) Воробей предложил попробовать виноград своим собратьям.

5) Крикливые похвалы подражателей не могут вредить поэту.

  1. Выберите верную характеристику текста по жанру: 1) легенда; 2) рассказ о событии в жизни героя; 3) басня; 4) репортаж;.
  2. Какие слова нужно записать в пустую ячейку таблицы?

Характеристика слова

пример

В слове 9 букв и 8 звуков

доставать

В слове 9 букв и 9 звуков

Слова: искусства, ценителей, несколько, собратьев, состояние.

  1. В пр-ии 1 найдите слово, образованное бессуффиксным способом и запишите. _____________________
  2. Какое слово из скобок должно быть употреблено в предложении 1? ___________________________
  3. Запишите слово с неверной характеристикой.

Определение выражается именем прилагательным в им.п.: крикливые (пр-ие 1)

Определение выражается личным местоимением в родительном падеже: его (пр-ие 1)

Определение выражается притяжательным местоимением во множест. числе: своих (пр-ие 6)

Определение выражается указательным местоимением в единственном числе: такое (пр-ие 9)

  1. Найдите словосочетание с СОГЛАСОВАНИЕМ. ________________________________

Ценителей искусства, его подражателей, чрезвычайно сладким, подлетел к нему, такое состояние.

  1. Из пр-ий 2-3 выпишите составное именное сказуемое. ________________________________

С2. Из предложений 6-8 выпишите фразеологизм. Дайте толкование с опорой на текст. Приведите пример РС, когда уместно использовать данный фразеологизм. Ответ оформите в виде связного высказывания.

_________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

3 часть

  1. Найдите словосочетание, в котором допущена ОШИБКА в управлении. Запишите в исправленном виде

______________________________________ оплатить проезд, возмутиться его словам, предостеречь от опасности, рецензия о спектакле.

  1. С каким словом НЕ пишется раздельно? _____________________________ смотрел (не)торопясь, (не)высокий, но крепкий гриб, (не)смешной рассказ, (не)страдавшая душа, (не)быстро писал.
  2. Укажите строчки, в которых на месте пропуска ВЕЗДЕ пишется буква О. _____________________
  1. Пл..вчиха, охл..ждённый;        2) несг..раемый, ск..льзит;         3) р..сток, прик..снулся;         

4) обр..мление, заск..чить;         5) пр..грамма, к..сался

  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Первое стихотворение (1) отличающее моих сверстников (2) я пытался записать (3) ещё не зная всех букв алфавита. Собрав несколько стихотворений (4) Твардовский принёс их (5) работавшему в редакции газеты «Рабочий путь» (6) Михаилу Исаковскому. ___________________________

  1. Укажите предложения с ОШИБКОЙ в постановке знаков препинания. ________________________
  1. По словам Твардовского, в семье всегда в почёте была книга.
  2. И медаль на это время мне друзья, вот так нужна!
  3. Нет, ребята, я не гордый.
  4. Чуткость в отношении поэзии и природы передалась поэту, возможно, от матери.
  5. Ах ты вот как!

16.Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, вставляя пропущенные знаки препинания. Напишите, знакомы ли Вы с картиной художника и какое чувство она вызывает у Вас. Ответ оформите в виде связного высказывания.

Памятник А. Т. Твардовскому и Василию Тёркину одна из достопр..мечательностей Смоленска. Поэт (фронтовик) и его литературный герой (не)унывающий Василий Тёркин запечатлё..ые скульптором Сергеевым (во)время друж..ской беседы на привале выполне..ы из бронзы. Но смотр..т?ся они как живые заинтересова..ые друг(в)друге собеседники. Это единстве..ы пам..тник изобр..жающий автора и вымышленного героя вместе.



Предварительный просмотр:

Итоговое повторение по русскому языку в 8 классе. Самостоятельная работа. Вариант 2

  1. Установите соответствие                 

1

2

3

4

Пунктограмма

Название пунктограммы

  1. Это был старый монастырский сторож, дед Антон.

А) обособленное определение

  1. А этот терем, странный и милый, высится среди листвы.

Б) обращение

  1. Я вторую, брат, войну на веку воюю.

В) вводное слово

  1. Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко.

Г) обособленное приложение

  1. Найдите ОШИБОЧНОЕ утверждение:
  1. В определённо-личных предложениях главный член не может быть выражен глаголом в форме прошедшего времени ед.ч.
  2. Обобщающее слово – это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.
  3. К обобщённо-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщённого смысла вместо глагола 1-го л. Употребляет глагол 2-го л.
  4. Вводные слов, сочетания и предложения являются второстепенными членами предложения.

С1.         Из СП «Заросший бурьяном пустырь, который не раз хотели превратить в сад, не поддавался никакому воздействию» выпишите грамматическую основу неопределённо-личного односоставного пр-ия, докажите, что это неопределённо-личное пр-ие.

2 часть

К нам в студию пришла Тамара Крюкова – известная писательница; зададим ей несколько вопросов.

- 2)Ваши книги обращены к самым разным возрастам. 3) Скажите, для аудитории какой возрастной группы писать сложнее всего, а для какой проще?

- 4) Возраст аудитории для меня не имеет значения. 5) Важно, кем я себя ощущаю во время работы: пятилетним сорванцом, школьником или студентом, мальчишкой или девчонкой.

- 6)На данный момент актуальна такая проблема, что дети стали очень мало читать, предпочитая книге телевизор или компьютер. 7)Как вы думаете, как можно справиться с этой проблемой и как сильно это может отразиться на будущем детей?

- 8) Никто не спорит, что читающие дети более развиты: у них (логичная, логическая) речь, аргументированные высказывания, следовательно, увеличиваются их шансы в будущем найти престижную работу. 9)Ну и, конечно же, в семье, где любят книгу, ребёнок скорее пристраститься к чтению.

-10) Какие цели вы ставите перед собой на данный момент?

-11) Мне хочется, чтобы мои книги дошли до всех российских детей, даже до тех, кто живёт в отдалённых деревнях и сёлах.

3. Какие из приведённых ниже высказываний не соответствуют содержанию текста?

1) Книги Тамары Крюковой обращены к разным возрастным группам.

2) В настоящее время дети стали очень мало читать.

3) Писательница не считает, что читающие дети более развиты.

4) В семьях, в которых дети не читают книг, дети скорее пристрастятся к чтению.

5) Тамара Крюкова хочет, чтобы её книги дошли до всех российских детей.

  1. Выберите верную характеристику текста по жанру: 1) статья; 2) репортаж; 3) интервью; 4) рассказ.
  2. Какое слово нужно записать в пустую ячейку таблицы?

Характеристика слова

пример

В слове 10 букв и 9 звуков

возрастной

В слове 9 букв и 9 звуков

Слова: несколько, посвящены, известная, читающие, актуальна.

  1. В пр-иях 4-5 найдите слово, образованное сложением, и запишите. ______________________
  2. Какое слово из скобок должно быть употреблено в предложении 8? ___________________________
  3. Запишите слово с неверной характеристикой.

Подлежащее выражается именем существительным в им.п.: писательница (пр-ие 1)

Подлежащее выражается именем существительным во мн.ч.: книги (пр-ие 2)

Подлежащее выражается личным местоимением 2-го л.: вы (пр-ие 7)

Подлежащее выражается отрицательным местоимением в им.п.: никто (пр-ие 8)

  1. Найдите словосочетание с СОГЛАСОВАНИЕМ. ________________________________

Книги посвящены, возраст аудитории, мои книги, найти работу, живёт в деревне.

  1. Из пр-ий 8-9 выпишите составное именное сказуемое. ________________________________

С2. Из предложений 3-5 выпишите фразеологизм. Дайте толкование с опорой на текст. Приведите пример РС, когда уместно использовать данный фразеологизм. Ответ оформите в виде связного высказывания.

_________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

3 часть

  1. Найдите словосочетание, в котором допущена ОШИБКА в управлении. Запишите в исправленном виде

______________________________________ тревожиться за дочь, прислушиваются советов, трудности у учащихся, бороться с недостатками.

  1. Какое слово пишется через дефис? _____________________________ постричься (по)короче, уйди подобру(поздорову), читать (полу)лёжа, (каре)глазый парень, некрасивый, за(то) умный.
  2. Укажите строчки, в которых на месте пропуска ВЕЗДЕ пишется 2 буквы Н. _____________________
  1. Маши..ый, глиня..ый;        2) холсти..ый, овчи..ый;         3) развит всесторо..е, време..ый;         4) жёва..ый, прочерче..ый;         5) задачи реше..ы, организова..ый
  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весь этот день Синцов прожил (1) как в тумане. Все сотрудники (2) включая руководителей (3) одобрили предложенный график работы. В городе (4) в конце мая (5) вовсю цветут деревья.

  1. Укажите предложения с ОШИБКОЙ в постановке знаков препинания. ________________________
  1. Увы, на разные забавы я многожизни погубил.
  2. Что молчишь, соловей?
  3. Может быть вы зайдёте к нам завтра?
  4. Однако потом наши пути разошлись.
  5. Расчёт по моему мнению, был произведён точно.

16.Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, вставляя пропущенные знаки препинания. Напишите, знакомы ли Вы с картиной художника и какое чувство она вызывает у Вас. Ответ оформите в виде связного высказывания.

Царевна(Лебедь) один из самых задушевных женских образов созда…ых Врубелем. Настроение картины тревожное: (з,с)гущаются син..е сумерки видны багря..ая полоса заката и какие(то) (не)добрые красные огни (в)далеке. Царевна (не)пр..бл..жает..ся она уплывает во тьму и только в последний раз обернул..сь что(бы) (з,с)делатьсвой странный знак пр..достережения. (Не)обыкновенно красивы её лицо и её волшебно-мерцающ..е оп..рение.



Предварительный просмотр:

Итоговое повторение по русскому языку в 8 классе. Самостоятельная работа. Вариант 3

  1. Установите соответствие                 

1

2

3

4

Пунктограмма

Название пунктограммы

  1. Дыша духами и туманами, она садится у окна.

А) обособленное определение

  1. Ему ли, карлику, тягаться с исполином?

Б) обособленное обстоятельство

  1. Ты не пой, косарь, про широкую степь!

В) обращение

  1. Заснувшая крепким сном, она внезапно открыла глаза при громком лае собаки.

Г) обособленное приложение

  1. Найдите ОШИБОЧНОЕ утверждение:
  1. Главный член в определённо-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях, но чаще выражен глаголом 2-го л. ед. и мн.ч. наст. и буд. времени или гл. 3-его л. мн.ч.
  2. Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
  3. Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде).
  4. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от подлежащего.

С1.         Из СП «И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иванович приступил к рассказу» выпишите грамматическую основу неопределённо-личного односоставного пр-ия, докажите, что это неопределённо-личное пр-ие.

2 часть

1)С детства Антуан де Сент-Экзюпери мечтал стать лётчиком. 2)Но карьера (военного, воинского) пилота не прельщала его, поэтому он поступил в гражданское лётное училище.

3) Когда в 1933 году в Германии к власти пришли фашисты, Экзюпери одним из первых понял опасность этого для всего человечества. 4)Фашизм необходимо было уничтожить ради выживания человечества.

5) Много боевых вылетов совершил Экзюпери, несколько раз был сильно ранен. 6)По состоянию здоровья врачи запретили ему боевые вылеты. 7) Но лётчик настаивал на своём, проходя бесконечные медицинские комиссии. 8)Его упорство победило, и ему разрешено было вернуться в строй.

3. Какие из приведённых ниже высказываний не соответствуют содержанию текста?__________________

1) Антуан де Сент-Экзюпери учился в военном лётном училище.

2) Экзюпери сразу понял, какую опасность этого для всего человечества представляет фашизм.

3) Экзюпери становится военным лётчиком.

4) Врачи не разрешили летать Антуану де Сент-Экзюпери .

5) Лётчик после ранений снова вернулся в строй.

  1. Выберите верную характеристику текста по жанру: 1) путевые заметки; 2) репортаж; 3) статья; 4) легенда.
  2. Какое слово нужно записать в пустую ячейку таблицы?

Характеристика слова

пример

В слове 6 букв и 5 звуков

лётчик

В слове 6 букв и 6 звуков

Слова: мечтал, сильных, своём, вылеты, карьера.

  1. В пр-ии 4 определите способ образования слова «ВЫЖИВАНИЕ» и запишите. ______________________
  2. Какое слово из скобок должно быть употреблено в предложении 1? ___________________________
  3. Запишите слово с неверной характеристикой.

Подлежащее выражается именем существительным в им.п.: карьера (пр-ие 2)

Подлежащее выражается личным местоимением в именительном падеже: он (пр-ие 2)

Подлежащее выражается именем существительным мужского рода: фашизм (пр-ие 4)

Подлежащее выражается именем существительным во мн.ч.: врачи (пр-ие 6)

  1. Найдите словосочетание с ПРИМЫКАНИЕМ. ________________________________

Вернуться в строй, боевые вылеты, проходя комиссии, его упорство, запретили ему.

  1. Из пр-ия 5 выпишите составное именное сказуемое. ________________________________

С2. Из предложений 5-7 выпишите фразеологизм. Дайте толкование с опорой на текст. Приведите пример РС, когда уместно использовать данный фразеологизм. Ответ оформите в виде связного высказывания.

_________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

3 часть

  1. Найдите словосочетание, в котором допущена ОШИБКА в управлении. Запишите в исправленном виде

______________________________________ избегать опасности, приехать из Франции, знакомый для нас, рецензия на монографию.

  1. С каким словом НЕ пишется слитно? _____________________________ отнюдь (не)большой дом, (не)железный прут, (не)по-доброму сказал, (не)летающая птица, (не)пробежав дистанцию.
  2. Укажите строчки, в которых на месте пропуска ВЕЗДЕ пишется буква О. _____________________
  1. Изл..гать, з..рница;        2) Р..стислав, насл..ждаться;         3) выр..щенный, к..пеечный;         4)м..нтажник, переск..чить;         5) л..гичность, прик..сновение
  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Туристы отправились в путь (1) несмотря на надвигающийся дождь. Старинный парк (2) угрюмый и строгий (3) находился примерно за версту от нашего дома. Усталый и побледневший месяц (4) всё ещё висел на огромном небе. ___________________________

  1. Укажите предложения с ОШИБКОЙ в постановке знаков препинания. ________________________
  1. Этот вопрос казалось затруднил гостя.
  2. Быть может, и доныне снега хранят мой одинокий след.
  3. Мы не надеялись более встретиться, однако, встретились.
  4. Не забудь, пожалуйста, Павел Денисович, о моей просьбе.
  5. Эх, да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу!

16.Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, вставляя пропущенные знаки препинания. Напишите, знакомы ли Вы с картиной художника и какое чувство она вызывает у Вас. Ответ оформите в виде связного высказывания.

Главн..й задачей ВАСИЛИЯ Тропинина было (не)только изобр..зить портретное сходство но и пок..зать внутре..ний мир извес..ного поэта его подли..ую натуру и характер. Пушкин обл..дал д..вольно(таки) (не)уси..ч..вым характером. Тропинину пр..х..дил..сь постоя..о от..скивать поэта у общ..х друзей и зн..комых что(бы) (з,с)делать наброски. Вероятно одежда на портрете была придума..а самим художником. Именно Василий Тропинин смог с..здать первый одушевлё..ый портрет велико… поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый тест по русскому языку 8 класс

Итоговый тест по итогам года за курс русского языка по основным разделам русского языка...

Итоговый тест по русскому языку. 7 класс

Итоговый тест по русскому языку...

Промежуточная итоговая аттестация по русскому языку 8 класс

В помощь учителю русского языка при подготовке к ГИА....

Итоговое тестирование по русскому языку 6 класс

Итоговый тест по русскому языкудля 6 класса в конце учебного года....

итоговый тест по русскому языку 5 класс

Итоговое тестирование по русскому языку для 5 класса в двух вариантах....

Итоговый тест по русскому языку 8 класс

Итоговый тест по русскому языку 8 класс (2 варианта)...

Повторение. Тест. Русский язык. 6 класс (презентация)

Повторение. Русский язык. 6 класс (презентация)...