Виды подчинительной связи
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Бережанская Людмила Андреевна

Технологическая карта. Электив. 9 класс. Словосочетание. Согласование. Управление. Примыкание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnkarta_elektivvidypodchsvyazi.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (элективный курс)

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Тема: Виды подчинительной связи.

Оборудование: интерактивная доска, тесты.

Формы организации деятельности: самостоятельная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: авторская программа  элективного курса  «Заговори, чтобы я тебя увидел» по русскому языку для 9 (10)   классов основной общеобразовательной школы / автор-составитель Л.К.Егорова , 2014; презентация.

Цель урока: актуализировать знания по теме: «Виды подчинительной связи».

Задачи урока: 

Образовательные:

1) систематизация знаний, полученных по теме «Словосочетание»;

2) систематизация знаний о способах связи слов в словосочетаниях;

3) формирование умений определять тип подчинительной связи в словосочетаниях, формировать умения и способы деятельности для решения практически значимых задач.

Развивающие:

1)развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

2) развивать умения аргументировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, доказывать;

3)развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

4)развивать навыки самоанализа;

5) развивать память обучающихся, познавательные интересы;

6) способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности;

Воспитательные:

1)формировать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении видов подчинительной связи;

2)активизировать познавательную деятельность обучающихся;

3)обеспечить благоприятную психологическую обстановку(создать атмосферу эмоциональной приподнятости, радости познания);

4)воспитывать стремление применять знания на практике;

5)формировать систему коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания (вопросы) для обучающихся, записи в тетрадях обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Организационный момент.

Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя.

Учитель проверяет готовность к уроку, стимулирует обучающихся к постановке личных целей и их достижения.

Беседа по теме: «Словосочетание». Определение темы и целей урока.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

-Что такое словосочетание? (Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.       Словосочетание состоит из главного и зависимого слов (главное – от которого ставится вопрос, зависимое – к которому ставится вопрос). Выделяются три общих типа словосочетаний (по главному слову): глагольные, именные и наречные.)

-Какими тремя способами связываются зависимые слова с главными в словосочетании? (В словосочетании зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием.               Классификация способов подчинительной связи основана на том, какой частью речи выражено зависимое слово.)

- Мы вспомнили виды подчинительной связи. Какова тема урока?

- Какие знания и умения вы должны показать?

- Что для этого нужно?

Организация познавательной деятельности. 

Фиксация знания, постановка дальнейших целей.

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод.

- Согласование-это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово. Например: тенистый сад , после долгой разлуки, опавшие листья.

-Управление - тип подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже с предлогом или без предлога и при изменении главного слова сохраняет свою форму. Например: купить журнал, разговаривать с ним.

-Примыкание - тип подчинительной связи,  при котором зависимое неизменяемое слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно. Например: идти прихрамывая, очень рад.

-Теоретическая разминка (Соотнесите определение вида связи с термином)

Физкультминутка.

Один из учеников показывает движения. Выполняют  действия.

Практическая работа.

Даёт задания.

Самостоятельно выполняют задания в тетрадях. Приводят пример алгоритма рассуждения. Записывают в тетрадь. Проверяют по эталону.

Определите вид связи словосочетаний.

Новый дом –

Прочитать роман –

Бежать быстро –

Второй этаж –

Учиться рисовать –

Покупка дома –

Сидеть молча –

Любимый сад –

-Замени  словосочетание из первой части на синонимичное из второй. Запиши их парами, определи способ связи слов.

1)Говорил смеясь, дом из кирпича, дружеская встреча, пошёл работать, утренняя свежесть, рукопашная схватка, охота на медведя, смотреть с удивлением, пригласить танцевать.

2) Встреча друзей, медвежья охота, удивлённо смотреть, пригласил на танец, схватка врукопашную, кирпичный дом, свежесть утра, говорил со смехом, пошёл на работу.

-Проверим «по цепочке». Рассмотрим, как выглядит задание в экзаменационной работе. (Замени словосочетание ФРАНЦУЗСКИЙ ЛЁТЧИК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши получившееся словосочетание. Ответ: Лётчик из Франции)

-Как это сделать?

1.Найди главное и зависимое слово.

СИБИРСКИХ ПЕЛЬМЕНЕЙ (с)

2.   Выпиши главное слово-оно будет главным и  в синонимичном словосочетании, это слово выпиши в той же форме.         ПЕЛЬМЕНЕЙ

3.   Подбери к зависимому слову  СИБИРСКИХ однокоренное: ПО-СИБИРСКИ

 4.Запиши ответ.

ПЕЛЬМЕНЕЙ ПО-СИБИРСКИ (п)

-Потренируемся!

Замени словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Обиженно уйти. -Уйти с обидой. (Тренажер в презентации)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Предлагает ответить на вопросы, закончить предложение.

Отвечают на вопросы.

-Закончите предложение.

Сегодня на уроке…

  • Я понял (не понял), что…
  • Я справился (не справился) с …
  • Я смог (не смог)…
  • Хочется(не хочется) поблагодарить …


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Виды подчинительной связи в словосочетании

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Виды подчинительной связи

Памятка для учеников по видам подчинительной связи...

Виды подчинительной связи в словосочетании

Три вида подчинительной связи представлены в теории и в картинках....

Подготовка к ОГЭ.Виды подчинительной связи (задания В7-8).Дидактические материалы

В период подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме  у многих ребят возникают сомнения  и вопросы. Чтобы помочь и качественно провести уроки повторения по теме "Виды подчинения пр...

Виды подчинительной связи в словосочетании. Задание В3 ЕГЭ.

В этой презентации разбирается задание В3 ЕГЭ "Виды подчинительной связи". Дается теоретический материал, разбираются трудные случаи, представлены практические задания...

Самостоятельная работа по теме «Виды подчинительной связи»

Самостоятельная работа по теме «Виды подчинительной связи»...