Рабочая программа "Речевой портфель"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Князева Елена Игоревна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речевой портфель" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_portfel.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:                                    Согласовано:                                     Утверждено:                        

(дата)_________                       (дата)____________                   приказ № _____ дата

на МО учителей _______                                                                           _______________

______________________

______________________            подпись___________                  подпись ____________

подпись_______________            __________________                  ____________________

руководитель МО                         зам. директора                          директор школы

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Речевой портфель»

для  5б, 5в классов

2017-2018 учебный год

учитель Князева Елена Игоревна

Предмет (курс, практикум), класс, учебный год

Ф.И.О. учителя

п. Тазовский

Пояснительная записка

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В  обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;   использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Языковой портфель»  для обучающихся  5  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленной на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека,  его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.  Культура речи –  особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Языковой портфель» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов,  которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить  потребности у обучающихся к  формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

Место курса в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классов  предложен  курс по выбору обучающихся «Языковой портфель». Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.

Требования к уровню подготовки

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:  развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного  выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

  • владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
  • моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление:

  • о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
  • о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

знать:

  • основные понятия культуры речи, основные качества речи;
  • показатели индивидуальной культуры человека;
  • языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
  • основные нормы литературного языка;
  • назначение речевого этикета;
  • значение различных видов словарей в жизни человека.
  • качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Содержание курса

Культура речи (5 часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

«В начале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» – литературный памятник живому русскому языку XIX  века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

 «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы,  антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи (7 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Основные виды деятельности

Количество

часов

Сроки

Культура речи

1

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

Лекционное занятие.

1

2

Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.

Подготовка сообщений, практические задания  по культуре речи.

1

3

Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы

1

4

Азбука важных и вежливых слов.

Сбор материала и анализ.

1

5

Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

Сбор материала и анализ.

1

«В начале было слово…»

6

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века.

Просмотр сказки.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

1

7

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Сбор материала и анализ.

1

8

Литературный язык и местные говоры.

Заочное путешествие.

Сбор материала по тематическим группам лексики.

1

9

Лексические диалектные различия и их типы.

Сбор материала по тематическим группам лексики.

1

10

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

Работа с тестом.

1

11

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

12

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

13

Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

14

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

1

15

Молодёжный сленг и отношение к нему.

Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала.

1

16

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

Сбор материала по истории личных имен, отчеств.

1

17

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Сбор материала по истории личных фамилий.

1

18

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

Сбор материала и обработка.

1

«Слово – понятие, слово – творчество»

19

К истокам слова. Почему мы так говорим?

Составление «биографии» слова.

1

20

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

Элементы игровых технологий.

1

21

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

Составление «паспорта» слова.

1

22

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

Наблюдение за языком

1

23

Как правильно употреблять слова.

Сбор материала и анализ

1

24

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

Анализ произведений УНТ, создание своих загадок.

1

25

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

Работа со словарями

1

26

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

Работа с текстами.

1

27

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Составление памятки «Как написать письмо».

1

28

Напиши письмо другу.

Создание творческих работ.

1

Качества хорошей речи

29

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

Лекционное занятие.

1

30

Эмоциональная грамотность.

Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.

Практическое занятие.

1

31

Основные речевые правила  общения посредством телефона.

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.

1

32

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета.

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.

1

33

Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.

Использование невербальных средств общения в диалоге. Практическое занятие.

1

34

Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса»

Защита проекта.

1

35

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы.

1

 

Литература для учителя

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:    Просвещение, 2000г.

2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 2001

3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.

4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.

9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.

Литература для обучающихся

1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). – М.: Творческий центр, 2001.

2. Горшков А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. – М: Дрофа, 2002.

3. Григорян Д. Т. Язык мой – друг мой. – М.:«Просвещение»,1976.

4. Иконникова С. Диалоги о культуре. – М., 1977.4.

5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.

7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий. – М.: Просвещение, 1984.

Средства обучения

1. Мультимедийные презентации по темам:  «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»

2.  Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х/ф)

3.  Словари и справочники по русскому языку

Мультимедийные пособия

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.

Полезные ссылки в сети Интернет

1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).

2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).

3.Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).

4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательны!  (www.knigge.ru)  

5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)

6.Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).

7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).

8.«Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).

9.«Словарь молодежного сленга» http://teenslang.su//t_blank


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Школьный портфель"

Цель данного курсакак раз и состоит в том, чтобы дать общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит – и более привлекательными на вид. В...

Рабочая программа дополнительного платного образования по английскому языку "Языковой портфель моих достижений"

В состав УМК "Английский в фокусе" для 5 класса входит языковой портфель. При 3 часах в неделю нет времени работать с этим пособием. Но с ним  можно работать на занятиях кружка английского языка....

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Языковой портфель 5 класс "

Рабочая программа разработана на основе дополнительной образовательной программы учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективно...

Рабочая программа курса "Языковой портфель" (английский язык)

Рабочая программа курса "Языковой портфель"  (My Language Portfolio) разработана для учащихся 5-6 классов с углубленным изучением английского языка....

Тезисы к проекту о портфеле по теме: "Школьный портфель и его влияние на здоровье школьника"

Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьник...