Практические занятия по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку

Корниенко Ольга Владимировна

Сборник описаний практических занятий учебной дициплины "Русский язык" СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_zadaniya.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 « Киселёвский политехнический техникум»

О. В. Корниенко

Сборник описаний практических занятий учебной дисциплины

«Русский язык»

Киселёвск

2018

Сборник практических работ по дисциплине « Русский язык» используется на занятых при освоении обучающимися программ подготовки специалистов по специальности: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

Составитель: Корниенко О.В., преподаватель русского языка ГПОУ«Киселевский политехнический техникум»

        

Содержание

Пояснительная записка

Практическая работа № 1………………………………………………………………………4

Практическая работа № 2………………………………………………………………………7

Практическая работа № 3……………………………………………………………………....8

Практическая работа № 4…………………………………………………………………......10

Практическая работа № 5……………………………………………………………………..11

Практическая работа № 6……………………………………………………………………..15

Практическая работа № 7……………………………………………………………………..17

Практическая работа № 8……………………………………………………………………..19

Практическая работа № 9……………………………………………………………………..22

Практическая работа № 10……………………………………………………………………25

Практическое занятие № 1 «Орфографические правила»

Практическая работа № 1

Вариант 1

1. Дать определение фонетики, звука.  

2. Напишите буквы русского алфавита, которые обозначают

         только твердые согласные, только мягкие согласные. Докажите, что в

         остальных случаях в русском письме используют слоговой принцип.

3. Проведите фонетический анализ слова  властитель.

4. Обьясните значение и правописание слов. Придумайте

    предложения с выделенными словами.

    Вперемежку – вперемешку,  изморозь – изморось, лесть – лезть,

    освещение – посвящение.

5. Расставить ударение в словах:  сливовый, арахис, бекон, щавель, гастрономия,    

     ревень, инсульт, флюорография.

Вариант 2

        1. Дать определение орфоэпии. Привести примеры.

2. Определите степень звучности каждого звука, произведение

слогораздел в соответствии с законом восходящей звучности и

укажите звучание слова “холодный”.

3. Проведите фонетический анализ слова  образность.

4. Образуйте от данных ниже прилагательных краткие формы.

     Расставьте ударение в словах.

     Бледный, бодрый, верный, вязкий, грустный, дружный.

          5. Выполнить транскрипцию слов: вьюжный, есть, объезд, экзамен, косьба.

Вариант 3

         1. Дать определение графики.

            2. Определить степень звучности каждого звука, произведите

              слогораздел в соответствии с законом восходящей звучности и укажите

             звучание  слова  противостояние.

            3. Проведите фонетический анализ слова  назначение.

  4. Образуйте от данных ниже прилагательных краткие формы.

     Расставьте ударение в словах:  бедный, близкий, важный, вкусный, глупый,    

     длинный.

            5. Определите функцию букв Е,Ё,Ю,Я в словах:  подъём, шёлк, семью, коню, яма, ямщик.

         

Вариант 4

1. Что такое ударение? Какова роль ударения в стихотворной речи?

         2. Определить степень звучности каждого звука, произведите

           слогораздел в соответствии с законом восходящей звучности и укажите

           звучание  слова  властитель.

         3. Проведите фонетический анализ слова  кадетский.

4. Расставить ударение в словах:  сливовый, арахис, бекон, щавель, гастрономия,    

     ревень, инсульт, флюорография.

5. Обьясните значение и правописание слов. Придумайте

    предложения с выделенными словами.

    Вперемежку – вперемешку,  изморозь – изморось, лесть – лезть,

    освещение – посвящение.

Вариант 5

1. Напишите классификацию звуков и букв алфавита.

            2. Определить степень звучности каждого звука, произведите

              слогораздел в соответствии с законом восходящей звучности и укажите

    звучание  слова  превосходный.

  3. Проведите фонетический анализ слова  гигантский.

  4. Образуйте от данных ниже прилагательных краткие формы.

     Расставьте ударение в словах.

     Бледный, бодрый, верный, вязкий, грустный, дружный, зрелый.

            5. Определите функцию букв Е,Ё,Ю,Я в словах:  моё, подъём, шёлк,    

               юлить, ютиться, семью, коню, играя.

Вариант 6

           1. Какова функция букв Е,Ё, Ю,Я . Приведите примеры.

          2. Определить степень звучности каждого звука, произведите

           слогораздел в соответствии с законом восходящей звучности и укажите

  звучание  слова  замечательный.

3. Проведите фонетический анализ слова  орфография.

4. Расставить ударение в словах.

    Похороны, христианин, сироты, умерший, диспансер, медикаменты,
  эксперт, таксикомания.

5. Обьясните значение и правописание слов. Придумайте

    предложения с выделенными словами.

    Преемник – приёмник, гриб- грипп, поседеть – посидеть,
   развивается – развеваться.

Вариант 7

         1. Напишите о соотношении букв и звуков в русском языке. Приведите    

            примеры.

         2. Определить степень звучности каждого звука, произведите

           слогораздел в соответствии с законом восходящей звучности и укажите

  звучание  слова  стилистика.

3. Проведите фонетический анализ слова  морфология.

4. Образуйте от данных ниже прилагательных краткие формы.

     Расставьте ударение в словах.

    Вязкий, грустный, дружный,   полный, сложный, тонкий.

          5. Определите функцию букв Е,Ё,Ю,Я в словах:  ёж, моё, подъём, шёлк,

             люблю,  юг, яма, ямщика, вянуть, рьяно, объятие.

Вариант 8

        1. Дать определение орфоэпии. Привести примеры.

          2. Определить степень звучности каждого звука, произведите

             слогораздел в соответствии с законом восходящей звучности и укажите

    звучание  слова  исследование.

 3. Проведите фонетический анализ слова  объёмный.

 4. Расставить ударение в словах: агрессия, алкоголь, асбест, броня (танка), детектив,    

      намерение, шофёр, танцовщица.

 5. Обьясните значение и правописание слов. Придумайте

      предложения с выделенными словами.

      Прибывать – пребывать , развиться – развеваться , бачок – бочок,
     спишу – спешиь.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 40 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 50 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У.1.Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У.6.Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

У.11. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

 «Отлично»

Ответ полный, правильный на основании изученных знаний и умений; материал изложен в определенной последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«Хорошо»        

Ответ полный, правильный на основании изученных знаний и умений; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

«Удовлетворительно»        

Ответ полный, при этом допущена существенная ошибка; ответ не полный, несвязный.

«Неудовлетворительно»        

При ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2. Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

3. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. П.А.Лекант, М., Просвещение.-2001

4. Русский язык. 10-11 классы,В.В.Бабайцева,М., Просвещение.- 2004.

Практическое занятие № 2. «Словообразовательный анализ»

Практическая работа № 2

Задание 1. Произвести у выделенных слов морфемный и словообразовательный разбор.

В уездном городе N было так много парикмахерских и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена в секретаршу месткома коммунальников, что это мешало ей работать (Ильф и Петров).

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – -
их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-аяпарикмахерск-ой.
3. Основа формы – 
парикмахер-ск-.
4. Корень – 
парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-а.
5. -
ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ийжен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – 
парикмахерск-. Основа производная.
3–5. 
парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

Задание 2. Разделите слова на три группы по способу словообразования: 1) приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.
Побережье, антивирус, взлет, неорганический, соединение, приглушенно, сушь, беспомощный, по-старому, покос, демобилизовать, выкатывать.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 40 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 50 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У.3.Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

З.4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

«Отлично»

Ответ полный, правильный на основании изученных знаний и умений; материал изложен в определенной последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«Хорошо»        

Ответ полный, правильный на основании изученных знаний и умений; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

«Удовлетворительно»        

Ответ полный, при этом допущена существенная ошибка; ответ не полный, несвязный.

«Неудовлетворительно»        

При ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

  1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.
  2. Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

Практическое занятие №3. «Правописание морфем»

Практическая работа № 3

1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.

2.Обозначьте орфограммы, выделяя часть слова, где пропущена буква.

3.Укажите способ образования слова лучисто-веселое

Осл__пительно ярк__м утром мы с отцом шли росистой луговой стё(ж,ш)кой затем свернули к льняному полю. Босые ноги т__нули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым небо лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед нами разл__лась синяя морская волна. От набежавшего ветерка синева ст__новилась то тёмной то совсем светлой.

Подходим. Я уже различаю в этой с__неве о__дельные тонкие стебельки льна. Это от них получает(?)ся такая красивая морская волна.

Син___ волны пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались словно о крутой2 берег. Стою с отцом замер от неожида(н, нн)ост__ от радост__ такое я увид__л впервые.

Сколько Не живи природа всегда открывает для человека что (то) новое неизвес(т)ное красивое. И каждое поколение буд__т дивит(?)ся извечному чуду пр__роды заново.

4.Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:

hello_html_756a9aff.png

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 40 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 50 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З.1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

З.2.Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

У.12. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Знание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

Знание смыслов понятий: речевой ситуации и ее компонентов, литературного языка, языковой нормы, культуры речи;

Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

 «5» - 1 негрубая орфографическая +1 негрубая пунктуационная

«4» 2орфографические + 2 пунктуационные;

• 1 орфографическая + 3 пунктуационные;

• 0 орфографических + 4 пунктуационные

«3» - 4 орфографическая + 4 пунктуационные;

• 3 орфографические + 5 пунктуационных;

• 0 орфографических + 7 пунктуационных;

• 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные)

«2» - 7 орфографических + 7 пунктуационных;

• 6 орфографических + 8 пунктуационных;

• 5 орфографических + 9 пунктуационных;

• 8 орфографических + 6 пунктуационных

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1.        Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2.        Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

Практическое занятие № 4 «Имя прилагательное»

Практическая работа № 4

Задание 1.

Сочетайте прилагательные с данными существительными, образуя, где возможно, и краткую форму. Объясните употребление прилагательных в прямом и переносном значениях.

Образец: работа трудная - работа трудна; ученица трудная.

Высокий (скалы, гости); желтый (трава, пресса); больной (человек, вопрос); свежий (цветы, газеты); живой (родители, розы); грубый (девочка, ткань); веселый (дети, напевы); великий (писатель, костюм); темный (ночи, замыслы); острый (топор, соус); горячий (подливка, пора); холодный (зима, натура).

Задание 2.

От полных форм образуйте краткие формы мужского рода и составьте с последним по предложению.


Свойственный, художественный, божественный, естественный, беспрепятственный, дружественный, искусственный, торжественный, мужественный, безнравственный, ответственный, безукоризненный, болезненный, необыкновенный, величественный, воинственный, посредственный, родственный, невежественный.

Задание 3.

Сделать морфологический разбор прилагательных в предложениях.

  1. С помощью Любки он надеялся подыскать квартиру в более глухом месте.
  2. Сережка видел ближайшую к окнам часть пола в первом этаже.
  3. Муж хозяйки был моложе Филиппа Петровича лет на пятнадцать.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 45 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 55 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З.4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

У.8.Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

У.10.Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

Знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Умение соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

«5» - 1 ошибка орфографическая.

«4» - 2-3 ошибки орфографические.

 «3» - 4 ошибки орфографические.

 «2» - допущено более ошибок.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2.Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

3.Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. П.А.Лекант, М., Просвещение.-2001

4. Русский язык. 10-11 классы,В.В.Бабайцева,М., Просвещение.- 2004.

Практическое занятие № 5 « Причастие. Деепричастие»

Практическая работа № 5

Задания

1. Из приведённого текста выпишите причастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.

2.Покажите образование выписанных причастий.

3. Образуйте возможные причастия от подчёркнутых глаголов.

4.Выпишите деепричастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.

5. Покажите образование деепричастий.

6.Образуйте возможные деепричастия от подчёркнутых глаголов.

7. Выполните морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (на выбор) из данного текста.

Материал для выполнения заданий

Вариант 1

1-3. Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес…

Освещённые лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен… Пахнет озоном, смолою, багульником, жёсткие вечнозелёные ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня. Празднично, чисто в освещённом лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окружённую берёзовым лесом поляну. Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Всё утро кормились они на развесистых, усыпанных почками берёзах. Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые чёрные косачи, желтовато-серые самки-тетёрки.

В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но ещё не скоро начнётся настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в чёрные латы краснобровые бойцы. (И.Соколов-Микитов)

4-6. Есть такие прекрасные лица,

Что дивлюсь я, любуясь на них, -

Как такое могло сотвориться

Из обычных молекул земных. (В.Шефнер)

Меж осенью и женщиной есть равенство:

Предощущая возраста черту,

Они, ещё желая людям нравиться,

Подчёркнуто спасают красоту. (Ф.Алиева)

Осенью, цветочной пеной

Дни свои позолотив,

Я из старого напева

Напою один мотив,

Слово в славу обратив. (Г.Табидзе)

Вариант 2

1-3. Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу. …На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка… Окружённый золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба… воркует дикий голубь-витютень…

Только в глухую полночь всё примолкает в весеннем лесу. Отойдёшь, бывало, от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев. Глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь по веткам, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок. (И.Соколов-Микитов)

4-6. К чему копить ненужные обиды?

Им не давать исчезнуть без следа,

Их помнить, не показывая вида

И даже улыбаясь иногда? (В.Тушнова)

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер)

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло. (С.Есенин)

Вариант 3

1-3. У берегов озера тундра оголилась, кое-где ярко белеют пятна снега. Но ещё крепко держит ногу нерастаявшая твёрдая мерзлота. Всюду звенят ручьи, шумят весенние речки, пробивая путь в наполненных снегом глубоких распадках. В снежных размывах гремят живописные водопады. На озере ещё стоит лёд, местами уже посеревший; в образовавшихся глубоких заберегах уже просвечивает покрытое камнями дно. Любители рыбной ловли ночью и днём таскают жмущуюся к берегу рыбу. На мокром рассыпающемся льду лежат огромные рыбины с красноватыми плавниками, ещё не успевшими поблекнуть. Это – последние дни подлёдного зимнего лова…

Ветер, ветер! Низкие тёмные облака. Серая гладь озера и холодная, зеленоватая вода в открывшихся заберегах. Птицы точно попрятались, примолкли. Редко-редко, сбиваемый ветром, протянет над берегом гусь да покружатся и исчезнут неведомо куда чайки. (И.Соколов-Микитов)

4-6. Вот и майские взоры, как встарь,

Опьяняя, лукавят со мною,

Словно стужей не веял январь

И февраль не болел белизною.

И фиалки раскрылись, спеша

Лиловеть на лугах без стесненья,

И от спячки очнулась душа

Для восторга, любви, нетерпенья. (Г.Табидзе)

Покинув заморское великолепье –

Оазисы, пальмы и зной,

Трубят журавли над весеннею степью

И клином летят надо мной.

Летят, подогнув голенастые ноги,

Под перьями ветер свистит.

А следом, по той же небесной дороге,

Журавушка старый летит. (В.Шефнер)

Я жаждал вкуса родниковых вод

И ветра над грядами острых скал,

Я шёл вперед, и падал, и вставал,

И, встав, опять упрямо шёл вперёд. (Г.Табидзе)

Вариант 4

1-3. Утром, «на рассвете»… сегодня первый настоящий дождь барабанил по крыше. Этот знакомый приятный звук напомнил вдруг детство, деревню, тёплое лето…

Одевшись, отворил дверь и вышел на волю. Так обрадовали ворвавшиеся с ветром запахи пробудившейся земли! …Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахла, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны…

Сегодня, после первого дождя, впервые я узнал аромат тундры. Ветер тянул над обмытой дождём, покрытой скудной растительностью тундрой, и в его дуновении я почувствовал очень знакомый, смолистый запах багульника, земли, болотной мокрой листвы.

…В окружавшей природе нередко улавливал я тончайшие ароматы, самые отдалённые воспоминания возникали тогда с особенной силой… В этой повышенной остроте воспоминаний скрыта особенная, захватывающая дух прелесть. Так художники и поэты зорче видят «из прекрасного далёка» свою родину, и поэтическое чувство в них вырастает с особой силой.

Вдыхая запахи пробуждённой земли, берегом озера я ухожу в тундру, поразительно изменившуюся в течение одной ночи. (И.Соколов-Микитов)

4-6. Это женское уменье,

словно тыщу лет назад,

странно

и одновременно

ждать,

молить

и ускользать.

Быть собой,

не притворяясь.

Верить клятвам, не шутя.

Приближаться, отдаляясь.

Оставаться, уходя. (Р.Рождественский)

Я, полюбив, пронёс любовь сквозь годы,

Мне и сейчас переполняет грудь

Дыханье той любви и той свободы…,

О них, прошу я, спой мне что-нибудь! (Г.Табидзе)

Вариант 5

1-3. Вчера был памятный, незабываемый день. Утром - тишина, солнце, тепло. К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд.

…Зрелище открывалось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водою. …Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирало на берег… На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом… На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, фантастические города. Всё это с шумом и шорохом тут же рушилось, рассыпалось в прах, и на глазах наших вновь возникали сказочные здания, мерцающие чудесным алмазно-голубым светом.

Светящиеся алмазные зеленоватые тяжёлые льдины двигались, вырастали, обрушивались на пологий берег, катя перед собою вывернутые со дна озера многопудовые камни, кувыркавшиеся по земле. Взволнованные необычайным зрелищем, на берегу с лаем и воем носились собаки. Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах. (И.Соколов-Микитов)

4-6. Как красиво умирает лес,

Не становясь болезненным и старым,

Лишь озаряя синеву небес

Янтарным, ослепительным пожаром. (И.Кобзев)

Стряхнув старьё листвы, пустынный

В покое почивает мир.

Забыв о бурях, у камина

Ты бережёшь тепло и мир.

Но не найдёшь отдохновенья,

Ревниво сохранив в тиши

Яд одинокого презренья

И заклеймённый бред души. (Г.Табидзе)

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 50 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 60 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У.11. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

З.1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

Знание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

«5» - без ошибок или 1 ошибка.

«4» - 2-3 ошибки.

«3» - 4 ошибки.

«2» - 5 и более ошибок.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2. Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

3. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. П.А.Лекант, М., Просвещение.-2001

4. Русский язык. 10-11 классы,В.В.Бабайцева,М., Просвещение.- 2004.

Практическое занятие № 6 « Союз. Частица»

Практическая работа № 6

1 вариант

Объясните орфограммы и знаки препинания.

1. На партах (н..) царапинк.. .

2. Я увид..л (н..) большую каме(н,нн)ую пр..стройку которой (н..) было ранее либо я её (н..) зам..чал.

3. Ветра нет нет (н..) солнца (н..)света (н..) тени (н..) дв..жения.

4. Ребята (н..) дают гостю (н..) минуты покоя всё ра(с,сс)прашивают его о путешестви.. .

5. Как (н..) всматривался я (н..) мог понять состояния противника.

6. Травя(н,нн)ой настой произвёл (н..) с чем (н..) сравнимое удовольствие.

7. Действие (н..) замедл..ло ск..заться.

8. Мне (н..) дали ск..зать (н..) слова.

9. Нет (н..) деревца на улице.

10. С некоторого врем..ни я начал подозревать что его существование (н..) так уж неви(н,нн)о.

11. Он см..трел на меня (н..) чем (н..) выдавая себя.

12. Его фамилия была так дли(н,нн)а и (н..) лепа что я (н..) помнил её.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо прочерка подходящие союзы. Определите разряд этих союзов.

А. Изучение (не)знакомого края всегда начинает_ся с карты. По карте можно пут_шествовать ____, как по земле. Потом, ____ попадеш_ на настоящ_ землю, сразу же сказывает_ся знание карты (по)этому уже (не)брод_ш_ (в)слепую и (не) трат_ш_ (по)пусту времени. (По К.Паустовскому)

Б. _____, как и другие, батрак Иван (не)навид_л своего хозяина (за)то _____ тот все пр_теснял его. (В)продолжени_ всей зимы Иван ухаж_вал за ск_тиной. Так(же) нес различные кухо_ные работы. (В)последстви_ он (не)доумевал _____ мог выдержать такой (не)посильный труд такую (не)человеческую работу.

– В последнем предложении найдите и выпишите синонимы.

– Найдите значение слова притеснял. Подберите к нему синонимы.

2 вариант

Объясните орфограммы и знаки препинания.

1. Кругом (н..) души.

2. Здесь было (н..) много посетителей.

3. В работ.. нет (н..) орфографических (н..) грамматических ошибок.

4. Мать с..дела в г..л..вах милых сыновей своих (н..) на минуту (н..) св..дила с них глаз (н..) думала о сне.

5. Мал..нькие осинки поб..ждают даже тр..ву и выр..стают, (н..) смотря (н..) на что.

6. На неб.. (н..) видно (н..) звёзд (н..) луны.

7. В тетрад.. (н..) единого исправления. 8. (Н..) слышно (н..) звука. 9." (Н..) дня без строчки" - т..ков д..виз п..сателя.

10. Когда (н..) посмотр..шь на море оно всегда пр..красно.

11. Он х..дил (в) зад и (в) перёд по своей комнат.. в (н..) ясном г..луб..ватом и треп..тном сияни.. ночи.

12. (Н..) одной мысли по этому поводу я в тот момент (н..) мог выск..зать в отчётливой форме.

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

А. Это был добрый глупый пес но Никитин терпеть его (не)мог (за)то, что имел привычку класть свою морду на колени обедающих. (За)то Мушка, маленькая2 собач_нка с мохнатой мордой, была общей любимицей. (А.Чехов)

Б. Флигель, в котором мы ост_новились, был точно так(же) пр_бран к пр_езду как и в прошлом г_ду. Точно так(же) рыцарь грозно см_трел из(за) забрала своего шлема с к_ртины висевш_ в соседней комнате где мы спали. (С.Аксаков)

– Найдите предложение с причастным оборотом, обозначьте его графически.

– Пользуясь толковым словарем, объясните значения слов флигель, забрало.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 50 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 60 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У.8.Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

У.12. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Умение соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

«5» - задание выполнено без ошибок;

«4» - задание выполнено с 1 ошибкой;

«3» - задание выполнено с 2 ошибками;

«2» - задание выполнено с 3 ошибками.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2.Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

3.Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. П.А.Лекант, М., Просвещение.-2001

4. Русский язык. 10-11 классы,В.В.Бабайцева,М., Просвещение.- 2004.

Практическое занятие № 7 «Лексика с точки зрения ее употребления. Фразеологизмы» Практическая работа № 7

Задание 1. Запишите слова, распределяя по группам: общеупотребительные, устаревшие, неологизмы

Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон,  плейер, инфляция, аккредитация, спонсор, банкрот, предприниматель, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, брифинг, джинсы, информатика, круиз, менеджер, телевидение, соцсоревнование, перестройка, милосердие, парламент, президент, мэр, сериал.

Задание 2.Найдите устаревшую лексику. Определите, с какой целью использованы историзмы и архаизмы:

1) для создания торжественно-приподнятого настроения;

2) для создания исторического колорита;

3) для речевой характеристики героев;

4) в сатирических целях.

1. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверз­лись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы... Петр мужественным голосом сказал боярам: - Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жем­чужной сетью платье... бармы в лалах, изумрудах и алма­зах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке - держава, в правой ручке - вострая сабля, сам - в золоте, сереб­ре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высо­ком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было (Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку - пошлую и мерзкую (А. Крон).

Задание 3 Ниже приведены слова, которые в 20-е или 30-е годы XX века явля­лись неологизмами. Проследите их дальнейшую судьбу в русском языке:

1) перешли в активный словарь;

2) стали историзмами или архаизмами.

Буденовец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, колхоз, красноармеец, ликбез, метро, октябренок, продотряд, проф­союз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управ­дом, шефствовать.

Задание 4. Укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.

A. Парень один из Крылатского. У него квартира - отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.

Б. Есть карманники - «верхушечники», работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные «чужие» сумки и еще распахивающиеся сумки - «самосвалы» с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и... наша традиционная русская беспечность. Другие «спецы» работают с «мойкой» - лезвием отечественного производства.

B. Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т.е. «рэксами», мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.

Г. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты.

Д. Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, - «духи», кто вторые - «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, - «фазаны». Ну а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев - «дедам» или «дембелям», - дозволено все - от мордобоя до сексуального насилия.

Е. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и серьезной политической идеологией».

Ж. Навскидку: только за последний месяц телевидение «цитировало» без ссылки на «Российскую газету» премьера России, министра финансов, министра труда, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной отзвучкой своих материалов без ссылки на источники.

3. Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания - ложь.

И. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения.

Задание 5. Выделите в тексте профессионализмы, жаргонизмы, просторечные слова. Подберите к ним общеупотребительные синонимы.

Если тебя вызывают на вахту, это значит жди неприятностей. Либо карцер следует, либо еще какая-нибудь пакость. Исключение может быть только одно: через вахту идешь на свидание. Но об этом всегда известно заранее. Меня вызвали на вахту неожиданно. Яотправился туда без всякого энтузиазма и, разумеется, мои дурные предчувствия оправдались. Правда, в карцер меня на этот раз не посадили и даже не «лишили ларьком». «Лишить ларьком» или «лишить свиданием» это начальственные формулы, возникшие в результате склонности к лаконизму, это 50% экономии выражения. «Лишить права пользования ларьком» или «свиданием». Начальству, вконец замученному стремлением к идеалу, приходилось довольно часто прибегать к спасительной скороговорке, и оно, естественно, старалось сберечь секунды. Так вот, меня ожидало нечто необычное. Войдя, я увидел нескольких надзирателей и во главе их «Режима». Мы ведь тоже были склонны к краткости, правда, по другим соображениям: когда приближалась опасность, проще и выгоднее было шепнуть: «Режим!», чем произносить: «Заместитель начальника лагеря по режиму». Кроме «Режима», надзирателей и меня, в комнате был еще некто, и я сразу уставился на него.

(Ю. Даниэль)

Задание 6.Составьте шесть предложений, используя фразеологизмы:

мотать на ус, без году неделя, от большого ума, не терять головы, вырасти в глазах, сходить с ума.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 40 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 50 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З.2.Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

У.2.Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

У.7.Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Знание смыслов понятий: речевых ситуаций и ее компонентов, литературного языка, языковой нормы, культуры речи;

Умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

 «5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

«3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

«2» - допущено более ошибок.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1.        Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2.        Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

Практическое занятие № 8 «Простое предложение»

Практическая работа № 8

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Упражнение 1.

Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое

Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.
Упражнение 2.

Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.

1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка. 
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться — все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты. 
Упражнение 3.

Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди... (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология "лишнего человека" — это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)
Упражнение 4.

Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

Упражнение 5.

Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив... (С.Довлатов)

СКАЗУЕМОЕ

Упражнение 1.
Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.
 1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)
Упражнение 2.
Найдите сказуемые и  определите, чем они выражены; сформулируйте правило о сказуемом как главном члене предложения.
1) Этот край очень скромен. 
2) Птицы – наши друзья. 
3) Первые листики зелёные.
4) Люблю я пышное природы увяданье. 
5) Скинуло кафтан зелёный лето. 
6) Утро свежо.
Упражнение 3.
Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.
Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)

Упражнение 4.
Найдите составные именные сказуемые.
Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

Упражнение 5.

Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.
1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)

2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев)

3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев)

4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать — жить не захочется. (С. Довлатов

5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский)

6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский)

7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина) 

8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий)

9. И ты можешь идти и вперед и назад, взойти, упасть и снов взойти звездой; но только пепел твоих сигарет — это пепел империй, и это может случиться с тобой. (Б. Гребенщиков)

Упражнение 6.
В каких предложениях слово был является глаголом-связкой в составном именном сказуемом, а в каких — простым глагольным сказуемым?
1. БЫЛ на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий. (М.Булгаков) 2. Было большое облегчение, когда кончилась игра и можно было Ирму увезти. (В.Набоков) 3. На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почетный караул. (М.Шолохов)
Упражнение 7.
Определите типы сказуемых в данных предложениях.
1. Я буду ласковый послушник, а ты — разгульная жена. (С.Есенин)

2. Буран не месяц будет месть. (Б.Пастернак)

3. Будем биться вдвоем, до потери сознания, о крутые пороги восторгов и мук. (В.Ильина)

4. Даже когда изгладится самый последний след, будет Большая Медведица лить свой суровый свет. (А. Щукин)

5. Если вдруг на дворе будет дождь и слякоть, мы, готовя уроки, хотим не плакать. (И.Бродский)

6. Соловей будет петь нам в зеленой чаще. Мы не будем думать о смерти чаще, чем ворона в виду огородных пугал. (И.Бродский)
Упражнение 8.
Анализ текста. Найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых.
У него маленькая змеиная голова. Уши мелки и неподвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он — кровный донец. Мало того: он очень высоких кровей, в жилах его ни капли иномеси, и порода видна во всем. Кличка его Мальбрук. (М.Шолохов)

Упражнение 9.
Определите типы сказуемых во всех предложениях.
Чехов — нашей юности полет... Мы — интеллигенция. Чехов такой же, как мы, только немножко лучше. Чтобы понять русское интеллигентское сознание, нашу норму, читайте Чехова. Чехов — пророческие будни русской ментальности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой — всё это экстрема. Мы не можем быть Гоголем, да и не очень хочется, но Чеховым можно стать, если постараться. (Викт. Ерофеев)

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 40 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 50 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У.11. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

З.1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

Знание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

«5» - без ошибок или 1 ошибка.

«4» - 2-3 ошибки.

«3» - 4 ошибки.

«2» - 5 и более ошибок.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2. Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

3. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. П.А.Лекант, М., Просвещение.-2001

4. Русский язык. 10-11 классы,В.В.Бабайцева,М., Просвещение.- 2004.

Практическое занятие № 9 «Бессоюзное сложное предложение»

Практическая работа № 9

Прочитайте бессоюзные сложные предложения и найдите в них грамматические основы. Решите, в каких бессоюзных сложных предложениях между частями нужно поставить запятую, а в каких – точку с запятой. Обоснуйте свой выбор.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Между тем ноч_ пр_бл_жалась и р_сла как гр_зовая туча к_залось вместе с вечерн_ми парами от_всюду подн_мал_сь и даже (с)выш_ны л_лась темн_та. 2) Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало одни пер_пела изр_дка кричали. 3) Уже я (с)трудом разл_чал отд_ле(н,нн)ые предметы поле неясно б_лело вокруг (за)ним (с)каждым мгн_вением надв_гаясь гр_мадными клубами вздымался угрюмый мрак. 4) Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конеч_но т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. 5) Всюду лучистыми _лмазами з_рделись крупные капли р_сы мне н_встречу чистые и ясные словно тоже обмытые утре(н,нн)ей пр_хладой прин_слись звуки кол_к_ла. 6) Ветер упал точ_но крылья сл_жил и зам_р н_ч_ным душ_стым теплом п_веяло от земли. 7) Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу вид_мо м_няя св_и дымные оч_ртания.

(И.Тургенев)

 (Формирование речевых умений и пунктуационных навыков.) Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.

1) Небо на востоке начало темнеть...
2) На вечерних улицах зажглись огни...
3) Молния блистала почти беспрерывно...
4) Река в половодье сильно разлилась...
5) За селом прогремел гром...
6) Вся природа дышит свежестью...
7) Воздух чист и прозрачен...

Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть 
а) указывает на причину того, о чем говорится в первой части;
б) раскрывает, поясняет содержание первой; 
в) дополняет смысл первой части.

1) Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. 6) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. 7) Я глупо создан: ничего не забываю. 8) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает. 9) Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. 10) Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. 11) Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее. 12) О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью. 13) Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать. 14) Я взглянул на нее и испугался: ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. 15) Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывая смешные, а после дурные их стороны. 16) Уж эти больные такой народ: всё знают. 17) Я слез и подкрался к окну: неплотно притворенный ставень позволил мне видеть пирующих и расслушать их слова. 18) Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. 19) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. 20) Все устроено как можно лучше: тело привезено... пуля из груди вынута. 21) Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей. 22) Я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. 23) Я взял со стола... червонного туза и бросил кверху: дыхание у всех остановилось. 24) Я обошел хату и приблизился к роковому окну: сердце мое сильно билось. 25) Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера. 26) Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.

Спишите, сгруппировав пословицы по смысловым отношениям их частей. Вставьте пропущенные буквы, выделите и обозначьте орфограммы в этих словах.

1) Лето прип_сает – зима по_дает. 2) Тьма свету не люб_т – злой доброго не терп_т. 3) Напролом идут – в_лос не ж_леют. 4) Источник ут_ляет жажду – доброе слово ож_вляет сердце. 5) На глаз повер_ш_ – криво отмер_ш_. 6) Смелые поб_ждают – трусливые пог_бают. 7) Не кричи о с_бе – пусть другие о тебе тихо скажут. 8) Наука даром не д_ет_ся – наука трудом б_рет_ся. 9) Азбуку учат – на всю избу кр_чат. 10) Кончил дело – гуляй смело. 11) Есть т_рпение – буд_т и умение. 12) Делу время – потехе час. 13) Труд человека корм_т – лень порт_т. 14) Лучше вспаш_ш_ – больше хлеба в_зьмеш_. 15) Вз_шло красно солнышко – пр_щай, светел месяц. 16) Чел_век без родины – соловей без сада. 17) С миру по нитке – голому рубаха. 18) Гл_за страшат_ся – руки делают. 19) Извериш_ся в алтыне – не п_верят в рубле. 20) С воза упало – не сыщеш_. 21) Ручка беленька – душа ч_рненька. 22) С глупым водит_ся – сам п_глупееш_. 23) С умным пог_ворить – воды напит_ся. 24) С другом друг бранит_ся – недруг в_с_лит_ся. 25) Помаш_ш_ палкой не умея – св_я же постр_дает шея. 26) Корень учения горек – плод его сладок. 27) Ученый без практики – пчела без меду. 28) Прочел х_рошую книгу – встретился с другом. 29) Дружно за дело взят_ся – пустыня зацв_тет. 30) Язык один, ушей пара – раз ск_жи, два п_слушай. 31) Не ищи безупречного друга – остан_ш_ся один. 32) Пр_ходят и б_лезни, и б_да – привычки ост_ются навс_гда. 33) Счастливый ш_потком толкует об удаче – несчастный о св_ем несчастье громко плач_т. 34) Б_льному сл_веч_ко ш_пнул с любовью – в_рнул ему половину зд_ровья. 35) Богач в стаде у себя не отыскал телка – последнего телка з_брал у б_дняка. 36) Не пож_леть трудов, не пол_ни_ся – в цв_ток в конце концов к_люч_ка пр_вр_тит_ся. 37) Первый камень криво в землю врос – вся ст_на пошла наперекос. 38) Обид_т друг – ляж_т камнем слово. 39) Умная голова сто голов корм_т – худая и одной не пр_кормит. 40) Мел_т день до веч_ра – п_слушать нечего. 41) Буд_шь книги читать – буд_шь все знать. 42) Недруг поддакива_т – друг спор_т. 43) Утром не встан_ш_ – день пропал. 44) Хв_стун и правду скаж_т – ему н_кто не поверит.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 40 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 50 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У.9.Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

У.10.Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

Умение соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

«5» - 1 ошибка.

«4» - 2-3 ошибки.

«3» - 4-5 ошибок.

«2» - 6 и более ошибок.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2. Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

3. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. П.А.Лекант, М., Просвещение.-2001

4. Русский язык. 10-11 классы,В.В.Бабайцева,М., Просвещение.- 2004.

Практическое занятие № 10. « Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи.»

Практическая работа № 10

1. Научный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

2. Определите  основной тип речи. К какому стилю речи относится данный текст.

      Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа.  Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей.  О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

3. Исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов. 

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2 Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам.

3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения.

4. На предприятии использовалось более прогрессивное  оборудование.

5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

4. Составьте текст из 7 – 10 предложений на любую тему в официально-деловом стиле.

Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

Директору автобазы № 2

От Никифорова Л. Н.

Заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л. Н. по такому вопросу. Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь

Никифоров Л. Н.

2 марта 2002 г.

Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст.

Доверенность

Я, Шевчук Л. А., доверяю моему мужу Шевчук И С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

16 декабря 2002 года

Л. А. Шевчук

 Найдите и исправьте ошибки в данной автобиографии. Проведите редакторскую правку.

Автобиография

Я, Потемкин Анатолий, родился 7 июня 1964 года. Я родился и живу в городе Москве. С 1972 по 1979 учился в школе. Я окончил только шесть классов. В этом же году поступил в училище. Там я получил профессию монтажника. С 1982 до настоящего времени работаю в строительном управлении. Сейчас уже имею 4-ый разряд.

В 1986 году окончил вечерний техникум и в 88-ом был назначен бри-гадиром комплексной бригады. Учусь в вечернем университете культуры и работаю.

Потемкин Анатолий

4 июня 1994 года

Объясните значения слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю.

Аккредитив, аттестат, бюллетень, директива, извещение, коммюнике, меморандум, резолюция, сертификат, ультиматум.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 30 минут

оформление и сдача 5 мин.;

всего 40 минут

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У.2.Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

У.15. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

В соответствии с критериями оценки

Критерии оценки

«5» - 1-2 ошибка.

«4» - 3-4 ошибки.

«3» - 5-6 ошибок.

«2» - 7 и более ошибок.

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Просвещение.- 2007.

2. Русский язык и культура речи Е.С.Антонова, Т.М.Воителева М.: Академия.- 2012.

3. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. П.А.Лекант, М., Просвещение.-2001

4. Русский язык. 10-11 классы,В.В.Бабайцева,М., Просвещение.- 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы практических занятий по русскому языку для подготовки учащихся к ГИА.

Система практических занятий (от простого к сложному) по русскому языку для учащихся 8 -9 классов, позволяющая  начать подготовку к ГИА, познакомиться с формулировками заданий, отработать практич...

Практическое занятие по русскому языку для педагогов, родителей, обучающихся.

Представленная презентация будет полезна при проведении мастер-классов для учителей школы, практикумов для родителей и  обучающихся. Материал пропогандирует красоту, богатство, звучность рус...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Конспект практического занятия по английскому языку для студентов специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", 3 курс ( ОГСЭ 03 Иностранный язык)

Хочу представить Вашему вниманию разработку конспекта практического занятия по английскому языку для студентов 3 курса по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Практическое занятие по русскому языку

Данное практическое занятие нацелено на отработку навыка определения грамматических ошибок в предложениях в фомате 8 задания ЕГЭ...

Практическое занятие по русскому языку

Данное занятие поможет тем, кто готовится сдавать ЕГЭ по русскому языку, а именно 8 задание...

Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"

Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...