Материалы практических занятий по русскому языку для подготовки учащихся к ГИА.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Конева Екатерина Валерьевна

Система практических занятий (от простого к сложному) по русскому языку для учащихся 8 -9 классов, позволяющая  начать подготовку к ГИА, познакомиться с формулировками заданий, отработать практические навыки. Объем и сложность заданий разные. Можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых, а также для факультативных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ГИА. 8 класс.

(1) (Н…)ум…лкая шумели воды пр…лива набегали гр…хоч…щие волны б…ющ…еся о (под)ножье тороса. (2) Но вот буря стихла. (3) Смолкли успоко…вшиеся волны пр…давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. (4) Лед…(н,нн)ые поля пр…двинулись к самому берегу. (5) Пош…л гул рокотом отд…ваясь в глубине бора. (6) Послышал…сь могуч…е шипение ш…рох треск ломающихся глыб словно надвигалось (не)укрощ…(н,нн)ое (сто)ногое чудовище. (7) Передовые льдины ст…лкнувшиеся с торосом сжатые напиравшей ма(с,сс)ой ползли на вершину и гром…здились в пр…чудливые горы. (8) Движение ледяной массы встретив (не)пр…одолимую пр…граду  пр…вратилось в коло(с,сс)альную энергию разрушения. (9) И (н…)сколько минут вдоль берега лома(н,нн)ыми очертаниями поднимал…сь новые громады.

1. Укажи номера предложений с обособленным определением.

2. Укажи номера предложений с обособленным обстоятельством.

3. Укажи номера предложений с однородными членами предложения.

4. Определи тип сказуемого в 8 предложении.

5. Укажи номера  сложных предложений. Определи их тип.

6. В 7-8  предложениях  укажи обстоятельство места.

7. Определи вид дополнения в 8 предложении «в энергию».

8. Из 5 -7 предложения выпиши слова с неизменяемой приставкой, при произношении которой происходит озвончение конечного согласного приставки.

9. Из предложений 3- 6 выпиши слова с парной согласной в корне в слабой позиции.

10. Из предложений 7-8 выпиши слово с чередующей безударной гласной в корне.

11. Из 7-8 предложений выпиши слово с приставкой, написание которой зависит от последующей буквы.

12. Из предложений 7-8 выпиши слово, Правописание Н в суффиксе которого объясняется правилом: «В прилагательных, образованных от бесприставочного глагола несовершенного вида без зависимых слов, пишется Н».

13. Из 1 предложения выпиши словосочетания с типом связи примыкание.

14. Из 2 предложения выпиши словосочетание с типом связи управление.

15. Замени «стоногое чудовище» синонимичным словосочетанием с типом связи управление.

16. Замени «ледяной массы» синонимичным словосочетанием с типом связи управление.

17. Замени «встретив преграду» синонимичным словосочетанием с типом связи согласование.

 Подготовка к ГИА. 8 класс.

(1) (Н…)ум…лкая шумели воды пр…лива набегали гр…хоч…щие волны б…ющ…еся о (под)ножье тороса. (2) Но вот буря стихла. (3) Смолкли успоко…вшиеся волны пр…давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. (4) Лед…(н,нн)ые поля пр…двинулись к самому берегу. (5) Пош…л гул рокотом отд…ваясь в глубине бора. (6) Послышал…сь могуч…е шипение ш…рох треск ломающихся глыб словно надвигалось (не)укрощ…(н,нн)ое (сто)ногое чудовище. (7) Передовые льдины ст…лкнувшиеся с торосом сжатые напиравшей ма(с,сс)ой ползли на вершину и гром…здились в пр…чудливые горы. (8) Движение ледяной массы встретив (не)пр…одолимую пр…граду  пр…вратилось в коло(с,сс)альную энергию разрушения. (9) И (н…)сколько минут вдоль берега лома(н,нн)ыми очертаниями поднимал…сь новые громады.

1. Укажи номера предложений с обособленным определением.

2. Укажи номера предложений с обособленным обстоятельством.

3. Укажи номера предложений с однородными членами предложения.

4. Определи тип сказуемого в 8 предложении.

5. Укажи номера  сложных предложений. Определи их тип.

6. В 7-8  предложениях  укажи обстоятельство места.

7. Определи вид дополнения в 8 предложении «в энергию».

8. Из 5 -7 предложения выпиши слова с неизменяемой приставкой, при произношении которой происходит озвончение конечного согласного приставки.

9. Из предложений 3- 6 выпиши слова с парной согласной в корне в слабой позиции.

10. Из предложений 7-8 выпиши слово с чередующей безударной гласной в корне.

11. Из 7-8 предложений выпиши слово с приставкой, написание которой зависит от последующей буквы.

12. Из предложений 7-8 выпиши слово, Правописание Н в суффиксе которого объясняется правилом: «В прилагательных, образованных от бесприставочного глагола несовершенного вида без зависимых слов, пишется Н».

13. Из 1 предложения выпиши словосочетания с типом связи примыкание.

14. Из 2 предложения выпиши словосочетание с типом связи управление.

15. Замени «стоногое чудовище» синонимичным словосочетанием с типом связи управление.

16. Замени «ледяной массы» синонимичным словосочетанием с типом связи управление.

17. Замени «встретив преграду» синонимичным словосочетанием с типом связи согласование.



Предварительный просмотр:

ИГА. 2 вариант.

Прочтите текст и выполните задания А1-А7, В1-В14.

(1) Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2) Поболтать было не с кем, поэтому Серёжка решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное.

(3 ) Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4) Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5) Но какие уж это мысли? (6) Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7) Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8) Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9) Но ничего! (10) Скоро они наберут силу, зашумят на ветру... (11) А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды...

(14) Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15) Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16) Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. (17) На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18) Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых...

(19) Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотроном! (20) Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон, - круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)  И сейчас Серёжка не просто ученик – он физик! (22) Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы...

(23) Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24) Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25) Вот приближается высокий старик с палкой. (26) Да это сам Иван Грозный! (27) Какой приказ отдаст он своему воину?

(28) Грозный приостановился и спокойно спросил:

- (29) Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»?

- (30) Н-не знаю, растерянно пролепетал Серёжка. – (31) То есть что я!.. (32) Знаю! (33) Сначала постоянно прямо, потом налево.

- (34) Спасибо, -  сказал, ничуть не удивившись, старик.

(35) И пошёл. (36) Медленно. (37) Спокойно. (38) Но уже совсем не как Иван Грозный. (39) А жаль.

К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только ОДИН правильный.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Серёжка Сыроежкин видит всё окружающее НЕ ТАКИМ, каким оно является в действительности»?

1) Серёжке не нравится всё окружающее, и поэтому он неприглядную картину действительности заслоняет мечтами.

2) Серёжке не хватает общения, и его единственное развлечение – это игра воображения.

3) Серёжке хочется преобразить всё так, чтобы окружающее было ещё ярче и содержательнее, чем в реальности.

4) Серёжка ещё слишком мал для того, чтобы адекватно воспринимать окружающее.

А2. Как автор относится к своему герою?

1) Автор любит своего героя и относится к нему с добрым юмором.

2) Автор высмеивает своего героя, ставя его в смешные и нелепые ситуации.

3) Автор осуждает своего героя за любовь к фантазиям.

4) Автор равнодушен к своему герою и никак не проявляет своего отношения к нему.

А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 14 – 22?

1) Серёжка – пустой мечтатель, тратящий время на никчёмные фантазии.

2) Серёжка – человек поверхностный, не обладающий глубокими знаниями.

3) Серёжка – хвастун, самовлюблённый человек, представляющий себя героем и умником.

4) Серёжка не только фантазёр, мечтатель, но и человек разносторонних интересов.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «схватиться» (предлож. 18).

1) сплестись                                              3) взяться

2) сразиться                                               4) закрепиться

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) 1 и 2                                                         3) 18 и 19

2) 5 и 6                                                         4) 37 и 38

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему прохожий называет героя не «друг», а «дружище»?

1) о доброжелательном отношении старика к случайно встреченному мальчику.

2) о том, что прохожий принимает задумавшегося Серёжку за взрослого человека.

3) о том, что Серёжка хорошо знаком этому прохожему.

4) о высокомерно-пренебрежительном отношении старика к мальчику и ко всем подросткам вообще.

А7. Прочитайте предложения 15-17. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях?

1) гипербола                                                  3) антитеза

2) метафора                                                   4) сравнительный оборот

Ответы на задания В1 – В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их , если нужно, запятыми. 

В1. Замените слово ПОБОЛТАТЬ из предложения 2 синонимичным, не имеющим стилистической окраски (стилистически нейтральным). Напишите это слово.

В2. Из предложений 10 -13 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня.

В3. Из предложений 25 -29 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением не до конца совершённого действия, которое выражает эта приставка.

В4. Из предложений 30 - 33 выпишите наречие, в котором правописание одного из суффиксов определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, причастиях, а также в образованных от них наречиях сохраняется суффикс –а-(-я-) основы неопределённой формы исходного глагола.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Пока вал не убрали, (1) здесь удобно прятаться. А потом, (2) наверное, (3) посадят кусты, (4) поставят спортивные снаряды...

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Вдруг вспыхивает солнечный луч, (1) и Серёжка забывает, (2) что минуту назад был физиком. Темнеют вдалеке стены Кремля, (3) и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

Он должен схватиться с тиграми и львами, (1) поразить их своим мечом, (2) чтобы остаться в живых... Нет, (3) пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотроном.

В8. Замените словосочетание КУЧУ ЗЕМЛИ (предложение 11), построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

В10. Среди предложений 25 – 32 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого  предложения.

В11. Среди предложений 19 - 22 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого  предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

В13. Среди предложений 14 - 18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого  предложения.

В14.  Среди предложений 2 – 6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого  предложения.

Часть С.

С 2.1.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

Антон: – На письме без двоеточия обойтись невозможно...

Кирилл: – Зачем нужны эти двоеточия? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до ХV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас! Попробуй разберись, где эти двоеточия ставить!

Напишите сочинение – рассуждение: «Зачем нужно двоеточие?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Е. Велтистова. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие  разные функции двоеточия. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 80 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С 2.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «А жаль».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приведя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 80 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

ИГА. 3 вариант.

Прочтите текст и выполните задания А1-А7, В1-В14.

(1) Дед, не раздеваясь, пошёл к письменному столу, развернул полотенце и достал принесённую картинку.

– (2) Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (3) Какая неожиданная удача... (4) Бабушка Колкина отдала нам картину. (5) Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!.. (6) Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!..

(7) И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за выражением его лица.

–  (8) Ну, как она тебе?.. (9) Правда, хороша?

– (10) Девчонка вроде меня, ответила Лена. (11) Николай Николаевич сначала не понял, что она имела в виду. (12) Посмотрел на картину. (13) Потом на Ленку...

– (14) Елена! – закричал он так, что она вздрогнула. – (15) Ты просто её копия, двойник... (16) Самый настоящий... (17) Тот  же цвет глаз... (18) Рот...

– (19) Рот до ушей, хоть завязочки пришей, - с грустью сказала Лена. – (20) Может, её тоже так дразнили... (21) Тогда не я первая.

– (22) Вот именно, - обрадовался Николай Николаевич. – (23) Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24) Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!

(25) Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.

– (26) Как же я сразу не догадался. (27) Сколько лет смотрел на неё – и не догадался. (28) Это же последняя работа прапрадеда.

(29) Николай Николаевич помолчал, потом величественно объявил:

– (30) Елена... (31) Возможно... (32) Нет, я уверен в этом.. (33) Девчонка – сестра моего деда, баба Маша. (34) Мария Николаевна. (35) Знаменитая особа. (36) Жертвенница. (37) Святая душа.

(38) Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. (39) А она после его смерти не пожелала выходить замуж (тогда ей было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна. (40) Но как прожила!

(41) Она основала женскую гимназию. (42) А все первые её выпускницы уехали в деревни, чтобы работать учителями. (43) Говорят, они ей во всём подражали: они так же одевались, так же разговаривали, так же жили. (44) Какие были люди! (45) Какие были особенные люди! (46) Всё делали не ради славы, а для людской пользы.

(47) Я её хорошо помню. (48) Она жила в твоей комнатке...

(49) Николай Николаевич бегал по комнате.

– (50) Боже мой! – продолжал бушевать он. – (51) Как ты удивительно на неё похожа! (52) И как я не понимал этого?! (53) Это многое в тебе объясняет. (54) Жизнь будто совершила круг...

К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только ОДИН правильный.

 

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Какое двойное открытие сделал для себя Николай Николаевич?»

1) Николай Николаевич неожиданно увидел, что Ленка похожа  на девочку на портрете и цветом глаз, и формой рта.

2) Благодаря Ленке Николай Николаевич понял, кто изображён на портрете, а благодаря портрету сразу постиг характер Ленки.

3) Николай Николаевич увидел, что Ленка похожа на его бабушку, и обрадовался тому, что она не первая, кого дразнят сверстники.

4) Благодаря «бабушке Колкиной» Николай Николаевич открыл для себя последнюю работу своего прапрадеда, а благодаря этой работе понял характер своей бабушки.

А2. Как Николай Николаевич относится к своим предкам и к памяти о них?

1) Николай Николаевич гордится тем, что принадлежит к древнему знатному роду, прославившемуся своим богатством, и изучает его историю.

2) Для Николая Николаевича важнее всего доказать всем окружающим, что его предки – самые знаменитые в городе, и он собирает свидетельства этого.

3) Николай Николаевич любит искусство и помнит о предках только потому, что они были художниками.

4) для Николая Николаевича память о предках, о достоинствах их личности – это истинная ценность.

А3. Как характеризует Ленку информация, заключённая в предложениях 19 – 25?

1) Ленка склонна к пессимистическому взгляду на жизнь и часто жалуется на невзгоды и грустит.

2) Ленка самолюбива и очень переживает из-за недостатков своей внешности, мечтая избавиться от них.

3) Ленка при внешней некрасивости обладает внутренней красотой, которую пока сама не осознаёт.

4) Ленка – скрытный человек и редко улыбается, чтобы не выдать свои истинные чувства.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «работа» (предложение 28).

1) деятельность         2) исполнение             3) произведение          4) обработка

А5. В каком предложении содержится противопоставление?

1) 11                                 2) 24                        3) 39                        4) 46

А6. Выберите   верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Николай Николаевич называет внучку не Леной, не Ленкой, а Еленой?»

Такая форма имени говорит...

1) о серьёзном, уважительном отношении деда к внучке.

2) о том, что внучка – взрослый, самостоятельный человек.

3) о том, что дед чрезмерно требователен и строг в обращении с внучкой.

4) об отчуждённых, холодных отношениях деда и внучки.

А7. Прочитайте предложения 22 – 28. какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?

1) сравнение                                                  3) разговорная лексика

2) однокоренные слова                                4) антитеза

Ответы на задания В1 – В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их , если нужно, запятыми. 

В1. Замените в тексте авторское слово жертвенница из предложения 36 синонимичным общеупотребительным словом или словосочетанием высокого стиля. Напишите это словосочетание.

В2.  Из предложений 5 – 7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В3. Из предложений 2-5 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного  по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение).

В4. Из предложений 1-4 выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов –онн-; -ённ-; -енн-, пишется НН».

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Чудная,(1) милая,(2) восхитительная бабушка Колкина!.. Честно говоря,(3)редкостные люди нас окружают,(4) Елена!..

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Ну,(1) улыбнись,(2)  улыбнись!.. Улыбка многое говорит о человеке,(3) а ты замечательно улыбаешься!

Ленка застенчиво улыбнулась,(4) и уголки её губ привычно поползли к ушам.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

Ну,(1) как она тебе?.. Правда,(2) хороша?

 –Девчонка вроде меня,(3) – ответила Ленка. Николай Николаевич сначала не понял,(4) что она имела в виду.

В8. Замените словосочетание с восторгом поставил (предложение 7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 53.

В10. Среди предложений 14 – 20 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В11. Среди предложений 5 – 10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 42.

В13. Среди предложений 39 – 46 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

В14. Среди предложений 32 – 40 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Часть С.

2.1.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

Антон: – На письме без тире обойтись невозможно...

Кирилл: – Зачем нужны эти тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до ХV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас! Попробуй разберись, где эти тире ставить!

Напишите сочинение – рассуждение: «Зачем нужно тире?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В.Железникова. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие  разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С 2.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «Жизнь будто совершила круг...».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приведя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

ИГА. Вариант 4.

Часть 2.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А7, В1 – В14.

(1) Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2) Звонили из других городов бывшие папины пациенты.

(3) Однажды, когда в очередной раз позвонили, папа сказал в трубку:

– (4) Ну что за вопрос?! (5) Пусть мальчик приезжает... (6) Остановится прямо у нас. (7) Я покажу его специалистам.

(8) Утром мама спросила:

– (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?

– (10) Дальняя родственница.

– (11) Но кем она всё же тебе приходится? (12) Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил.

(13) Мальчик приехал через три дня. (14) Это был мужчина лет тридцати. (15) Приезжего звали Игнатий.

– (16) Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться. (17) Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18) Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19) Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо, - сказал приезжий.

(20) На следующий день рано утром папа повёл Игнатия  к себе в больницу.

– (21) Вечером вы узнаете о результатах, - сказал нам папа.

– (22) Нет, дорогой, позвони мне на работу, - сказала мама. – (23) Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.

– (24) Или всё плохо, - бодро сказал Игнатий.

– (25) Это исключается! – тихо сказала мама. – (26) Я уверена...

– (27) Мне тоже сообщите, пожалуйста, - попросил я.

(28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался.

(29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика.

(32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу:

– (35) «Этого диагноза у Игнатия нет. (36) Точно установили. (37) Он болен серьёзно. (38) Надо делать сложную операцию. (39) Но этого нет!» - сказала бабушка.

(40) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41) Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42) Тогда я радостно заорал:

 – (43) Он будет жив и здоров! (44) Этого у него нет. (45) Точно установили! (46) Этого нет. (47) Клянусь своим здоровьем!

(48) В школе мы часто пишем сочинения на тему «Кем быть?» (49) Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз – что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий – что отважным космонавтом. (50) Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.

(51) В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52) «Но как это здорово, - думал я, - выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53) «Он будет жив... и здоров. (54) Не волнуйтесь...»                                                                                            (По А. Алексину)

К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из них только ОДИН правильный.

А1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?

1) После описанного случая рассказчик окончательно решил стать врачом.

2) Предполагаемый диагноз приезжего не подтвердился.

3) Приезжий был серьёзно болен, и ему нужна была сложная операция.

4) Отец не мог вспомнить, кем ему приходится приехавший родственник.

А2. Почему герой-рассказчик не остался на занятие фотокружка (предложение 28)?

1) Нужно было встретить бабушку, которая в этот день пришла помочь маме по хозяйству.

2) В этот день занятия фотокружка отменили.

3) Рассказчик уже знал, что «предполагаемый диагноз» у Игнатия не подтвердился, и хотел первым сообщить это по телефону матери гостя.

4) Рассказчика, как и всех его родных, волновал результат визита Игнатия в больницу, поэтому он не хотел задерживаться.

А3. Как характеризует отца героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 1 – 12? Укажите верное продолжение фразы:

Отец рассказчика...

1) очень любит своих родственников, и поэтому именно им он оказывает помощь в первую очередь.

2) не хотел показаться невоспитанным и поэтому согласился принять гостя.

3) готов помочь любому человеку, даже незнакомому.

4) испытывал чувство вины за то, что не узнал родственницу, звонившую ночью, и поэтому согласился принять у себя дома её сына.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановится» (предложение 6).

1) придёт к заключению, остановит свой выбор на чём-либо

2) прекратит что-нибудь делать

3) временно расположится, поселится по приезде

4) перестанет двигаться

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (13) Мальчик приехал через три дня. (14) Это был мужчина лет тридцати.

2) (25) Это исключается! – воскликнула мама. – (26) Я уверена...

3) (40) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода.

4) (49) Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отчаянным геологом, в другой раз – что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий – что отважным космонавтом. (50) На самом деле я ещё не выбрал профессии.

А6. Выберите верный ответ на вопрос: «Почему в тексте употреблено только одно имя, почему автор не называет имён других героев рассказа?»

1) Рассказчик давно хотел познакомиться с Игнатием, именно поэтому значимым для него является только это имя.

2) Для рассказчика важно сообщить именно это имя, так как все происходящие события связаны с незнакомцем.

3) Игнатия давно ждали в семье, и, чтобы подчеркнуть значимость его приезда, в тексте упомянуто только имя гостя.

4) Несмотря на то что Игнатий был дальним родственником, он часто бывал в этой семье, и его имя было у все на слуху.

А7. Укажите какое средство речевой выразительности используется в предложении 40?

1) олицетворение                                              3) синонимы

2) эпитет                                                            4) сравнительный оборот

Ответы на задания В1 – В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. 

В1. Замените слово здорово из предложения 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 18-19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 11-15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонким согласным пишется З, а перед глухим -  С».

В4. Из предложений 40-54 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н, пишется НН».

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.

–  Я бы,(1) поверьте,(2) не отважился к вам вторгаться.  Если бы они не сказали ей,(3) моей матери,(4) про этот свой «предполагаемый диагноз».  Теперь она не будет ни спать,(5) ни есть.  Я должен немедленно доказать ей,(6) что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно,(7) что всё будет хорошо,(8) - сказал приезжий.

На следующий день рано утром папа повёл Игнатия  к себе в больницу.

– Вечером вы узнаете о результатах,(9) - сказал нам папа.

– Нет,(10) дорогой,(11) позвони мне на работу,(12) - сказала мама. – Если я вдруг выйду из комнаты,(13) передай: всё хорошо.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите все цифру(-ы), обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

– Мне тоже сообщите,(1)пожалуйста,(2) - попросил я.

После пятого урока у меня был фотокружок,(3)но я не остался.

Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон,(4) потом круглый деревянный столик,(5) на котором он стоит. А потом всё,(6) что находится в коридоре возле столика.

Наконец мы дождались: позвонил папа. Обычно бабушка не любит,(7) когда я вмешиваюсь в дела взрослых.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

«Но как это здорово,(1) - думал я,(2) - выйти из операционной,(3) увидеть глаза матери, (4)которые остановились от страха и ожидания,(5) устало так улыбнуться и тихо сказать:  «Он будет жив... и здоров. Не волнуйтесь...»    

В8. Замените словосочетание деревянный столик (предложение 30), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

В10. Среди предложений 12-18 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.        

В11. Среди предложений 20-31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.        

В12. Укажите количество грамматических основ  в предложении 40.                                                                

В13. Среди предложений 29-40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 11-22 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

ЧАСТЬ 3.

Используя прочитанный текст части 2, выполните только одно из заданий: С2.1 или С2.2. перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

Антон: – На письме без знаков препинания обойтись невозможно...

Кирилл: – Зачем нужны все эти абзацы, тире, запятые, двоеточия? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до ХV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!

Напишите сочинение – рассуждение: «Зачем нужна пунктуация?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А.Алексина. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие  разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С 2.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. «Но как это здорово, - думал я, - выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: «Он будет жив...и здоров. Не волнуйтесь...»                                                                                            ».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приведя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

8 класс. Подготовка к ИГА. 5 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Про батарею Тушина было забыто и только в самом конце дела прод...лжая слышать к...нонаду в центре князь Багратион послал туда князя Андрея что(бы) велеть батарее отступать как можно скорее. (2) Пр...крытие стоявш...е подле пушек Тушина ушло, по чьему(то) пр...казанию, в середине дела но батарея прод...лжала стр...лять и (не)была взята французами только (по)тому что (не)приятель (не)мог предпол...гать дерзости стрельбы ч...тырёх, (н...)кем (н...)защ...щ...(н,нн)ых пушек. (3) Все орудия без прик...зания били в напр...влении пожара.

1. Подчеркни грамматические основы в каждом предложении.

2. Укажи номер(а) предложения(й) с сочинительной и подчинительной связью между частями.

3. Укажи количество основ в 1 предложении.

4. Укажи номер сложного предложения, в составе которого есть односоставное. Определи тип односоставного предложения.

5. Укажи номер предложения с обособленным обстоятельством.

6. Укажи номер предложения, в котором есть обособленное согласованное определение.

7. Выпиши слово с чередующейся гласной в корне.

8. Выпиши из 1 предложения прямое дополнение.

9. Выпиши из предложений все союзы.

10. Из 3 предложения выпиши словосочетание с типом связи согласование.

11. Из 3 предложения выпиши слова, образованные суффиксальным способом.

8 класс. Подготовка к ИГА. 6 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) (В)следствии... этого страшного гула и шума, потребности вн...мания и деятельности, Тушин (не)и...пытывал н... м...лейшего (не)пр...ятного чу...ства страха и мысль что его могут убить или больно ранить (не)пр...ходила ему в голову.

 (2) Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. (3) Ему к...залось что уже очень д...вно, едва ли не вчера, была та минута когда он увидел (не)приятеля и ...делал первый выстрел, и что клоч...к поля на котором он ст...ял был ему давно знакомым родстве(н, нн)ым местом.

1. Подчеркни грамматические основы в каждом предложении.

2. Укажите количество основ в 1 предложении.

3. Укажите номер простого односоставного предложения. Определите тип односоставного предложения.

4. Определите тип сказуемого во 2 предложении.

5. Из 2 предложения выпишите словосочетание с типом связи управление.

6. Из 3 предложения выпишите все местоимения.

7. Из 3 предложения выпишите все слова, образованные приставочным способом.

8. Из 1 предложения выпишите производный предлог.

9. Из 1 предложения выпишите словосочетание с типом связи примыкание.

10. Замените синонимичным словосочетанием, основанным на согласовании, словосочетание «воздух ночи».

11. Выпиши слово, написание которого подчиняется правилу «Правописание О-Ё после шипящих».

 8 класс. Подготовка к ИГА. 7 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) В 1928 году ит...льянский генерал Нобиле задумал повторить (путе)ше...ствие Амундсена к Северному полюсу. (2) Экспедиц...я была ш...роко ра...рекламирова(н,нн)а средствами информац...и. (3) Папа римский вручил Нобиле крест для водружения на Северном полюсе. (4) Пре...вкушая славу зав...евания Северного полюся далеко (не)скромный итальянский генерал захв...тил свой парадный мундир. (5) Но дирижабль «Италия» пр...кратил (радио)связь. (6) На помощ... вылетел Амундсен вышли норве...ские и неме...кие суда.

1. Подчеркни грамматические основы в каждом предложении.

2. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.

3. Укажите номер сложного предложения.

4. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

5. Из 2 предложения выпишите словосочетание с типом связи примыкание.

6. Из 1 предложения выпишите слово(а) с непроверяемой безударной гласной в корне.

7. Определите часть речи слова РАЗРЕКЛАМИРОВАНА из 2 предложения.

8. Из предложений 2-3 выпишите прямое(ые) дополнение(я).

9. Найдите синоним к слову «корабли».

10. Из 3 предложения выпишите слово(а), образованные суффиксальным способом.

11. Запишите синонимичное словосочетание, основанное на типе связи управление, к словосочетанию «норвежские суда».

12. Выпишите слова, образованные способом сложения.

8 класс. Подготовка к ИГА. 8 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Крокодил искус...ный охотник. (2) Ч...сами он может л...жать в воде высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. (3) Стоит кому(то) пр...близит...ся к (водо)пою от жажды пот...ряв бдительность он мгнове(н, нн)о бр...сается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы. (4) Размеры жертвы крокодила (н...)чуть (не)смущают. (5) На суше он её (не)уб...вает а тащит в воду и топит.

1. Подчеркни грамматические основы в каждом предложении.

2. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.

3. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

4. Укажите номер сложного предложения, частью которого является односоставное предложение. Определите тип односоставного предложения.

5. Укажите количество основ в 3 предложении.

6. Из 2 предложения выпишите все слова с проверяемой гласной в корне слова.

7. Из 2 предложения выпишите словосочетание с типом связи согласование.

8. Из 2 предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

9. Из 1-3 предложения выпишите частицы.

10. Определите часть речи слова «потеряв» из предложения 3.

11. Объясните постановку знака препинания в 1 предложении.

12. Укажите среди предложений 3-5 номер предложения с прямым дополнением.



Предварительный просмотр:

8 класс. Подготовка к ИГА. 9 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

 (1) Челкаш пр...снулся первым тревожно огл...нулся (во)круг сразу успоко...лся и посм...трел на Гаврилу ещ... спящего. (2) Тот сла...ко в...храпывал и (во)сне улыбался чему(то)всем св...им де...ским заг...релым лиц...м. (3) Челкаш в...дохнул и поле... по у...кой веревочной лес...нице. (4) В отверстие трюма смотрел свинц...вый кусок неба. (5) Было светло но (по)осе(н,нн)ему скучно и серо. (6) Вдруг он замет...л что Гаврила очень перем...нился.

1. Выдели грамматические основы каждого предложения.

2. Укажи номер односоставного предложения. Определи тип односоставного предложения.

3. Укажи тип сказуемого в 5 предложении.

4. Укажи номер сложноподчиненного предложения.

5. Из 1 предложения выпиши словосочетания с типом связи примыкание.

6. Укажи номер предложения с обособленным согласованным определением.

7. Из 2 предложения выпиши все местоимения, определи их разряд.

8. Выпиши слово(а) с чередующейся гласной в корне.

9. Из 3 предложения выпиши словосочетание с типом связи согласование.

10. Из 5-6 предложения выпиши все наречия.

11. Из 3 предложения выпиши словосочетание с тиром связи управление.

12. Выпиши все слова с орфограммой «Правописание букв О-Ё после шипящих в суффиксах»

13. Из 2-3 предложения выпиши все слова, в которых правописание приставки зависит от последующей буквы.

14. Укажите количество грамматических основ в 1 предложении.

15. Выпиши номера предложений с однородными членами предложения.

8 класс. Подготовка к ИГА. 10 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Бич…в это не только с...довник но и вз...скательный педагог. (2) Без...ниц...ативным и (равно)душным ребятам нет места. (3) Интересно и сод...ржательно проводят они свой досуг в лагере. (4) На высоком уровне проходят сп...ртивные с...ост...зания тур...стические походы и занятия в кру...ках (само)де...тельности. (5) Перед ужином мальчики и девочки с б...льшим уд...вольствием т...нцуют и п...ют под а(к,кк)омп...н...мент б...яна.

1. Выдели грамматические основы каждого предложения.

2. Укажи номер односоставного предложения. Определи тип односоставного предложения.

3. Укажи тип сказуемого в 1 предложении.

4. Укажи номер предложения с однородными обстоятельствами.

5. Из предложений 1-2 выпиши все союзы.

6. Из 3 предложения выпиши словосочетание с типом связи согласование.

7. Выпиши слово с орфограммой «Правописание букв О-Ё после шипящих в суффиксах»

8. Выпиши все слова, написание которых подчиняется правилу «Правописание букв И-Ы после приставок».

9. Укажи количество основ в 4 предложении.

10. Выпиши все сложные слова из предложений 2-4.

11. Замени синонимичным словосочетанием, основанным на типе связи управление словосочетание «туристические походы».

12. Выпиши грамматическую основу 5 предложения.

13. Определите стиль и тип речи данного отрывка.

14. Укажите, в каком значении употребляется слово «аккомпанемент» (предложение 5).

15. Из предложения 3 выпишите все слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.



Предварительный просмотр:

8 класс. Подготовка к ИГА. 11 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

 (1) Дли(н,нн)ой бл...стающей пол...сой тянет...ся с зап...да на восток Таймырское оз...ро. (2) На севере во...вышают...ся каме(н,нн)ые глыбы за ними маячат ч...рные хре...ты.

(3) Весе(н,нн)ие воды пр...носят (с)в...рхов...ев следы пр...бывания человека рва(н,нн)ые сети полома(н,нн)ые в...сла и другие (не)мудрее(н,нн)ые пр...надлежности рыбач...его обихода. (4) У заб...лоч...(н,нн)ых берегов тундра ог...лил...сь только (кое)где б...леют и бл...стят на со...нце пятн...шки снега. (5) Ещ...    кре...ко держ...т ноги скова(н,нн)ая льдом м...рзлота и лёд (в)уст...ях рек и реч...нок долго буд...т ст...ять а озеро оч...сти...ся дней через дес...ть. (6) И тогда песча(н,нн)ый берег (за)литый светом перейдёт в т...инстве(н,нн)ое св...чение со(н,нн)ой воды.

1. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.

2. Определите тип сказуемого в 5 предложении.

3. Укажи номер предложения, в котором есть обобщающее слово.

4. Укажи номер(а) сложного(ых) предложения(й). Определи тип сложного предложения.

5. Выпиши слова с чередующимися гласными в корне.

6. Выпиши слова, написание которых регулируется правилом «Правописание букв О-Ё в суффиксах».

7. Укажи номер предложения, в котором есть согласованное обособленное определение.

8.  Подберите синоним к слову «немудрёные».

9. Определите стиль и тип речи данного отрывка.

10. Из 3-6 предложения выпишите номер того, в котором есть эпитет.

11. Укажите номер предложения с неоднородными определениями.

12. Замените словосочетание «следы человека» на синонимичное с типом связи согласование.

13. Укажите номера предложений с однородными членами.

14. Выпишите все причастия.

15. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения:  

И тогда песчаный берег, (1) залитый светом, (2) перейдёт в таинственное свечение сонной воды, (3) а дальше – в торжественные силуэты, (4) причудливые очертания противоположного берега.

8 класс. Подготовка к ИГА. 11 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

 (1) Дли(н,нн)ой бл...стающей пол...сой тянет...ся с зап...да на восток Таймырское оз...ро. (2) На севере во...вышают...ся каме(н,нн)ые глыбы за ними маячат ч...рные хре...ты.

(3) Весе(н,нн)ие воды пр...носят (с)в...рхов...ев следы пр...бывания человека рва(н,нн)ые сети полома(н,нн)ые в...сла и другие (не)мудрее(н,нн)ые пр...надлежности рыбач...его обихода. (4) У заб...лоч...(н,нн)ых берегов тундра ог...лил...сь только (кое)где б...леют и бл...стят на со...нце пятн...шки снега. (5) Ещ...    кре...ко держ...т ноги скова(н,нн)ая льдом м...рзлота и лёд (в)уст...ях рек и реч...нок долго буд...т ст...ять а озеро оч...сти...ся дней через дес...ть. (6) И тогда песча(н,нн)ый берег (за)литый светом перейдёт в т...инстве(н,нн)ое св...чение со(н,нн)ой воды.

1. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.

2. Определите тип сказуемого в 5 предложении.

3. Укажи номер предложения, в котором есть обобщающее слово.

4. Укажи номер(а) сложного(ых) предложения(й). Определи тип сложного предложения.

5. Выпиши слова с чередующимися гласными в корне.

6. Выпиши слова, написание которых регулируется правилом «Правописание букв О-Ё в суффиксах».

7. Укажи номер предложения, в котором есть согласованное обособленное определение.

8.  Подберите синоним к слову «немудрёные».

9. Определите стиль и тип речи данного отрывка.

10. Из 3-6 предложения выпишите номер того, в котором есть эпитет.

11. Укажите номер предложения с неоднородными определениями.

12. Замените словосочетание «следы человека» на синонимичное с типом связи согласование.

13. Укажите номера предложений с однородными членами.

14. Выпишите все причастия.

15. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения:  

И тогда песчаный берег, (1) залитый светом, (2) перейдёт в таинственное свечение сонной воды, (3) а дальше – в торжественные силуэты, (4) причудливые очертания противоположного берега.



Предварительный просмотр:

8 класс. Подготовка к ИГА. 12 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) С...ды ст...яли бе...молвные и сп...койные от...гч...(н,нн)ые белым (не)тронутым снегом. (2) И садов в городе было так много, как н... в одном городе мира. (3) Они ра...кинулись (по)всюду огромными пятнами, с а(л,лл)еями к...штанами оврагами клёнами и липами.

 (4) Сады кр...совались на пр...красных г...рах нави...ших над Днепром. (5) Старые ...гнившие ч...рные балки парапета (не)пр...гр...ждали пути прямо к обрывам на страшной выс...те. (6) (От)весные стены зам...тё(н,нн)ые в...югою пад...ли на нижние д...лёкие те(р,рр)асы а те ра...х...дились всё дальше и шире (пере)х...дили в б...реговые рощи на ш...(с,сс)е в...ющ...мся по берегу в...ликой реки.

1. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.

2. Определите тип сказуемого в 1 предложении.

3. Укажи номер предложения, в котором есть неоднородные определения.

4. Укажи номер(а) сложного(ых) предложения(й). Определи тип сложного предложения.

5. Выпиши глаголы, правописание безударного суффикса которых зависит от конечной гласной буквы неопределённой формы.

6. Выпиши слово, написание которых регулируется правилом «Правописание букв О-Ё в суффиксах».

7. Укажи номер(а) предложения(й), в котором есть согласованное обособленное определение.

8.  Подберите синоним к слову «страшной» (предложение 5).

9. Определите стиль и тип речи данного отрывка.

10. Из 5 предложения выпишите эпитет.

11. Укажите номер предложения с однородными несогласованными определениями.

12. Укажите номер и тип односоставного предложения.

13. Из 3 предложения выпишите словосочетание с типом связи примыкание.

14. Выпишите из 1 предложения словосочетание с типом связи управление.

15. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения:  

Не на шутку разыгравшаяся река, (1) очевидно, (2) сильно обеспокоила всех ожидавших переправы, (3) даже и самого переводчика. Но, (4) несмотря ни на что, (5) перевоз совершался как обычно, (6) и голоса людей гремели и раскатывались над Ветлугой.

16. Выпишите все слова, правописание приставки которых зависит от последующей звонкой/глухой согласной.

17. Из 4-5 предложения выпишите слово(а), написание приставки которого(ых) зависит от значения. Определите значение приставки.

18. Из предложения в задании 15 укажите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

19. Из 6 предложения выпишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

20. Укажите количество грамматических основ в 6 предложении.



Предварительный просмотр:

8 класс. Подготовка к ИГА. 13 вариант.

Задание: Спишите текст, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Шинель  не только одна из лу...ших п...вестей Гоголя о пр...стых людях о бедных труже(н,нн)иках но и одно из выд...ющихся дост...жений ру(с,сс)кой д...мокр...тической литературы. (2) Акакий Акакиевич Башмачкин   «вечный т...тулярный советник».

(3) У него (не)было п...рспективы продв...жения по службе да он и (не)стр...мился (к)этому.

(4) Он готов был всю жизнь пер...писывать бумаги служа (не)только «ревнос...но» но и с любов...ю. (5) Гоголь с...здаёт гротескный обр...з человека для которого вне переписывания бумаг «(н...)чего (н...)сущ...ствовало». (6) Но (при)всём убожестве внутре(н,нн)его мира Башмачкина Гоголь (н...)д...ёт нам право ра(с,сс)матривать его как тупого и бе...чу...стве(н,нн)ого чинушу.

1. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.

2. Определите тип сказуемого в 6 предложении.

3. Укажи номер предложения, в котором есть неоднородные определения.

4. Укажи номер(а) сложного(ых) предложения(й). Определи тип сложного предложения.

5. Укажи номер сложного предложения, в состав которого входит односоставное предложение. Определи тип односоставного предложения.

6. Из 5-6 предложений выпиши слово, написание буквы И в приставке которого зависит от её безударного положения.

7. Укажи номер(а) предложения(й), в котором есть обособленное обстоятельство.

8.  Подберите синоним к слову «перспективы» (предложение 3).

9. Определите стиль и тип речи данного отрывка.

10. Из 6  предложения выпишите слово с ярко выраженной экспрессивной окраской. Замените его стилистически нейтральным синонимом.

11. Укажите номер(а) предложения(й) с составным именным сказуемым.

12. Укажите номер предложения с однородными второстепенными членами предложения.

13. Из 4 предложения выпишите словосочетание с типом связи согласование.

14. Выпишите из 1 предложения словосочетания с типом связи управление. Замени их синонимичными словосочетаниями  с типом связи согласование.

15. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения:

Читатель, (1) я думаю, (2) заметил, (3)что Чичиков говорил, (4) однако ж, (5) с большею свободой и вовсе не церемонился.

16. Выпишите все слова, правописание приставки которых зависит от последующей звонкой/глухой согласной.

17. Определите часть речи слова «выдающихся» (предложение 1).

18. Из предложения в задании 15 укажите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

19. Из 6 предложения выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

20. Из 4 предложения выпишите прямое дополнение.



Предварительный просмотр:

Подготовка к ИГА. 8 класс. 14 вариант.

Задание: списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) В(течении...) (не)скольких ч...сов можно с...деть (не)подвижно глядя на играющ...е море. (2) (В)бл...зи море прозрачно и чисто а (в)отд...лении л...жит густой (тёмно)синей п...л...сой (чуть)чуть подёрнутой дымкой. (3) Далеко(далеко) б...леет од...нокий парус.

(4) (Не)смотря на чудес...ную погоду море пусто. (5) Близ бер...га над в...лнами пр...носят...ся то туда то сюда чайки. (6) (В)друг чайки (как)буд...то (з,с)говорившись ул...тают проч... от берега. (7) (По)вид...мому их зоркие гл...за ра(с,сс)м...трели (в)дали пароход и они направились (к)нему. (8) С их отлётом над морем ст...новит...ся (по)прежнему тихо. (9) (Н...)откуда (не)слышно (н...)каких звуков. (10) (В)последствии я всегда (с)удовольствием всп...минал свои прогулки по м...рскому берегу.

1. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.

2. Определите тип сказуемого в 10 предложении.

3. Укажи номер предложения, в котором есть неоднородные определения.

4. Укажи номер(а) сложного(ых) предложения(й). Определи тип сложного предложения.

5. Укажите номера и типы односоставных предложений.

6. Из 6-10 предложений выпиши слова, написание буквы И в приставке которых зависит от её безударного положения.

7. Укажи номер(а) предложения(й), в котором есть обособленное обстоятельство.

8.  Подберите синоним к слову «впоследствии» (предложение 10).

9. Определите стиль и тип речи данного отрывка.

10. Укажите номер(а) предложений с однородными главными членами.

11. Укажите номер(а) предложения(й) с составным именным сказуемым.

12. Укажите номер предложения с однородными второстепенными членами предложения.

13. Из 4 предложения выпишите словосочетание с типом связи согласование.

14. Выпишите из 1 предложения словосочетания с типом связи примыкание.

15. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения:

Когда погода безветренна,(1)смотритель, (2) не торопясь, (3) надевает и форменную кепку, (4) и поношенный плащ и идёт к морю.

16. Выпишите все слова, правописание приставки которых зависит от последующей звонкой/глухой согласной.

17. Определите часть речи слова «в течение» (предложение 1).

18. Из предложения в задании 15 укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

19. Укажите номер предложения с обособленным определением.

20. Укажите номера предложений с вводным словом.

21. Из предложения 3 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

22. Из 10 предложения выпишите словосочетание с типом связи согласование, замените его синонимичным словосочетанием с типом связи управление.

23. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 3: олицетворение, эпитет, синонимы, сравнительный оборот.



Предварительный просмотр:

Подготовка к ИГА. 15 вариант.

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Выполните задания после текста.

(1)Александр Васильевич Суворов (пр...)исх...дил из (не)богатого дв...рянского рода. (2) По воспом...наниям ро...стве(н,нн)иков мальчик (не)отл...чался н... здоровьем н... хорошим сл...жением. (3) К...залось(бы) какие тут м...гли быть м...чты о вое(н,нн)ой службе! (4) Но к досаде р...дителей ребёнок рано пр...стр...стился к вое(н,нн)ым наукам. (5) Разумеется этому (от)части сп...со...ствовали увл...кательные ра(с,сс)казы о Петре I отца его г...стей и просто случайных пос...тителей. (6) Мальчик с жадностью накинулся на жизн...оп...сания в...ликих п...лково...цев прошлого Александра Македонского Ганнибала Юлия Цезаря и в мечтах (не)однократно видел себя на поле ср...жений. (7) В его детской по...вляют...ся военные предметы и всё отн...сящееся к военному делу планы ср...жений геогр...фические карты глобусы. (8) С целью тр...нировки он пр...учает себя вставать на ра(с,сс)вете купает...ся в реке до заморо...ков ч...сами ост...ёт...ся на морозе в лё...кой одежде.

1. Определить тип сказуемого в 3 предложении.

2. Замените слово пристрастился из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом.

3. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

4. Выпишите все слова, правописание приставки которых зависит от последующей буквы.

5. Выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –енн-, пишется НН».

6. Замените словосочетание к досаде родителей (предложение 4), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

7. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.

8. Укажите номера предложений с обобщающими словами.

9. Укажите номера предложений с однородными главными членами предложения.

10. Укажите номера предложений с однородными второстепенными членами предложения.

11. Укажите номер предложения с неоднородными определениями.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

13. Выпишите грамматическую основу 7 предложения.

14. Выпишите слова, правописание приставки которых зависит от значения. Укажите значение приставки.

15. Среди предложений 4-8 выпишите глагол, правописание безударного суффикса которого зависит от конечной гласной основы  неопределённой формы глагола.

16. Из 3 предложения выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

17. Какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: эпитет, олицетворение, синонимы, сравнительный оборот, метафора?

18. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

По степи,(1) посвистывая,(2) бегали или,(3) как столбики,(4) стояли у своих нор суслики,(5) а в воздухе,(6) мелькая по иссохшей траве,(7) плавали коршуны,(8) ястребы.

19. Из предложения в задании 18 выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

20. Какое средство речевой выразительности используется в предложении из задания 18: эпитет, олицетворение, сравнительный оборот, фразеологизм?

21. Из предложения в задании 18 выпишите все цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.

Подготовка к ИГА. 16 вариант.

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Выполните задания после текста.

(1) Ни уг...воры ни уб...ждения ни даже угрозы р...дителей (н...)что (не)м...гло отклонить Александра Суворова от намече(н,нн)ой цели. (2) Настойчиво и упорно он прод...лжал г...товить себя к суров...й п...ходной жизни но (в)начале он н...(от)кого (не)получал по...дер...ки для осуществления св...ей м...чты. (3) (На)оборот все к...залось г...товы были  о...гов...рить его от (бес...)смысле(н,нн)ых м...чтаний которыми  (не)которые из р...дных называли его планы.

(4) Но мальчик был (не)покол...бим и с исключительным упорством доб...вался своего. (5) Р...дители (на)конец уступили и Александр был пр...пис...н в р...довые Семёновского п...лка. (6) С этого м...мента начинает...ся новая полная трудов и в...личия жизнь г...ниального ру(с,сс)кого полк...во...ца.

1. Замените слово непоколебим из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом.

2. Из предложений 1-3  выпишите слово, в котором правописание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

3.  Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание одной Н в суффиксе которого определяется краткой формой страдательного причастия.

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание буквы И в приставке которого определяется её безударным положением.

5. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание двух букв Н в суффиксе которого определяется тем, что это слово образовано от глагола совершенного вида.

6. Из предложений 2-6 выпишите слова с парной согласной в корне.

7. Среди предложений 4-6 укажите номер предложения с неоднородными определениями.

8. Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения. Укажите значение приставки.

9. Выпишите слова, правописание приставки которых зависит от последующей буквы.

10. Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание безударного суффикса которого определяется конечной гласной глагола неопределённой формы.

11. Из 4 предложения выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

12. Из 3 предложения выпишите слово с неизменяемой приставкой, при произношении которого происходит уподобление парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение).

13. Укажите номер предложения с вводными конструкциями.

14. Укажите номер предложения с обобщающим словом.

15. Укажите номер сложносочинённого предложения.

16. Укажите номер сложноподчинённого предложения.

17. Выпишите грамматическую основу 1 предложения.

18. Укажите номер предложения с неоднородными определениями.

19. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.

20. Замените словосочетание угрозы родителей (предложение 1), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

21. Из 2 предложения выпишите словосочетания с типом связи примыкание.

22. Выпишите цифры, обозначающие  запятые при вводном слове.

С гор наползали,(1)цепляясь за колья огорода,(2)лезли на жердочки нити повилики,(3) хмеля и дедушкиных кудрей. Попадались и незабудки,(4)розовые лютики и,(5)конечно,(6) осока-резун.

23. В предложении из задания 22 выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.



Предварительный просмотр:

Подготовка к ИГА. 17 вариант.

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Ра(н,нн)им утром едва забрезжил ра(с,сс)вет я возвр...щался в зн...комые м...ста (не)хоже(н,нн)ыми тропами. (2) В(дали) (не)ясной и тума(н,нн)ой мне уже м...рещил...сь к...ртина родного с...ла.

 (3) Тор...пливо ступая по (не)коше(н,нн)ой траве я пр...дст...влял как подойду к своему дому покосивш...муся от древн...сти но (по)прежнему пр...ветливому и дорогому.(4) Конечно мне х...телось (по)скорее увидеть (с)дет...тва знакомую улицу старый колодец наш пал...садник с кустами ж...смина и роз. (5) Погруж...(н,нн)ый в свои воспом...нания я (не)заметно пр...близился к околице и удивлё(н,нн)ый остановился (в)начале улиц... . (6) На самом краю села стоял ветхий дом (н...)сколько (не)изм...нившийся (с)тех пор как я (от)сюда уехал. (7) Все эти годы, на прот...жении многих лет, куда(бы) меня н... забросила судьба как(бы) далеко н... был от этих мест я всегда (не)изме(н,нн)о носил в своем сердце обр...з родного дома, как память о счастье и весне...

1. Определите тип сказуемого 2 предложения.

2. Укажите номер и тип односоставного предложения.

3. Укажите номера сложных предложений. Укажите их тип.

4. Укажите номера предложений с обособленным определением.

5. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

6. Из 2 предложения выпишите словосочетание с типом связи примыкание.

7. Определите тип связи в словосочетании родного дома, замените его синонимичным с типом связи управление.

8. Укажите номер предложений с однородными главными членами предложения.

9. Укажите номера предложений с однородными второстепенными членами предложения.

10. Укажите количество основ в 7 предложении.

11. Выпишите грамматическую основу 2 предложения.

12. Укажите номер предложения с вводным словом.

13. Замените слово околица синонимом.

14. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание буквы И в приставке которого определяется её безударным положением.

15. Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения. Укажите значение приставки.

16. Из предложений 6-7 выпишите глаголы, правописание безударного суффикса которых определяется конечной гласной глагола неопределённой формы.

17. Выпишите слова, правописание приставки которых зависит от последующей буквы.

18. Из 1-3 предложения выпишите слова, правописание которых подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательных, образованных от существительных с основой, заканчивающейся на –н, пишется нн».

19. Из 1-3 предложения выпишите слово, в суффиксе которого пишется н, потому что слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида, без зависимых слов.

20. Укажите номер запятой, которая разделяет части сложноподчинённого предложения:

Хотя мчалась во всю пропалую и деревня Ноздрёва давно унеслась из вида,(1) закрывшись полями,(2) отлогостями и пригорками,(3) но он всё ещё поглядывал назад со страхом,(4) как бы ожидая,(5) что вот-вот начнётся погоня.

21. В предложении из задания 20 укажите цифру, которая обозначает запятую между частями сложносочинённого предложения.

22. В предложении из задания 20 укажите цифры, которые обозначают запятые при обособленном обстоятельстве.

23. Какое средство речевой выразительности используется в 3 предложении: олицетворение, метафора, эпитет, антонимы, синонимы, сравнительный оборот?



Предварительный просмотр:

Подготовка к ИГА. 19 вариант.

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Выполните задания после текста.

(1) Ещё только оди...адцатый час на исходе а уже (н...)куда (н...)ден...ш...ся от тяжёлого зноя каким дышит июльский день. (2) Раск...лё(н,нн)ый воздух (едва)едва колыш...т...ся над (не)мощё(нн,н)ой песча(нн,н)ой дорогой. (3) Ещё (не)коше(н,нн)ая но (на)половину (ис)сохшая трава никнет и стел...тся от зноя почти (не)выносимого для живого существа.

(4) Дремлет без ж...вительной влаги зелень рощ... и пашен. (5) Что(то) (не)внятное (не)преста(н,нн)о шепчет в (полу)дрёме (не)угомонный кузнеч...к. (6) Н... человек н... животное н... насекомое (н...)кто уже больше (не)бор...тся с истомой. (7) (По)видимому все ...дались уб...дившись в том что сила истомы овл...девшей ими (не)победима и (не)пр...одолима. (8) Одна лиш... стрекоза чу...ствует себя (по)прежнему и как н... в чём (не) бывало пляшет (без)устали в п...хучей хвое. (9) На (не)коше(нн,н)ых лугах н... ветерка н... росинки. (10) В роще, под пологом л...ствы, так(же) душно как и в открытом поле. (11) (Во)круг беспр...дельная суш... а на небе н... облачка.

1. Определите тип сказуемого в 10 предложении.

2. Выпишите все слова, правописание приставки которых зависит от последующей буквы.

3. Выпишите слова из предложений 4-7, правописание приставки которых зависит от её значения.

4. Из предложений 1-6 выпишите слова, правописание буквы И в приставке которых определяется её безударным положением.

5. Из предложений 1-3 выпишите слово, написание двух Н в суффиксе которого объясняется наличием зависимого слова.

6. Из предложений 1-5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне, зависящей от наличия суффикса -а- в слове.

7. Из предложений 6 -10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

8. Из 6-8 предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, при произношении которого происходит уподобление парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение).

9. Из 4 предложения выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

10. Из 9 предложения выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

11. Из 1-3 предложения выпишите глагол, правописание безударной буквы И в окончании которого определяется II спряжением глагола.

12. Выпишите грамматическую основу 9 предложения.

13. Укажите номер сложного предложения с разными видами связи (сочинительной и подчинительной).

14. Выпишите номера предложений с однородными членами.

15. Укажите номер сложноподчинённого предложения.

16. Укажите номер предложения с обобщающим словом.

17. Укажите номер предложения с вводным словом.

18. Из предложений 1-5 укажите номер предложения с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.

19. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

20. Укажите номера предложений с обособленными согласованными определениями.

21. Укажите номер сложносочинённого предложения.

22. Выпишите из 4 предложения словосочетание с типом связи согласование.

23. Выпишите из 9 предложения словосочетание с типом связи примыкание.

24. Замените словосочетание «песчаная дорога» (предложение 2) синонимичным, основанным на типе связи управление.

25. Из 1 предложения выпишите словосочетание с типом связи примыкание.

26. Какое средство речевой изобразительности используется в предложении 1 (Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский день.): сравнительный оборот, фразеологизм, олицетворение, эпитет, метафора?

27. Какое средство речевой изобразительности используется в предложении 1 (Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский день.): сравнительный оборот, фразеологизм, олицетворение, эпитет, метафора?

28. Замените стилистически нейтральным синонимом слово неугомонный (предложение 5).

Подготовка к ИГА. 20 вариант.

Задание: спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Выполните задания после текста.

(1) Полуденное солнце готовое поразить каждым своим лучом жжёт невыносимо. (2)Бесшумно едва приметно струится в низких берегах кристально чистая вода зовущая освежить истомлённое зноем тело в прохладной глубине. (3) Но отправиться купаться не хочется да и незачем: после купания ещё больше распаришься на солнцепёке. (4) Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить скованную жаром природу и развеять сон. (5) И вдруг впрямь что-то грохочет в дали неясной и туманной и гряда тёмных туч движется с юго-восточной стороны. (6) В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти – пятнадцати минут, царит зловещая тишина и всё небо покрывается тучами. (7) Но вот, откуда ни возьмись, в мёртвую глушь врывается резкий порыв ветра который кажется ничем не сдержишь.

1. Определите тип сказуемого в 4 предложении.

2. Выпишите все слова, правописание приставки которых зависит от последующей буквы.

3. Выпишите слово из предложений 2-5, правописание приставки которого зависит от её значения.

4. Из предложений 2-4 выпишите слово, правописание буквы Е в приставке которых определяется её ударным положением.

5. Из предложений 1-3 выпишите слово, написание двух Н в котором объясняется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного, основа которого заканчивается на –Н, с помощью суффикса Н, пишется НН».

6. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание буквы И в приставке которых определяется её безударным положением.

7. Из предложений 1-4  выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

8. Из 5-7 предложений выпишите слова с неизменяемой приставкой, при произношении которого происходит уподобление парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение, оглушение).

9. Из 4 предложения выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

10. Из  1 предложения выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

11. Из 3-4 предложения выпишите глагол, правописание безударной буквы И в окончании которого определяется II спряжением глагола.

12. Из предложений 1-4 выпишите слова с орфограммой «Буквы О-Ё в окончаниях».

13. Из предложений 5-7 выпишите слово с парной согласной в корне.

14. Выпишите грамматическую основу 7 предложения.

15. Укажите номера  сложносочинённых предложений.

16. Выпишите номера предложений с однородными членами.

17. Укажите номер сложноподчинённого предложения.

18. Укажите номер предложения с уточняющим членом предложения.

19. Укажите номер предложения с вводным словом.

20. Из предложений 4-7 укажите номер предложения с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.

21. Укажите номер предложения с обособленным согласованным определением, выраженным прилагательным с зависимым словом.

22. Укажите номер предложения с обособленным согласованным определением, выраженным двумя одиночными прилагательными.

23. Укажите номер предложения с обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

24. Укажите номера бессоюзных сложных предложений.

25. Выпишите из 4 предложения словосочетание с типом связи согласование.

26. Выпишите из 6 предложения словосочетание с типом связи примыкание.

27. Замените словосочетание «жжёт невыносимо» (предложение 1) синонимичным, основанным на типе связи согласование.

28. Определите тип связи слов в словосочетании «откуда ни возьмись» (предложение 7).

29. Какое средство речевой изобразительности используется в предложении 6 (В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина и всё небо покрывается тучами.): сравнительный оборот, фразеологизм, олицетворение, эпитет, метафора?

30. Какое средство речевой изобразительности используется в предложении 7 (Но вот, откуда ни возьмись, в мёртвую глушь врывается резкий порыв ветра, который кажется, ничем не сдержишь.): сравнительный оборот, фразеологизм, олицетворение, эпитет, метафора?

31. Замените стилистически нейтральным синонимом выражение откуда ни возьмись (предложение 7).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по русскому языку для педагогов, родителей, обучающихся.

Представленная презентация будет полезна при проведении мастер-классов для учителей школы, практикумов для родителей и  обучающихся. Материал пропогандирует красоту, богатство, звучность рус...

Практический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Данная работа адресована школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 9 классе, а также преподавателям. Предложенный материал способствует проверке знаний, умений и навыков по о...

Практический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Данный практический материал поможет учащимся 9 класса более полно подготовиться к ГИА по русскому языку....

Материалы к сочинению по русскому языку при подготовке к ОГЭ

Материалы к сочинению по русскому языку при подготовке к ОГЭ...

Практические занятия по русскому языку

Сборник описаний практических занятий учебной дициплины "Русский язык" СПО...

Практическое занятие по русскому языку

Данное практическое занятие нацелено на отработку навыка определения грамматических ошибок в предложениях в фомате 8 задания ЕГЭ...

Учебно-методические материалы по русскому языку для подготовки учащихся к ОГЭ "Пунктуационный анализ" (задание 5)

Учебно-методические материалы по русскому языку  для подготовки учащихся  к ОГЭ "Пунктуационный  анализ" (задание 5)...