технологическая карта урока "Отрицательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок проведен в 6 классе по УМК Бабайцевой по теме "Отрицательные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_otritsatelnye_mestoimeniya.docx117.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе

Отрицательные местоимения

Тип: урок объяснения нового материала.

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «отрицательные местоимения», их особенностями, формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, научить определять отрицательные местоимения в тексте.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

- уважительное отношение к родному языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- развитие культуры общения.

Метапредметные: 
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи;

- умение анализировать.

Предметные: 
- умение применять на практике правило "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях";

- развитие творческой самостоятельности;

- владение разными видами речевой деятельности;

- развитие орфографической зоркости.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер, лист учёта знаний, карточки для теоретических записей (в форме рюкзака), карточки индивидуального задания.


Ход урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: настроить учащихся на продуктивную деятельность

Мотивация на работу через цитату

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Приветствие

учащихся;

проверка

готовности к

уроку;

организация

внимания.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня  я хочу начать урок с цитаты  исследователя  русского языка Михаила . Викторовича. Панова «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – это  единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» А чтобы построить правильно многоэтажный дом , мы должны правильно строить свою речь, используя безошибочно

части речи.

Личностные:

внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний(3 мин)

Наводящие вопросы

На прошлом уроке мы изучили понятие

«местоимение»

Давайте вспомним

- Какую часть речи мы называем местоимением? Какую роль она выполняет?

Подсказка:

Я о себе такого мненья:
Огромна роль местоименья!
Я делу отдаюсь сполна, 
Я заменяю имена.

– Какие разряды местоимений вы знаете?

Отвечают полным ответом (требовать полный ответ)

3. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цель: создать ситуацию, в которой учащиеся самостоятельно сформулируют тему урока

Лингвистический эксперимент. (работа в парах)

Учащиеся анализируют полученные слова, затем при поддержке учителя пробуют сформулировать тему урока и его цель. Задание выполняется устно.

Объясняет задание. Задает наводящие вопросы, которые помогут учащимся сформулировать цель и тему урока.

Хорошо, ребята, повторили.  Давайте проведем сейчас лингвистический эксперимент. Работа будет проводится в парах Я выдаю вам задание. Давайте совместно прочитаем задание, записанное на листочках.

- Сравните два предложения, ответьте на вопросы.

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
  1. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком

отрицается?

- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

Скажите, пожалуйста,  какое прилагательное можно подобрать к данному местоимению и почему?

Сформулируйте тему нашего урока.

Хорошо, какие цели мы поставим на уроке?

В тетрадях запишите число, классная работа, тема урока «Отрицательные местоимения»

Находят, отвечают

Отрицательное, так как указывает на отсутствие предмета

Называют цели

Записывают число, тему урока

 Применять знания и умения по словообразованию при выполнении задания.

Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: целеполагание

III. Изучение нового материала

)10 мин)

Цель: учащиеся должны самостоятельно сформулировать правило написания не- и ни- в отрицательных местоимениях

Работа в парах, умение выделять в тексте нужную информацию, умение презентовать свою работу.

Проблемная ситуация Ставит проблемный вопрос: в каких случаях пишется приставка не -, а в каких ни-?

.индивидуальная работа на закрытой доске, самопроверка

Вернемся снова к нашим предложениям. Ребята, попробуйте дать определение отрицательных местоимений.

А теперь в парах просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже.

Раздает карточки Встаньте те, кто сделал также. Молодцы.

Сделайте вывод, как склоняются отрицательные местоимения.

А теперь , ребята, давайте выделим закономерности  в образовании отрицательных местоимений. Для этого поработаем с таблицей.

Выдает таблицу. 

Встаньте те, кто сделал все правильно, кто допустил одну ошибку, кто две ошибки

Сделайте вывод, как образуются отрицательные местоимения.

Дают определение, учитель контролирует, если что, то исправляет  

Склоняют отрицательные местоимения,

Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.

Выявляют закономерности

в выборе приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, затем выводят правило .

Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

Владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; создавать устные монологические высказывания

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации;

умение правильно строить свое высказывание, аргументация своего мнения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

.

IV. Закрепление нового  материала (10 мин)

Цель:

применение нового знания в типовых заданиях.

выборочный диктант

Выборочный диктант.

- Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.

  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Худо тому, кто не делает добра никому.
  • Упрямого ничем не убедишь.
  • Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
  • Худого человека ничем не уважишь.
  • Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
  • Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.

Прочитайте, предложения, которые вы перенесли в первый столбик, которые перенесли во второй столбик.

Ребята, посмотрите на таблицу, обратите внимание на написание отрицательных местоимений с предлогом ии без него. Сделайте вывод

Записывают в два столбика словосочетания.  Проверяют по цепочке.,

отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).

 

Различать написание не- и ни- в отрицательных местоимениях, видеть условия, от которых зависит выбор.

Познавательные:анализ,синтез,построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: умение правильно строить свое высказывание, аргументация своего мнения

V. Рефлексия (10 мин)

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. Ключ будет написан на доске после выполнения задания.

Вопросы

Тест

Подведение промежуточных итогов. Блиц-опрос.

- Какие местоимения называются отрицательными?

- От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?

- С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?

- В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ - ?

- В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?

Ответьте на вопросы теста. Раздает тест. На закрытой доске пишет ответы. Самопроверка

О твечают на вопросы, пишут тест, проверяют тест.

Умение определять отрицательные местоимения в предложении, выбирать правильный вариант написания отрицательных приставок.

Регулятивные: осуществление самоконтроля, проговаривание про себя последовательности действий.

Познавательные: анализ информации в соответствии с поставленной задачей

Личностные: самоопределение

6 Домашнее задание

творческий диктант

-

Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

VII. Итог урока/3(3 мин)

Цели:соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка.

Подведем итог урока. Что нового вы узнали на уроке. Оцените урок. Поднимите  зеленые карточки те, кто понял тему урока, у кого небольшие затруднения – синие, кто не понял тему – красные. Спасибо за урок.

Беседа:

-назовите тему урока,

-какова цель сегодняшнего урока?

-удалось ли нам реализовать поставленную цель?

рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения

Регулятивные: оценка

Приложение

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625153/img3.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625153/img4.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625153/img5.jpg

Домашнее задание.

- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений, правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи учащихся.

Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".

Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....

Технологическая карта урока для 5 класса "Понятие о местоимении"

Конспект урока в 5 классе «Понятие о местоимении»...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимение

технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимения...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М и др..Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Сопровождается презентацией....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Возвратное местоимение-существительное себя".

Урок открытия новых знаний. Тема "Возвратное местоимение-существительное себя". УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык". (Образовательная система "Школа 2100")....

Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"

Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"...

Технологическая карта урока "Местоимения"

Технологическая карта урока "Местоимения"...