Сочинение по картине В.Серова "Девочка с персиками"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Смирнова Елена Николаевна

Подготовка к написанию сочинения по картине, конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000f962a-d780b5af.docx19.92 КБ
Файл 000f9641-58368334.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Урок №____________________________

Тема урока: Подготовка к сочинению по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Ход урока

 1. Организационный момент (1-2 минуты)

 

2. Актуализация знаний

(5-7 минут)

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

 

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

5.Первичная проверка понимания.

(8-10 минут)

6. Первичное закрепление

(4-5 минут)

 

7. Инструктаж  по выполнению работы.

(3-5 минут)

8.  Рефлексия     деятельности.

 (Итог урока 2-3 минуты)

«Добрый день, друзья! Я рада вас видеть!» Сегодня мы посетим Третьяковскую галерею и рассмотрим картину В.А. Серова «Девочка с персиками». Но сначала вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках.

1.Выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного материала. 2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками

3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления

4.Ликвидация обнаруженных недостатков.

- Сообщение учащемуся учебного занятия;

- формулирование целей урока вместе с учащимися;

- показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

- постановка перед уч-ся учебной проблемы;

- Организация внимания уч-ся;

- сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала         (с  чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы)  

- проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

- ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала

План

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

  • Портрет девочки. 
  • Комната, озаренная светом.

3. Моё отношение к картине.

Мы еще только учимся писать сочинение-описание, поэтому обратимся к учебнику и прочитаем исследовательский текст, посмотрим, как это делают профессионалы.

Упр. 188.

-Информация о сочинении;

-мотивирование выполнения работы;

-инструктаж по выполнению работы;

-проверка пониманию уч-ся содержания и способов выполнения работы

- мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

Зачем нужно уметь определять тип речи?

Что такое описание? Виды описания.

Что такое повествование? Какие композиционные части в нем выделяют?

Что такое рассуждение? Части рассуждения.

Для чего мы изучаем типы речи? (Чтобы уметь составлять тексты разных типов речи)

Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Как может прозвучать тема урока? (Подготовка….)

Какова цель такого урока?

Что нужно сделать, чтобы достичь этих целей? (задачи…)

Отправляемся в картинную галерею. Что вы знаете о Серове?

Что такое портрет? (изображение облика человека)

У каждой картины своя история. (Сообщение Леры). Теперь мы узнали исторический факт и об этой картине. В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената  С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов

 

Рассматривание картины.

Беседа.

- Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине?

(Девочка – Вера Мамонтова)

- Какой момент из жизни девочки запечатлён?

(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.) 

- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту?

( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)

- Расскажите, где художник изобразил девочку?

(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

- Что она делает?

(В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)

- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его.

(У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)

Кто хочет дополнить ответ …?

- С чем можно сравнить румянец на щеках?

(Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)

- Опишите, во что одета Вера?

(На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

- Что окружает девочку?

(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)

- Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица. Видимо именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».

- Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?

(Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки.)

Кто еще хочет ответить на этот вопрос?

-  Какого цвета краски использует художник?

(Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

Кто хочет дополнить ответ …?

Составление плана сочинения в парах.

- Определите тип нашего текста?

(Описание.)

- Перечислите части сочинения.

(Вступление, основная часть, заключение.)

- О чем мы напишем во вступлении?

(О художнике и его картине.)

О ком и чем вы будете писать в основной части?

(Мы будем описывать сюжет картины.)

- Озаглавим основную часть.

(Описание картины.)

Выделите микротемы в основной части:

  • Портрет девочки. 
  • Комната, озаренная светом.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

(Моё отношение к картине.)

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

Словарная работа (на слайде+ Тенишева Мария Клавдиевна- смоленский меценат).

Орфографическая работа.

Работа со словарём эпитетов.(с.68)

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком.

Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

(Он должен быть грамотным. Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

 (Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя.)

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

(Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» Урок русского языка в 6 классе

Слайд 2

Актуализация знаний описание повествование Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах) : рассуждение

Слайд 3

Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек . По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

Слайд 4

Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности . Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности. С точки зрения композиции в повествовании выделяют: зачин; завязку; развитие действия ; кульминацию; р азвязку; концовку.

Слайд 5

Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис – мысль, которую надо доказать; аргументы – факты, примеры, высказывания, которые доказывают или опровергают тезис; вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.

Слайд 6

Цели урока: Научиться рассматривать картину; Составлять письменное описание произведения живописи.

Слайд 7

Задачи: Рассмотреть картину; Составить план сочинения; Обдумать каждую часть; Словарная работа; Орфографическая работа; Написание сочинения.

Слайд 8

Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты .

Слайд 10

План 1. Художник В.А. Серов и его картина. 2. Описание картины: а)портрет девочки ; б)комната , озаренная светом. 3. Моё отношение к картине.

Слайд 11

Словарная работа Промышленник – владелец промышленного предприятия. Меценат – богатый покровитель наук, искусств. Машинально – бессознательно, непроизвольно, не думая. Блик – световое пятно, отблеск солнца на тёмном фоне.

Слайд 12

Усадьба Саввы Мамонтова Абрамцево

Слайд 13

Са́вва Ива́нович Ма́монтов — русский предприниматель и меценат. В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д.Поленов , М . М. Антокольский ) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую. Портрет работы И. Е. Репина. 1880 год.

Слайд 14

Орфографическая работа

Слайд 15

Рефлексия - Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? - Какие знания и умения вам были необходимы для работы? - Готовы ли вы к написанию сочинения?

Слайд 16

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Сочинение по картине

презентация с детскими работами...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Подготовка к сочинению по картине В. Серова «Девочка с персиками»

Методическая разработка по развитию речи для учащихся 5-6 классов....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...