Словообразование и морфемика
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Богданова Александра Николаевна

Повторительно-обобщающий урок по теме "Морфемика. Словообразование". Конкспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemika_i_slovoobrazovanie.rar474.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 8 класс

Тема: Морфемика и словообразование.

Цели:

  1. Активизировать знания учащихся о членении слова на морфемы, о способах словообразования, о взаимосвязи орфографии и морфемики;
  2. Совершенствовать умение определять способ словообразования и образовывать слова заданным способом, умение вычленять морфемы в слове, определять виды орфограмм и устанавливать их написание в соответствии с правилом.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация РР, раздаточный материал.

Тип урока: повторительно - обобщающий

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

 - Сегодня на уроке вы должны повторить, что изучает «Морфемика», способы словообразования, связь правописания с умением правильно выделять морфемы в словах.

II. Актуализация знаний

(Слайд 2)

- А сейчас обратите ваше внимание на доску:

- Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

- Какие части слова входят в основу? Назовите их.

- Какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

- Какая наука изучает морфемы?

- Сформулируйте тему урока

- Какие цели вы ставите перед собой?

1)повторить морфемы

2)вспомнить способы словообразования

3) связь словообразования и орфографии.

- А для чего нам надо это знать?

Знание правил словообразования помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

        III. Повторение изученного.

  1. Беседа.

 - Вспомните, на какие значимые части – морфемы – делятся слова. Что является предметом изучения «Морфемики»?

 - Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем.)

- Перечислите способы образования слов, которые таким образом связаны с «Морфемикой». (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постсуффиксальный.)

2. Работа с таблицей в тетрадях. Слайд 6

 - перенесите в тетради т а б л и ц у, которую вы видите на доске.

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение основ

  - А теперь распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.

прибрежный, законодатель, манник, зайчишка, самолёт, спортзал, негромкий, подрамник, безрезультатный, международный, корабельный, подпрыгнуть.

│Два ученика выполняют дифференцированное (аналогичное) задание по карточкам. (приложение 1)

По окончании работы проводится проверка с комментированием.

Слайд 7

 - Образуйте от слов: море, суша, осина – новые слова приставочно-суффиксальным и суффиксальным способами.

│в это время – проверка работ по карточкам.

 - Как вы справились с этим заданием? Назовите, какие образовали слова. (Приморский, моряк, засушливый, сушка, подосиновик, осинник.)

Физминутка

3. Словообразование и орфография.

    Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

1) Корни с чередованием гласной.

— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

— Когда пишется корень -кос-, -кас-?

— Когда пишется корень -гар-, -гор-?

   Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки. 

Гласные в приставках пре- и при-.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

Проверочная работа. (Работа с карточками)

Слайд 10

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

    1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

    2. Он знал эту отр…сль производства.

    3. Ночь уже л…жилась на горы.

    4. Все двери зап…рались на замок.

    5. Река протекала в густых зар…слях.

    6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.

4.Распределительный диктант.

У доски работает учащийся.

 - Запишите в тетрадях заголовки трех столбиков. Распределите по столбикам слова, выделите графически морфему с орфограммой.

Безударная гласная        непроверяемая гласная        чередующаяся гласная.

Речной, загорелый, батальон, растение, замирать, забелить, автомобиль, гармония, гимназист, затянуть, зарница, измельчить, прикосновение, отклонение, озарение, терпение, дебют.

проверка работы у доски.

5.Работа со словарем.

 - В диктанте встретились слова гармония, дебют. Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

 - Сравните ваши предположения со словарем на стр.239. Прочитайте.

IV. Подведение итогов урока.

 - какие способы словообразования вы знаете?

 - почему важно уметь выделять части слова?

 - какие виды орфограмм вы можете назвать?

Домашнее задание: повторить правила об орфограммах в корне, приставке, суффиксе, окончании и употребление ь на конце слова; упр. 24, стр.14.Распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение основ

летчик, парашютист, электровоз,приходить, беззаботный, приморский, сбербанк, больной, поддодеяльник, сотрудник, кресло-кровать, дежурный, птицефабрика, турпоход.

Карточка №2

Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр…образователь

пр…школьный

пр…успевать

пр…лунение

пр…красный

пр…рвать

пр…остановить

пр…одолеть

пр…выкать

пр…поднять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по теме: «Морфемика и словообразование»

Цель использования презентации: проверить  и закрепить знания по теме «Морфемика и словообразование». Тест состоит из 17 заданий.Внимание! При входе в режим показа должно появить...

Контр. раб. "Морфемика. Словообразование" 5 класс

Контрольная работа по рускому языку в 5 классе по теме "Морфемика. Словообразование":: включает диктант, грамматическое задание на разбор слова по составу и 8 тестовых заданий...

словообразование и морфемика

Учебно-методический материал для подготовки к урокам по разделу "Словообразование и морфемика"  ...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по темам "Фонетика" и "Морфемика и словообразование"

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по темам "Фонетика" и "Морфемика и словообразование", 9 вариантов. (Обучение ведется по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной)...

ЕГЭ по русскому языку . "Морфемика и словообразование".

          Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось б...

Контрольная работа по словообразованию и морфемике 7 класс

Материал содержит разработку контрольной работы по словообразованию и морфемике для 7 класса...