ЕГЭ по русскому языку . "Морфемика и словообразование".
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Шерстнева Марина Валерьевна

 

            Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось бы , простом )  ученики допускают особенно много ошибок . Позволю себе  дать несколько советов , следование которым поможет избежать досадных ошибок в выделении значимых  частей слова.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                МОБУ   СОШ  с. Тирлянский

                                                         

 

              Подготовка  к ЕГЭ  по русскому языку.

                                             

          Методика проведения занятий по теме

           «Морфемика и словообразование»

                                    (3 часа).

             

           

                                

             

         

         

        

                                                   Учитель русского языка    и литературы

                                                                                      Шерстнева М.В.  

                           

                                        с. Тирлянский 2012г.

         

Занятие первое.

     Тема : Основа слова и окончание .

            Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось бы , простом )  ученики допускают особенно много ошибок . Позволю себе  дать несколько советов , следование которым поможет избежать досадных ошибок в выделении значимых  частей слова.  

   Начинать разбор слова необходимо с выделения окончания и основы.

       Запомнить:  все изменяемые части речи и формы слова имеют окончание . Оно может быть не выражено звуками ( нулевое окончание ).

       Нулевое окончание  имеют следующие формы :

                                   

1.

сущ.м.р.2-го скл.в Им.п.

       ж.р.3-го скл.в Им.п.

Неодуш.- в В.п.ед.ч.

Некоторые сущ. в Р.п. мн.ч.

колодец

морковь


яблок

2.

Притяж.прилаг.в форме ед.ч.

м.р. ,Им.п.

мамин

3.

Краткие прил. и прич.в форме

ед.ч. м.р.

умён

обнаружен

4.

Глаголы:

- пр.в., усл.н. в ед.ч.,м.р.



-пов.н. во 2-м лице ед.ч.


ушел

сказал   бы

говори

5.

Числит.  «один» в форме ед.ч.,

м.р.,Им.п.

Колич . числит. , обознач.целые

числа , в Им.п.

(кроме 2,3,4,90,100)



сорок


6.

 Местоимения:

- личные ед.ч.,Им.п.;

-притяж.ед.ч,м.р.,Им.п.;

-указат.;

-определит.;

-относит. «каков»


я

наш

этот

весь

     ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЕ , НЕОБХОДИМО СРАВНИТЬ НЕСКОЛЬКО ФОРМ СЛОВА .

      Например: людьми – люди – людей … , следовательно , окончание  -ми

 

Наибольшие затруднения с точки зрения выделения окончания вызывают слова , оканчивающиеся на – ий , -ей .Это связано с тем , что начиная с первых классов школы ребят учат выделять окончания прямо на орфографической записи , а не в звучащей речи Чтобы не ошибиться в разборе подобных слов , нужно обязательно сравнить данную форму с формами других падежей ( а формы прилагательных – с формами друго рода) и проследить , сохраняется при склонении звук  й  или нет . Если сохраняется , значит , входит в неизменяемую часть слова – основу , если не сохраняется – значит , входит в изменяемую часть слова – окончание :

статей – статьйя, статьйи, статьйями , следовательно,окончание нулевое;

рабочий – рабочего – рабочая , следовательно , окончание –ий.

  Слова типа СУДЬЯ или ЛИСИЙ  могут показаться сложными даже для достаточно подготовленных ребят : в них дополнителтные проблемы создаёт беглый гласный . В притяжательных прилагательных он к тому же выступает в непривычном виде – записанный с помощью буквы И . Исторически притяжательные прилагательные образованы с помощью суффикса –ьй- , к которому присоединялись окончания  -ь , -е , - а или –и. Получающаяся ФИНАЛЬ –ЬЙЬ традиционно орфографически записывалось как –ИИ (впоследствии перешедшее в ИЙ ). Иная картина получалась при образовании полных форм прилагательных . Например , СИНЬ с окончанием –Ь присоединяло к себе местоимение  йь (=он), и получалась форма СИНИИ , где  -ии ( т.е. изначально  ьйь) было окончанием . Обычно старшеклассники с интересом выслушивают это историческое объяснение , которое позволяет им понять , почему в таких схожих словах , как рабочий и рыбачий , разные окончания .  

      Задание №1.    

          Выделить основу и окончание в словах :

          Алюминий , сомнений , презжий , воробей , тополей , отрубей , скамей , герой , больной , разбей , рыбачий , лесничий , семей .

        Задание №2.            

           С помощью знака       укажите окончание в тех словах , где оно имеется :

           Степей , судей , лисий , ранний , веселей , поместий , воскресений , аллей , змей .

             От слов с нулевым и материально выраженным окончанием нужно отличать слова без окончаний .

            Не имеют окончаний все неизменяемые слова и формы :

          1. служебные части речи ( предлоги , союзы , частицы )

          2. междометия

          3. наречия

          4. несклоняемые существительные и прилагательные

          5. формы простой сравнительной степени прилагательных

          6. деепричастия

          7. начальная форма глагола – инфинитив

          8. местоимения «его» , «её» , «их» как притяжательные .

               ПОМНИТЕ : становятся неизменяемыми , а следовательно , не имеют окончаний знаменательные части речи при переходе в  служебные и междометия , а также существительные при переходе в наречия . Не выделяются окончания в предлогах «в течение» , «в продолжение» и т.п. Та часть слова , которая в существительных и прилагательных выделялась как окончание , в наречиях является суффиксом : любоваться лесом ( сущ.в Тв.п.)- идти лесом (нар.) , в открытую дверь – играть в открытую .

       Задание №3.                  

      Распределите слова в три группы : имеющие материально выраженные окончания , имеющие нулевые окончания , не имеющие окончаний :

     Второпях , гений , поплотнее , услышав , вручную , с размаху , двое , вдвоём, возьмём , возьми , поморщился , подпрыгивать , четырьмя , нашего , молча , пятьюдесятью , смущен , такси , шорты , смеющихся , какой – то , понемногу , кенгуру , твой , этому , потому , подпишу .  

       

    2. После того   как  определили  , есть или нет в слове окончание , необходимо выделить основу слова . По школьной программе основа – часть слова без окончания или всё неизменяемое слово . Однако по вузовской программе в основу слова не включаются формообразующие суффиксы , поскольку они , образуя форму слова , выражают грамматическое значение – значение формы , а в основе заключено лексическое значение слова . На вступительном экзамене принимают обычно оба варианта выделения основы , но знать и уметь выделять формообразующие суффиксы тем не менее необходимо , потому что это поможет , во-первых , выполнить задания , связанные с выделением формообразующих суффиксов и определением их значения на письменном экзамене по русскому языку   .

Формообразующие суффиксы.    

Форма инфинитива

- ть , - ти

смотреть , цвести

Форма прошедшего времени

и условное наклонение


   - л

смотрел

зацвёл бы

Форма повелительного наклонения

    - и

смотри

Формы всех причастий и

деепричастий

-ащ(ящ),

-ущ(ющ),

-ем(им),

-ш,вш,

-нн ,-я  

читающий  

читаемый

читая

Формы сравнительной и превосходной

степеней сравнения прилагательных

и наречий

-ее(ей),е,

ше,ейш,

айш

бодрее,ниже ,

сильнейший.

                   


   Таким образом , варианты выделения основы могут быть следующими :

 добрее / добрее , играла /играла , поющий / поющий .

      Задание №4.

  Выпишите слова , содержащие формообразующие суффиксы , определите их значение :

  подождите , смеясь , сероватый , молоденький , разбитый , испекший , высочайший , высоченный , большущий , пишущий , уплатив , милостив , бледнее .

Понятия производной , непризводной , производящей основ.

     

         

Производящая

основа

Основа слова ,от которого образуется

новое слово .

Производная

основа

Основа образованного слова

Непроизводная основа

Основа слова , которое ни от чего не

образовано (т.е. основа равна корню)

                                         

 

 

 

Например , в слове ДОМ основа непроизводная . Если мы хотим от этого слова образовать существительное суменьшительным значением при помощи суффикса  - ик – ( дом + ик  = домик ), тогда основа дом выступает как производящая , а основа домик – производная .

Задание №5. 

 

Разделите данные ниже  слова на производные и непроизводные :

             стенка , пушка , мушка , стирка , лавка , столик , кролик , листок , восток , синий , лисий , синеватый , здоровый , столовый , перловый , дать , отдать , давать , умыть .

Задание №6.

           

Подчеркните производящую основу слов :

    необходимость , переносчик , заявление , приходить , беззаботный , интересно , прекращение , охотничий , подорожник .

Занятие второе.

        Тема : Выделение суффикса и приставки в слове .

   Следующий этап разбора слова по составу – выделение суффикса .

Типичная ошибка выпускников – почти не задумываясь  выделить корень, а то , что осталось , «поделить» на суффиксы . Приучите себя к последовательному разбору «справа налево» : первым выделяйте суффикс , ближайший к окончанию , затем – стоящий перед ним и только потом – корень.  Обязательность этого алгоритма  связана с тем , что в русском языке много слов , заканчивающихся одинаковым буквенным сочетанием , но имеющих разный морфемный состав , например : марочка – марка , вазочка – ваза , шуточка – шутить – шутка , листва – лист , жатва – жать .Кроме того ,  в русском языке есть протяженные производные суффиксы , образованные как бы слиянием простых , например , невежественный – невежество – невежда   и  умственный – ум , загадочный – загадка – загадать – и ленточный – лента  .Из приведённых примеров видно , что для правильного выделения суффикса нужно подобрать слово , от которого предложенное вам  для разбора , образовано . Та часть основы , которой  «ваше» слово отличается от производящего , и будет суффиксом . ( Помните : производящее слово должно стоять в начальной форме , чтобы возможные формообразующие суффиксы не помешали разбору . ) Но дело осложняется тем , что в слове может быть и два , и три суффикса , а следовательно , процедура сопоставления с производящим должна повторяться до тех пор , полка не останется непроизводное слово , которое не с чем сопоставлять . Например , СКАМЕЕЧКА – СКАМЕЙКА – СКАМЬЯ – СКАМЕЕЧКА  ( К// Ч , Е – БЕГЛАЯ ); ОДИНОЧЕСТВО – ОДИНОКИЙ – ОДИН – ОДИНОЧЕСТВО ; ХОХОТУНЬЙЯ – ХОХОТУН – ХОХОТАТЬ – ХОХОТ – ХОХОТУНЬЙЯ ; ПРИГОТОВЛЕНИЙЕ – ПРИГОТОВИТЬ – ГОТОВИТЬ – ПРИГОТОВЛЕНИЙЕ  ( В//ВЛ ) .

При выделении суффиксов  нужно помнить , что в русском языке есть нерегулярные и даже единичные суффиксы . Не нужно пугаться их «незнакомого облика» , твёрдо помните : то , чем производящее отличается от производного , есть самостоятельная морфема . Например : жизнь – жить ; битва – биться ; глухомань – глухой .

Пока не выработался устойчивый навык , обязательно следуйте следующему правилу :

  1. выделите основу производящего слова ( без формообразующих суффиксов);

 2.выделите основу производящего слова ;

 3. подчеркните ту часть производящей , которая сохранилась в производной ;

 4.выделите тот фрагмент , которым производная отличается от производящей ;

 5.сделайте окончательный разбор слова , учитывая чередования .    

 

При разборе глагольных форм и некоторых отглагольных существительных нужно помнить , что глагол имеет две основы : основу инфинитива ( прошедшего времени ) и основу настоящего ( простого будущего) времени . Основа настоящего ( простого будущего ) времени определяется по форме 3 – го лица множественного числа и часто содержит суффикс – й - , который на письме обозначается буквами «е» , «ё» , «ю» , «я» , стоящими после гласной : чита/йу/т , рису/йу/т и т.д. От основы настоящего (простого будущего) времени образуются формы повелительного наклонения , причастия настоящего времени , деепричастия несовершенного вида . При разборе слова по составу в подобных случаях между гласными буквами нужно вписать знак «й» и обозначить его как отдельный суффикс , например : подготавливайющий, собирайя . В формах повелительного наклонения этот суффикс обозначен буквой «й» , поэтому вписывать ничего не нужно :

 поиграй   , отдайте  .        

Выделение приставок вызывает затруднения в том случае , если в слове содержится производная приставка , например :небескорыстный , обезжирить , недослышать . В подобных случаях , как и при выделении суффиксов , нужно подобрать производящее слово : небезызвестный – достаточно известный , недосаливать – мало солить , обесточить – лишить тока .

В приставках могут быть беглые гласные , которые входят в состав приставки , и как отдельные части слова не выделяются , например : надорванный  ( ср. надрывать ) , разобрать ( ср.разбирать ) .

В слове может быть две приставки (понастроили , пренеприятный , попридержать ) и даже три ( понавыдумал   )  .

Обычно для выделения пристави слово сравнивают с однокоренным бесприставочным . Однако иногда слово без приставки не употребляется , тогда нужно проследить , нет ли в языке слова с этим же корнем , но с другой приставкой , например : добавить – слова «бавить» нет , но есть «прибавить»,  «убавить», следовательно , в глаголе «добавить» и в однокоренных корень-бав- ; отвергнутый – ср. свергнуть , ввергать , следовательно , корень –верг-.

При разборе сложных слов нужно помнить , что соединительная гласная входит в состав основы и либо подчеркивается , либо заключается в скобки : одноклассник  , скалолаз  . Сложные слова могут образовываться на базе целых слов , а также основ , имеющих в своем составе приставки и суффиксы . Эти морфемы нужно выделять и в составе сложного слова : первопроходец , снегоочиститель  .

Задание №7. 

Разберите слова по составу :

зажигалка , непогрешимость , рисовальный , тактичность , страдальческий , наперебой , затронутый , прибавляя , оплачивал , ожидание , высказанный , раскидав .          

Задание №8. 

Выполнение тестовых заданий .

1. Какое слово состоит из приставки , корня , одного суффикса , окончания и постфикса ?

   1) перебежчик ;

   2)оправдывается ;

   3)перегрузился ;

   4)удивительно .

2 -5 . Какое слово состоит из приставки , корня , одного суффикса и окончания ?

    1) примиряющий ;

    2)разобщение ;

    3)сторожка ;

    4)засекречивая .

3.  1)перегрузка ;

      2)возмужавший ;

      3)свинцовый ;

      4)выпадая .

4. 1)разломав ;

     2)пересказавший ;

     3)привёзший ;

     4)овражки .

5. 1)переплывая ;

     2)принёсший ;

     3)обещание ;

     4)выпачканный .

6. Укажите корень в словах :

    беседка , бестолочь , безделица , бездна , бесёнок , бескозырка .

           

 

       

Занятие третье.

 

Тема :Основные способы словообразования . Словообразовательный анализ .

         

Приставочный

Образование слов присоединением

к производящему  слову приставок .

Могут образовываться разные части

речи , при этом производящее и

 производное слова всегда относятся

к одной и той же части речи .

 

со + ученик = соученик


 пре+большой=пребольшой


пере+бежать=перебежать


от+ныне=отныне  

Суффиксальный

Образование слов присоединением суффиксов к производящей основе .

свет +-л=светлый

светлый+-еньк=светленький

светлый+-еть=светлеть

Приставочно-

суффиксальный

Образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса .

 не-+избежать+-н

неизбежный

под-+слепой+-оват=

подслеповатый

Постфиксальнй

Образование слов присоединением к производящему слову постфикса .

С помощью постфикса –ся образуются глаголы .

С поммощью постфиксов –то ,  -либо , -нибудь – неопределенные местоимения и местоимённые наречия .





учить+-ся=учиться


кто + -то = кто-то


когда+-либо=когда-либо

Бессуффиксный

Образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов . Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия ) и от прилагательных (часто со значением признака ) , как правило , используется суффиксальный способ :

изучать – изучение ,

белый – белизна .

Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить-выход , зелёный –зелень, сухой – сушь ). Тем не менеетакие существительные считаются  производными от соответствующих им глаголов и прилагательных ( а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола , а признака – для прилагательного . Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным , и бессуффиксным способом :



Способ словообразования , который в школьной практике принято называть бессуффиксным , лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа , при котором используется нулевой суффикс:

   































переписать-переписывание –перепись;

синий-синева-синь.








ср.: син(ий)+-ев=синева

                     и

син(ий)+-о=синь .

Сложение

Образование слов соединением двух или более основ или слов.

Слова , образованные данным способом , называют сложными .

Разновидности сложения :

 1.сложение слов :  


2.сложение основ с помощью интерфиксов :


3.сложение сложносокращенных слов , в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение , что и исходное словосочетание . Этот способ в русском языке характерен только для существительных . Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов   ,

сложение слогов или частей слов полного названия  ,

сложение начальной части слова с целым словом .

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса :  

 







диван+кровать =диван-кровать

нос+о+рога+носорог

пыль+е+сосать=пылесос













МАГУ , вуз .


продмаг , спецкор


главврач , стенгазета




пятиэтажный .

 Переход в другую часть речи

Слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи . При этом фонетический облик слова остаётся прежним , но происходят изменения в грамматических свойствах слова , сопровождающие переход в другую часть речи .

больной ( прил. в форме мужского рода )- больной

(существительное );


лёжа (деепричастие)-

лёжа (наречие ).

Приставочно - постфиксальный

Образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса .

думать +в- + -ся =

вдуматься  

Суффиксально – постфиксальный

 Образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса .

гордый + -и - + -ся = гордиться

Приставочно – суффиксальный – постфиксальный.

Образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки , суффикса и постфикса .

стрелять+пере- + -ива- +

-ся = перестреливаться .

Задание №9. 

Распределите данные ниже слова по трём группам по способу образования   (приставочный , суффиксальный , приставочно – суффиксальный ):

 безработный , бессимыслица , выключатель , высказать , высказывать , высказывание , напевать , написать , переводной , подставить , подставка , подстаканник , попросить , по – старому , соавтор , собеседование , содействовать , соотечественник , сопровождение .

Задание №10. 

 

 Укажите способ образования слов :

 подсчитать , столярничать , подняться , жёлто – зелёный , какой – нибудь , предрассветный , незначительный , подружки , собеседник , водолаз , пятиугольник .

Задание №11. 

Укажите способ образования следующих существительных :

бездорожье , военный , вывих , знание , мороженое , подгруппа , приговор , пришкольный , продмаг , суперобложка , теплоход , тишь , читатель , шашлычная , шестиклассница , школьный .

Задание №12. 

Какое слово  является производным в данных парах , первое или второе ? Какой способ образования производных слов здесь используется ?

Зелень – зеленый , вылет – вылетать , вход – входить , вынос – выносить .

 

Словообразовательный анализ позволяет узнать , от чего и с помощью чего образовано данное производное слово , другими словами , анализируемое производное слово делится на две части : производящую основу и словообразовательную морфему .

  ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА .

   1.Поставить анализируемое слово в начальную форму .

2.Подобрать к анализируемому слову производящее слово ; объяснить значение производного  слова через значение производящего ; обозначить производящую основу .

3.Указать словообразующую морфему .

4.Указать способ словообразования .

5.Указать процессы , сопровождающие словообразование , если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных) .

Задание №13

     

Проведите словообразовательный анализ слов , содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

  Обеденный – обед

1.Н.Ф.- обеденный .

2.Производящее слово – обед .Обеденный – «относящийся к обеду».

3.Словообразующий суффикс - -енн- .

4.Способ образования – суффиксальный .

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ .

1.Словообразовательные омонимы .

   Суффиксы , так же как и слова , могут быть омонимичными . Например , суффикс –к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (москвич – москвичка), уменьшительные существительные (репа – репка ) , отглагольные существительные со значением действия ( стирать – стирка ) . Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе , и тогда получаются два слова – омонима . Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием , их называют словообразовательными омонимами .Например , дождевик (плащ)- дождевик (гриб).

  Часто у омонимов бывает разный морфемный состав (слово «норка»(зверь)- непроизводное , а слово «норка»(маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса –к- от слова «нора» ) .

2. Наложение морфем .

    Прилагательное РОЗОВАТЫЙ образовано от прлагательного РОЗОВЫЙ и обозначает слабую степень проявления этого признака . Значит , производящая основа розв- . Остающийся суффикс –ат- встречается в прилагательных , но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс – оват -. По правилу должно бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков :-ов-ов. Они совместились друг с другом , и в результате получилось слово РОЗОВАТЫЙ.  Это явление называется наложением морфем .Другие примеры :  

 Смоленск + - ск - = смоленский , колонн(а)+н=колонный ( по орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные ).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Морфемика"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"(Сказочная контрольная работа)...

5 класс..Русский язык. Морфемика. Проверочные работы..

Здесь материал по всему разделу:  8 проверочных работ, материал  для  развития логики и мышления,  проверочная работа по всей теме,контрольный тест по всей теме....

Интегрированный урок по русскому языку "Морфемика и словообразование"

Интегрированный урок по русскому языку предназначен для проведения в 10 классе с ипользованием логико-смысловых моделей....

Русский язык : Морфемика и словообразование

Учебное пособие, в котором собран весь материал по этой теме....

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...

Презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование" 6 класс

Объяснение любой темы по русскому языку в современой школе облегчается возможностью выведения наглядного материала на экране....

Готовимся к экзамену по русскому языку. Морфемика и словообразование (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)

Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Морфемика. Словообразование", примерные ...


 

Комментарии

Спасибо, Марина Валерьевна, раздел непростой, материалом с удовольствием воспользуюсь.
Шерстнева Марина Валерьевна

Рада, что мои разработки полезны. Спасибо, Елена Юрьевна.
Шерстнева Марина Валерьевна

Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось бы , простом ) ученики допускают особенно много ошибок . Позволю себе дать несколько советов , следование которым поможет избежать досадных ошибок в выделении значимых частей слова.
Шерстнева Марина Валерьевна

Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось бы , простом ) ученики допускают особенно много ошибок . Позволю себе дать несколько советов , следование которым поможет избежать досадных ошибок в выделении значимых частей слова.