Интегрированный урок по русскому языку "Морфемика и словообразование"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Качанова Оксана Владимировна

Интегрированный урок по русскому языку предназначен для проведения в 10 классе с ипользованием логико-смысловых моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lsm.rar445.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение Гиагинского района

«Средняя образовательная школа №7»

Интегрированный урок

 русского языка в 10 классе

по теме:  

«Морфемика и словообразование»

Составлен учителем  

русского языка и литературы

высшей категории

Качановой Оксаной Владимировной

п. Новый

2014 г.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 45 минут.

Виды деятельности на уроке: лексический диктант, логико-смысловое моделирование (при повторении правил правописания безударных гласных, гласных в корнях слов).

Цели:

  • дидактическая: создать условия для обобщения единичных знаний по морфемике и орфографии, привести их в систему (определяется самостоятельно учениками);
  • развивающая: способствовать развитию умения осмысленного выбора правил для написания корней с чередованием с опорой на логико-смысловую модель;
  • воспитательная: способствовать привитию интереса к русскому языку, используя нестандартные формы преподавания.

Ожидаемые результаты:

Учащийся научиться выделять морфемы; определять условия выбора написания корней с чередованием; применять знания по образцу и в сходных условиях.

Межпредметные связи: информатика, литература.

Средства обучения:

Мультимедиа;

Шаблоны ЛСМ

Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.  В.Ф. Греков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2012.

План урока

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Проверка домашнего задания: лексический диктант.
  3. Повторение орфографии.

1. Конструирование ЛСМ по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».

2. Практикум: ты  ученик – ты учитель.

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Работа с учебником: выполнение упражнений №78, 79 (устно).

Домашнее задание.

 

Ход урока

Этап

Содержание, речь   учителя

Примерные ответы учащихся

Слайды

I.Поста-

yнов-ка

учебной

задачи

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок русского языка посвящен «Морфемике и словообразованию».

 - Скажите, что мы должны сегодня вспомнить  и повторить относительно темы урока?

 - Правильно, а начнем с проверки домашнего задания, которая пройдет в форме лексического диктанта.

Учащиеся записывают тему в тетради.

 - Сегодня на уроке мы вспомним, что является строительным материалом для слов, повторим основные правила правописания безударных корней и корней с чередованием.

II.Проверка домашнего задания: лексический диктант.

Лексический диктант.

Цель: выравнивание знаний и проверка готовности к уроку, знание определений по морфемике.

Для проверки лексического диктанта раздаются листки-заготовки  (приложение №1). На экране высвечивается вопрос, учащиеся записывают ответ. (Вопросы на слайде №2). После того как ученики сдадут листки с ответами, на экране появится эталон ответа (слайд №3). Для лучшего запоминания рекомендуется понятие и определение повторить.

- Лингвисты, сравнивая и анализируя слова, пришли к выводу, что многие слова делятся на фрагменты – «смысловые кирпичики», которые называют морфемами. Сколько их всего?

 - Каждая морфема имеет определенное значение. Рассмотрим значения морфем на конкретном примере (слайд №4).  Предлагаю слово ПРИШКОЛЬНЫЙ разделить на морфемы и попытаться определить, что они обозначают.

 - Обменяйтесь карточками –заданиями, которые вы приготовили дома.  На выполнение задания – 3 минуты. Карточки сдать на проверку учителю.

Ученики подбирали слова в соответствии со способами образования слов в русском языке, но морфемы не выделяли. Другой ученик должен выделить морфемы и указать способы образования слов. Выставляется две оценки: тому, кто подобрал слова, и тому, кто выделил морфемы графически. (Вариант карточки  – задания в приложении №2).

 - Всего морфем

четыре: приставка, корень, суффикс, окончание , а также постфикс (ся, сь) и интерфикс (соединительные гласные о и е).  

 - ПРИ-ШКОЛЬ – Н-ЫЙ – это прилагательное. Пришкольный – пришкольная – пришкольного – значит – ЫЙ – окончание. Окончание – ЫЙ говорит о том, что слово является прилагательным в форме мужского рода именительного падежа. ПРИШКОЛЬН – основа. –Н-суффикс прилагательного. Приставка  ПРИ – означает нахождение вблизи чего-либо. – ШКОЛЬ- - корень.

III.Повторение изученного материала по теме «Орфография».

1. Конструирование ЛСМ по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».

2.Практикум: ты ученик – ты учитель.

  - Умение правильно выделять морфемы в словах необходимо для выработки орфографической зоркости. Сегодня мы повторим правила, связанные с правописанием безударных гласных корней. Наглядно представим все правила написания безударных гласных нам поможет ЛСМ.

Учащиеся получают шаблоны  ЛСМ, на которых работают в течение урока. (Можно выполнять задание и в электронном виде на компьютере).

 - Правописание гласных в корнях слов подчиняется разным правилам. Представим их в виде логико-смысловой модели. Но прежде мы должны понять для чего это нужно?

 - Всем известно, что гласные в безударной позиции очень опасны, именно они дают самое большое количество ошибок в диктантах.

- Где может находиться безударная гласная в слове?

 - Перечислите, на какие группы можно разделить правила написания безударных гласных в корнях слов? (луч 2 с координатами)

 - Их надо запомнить, при необходимости обратиться к орфографическому словарю.

 - Корни с чередованием проверять нельзя. Тогда как же проверять написание таких коней?

 - Итак, заполняем луч  К3 в схеме ЛСМ: какие группы корней зависят от лексического значения?

 - Правописание каких же корней зависит от ударения?  Отмечаем координаты-корни  на луче  К4. При этом помним: «Мы под ударением пишем без сомненья то, что слышим!» Сформулируйте правило.

 - Конечно же, нам надо запомнить слова-исключения. Что это за слова?

 - Какие еще корни будут на луче К4 координатами? Как будем действовать в этом случае?

 - Чередоваться могут не только гласные звуки, но и согласные, например, ПРОСТИТЬ-ПРОЩЕНИЕ. Чаще всего они при чередовании никак не мешают гласным. Но есть корни, в которых согласные командуют  гласными и заставляют их тоже чередоваться. Скажите, какие это корни?

 - Итак, вторая группа – написание корня зависит от согласной.

Работа идет одновременно на координатах К5 и К6, учащиеся сами формулируют правило, вспоминают слова-исключения.

 - Самая большая группа – 4, в которой написание гласной в корне зависит от суффикса А.  Давайте вспомним правило. Сколько корней? Назовите их и отметьте на координатной прямой К7. Сюда же относятся и корни –КОС-КАС-.

 - Последняя координата призывает нас запомнить. Что же надо запомнить?

 - Сюда же отнесем и слово ПЛЫВУН. В остальных словах смело пиши А.

 - Ребята, а в чем же заключается секрет слов: город – град, голова – глава, дерево – древо? (луч 8 ч координатами).

Откуда взялись в русском языке такие пары?

Ученики получают карточки, выполняют задание в течение 3 минут, затем обмениваются карточками и по эталону проверяют работу друг друга. (2 мин.)

 - Цели нашей работы:

1. Закрепить навыки нахождения орфограммы.

2. Закрепить умение применять правила на практике.

3. Повышение грамотности (цель на перспективу).

 - Безударная гласная может находиться в корне, приставке, суффиксе или окончании.

 - 1-я группа – проверяемые ударением: дОлины – дОлы.  Здесь используем «золотое правило русского языка».

 - 2-я группа – непроверяемые, т.е. словарные слова: вИнЕгрет, ОрнамЕнт.

 - 3-я группа – корни с чередованием.

 - Выбирать чередующуюся гласную в  соответствии с правилами их чередования.

 - Есть две пары корней, в которых чередованием О-А командует смысл слов: - МАК -=погружать,

-МОК-=пропускать жидкость,

 - РОВН - =гладкий,

 - РАВН-= одинаковый (искл.: рАвнина)

 - От ударения зависят корни: -ГОР—ГАР и –ЗОР- ЗАР-. В корнях –зор-зар- - под ударением пиши О; в корнях -  гор- гар- под ударением пиши А.)

 - Это ЗОРЯНКА, ЗОРЕВАТЬ, ВЫГАРКИ.

 - Корни –ТВОР-ТВАР, -КЛОН-КЛАН-. С этими корнями все просто: без ударения всегда пиши О, а под ударением помним: «МЫ ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ БЕЗ СОМНЕНЬЯ ТО, ЧТО СЛЫШИМ!»

 - Это корни -ЛАГ- ЛОЖ-, -СКАК-СКОЧ-, -РАСТ – РАЩ – РОС-.

 - Если за корнем есть суффикс А, то пиши в корне И. Таких корней 10.

 - Надо запомнит корни –ПЛОВ-ПЛАВ-, где буква О пишется только в двух словах: пловец, пловчиха.

 - Здесь нужно вспомнить о полногласных и неполногласных сочетаниях.  В старославянском языке, который существовал в древности встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глас, град, врата. Они прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: голос, город, ворота.

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

 - Вы доказали, что теория и практические навыки усвоены и  готовы закрепить знания по теме урока.

Работа с учебником: выполнение упражнений 78,79 (устно). Ученики по очереди читают слова и объясняют  их написание.

 Вывод по уроку:

 - Ученые утверждают, что объем научных знаний удваивается через каждые 8-10 лет, а это значит, что полученное образование быстро стареет. Как не отстать от жизни и идти в ногу со временем?

 - Значит, на уроках русского языка мы занимаемся нужным  и важным делом – учимся учиться. Спасибо за урок!

Домашнее задание: упр. 85, с.75 (вопросы).

 

 - Конечно, заниматься самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русской литературе

file:///media/disk/Дойбухаа/В ТГиП/С.Пюрбю Часкы хун.docfile:///media/disk/Дойбухаа/В Кызыл на КОНФ/Калдарак.Рус.язык.doc...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок по русскому языку и ОБЖ "Урок безопасности".

Интеграция - это действие, имеющее своим результатом объединение. Интеграция 2-х учебных предметов сегодня актуальна, тема пожарной безопасности значима.  На уроке – путешествии учащие...

Интегрированный урок по русскому языку: Причастие в русском и английском языках

интегрированный урок в 8 классе по теме "Причастие в русском и английском языках". Целью урока явилось сопоставление общности и различичий в парадигме двух языков. Задачи: повторить образова...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...