Главные вкладки

    Развитие устной и письменной речи учащихся через использование проектной технологии на примере создания проекта "Описание интерьера русской избы".
    проект по русскому языку (6 класс)

    Никитина Валентина Николаевна

    Развитие речи -длительный процесс,развиваться и обогащаться речь может только в деятельности.

    Проектная технология - один из способов развития речи учащихся, так как ученик погружается в образовательную среду: он сам ставит перед собой задачи, находит пути их реализации, ищет материал,систематизирует его, создает продукт, презентацию. Обдумывает, как лучше представить свой продукт, используя языковые средства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа над  проектом «Описание интерьера русской избы».

    1.Введение.

       Современная школа стремительно меняется. Сегодня важным становится не столько дать как можно больше знаний ребёнку, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и познавательное развитие, сформировать универсальные умения, которые бы позволили выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Изменение образовательной парадигмы требует от учителя использования исследовательских  технологий обучения, отхода от традиционных форм урока. Одним из методов такой технологии считаю метод проекта. Для того, чтобы учение было интересным, обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска, а организовать его можно по законам проведения научных исследований. Тогда обучение уже будет не репродуктивным, а основано на творчестве. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска, то есть когнитивные умения.

       В основе когнитивного потенциала лежат речевые умения, умения читать осмысленно и понимать текст, правильно оформлять свои мысли в речевое высказывание. Базовыми являются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, формулировать цель и составлять алгоритм её достижения, устанавливать причинно-следственные связи между событиями или явлениями, описывать результаты наблюдений, решать учебные задачи творческого характера, делать обобщения и выводы - то есть все умения, приобретенные в деятельности. Таким образом, метод проекта является одним из способов развития речевой компетенции школьника, способности практического владения языком в устной и письменной речи, умения переключаться в процессе общения с одного стиля на другой в зависимости от условий общения.

     Цель данной работы – обобщить опыт работы по развитию речи, доказать, что

     использование метода исследовательского проекта способствует развитию творческих и

     личностных компетенций обучающихся.

    Задачи проекта- создать условия для гармоничного развития личности, расширения

    кругозора учащихся, выявления и развития творческих способностей, интеллектуальной

     инициативы, критического мышления, социальной ответственности,  лидерства;

    - предоставить возможность для глубокого проникновения в содержание программы и

     более широкого поля для самостоятельной деятельности, исследования и

     экспериментирования в учебном процессе;

    - предоставить  детям возможность добиваться успехов и демонстрировать свои

     индивидуальные достижения в когнитивной и межличностной сферах;

     - способствовать развитию речевой компетенции , формированию умения правильно

    строить монологическое высказывание, сжато выражать свои мысли в устной письменной

     форме.

     Настоящую работу считаю актуальной, потому что русский язык- это язык всех

    дисциплин, изучаемых в школьном курсе. Развитие языковой компетенции поможет

    ребенку не только успешно сдать экзамены, но и является основной характеристикой

    качества личности: по тому, какие языковые единицы привлекает человек для выражения

    свои мыслей, как строит монологическое высказывание – у собеседника возникает образ

    языковой личности.

    2.Некоторые приемы работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы учителя - предметника).

    В настоящее время ученики больше думают не как сказать, а что надеть…Для того, чтобы

     «развернуть мысли ученика» в сторону изучаемого материала, выработать устойчивый

    интерес, следует заинтересовать школьника: это может быть рассказ учителя об

    особенностях эпохи создания произведения, биографические сведения о писателе,

     привлечение на уроках иллюстративного материала. На уроках развития речи стараюсь

    использовать различные виды искусств: живопись, художественное слово, иногда музыку

    на основе их взаимопомощи и дополнительности. Такие уроки всегда интересны,

    вызывают широкую гамму чувств; их цель – воздействовать на эмоциональную сферу

    ребенка, разбудить дремлющие творческие способности, включить воображение,

    активизировать мышление и речь .Интеллектуальная, эмоциональная, художественная,

    речевая и эстетическая деятельность выступают здесь в единстве.

       Уроки работы над сочинением по картине являются эффективным средством развития

    речи учащихся и формирования у них коммуникативных умений. Это своего рода проект,

    продуктом которого является сочинение. Моя задача – учить детей быть грамотным  

    зрителем, внимательным и наблюдательным. Знакомлю их со средствами

    выразительности художника, с символикой цвета, с композицией картины. Работе по

     картине предшествуют беседы по цветоведению, знакомлю с цветовым кругом.

    Выясняем, что все цвета делятся на теплые и холодные, причем теплые воспринимаются

    как активные, радостные,а холодные – как пассивные, грустные. И еще есть одна

    особенность: теплые цвета , словно приближают к нам предмет, а холодные – отдаляют.

     Идет работа по уточнению цветовых оттенков, а также изучается «язык красок» как

    средство выразительности художника. Цвет действует на психику человека, его

    работоспособность, способен создавать определенные настроения. Особенно много этому

     уделяется внимание в 5-6 классах при описании пейзажа, предмета.

    Обязательно знакомлю с терминологией: колорит картины, цветовая гамма, авторский

     замысел художника- эти слова обязательно должны войти в сочинение, дети должны

    грамотно их использовать. Чтобы сочинение соответствовало теме, а главная мысль

     развивалась бы не хаотично, а из одной микротемы в другую, учу структуре сочинения,

    провожу языковую работу с использованием различных средств связи. Выясняем, что в

    качестве сцепляющих слов могут быть использованы лексические повторы, местоимения,

     синонимы, антонимы, описательные обороты с использованием переносного значения.

    Белка-(лексическое значение):небольшой грызун; (образ): рыжехвостая красавица.

    Кактус-(лексическое значение): южное растение с листьями в виде колючек;

    (образ): колючий долгожитель.

    Сосна-(лексическое значение):хвойное дерево с древесиной, трудно поддающейся

    гниению; (образ): вечнозеленый великан.

    Магистраль-(лексическое значение):широкая многополосная дорога со скоростным

    движением автомобилей; (образ): транспортная артерия.

    Усложняем задачу: попробуем соединить два предложения, используя цепной вид связи, а

    в качестве сцепляющих слов описательный оборот с образным значением.

    Через речку перекинулась радуга. Семицветная арка радует глаз.

    На арену цирка выходят слоны. Четвероногие артисты выглядят нарядно.

    Через Чёрное море проложили длинную магистраль. Река жизни соединит полуостров с

    материком.В ходе дальнейшей работе по созданию своих текстов( пока небольших)

     выясняем, что параллельная связь с лексическим повтором более выразительна.

     Проводим устное редактирование текстов по устранению лексических ошибок. Также в

    5-6 классах практикую устное словесное рисование: как бы ты нарисовал этого героя,

    какую бы иллюстрацию сделал к прочитанному рассказу? «Рисуя словами» , школьник

    упражняет воображение, развивает речь и чувство стиля. Младшие школьники

    сравнивают иллюстрации разных художников к одному произведению, например:

    В.Васнецова и И.Билибина с «Сказке о царе Салтане». Важно приучить их замечать, чем

    отличается герой или даже общее настроение на разных иллюстрациях. Ответы и мнения

    будут разными.

    Еще Гораций говорил: «Почаще переворачивай свой стиль». Чтобы добиться более

     точного выражения, практикую работу с синонимичными рядами, это позволяет

    подобрать более точные характеристики .для  описания пейзажа, например :

    внезапно ( наступила, налетела, пришла) осень. ( Влажная, сырая, мокрая )земля покрыта

    (золотыми, пожелтевшими, разноцветными) листьями. Они медленно (падают, летят) на

    землю. Что-то (грустное, печальное) слышится в воздухе.(Скрылось, спряталось) (усталое,

    неяркое) солнце. В осеннем лесу царит (тишина, безмолвие).

    По литературе иногда провожу стилистический эксперимент, предложенный

    М.А.Рыбниковой,  по пропуску эмоционального эпитета. Ученикам была предложена для

    работы фраза из знакомого стихотворения Н.А.Некрасова, в которой был опущен эпитет:

                      …………….   ветер гонит

                      Стаю туч на край небес.

                      Ель надломленная стонет,

                      Глухо шепчет темный лес.

    Некоторые ребята находили опущенное слово «заунывный», другие подбирали синонимы:

    печальный, унылый, грустный. Таким образом, осознавался эмоциональный характер эпитета в связи с общим настроением той картины, которую создал поэт. Ребенок понимает, что с помощью прилагательных мы можем передать не только форму, цвет, свойства и качества предмета, но и выразить свои чувства, передать настроение.

    Не всегда работа над картиной заканчивается написанием сочинения, можно ограничиться

    составлением синквейна, например: в 7 классе работаем с картиной «Девочка с

    персиками» В.Серова:

    1. Тема- девочка с персиками.
    2. Подбираем два прилагательных, имеющих отношение к теме( юная, очаровательная).
    3. Подбираем три глагола, имеющих отношение к теме( присела, задумалась, улыбается).
    4. Составляем фразу, в которой отражена позиция автора (В.  Серов сумел передать

    Неповторимое очарование молодости, гармонию человека и окружающего мира.)

    1. Подбираем синоним к теме( Вера Мамонтова- эстетический идеал художника).

    На уроках литературы мы обращаемся к истокам народного творчества, к чистому

    роднику русской речи, наполняя её звуками русских пословиц, поговорок,

    прислушиваемся к мелодичности литературного текста, поэтичности музыкального

    произведения. Так в рамках проекта «Сочиню свою загадку» ребята знакомятся с

    принципом построения загадок, пытаются создавать свои собственные произведения по

    образцу и подобию существующих. Письменные задания не просто сменяют устные, а обе

    формы речи взаимно влияют, сопутствуя в течение длительного времени одна другой.

     Причем индивидуальная работа и коллективная разграничиваются с трудом, и авторство

      работ весьма условно.

        В теме «описание интерьера» интересен проект по описанию интерьера русской избы с включением в сочинение народной мудрости: пословиц, поговорок. Вначале класс

    делится по группам, каждой группе дается определенное задание,например: найти

    лексическое значение слов глаголь, кошель, охлупень, конёк,причелина, сени, горница,

    поветь; другой- залавок, красный угол, бадья, чан, рушник, рогач, полати и др. Конечно,

    современные дети не знакомы с такими словами, поэтому на урок берем «Толковый

    словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и идет сбор языкового материала, а

    далее находим эти элементы на представленном иллюстративном материале- и возникает

    в представлении ребенка целостная картина, когда за определенным словом закреплен

    видимый образ. Обогащение словарного запаса осуществляется за счет включения в речь

    новых слов. Дети очень увлечены , но впереди еще кропотливая работа по описанию

    места, когда предложение строится по своим законам: (где?) обстоятельство

    места+ (какой?)признак предмета+ (что?) предмет+ (что делает?) действие предмета.

    Черновой вариант сочинения успеваем написать в классе, дома идет доработка,

    систематизация материала, оформление работы. Приветствую, если на первом этапе будет

    оказана помощь со стороны родителей.

       При работе над описанием внешности человека в 8 классе долго работаем над словом,

    подбирая более точные определения, выражающие взгляд, осанку, цвет волос, овал лица.

    Останавливаемся на «говорящих деталях» портрета, учащиеся пытаются применить ранее

     полученные знания в работе над психологическим портретом, угадывая характер

    портретируемого. В этом возрасте особенно свойственно желание высказать собственное

    мнение, показать своё отношение к миру, многообразию его явлений. А это прекрасное

    средство развития самостоятельности, творческой активности, речи, художественного

     вкуса.

     На рабочих уроках развитию речи способствуют требования полных ответов на

     поставленный вопрос, словарная работа с этимологической справкой, с хоровым

    проговариванием, с составлением словосочетаний как пример употребления в речи новых

    незнакомых слов. Хорошие результаты дает лексическая работа с уточнением

    лексического значения слов, с подбором синонимов, употреблением слов в прямом и

    переносном значении, редакторская работа с текстами с исправлением лексических ошибок.

       Развитие речи – длительный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.

    Каждый урок русского языка привнесет свой «кирпичик» в строительство огромного

     сооружения – умение владеть речью. По мнению некоторых исследователей (М.Р.Львов и

    др.), существуют следующие основные методы развития речи: имитационный,

    построенный на подражании образцам; коммуникативный, учитывающий речевую

    ситуацию; метод конструирования, предполагающий освоение обучающимися механизма

     порождения речевого высказывания, проведения работы по его восприятию и созданию

    текстов на основе различных моделей; исследовательская деятельность учащихся,

     направленная на овладение методами познания, понимания, интерпретации явлений

     языка и литературы, творческое применение в процессе языкового образования.

       Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских

     умений: учащиеся самостоятельно формулируют проблему, собирают и обрабатывают

    информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Активизируются когнитивные процессы, результаты которых следует облечь в словесную формулировку, правильно подобрать языковые единицы, построить фразу. Таким образом развивается речь. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе поисковой деятельности.

       Культурно-образовательные проекты филологической направленности позволяют развивать у школьников не только филологическую компетентность, но и формировать межкультурные компетенции: способности успешно общаться с представителями других культур. Чтение и занятие филологией способствует развитию таких качеств, как умение принимать человека, не схожего с тобой, уважать чужую точку зрения, взгляд на мир, веру и убеждения; формируют языковую компетенцию, которая необходима для успешной коммуникации. 

    3.    Метод проектов как один из способов развития речи обучающихся на уроках русского языка и литературы.

         В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

         Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию русского языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания русского языка и литературы является метод проектов.

          Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получил дальнейшее развитие. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах.

    В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

    Выбранная тема данной работы является наиболее актуальной в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

    Таким образом, мы можем сказать, что основная проблема работы заключается в определении условий обучения русскому языку на основе метода проектной деятельности на среднем этапе обучения.

           Объектом данной работы является метод проекта, как один из методов обучения русскому языку.

           Предметом является развитие речи школьников как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.

          Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности и доказать, что исследовательская деятельность способствует развитию связной речи обучающихся.

    Основные задачи данной  работы:

    -Выявить особенности организации и требования к использованию метода проектов;

    -Раскрыть понятие «метод проектов»;

    -Рассмотреть этапы работы над проектом.

    3.1 Теоретические аспекты использования метода проектов

          Метод проектов: обзор литературы

         Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

        Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

         Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.

           С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение.

          Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на «последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

          Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

    - использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

    - акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

    - выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

    - отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

    - наглядное представление результата.

         Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

         

    3.2 Типология проектов

    В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций с точки зрения продолжительности и занятости обучающихся английские специалисты  Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:

    1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый ученик изучает определенный аспект выбранной темы.

    2. Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.

    3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей ученика теме и подходящий для индивидуальной работы.

    Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой.

    Учебный проект- это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.Учебный проект- это работа, запланированная в рамках учебной программы. Среди учебных проектов выделяются три типа:

    1)научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры;

    2)социальные- преобразующие материальный мир и отношения между людьми;

    3)образовательные(учебные), преобразующие сознание отдельного человека.

    Классификация проектов по виду деятельности:

    Исследовательские проекты

    Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение эксперимента, научное описание изучаемых явлений.

    Практико-ориентированные проекты

    Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта- конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие.

    Информационные проекты

    Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении( проведение опроса школьников для публикации в школьной газете).

    Творческие проекты

    Результатом становится создание литературных произведений, произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов.

    Игровые проекты

    Предполагают подготовку какого-либо мероприятия(игры, состязания, викторины).

    3.3.Этапы проектной деятельности

    1 этап. Подготовительный. Определение темы, целей проекта и конечного продукта.

    .

    Учитель

    Ученики

    Помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта, поддерживает интерес к работе.

    Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.

    2 этап. Планирование. Формирование групп, распределение обязанностей внутри группы, определение источников информации, составление плана работы.

    Учитель

    Ученики

    Предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта.

    Разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид продукта, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы.

    3 этап. Реализация проекта. Сбор и обработка информации, корректирование планирования, оформление теоретической части проекта.

    Учитель

    Ученики

    Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

    Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, оформляют документацию проекта.

    4 этап. Презентация . Представление результатов работы, ответы на вопросы.

    Учитель

    Ученики

    Оценивает умение учащихся выступать, слушать, обосновывать, подводить итог.

    Представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проекта, дают взаимооценку деятельности.

    5 этап. Осмысление и оценка проделанной работы. Подведение итогов, оценка итоговых и промежуточных результатов, самоанализ.

    Учитель

    Ученики

    Оценивает усилия учащихся, качество отчета, возможности дальнейшей работы.

    Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.

    3.4.Развитие речи обучающихся в результате проектной деятельности.

       Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся самостоятельно формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Активизируются когнитивные процессы, результаты которых следует облечь в словесную формулировку, правильно подобрать языковые единицы, построить фразу. Таким образом развивается речь. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе поисковой деятельности.

       Культурно-образовательные проекты филологической направленности позволяют развивать у школьников не только филологическую компетентность, но и формировать межкультурные компетенции: способности успешно общаться с представителями других культур. Чтение и занятие филологией способствует развитию таких качеств, как умение принимать человека, не схожего с тобой, уважать чужую точку зрения, взгляд на мир, веру и убеждения; формируют языковую компетенцию, которая необходима для успешной коммуникации.

    4. Практическая часть.

    4.1.План выполнения проекта и его отдельных этапов.

    1.Установочное занятие, на котором определяются цели и задачи исследования, определяется общее направление работы. Дается перспективное домашнее задание по сбору фольклорного материала по темам. (15 сентября)

    2.Плановый этап.

    Деление класса на творческие группы, определение поля деятельности для каждой творческой группы.(18 сентября)

    3. Исследовательская работа. Поиск информации и её обработка. (22 сентября)

    4.Обобщающий этап работы. Проводятся консультации с каждой творческой группой в отдельности. Проведение совместных обсуждений результатов проделанной работы. Оформление продукта и подготовка презентации.(25 сентября)

    5.Аналитический этап.

    Анализируются результаты деятельности учащихся в группах; дается оценка выступлений представителей от группы.

    4. 2. Детальное описание образовательного продукта.

    Этапы работы

    Задачи этапов

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Запуск проекта №1 на фольклорной основе.

    Подготовить учащихся к работе над проектом, объяснить цели и задачи.

    Определяет готовность учащихся к работе, сосредоточивает внимание на проектной деятельности. Организует деятельность учащихся. Предлагает осудить тему проекта и форму продукта.

    Формируют творческие группы, принимают тему проекта и форму продукта: создание книжки-малышки на фольклорной основе.

    Целеполагание и мотивация (планирование работы).

    Формулирование гипотезы, цели и задач проекта.

    Дает представление о понятии «фольклор» и его малых жанров. Знакомит с алгоритмом работы над проектом. Определяет проблему, почему важно обращение к народной мудрости. Формулирует задания в группах для проектной работы. Каждой группе предлагается обсудить форму и содержание книжки-малышки.

    Определяют форму презентации проекта, распределяют обязанности внутри группы.

    Актуализация знаний и умений ( определение уровня готовности к проектной деятельности).

    Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

    Проверяет выполнение перспективного домашнего задания, проверяет понимание лексического значения пословиц, поговорок.

    Вспоминают алгоритм проектной деятельности. Готовят свои записи. Отвечают на вопросы учителя.

    Информационный этап.

    Познакомить учащихся с информацией.

    Рассказывает об основных источниках информации. Направляет деятельность учащихся.

    1 группа приносит собранную информацию о пословицах, поговорках, загадках по теме «Хлеб», вторая группа- по теме «Труд», третья – по теме «Мать», четвертая группа- по теме «Печь», пятая группа- по теме «Дружба». Группы рассказывают о толковании лексического значения пословиц, воспринимают полученную информацию.

    Аналитико-деятельностный (обобщение информации).

    Восприятие, осознание первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоение учащимися полученной информации.

    Направляет самостоятельную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, дает советы по оформлению продукта.

    Представители каждой группы рекламируют свою книжку-малышку, подчеркивают её особенности и назначение.

    Творческий.

    Реализуют основную часть проекта и изучают полученные результаты.

    Корректирует работу обучающихся, наблюдает, консультирует.

    Оформляют продукт.

    Готовят презентацию.

    Проверка усвоения полученных знаний.

    Контроль усвоения материала и презентация творческой деятельности учащихся.

    Оценивает презентацию продукта и творческой деятельности.

    Каждая творческая группа показывает свои книжки-малышки. Ответственная группа представляет презентацию творческой деятельности класса для выступления на школьной научно-практической конференции.

    Подведение итогов проектного задания (рефлексия).

    Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

    Анализирует и оценивает итог проектной деятельности. Высказывает собственное суждение о достижении цели проекта. Предлагает назвать лучшую книжку-малышку.

    Оценивают результаты своей деятельности, высказываются о том, чем обогатила их работа над проектом, что нового узнали, какие трудности испытали. Намечают планы на будущее.

    5. Заключение

    Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

    Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

    Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

    Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.

    Мы разработали методические рекомендации по организации проектной работы:

    - При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам.

    - Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

    - Учитель на таких уроках должен стать практически сторонним наблюдателем.

     Также рассмотрели этапы работы над проектом и выделили начальный, основной и заключительный этапы.

    В итоге мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации работы и развивает речь обучающихся.

    Список литературы

    1.Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-Москва: Просвещение, 1985

    2.А.Г.Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты!-Ростов-на-Дону, Легион,2013

    3.О.Б.Даутова, О.Н.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении.Санкт-Петербург, 2006

    4.А.Е.Брусина.Опыты словесного творчества.Санк-Петепбургский государственный  университет педагогического мастерства, 2015

                                               

    .                                            

       

       



    Предварительный просмотр:

    Работа над  проектом «Описание интерьера русской избы».

    1.Введение.

       Современная школа стремительно меняется. Сегодня важным становится не столько дать как можно больше знаний ребёнку, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и познавательное развитие, сформировать универсальные умения, которые бы позволили выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Изменение образовательной парадигмы требует от учителя использования исследовательских  технологий обучения, отхода от традиционных форм урока. Одним из методов такой технологии считаю метод проекта. Для того, чтобы учение было интересным, обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска, а организовать его можно по законам проведения научных исследований. Тогда обучение уже будет не репродуктивным, а основано на творчестве. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска, то есть когнитивные умения.

       В основе когнитивного потенциала лежат речевые умения, умения читать осмысленно и понимать текст, правильно оформлять свои мысли в речевое высказывание. Базовыми являются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, формулировать цель и составлять алгоритм её достижения, устанавливать причинно-следственные связи между событиями или явлениями, описывать результаты наблюдений, решать учебные задачи творческого характера, делать обобщения и выводы - то есть все умения, приобретенные в деятельности. Таким образом, метод проекта является одним из способов развития речевой компетенции школьника, способности практического владения языком в устной и письменной речи, умения переключаться в процессе общения с одного стиля на другой в зависимости от условий общения.

     Цель данной работы – обобщить опыт работы по развитию речи, доказать, что

     использование метода исследовательского проекта способствует развитию творческих и

     личностных компетенций обучающихся.

    Задачи проекта- создать условия для гармоничного развития личности, расширения

    кругозора учащихся, выявления и развития творческих способностей, интеллектуальной

     инициативы, критического мышления, социальной ответственности,  лидерства;

    - предоставить возможность для глубокого проникновения в содержание программы и

     более широкого поля для самостоятельной деятельности, исследования и

     экспериментирования в учебном процессе;

    - предоставить  детям возможность добиваться успехов и демонстрировать свои

     индивидуальные достижения в когнитивной и межличностной сферах;

     - способствовать развитию речевой компетенции , формированию умения правильно

    строить монологическое высказывание, сжато выражать свои мысли в устной письменной

     форме.

     Настоящую работу считаю актуальной, потому что русский язык- это язык всех

    дисциплин, изучаемых в школьном курсе. Развитие языковой компетенции поможет

    ребенку не только успешно сдать экзамены, но и является основной характеристикой

    качества личности: по тому, какие языковые единицы привлекает человек для выражения

    свои мыслей, как строит монологическое высказывание – у собеседника возникает образ

    языковой личности.

    2.Некоторые приемы работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы учителя - предметника).

    В настоящее время ученики больше думают не как сказать, а что надеть…Для того, чтобы

     «развернуть мысли ученика» в сторону изучаемого материала, выработать устойчивый

    интерес, следует заинтересовать школьника: это может быть рассказ учителя об

    особенностях эпохи создания произведения, биографические сведения о писателе,

     привлечение на уроках иллюстративного материала. На уроках развития речи стараюсь

    использовать различные виды искусств: живопись, художественное слово, иногда музыку

    на основе их взаимопомощи и дополнительности. Такие уроки всегда интересны,

    вызывают широкую гамму чувств; их цель – воздействовать на эмоциональную сферу

    ребенка, разбудить дремлющие творческие способности, включить воображение,

    активизировать мышление и речь .Интеллектуальная, эмоциональная, художественная,

    речевая и эстетическая деятельность выступают здесь в единстве.

       Уроки работы над сочинением по картине являются эффективным средством развития

    речи учащихся и формирования у них коммуникативных умений. Это своего рода проект,

    продуктом которого является сочинение. Моя задача – учить детей быть грамотным  

    зрителем, внимательным и наблюдательным. Знакомлю их со средствами

    выразительности художника, с символикой цвета, с композицией картины. Работе по

     картине предшествуют беседы по цветоведению, знакомлю с цветовым кругом.

    Выясняем, что все цвета делятся на теплые и холодные, причем теплые воспринимаются

    как активные, радостные,а холодные – как пассивные, грустные. И еще есть одна

    особенность: теплые цвета , словно приближают к нам предмет, а холодные – отдаляют.

     Идет работа по уточнению цветовых оттенков, а также изучается «язык красок» как

    средство выразительности художника. Цвет действует на психику человека, его

    работоспособность, способен создавать определенные настроения. Особенно много этому

     уделяется внимание в 5-6 классах при описании пейзажа, предмета.

    Обязательно знакомлю с терминологией: колорит картины, цветовая гамма, авторский

     замысел художника- эти слова обязательно должны войти в сочинение, дети должны

    грамотно их использовать. Чтобы сочинение соответствовало теме, а главная мысль

     развивалась бы не хаотично, а из одной микротемы в другую, учу структуре сочинения,

    провожу языковую работу с использованием различных средств связи. Выясняем, что в

    качестве сцепляющих слов могут быть использованы лексические повторы, местоимения,

     синонимы, антонимы, описательные обороты с использованием переносного значения.

    Белка-(лексическое значение):небольшой грызун; (образ): рыжехвостая красавица.

    Кактус-(лексическое значение): южное растение с листьями в виде колючек;

    (образ): колючий долгожитель.

    Сосна-(лексическое значение):хвойное дерево с древесиной, трудно поддающейся

    гниению; (образ): вечнозеленый великан.

    Магистраль-(лексическое значение):широкая многополосная дорога со скоростным

    движением автомобилей; (образ): транспортная артерия.

    Усложняем задачу: попробуем соединить два предложения, используя цепной вид связи, а

    в качестве сцепляющих слов описательный оборот с образным значением.

    Через речку перекинулась радуга. Семицветная арка радует глаз.

    На арену цирка выходят слоны. Четвероногие артисты выглядят нарядно.

    Через Чёрное море проложили длинную магистраль. Река жизни соединит полуостров с

    материком.В ходе дальнейшей работе по созданию своих текстов( пока небольших)

     выясняем, что параллельная связь с лексическим повтором более выразительна.

     Проводим устное редактирование текстов по устранению лексических ошибок. Также в

    5-6 классах практикую устное словесное рисование: как бы ты нарисовал этого героя,

    какую бы иллюстрацию сделал к прочитанному рассказу? «Рисуя словами» , школьник

    упражняет воображение, развивает речь и чувство стиля. Младшие школьники

    сравнивают иллюстрации разных художников к одному произведению, например:

    В.Васнецова и И.Билибина с «Сказке о царе Салтане». Важно приучить их замечать, чем

    отличается герой или даже общее настроение на разных иллюстрациях. Ответы и мнения

    будут разными.

    Еще Гораций говорил: «Почаще переворачивай свой стиль». Чтобы добиться более

     точного выражения, практикую работу с синонимичными рядами, это позволяет

    подобрать более точные характеристики .для  описания пейзажа, например :

    внезапно ( наступила, налетела, пришла) осень. ( Влажная, сырая, мокрая )земля покрыта

    (золотыми, пожелтевшими, разноцветными) листьями. Они медленно (падают, летят) на

    землю. Что-то (грустное, печальное) слышится в воздухе.(Скрылось, спряталось) (усталое,

    неяркое) солнце. В осеннем лесу царит (тишина, безмолвие).

    По литературе иногда провожу стилистический эксперимент, предложенный

    М.А.Рыбниковой,  по пропуску эмоционального эпитета. Ученикам была предложена для

    работы фраза из знакомого стихотворения Н.А.Некрасова, в которой был опущен эпитет:

                      …………….   ветер гонит

                      Стаю туч на край небес.

                      Ель надломленная стонет,

                      Глухо шепчет темный лес.

    Некоторые ребята находили опущенное слово «заунывный», другие подбирали синонимы:

    печальный, унылый, грустный. Таким образом, осознавался эмоциональный характер эпитета в связи с общим настроением той картины, которую создал поэт. Ребенок понимает, что с помощью прилагательных мы можем передать не только форму, цвет, свойства и качества предмета, но и выразить свои чувства, передать настроение.

    Не всегда работа над картиной заканчивается написанием сочинения, можно ограничиться

    составлением синквейна, например: в 7 классе работаем с картиной «Девочка с

    персиками» В.Серова:

    1. Тема- девочка с персиками.
    2. Подбираем два прилагательных, имеющих отношение к теме( юная, очаровательная).
    3. Подбираем три глагола, имеющих отношение к теме( присела, задумалась, улыбается).
    4. Составляем фразу, в которой отражена позиция автора (В.  Серов сумел передать

    Неповторимое очарование молодости, гармонию человека и окружающего мира.)

    1. Подбираем синоним к теме( Вера Мамонтова- эстетический идеал художника).

    На уроках литературы мы обращаемся к истокам народного творчества, к чистому

    роднику русской речи, наполняя её звуками русских пословиц, поговорок,

    прислушиваемся к мелодичности литературного текста, поэтичности музыкального

    произведения. Так в рамках проекта «Сочиню свою загадку» ребята знакомятся с

    принципом построения загадок, пытаются создавать свои собственные произведения по

    образцу и подобию существующих. Письменные задания не просто сменяют устные, а обе

    формы речи взаимно влияют, сопутствуя в течение длительного времени одна другой.

     Причем индивидуальная работа и коллективная разграничиваются с трудом, и авторство

      работ весьма условно.

        В теме «описание интерьера» интересен проект по описанию интерьера русской избы с включением в сочинение народной мудрости: пословиц, поговорок. Вначале класс

    делится по группам, каждой группе дается определенное задание,например: найти

    лексическое значение слов глаголь, кошель, охлупень, конёк,причелина, сени, горница,

    поветь; другой- залавок, красный угол, бадья, чан, рушник, рогач, полати и др. Конечно,

    современные дети не знакомы с такими словами, поэтому на урок берем «Толковый

    словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и идет сбор языкового материала, а

    далее находим эти элементы на представленном иллюстративном материале- и возникает

    в представлении ребенка целостная картина, когда за определенным словом закреплен

    видимый образ. Обогащение словарного запаса осуществляется за счет включения в речь

    новых слов. Дети очень увлечены , но впереди еще кропотливая работа по описанию

    места, когда предложение строится по своим законам: (где?) обстоятельство

    места+ (какой?)признак предмета+ (что?) предмет+ (что делает?) действие предмета.

    Черновой вариант сочинения успеваем написать в классе, дома идет доработка,

    систематизация материала, оформление работы. Приветствую, если на первом этапе будет

    оказана помощь со стороны родителей.

       При работе над описанием внешности человека в 8 классе долго работаем над словом,

    подбирая более точные определения, выражающие взгляд, осанку, цвет волос, овал лица.

    Останавливаемся на «говорящих деталях» портрета, учащиеся пытаются применить ранее

     полученные знания в работе над психологическим портретом, угадывая характер

    портретируемого. В этом возрасте особенно свойственно желание высказать собственное

    мнение, показать своё отношение к миру, многообразию его явлений. А это прекрасное

    средство развития самостоятельности, творческой активности, речи, художественного

     вкуса.

     На рабочих уроках развитию речи способствуют требования полных ответов на

     поставленный вопрос, словарная работа с этимологической справкой, с хоровым

    проговариванием, с составлением словосочетаний как пример употребления в речи новых

    незнакомых слов. Хорошие результаты дает лексическая работа с уточнением

    лексического значения слов, с подбором синонимов, употреблением слов в прямом и

    переносном значении, редакторская работа с текстами с исправлением лексических ошибок.

       Развитие речи – длительный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.

    Каждый урок русского языка привнесет свой «кирпичик» в строительство огромного

     сооружения – умение владеть речью. По мнению некоторых исследователей (М.Р.Львов и

    др.), существуют следующие основные методы развития речи: имитационный,

    построенный на подражании образцам; коммуникативный, учитывающий речевую

    ситуацию; метод конструирования, предполагающий освоение обучающимися механизма

     порождения речевого высказывания, проведения работы по его восприятию и созданию

    текстов на основе различных моделей; исследовательская деятельность учащихся,

     направленная на овладение методами познания, понимания, интерпретации явлений

     языка и литературы, творческое применение в процессе языкового образования.

       Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских

     умений: учащиеся самостоятельно формулируют проблему, собирают и обрабатывают

    информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Активизируются когнитивные процессы, результаты которых следует облечь в словесную формулировку, правильно подобрать языковые единицы, построить фразу. Таким образом развивается речь. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе поисковой деятельности.

       Культурно-образовательные проекты филологической направленности позволяют развивать у школьников не только филологическую компетентность, но и формировать межкультурные компетенции: способности успешно общаться с представителями других культур. Чтение и занятие филологией способствует развитию таких качеств, как умение принимать человека, не схожего с тобой, уважать чужую точку зрения, взгляд на мир, веру и убеждения; формируют языковую компетенцию, которая необходима для успешной коммуникации. 

    3.    Метод проектов как один из способов развития речи обучающихся на уроках русского языка и литературы.

         В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

         Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию русского языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания русского языка и литературы является метод проектов.

          Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получил дальнейшее развитие. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах.

    В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

    Выбранная тема данной работы является наиболее актуальной в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

    Таким образом, мы можем сказать, что основная проблема работы заключается в определении условий обучения русскому языку на основе метода проектной деятельности на среднем этапе обучения.

           Объектом данной работы является метод проекта, как один из методов обучения русскому языку.

           Предметом является развитие речи школьников как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.

          Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности и доказать, что исследовательская деятельность способствует развитию связной речи обучающихся.

    Основные задачи данной  работы:

    -Выявить особенности организации и требования к использованию метода проектов;

    -Раскрыть понятие «метод проектов»;

    -Рассмотреть этапы работы над проектом.

    3.1 Теоретические аспекты использования метода проектов

          Метод проектов: обзор литературы

         Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

        Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

         Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.

           С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение.

          Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на «последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

          Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

    - использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

    - акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

    - выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

    - отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

    - наглядное представление результата.

         Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

         

    3.2 Типология проектов

    В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций с точки зрения продолжительности и занятости обучающихся английские специалисты  Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:

    1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый ученик изучает определенный аспект выбранной темы.

    2. Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.

    3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей ученика теме и подходящий для индивидуальной работы.

    Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой.

    Учебный проект- это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.Учебный проект- это работа, запланированная в рамках учебной программы. Среди учебных проектов выделяются три типа:

    1)научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры;

    2)социальные- преобразующие материальный мир и отношения между людьми;

    3)образовательные(учебные), преобразующие сознание отдельного человека.

    Классификация проектов по виду деятельности:

    Исследовательские проекты

    Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение эксперимента, научное описание изучаемых явлений.

    Практико-ориентированные проекты

    Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта- конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие.

    Информационные проекты

    Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении( проведение опроса школьников для публикации в школьной газете).

    Творческие проекты

    Результатом становится создание литературных произведений, произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов.

    Игровые проекты

    Предполагают подготовку какого-либо мероприятия(игры, состязания, викторины).

    3.3.Этапы проектной деятельности

    1 этап. Подготовительный. Определение темы, целей проекта и конечного продукта.

    .

    Учитель

    Ученики

    Помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта, поддерживает интерес к работе.

    Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.

    2 этап. Планирование. Формирование групп, распределение обязанностей внутри группы, определение источников информации, составление плана работы.

    Учитель

    Ученики

    Предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта.

    Разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид продукта, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы.

    3 этап. Реализация проекта. Сбор и обработка информации, корректирование планирования, оформление теоретической части проекта.

    Учитель

    Ученики

    Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

    Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, оформляют документацию проекта.

    4 этап. Презентация . Представление результатов работы, ответы на вопросы.

    Учитель

    Ученики

    Оценивает умение учащихся выступать, слушать, обосновывать, подводить итог.

    Представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проекта, дают взаимооценку деятельности.

    5 этап. Осмысление и оценка проделанной работы. Подведение итогов, оценка итоговых и промежуточных результатов, самоанализ.

    Учитель

    Ученики

    Оценивает усилия учащихся, качество отчета, возможности дальнейшей работы.

    Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.

    3.4.Развитие речи обучающихся в результате проектной деятельности.

       Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся самостоятельно формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Активизируются когнитивные процессы, результаты которых следует облечь в словесную формулировку, правильно подобрать языковые единицы, построить фразу. Таким образом развивается речь. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе поисковой деятельности.

       Культурно-образовательные проекты филологической направленности позволяют развивать у школьников не только филологическую компетентность, но и формировать межкультурные компетенции: способности успешно общаться с представителями других культур. Чтение и занятие филологией способствует развитию таких качеств, как умение принимать человека, не схожего с тобой, уважать чужую точку зрения, взгляд на мир, веру и убеждения; формируют языковую компетенцию, которая необходима для успешной коммуникации.

    4. Практическая часть.

    4.1.План выполнения проекта и его отдельных этапов.

    1.Установочное занятие, на котором определяются цели и задачи исследования, определяется общее направление работы. Дается перспективное домашнее задание по сбору фольклорного материала по темам. (15 сентября)

    2.Плановый этап.

    Деление класса на творческие группы, определение поля деятельности для каждой творческой группы.(18 сентября)

    3. Исследовательская работа. Поиск информации и её обработка. (22 сентября)

    4.Обобщающий этап работы. Проводятся консультации с каждой творческой группой в отдельности. Проведение совместных обсуждений результатов проделанной работы. Оформление продукта и подготовка презентации.(25 сентября)

    5.Аналитический этап.

    Анализируются результаты деятельности учащихся в группах; дается оценка выступлений представителей от группы.

    4. 2. Детальное описание образовательного продукта.

    Этапы работы

    Задачи этапов

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Запуск проекта №1 на фольклорной основе.

    Подготовить учащихся к работе над проектом, объяснить цели и задачи.

    Определяет готовность учащихся к работе, сосредоточивает внимание на проектной деятельности. Организует деятельность учащихся. Предлагает осудить тему проекта и форму продукта.

    Формируют творческие группы, принимают тему проекта и форму продукта: создание книжки-малышки на фольклорной основе.

    Целеполагание и мотивация (планирование работы).

    Формулирование гипотезы, цели и задач проекта.

    Дает представление о понятии «фольклор» и его малых жанров. Знакомит с алгоритмом работы над проектом. Определяет проблему, почему важно обращение к народной мудрости. Формулирует задания в группах для проектной работы. Каждой группе предлагается обсудить форму и содержание книжки-малышки.

    Определяют форму презентации проекта, распределяют обязанности внутри группы.

    Актуализация знаний и умений ( определение уровня готовности к проектной деятельности).

    Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

    Проверяет выполнение перспективного домашнего задания, проверяет понимание лексического значения пословиц, поговорок.

    Вспоминают алгоритм проектной деятельности. Готовят свои записи. Отвечают на вопросы учителя.

    Информационный этап.

    Познакомить учащихся с информацией.

    Рассказывает об основных источниках информации. Направляет деятельность учащихся.

    1 группа приносит собранную информацию о пословицах, поговорках, загадках по теме «Хлеб», вторая группа- по теме «Труд», третья – по теме «Мать», четвертая группа- по теме «Печь», пятая группа- по теме «Дружба». Группы рассказывают о толковании лексического значения пословиц, воспринимают полученную информацию.

    Аналитико-деятельностный (обобщение информации).

    Восприятие, осознание первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоение учащимися полученной информации.

    Направляет самостоятельную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, дает советы по оформлению продукта.

    Представители каждой группы рекламируют свою книжку-малышку, подчеркивают её особенности и назначение.

    Творческий.

    Реализуют основную часть проекта и изучают полученные результаты.

    Корректирует работу обучающихся, наблюдает, консультирует.

    Оформляют продукт.

    Готовят презентацию.

    Проверка усвоения полученных знаний.

    Контроль усвоения материала и презентация творческой деятельности учащихся.

    Оценивает презентацию продукта и творческой деятельности.

    Каждая творческая группа показывает свои книжки-малышки. Ответственная группа представляет презентацию творческой деятельности класса для выступления на школьной научно-практической конференции.

    Подведение итогов проектного задания (рефлексия).

    Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

    Анализирует и оценивает итог проектной деятельности. Высказывает собственное суждение о достижении цели проекта. Предлагает назвать лучшую книжку-малышку.

    Оценивают результаты своей деятельности, высказываются о том, чем обогатила их работа над проектом, что нового узнали, какие трудности испытали. Намечают планы на будущее.

    5. Заключение

    Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

    Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

    Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

    Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.

    Мы разработали методические рекомендации по организации проектной работы:

    - При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам.

    - Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

    - Учитель на таких уроках должен стать практически сторонним наблюдателем.

     Также рассмотрели этапы работы над проектом и выделили начальный, основной и заключительный этапы.

    В итоге мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации работы и развивает речь обучающихся.

    Список литературы

    1.Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-Москва: Просвещение, 1985

    2.А.Г.Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты!-Ростов-на-Дону, Легион,2013

    3.О.Б.Даутова, О.Н.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении.Санкт-Петербург, 2006

    4.А.Е.Брусина.Опыты словесного творчества.Санк-Петепбургский государственный  университет педагогического мастерства, 2015

                                               

    .                                            

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

    В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

    Герасимчик Л.В. Преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся-как фактор школьной адаптации (социальной).

    p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Язык занимает важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в ж...

    Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

    Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...

    Проект "Развитие устной и письменной речи учащихся" /на тувинском языке/

    Тыва дыл болгаш чогаал кичээлдеринге  чаа технологияларны ажыглап тургаш, уругларның бот-идепкейин  кѳдүрүп, аас болгаш бижимел чугаазын сайзырадыры...

    «Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

    Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...

    Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

    Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

    Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

    Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...