Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок обобщающего повторения в 9 классе, целью которого является формирование навыка постановки знаков препинания в сложном предложении. Анализ синтаксической структуры сложных предложений с различными видами связи, осмысление функционально-смыслового аспекта пунктуации при работе со связным текстом. Воспитание интереса к изучению русского языка через формирование эмоционально-чувственной сферы личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе

составила Баринова Лариса Васильевна,

преподаватель русского языка и литературы

                               образовательного отдела ГБУДО ДСООЦ «Лазурный»

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Цель: формирование навыка постановки знаков препинания в сложном предложении, учитывая  смысловые отношения и интонацию их частей.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщить  и систематизировать знания уч-ся о синтаксисе сложного предложения.
  2. Закрепить  навык  правильного нахождения грамматической основы предложения.
  3. Отработать  навыка постановки знаков препинания в сложном предложении.
  4. Обучить  уч-ся частичному лингвистическому анализу текста.
  5. Работать  с  синтаксическими средствами языковой выразительности.

Развивающие:

1.Формировать умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.

2.Развивать чувственное, эмоциональное восприятие текста учащимися.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению русского языка через формирование эмоционально-чувственной сферы личности.

     2.  Формировать эстетический и музыкальный вкус подростков. 

Планируемые результаты:

Предметные: анализ синтаксической структуры сложных предложений с различными видами связи, осмысление функционально-смыслового аспекта пунктуации при работе со связным текстом  

Познавательные УУД:   осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной и письменной  форме,  содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;  мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.  

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока:  систематизации и обобщения знаний и умений.  Урок общеметодологической направленности (по ФГОС)

Форма проведения урока: урок-практикум.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе  Power Point.

Ход урока.

Деятельность уч-ся

I. Организационный этап.

Приветствие и проверка  готовности к уроку.

II . Вызов и мотивация к учебной деятельности.

 

1. В классе звучат отрывки из известных  рок-композиций.

2. Учитель: В конце 50-х годов прошлого века начинающий литератор А. Гинзбург   подпольно  выпустил альманах самиздатской поэзии. В нем были стихи  начинающих молодых поэтов Генриха Сапгира, Беллы Ахмадулиной, Иосифа Бродского и др. Этот поэтический сборник назывался «Синтаксис».  Как вы думаете, какой смысл вложил в это название его создатель ?

3. Некоторые уч-ся высказывают  собственное мнение.

III.     Актуализация   знаний. Постановка цели урока.

Уч.: Я вижу, что многим из вас сложно ответить на данный вопрос.

Поэтому я приведу вам высказывание известного русского лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения?»     Поразмышляем над этим высказыванием.

В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что именно в синтаксисе язык выполняет свою главную функцию - коммуникативную.

Уч. Действительно, синтаксис является своеобразной вершиной языкознания, именно он и создает текст, в котором взаимодействуют все остальные языковые единицы. А текст, как известно, устный или письменный – основа человеческого общения. Насколько человек владеет знаниями синтаксиса как универсальным инструментом, организующим нашу речь, настолько он будет услышан и понят окружающими.  

Давайте посмотрим, что представляют собой с точки зрения синтаксического и пунктуационного наполнения песенные тексты современных рок-музыкантов? Какие синтаксические средства помогают им донести до нас  мысли о «мирозданье и о себе»?

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Уч.: Но чтобы анализировать текст, необходимо вспомнить базовые понятия синтаксиса сложного предложения.

1.Теоретический опрос

Задание: дополнить теоретические формулировки, появляющиеся на слайде.

*Предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей) и соединенных в одно целое по смыслу и интонационно называется……

*В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на ……..

*Предложения, в которых одна предикативная  часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительными союзами или союзными словами называются ………  .

*Сложные предложения, части которых связаны только по смыслу и интонации, а не при помощи союзов и союзных слов называются  ……..

*Относительные местоимения и наречия, связывающие придаточную часть с главной и являющиеся членами предложения, называются …..

*В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи:  …….

2. Практическая работа, проверяющая навык правильного нахождения грамматической основы предложения.

 Уч.  Правильное выделение грамматической основы предложения позволяет верно определить строение предложения. Что же необходимо помнить при нахождении грамматической основы предложения?

- Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Информация о способах выражения грамматической  основы представлена в виде таблицы в рабочих листах, познакомьтесь с ней и вспомните основные способы выражения подлежащего и сказуемого.

Задание:  Назвать, из каких рок-композиций взяты эти цитаты, кто их автор. Выписать в тетрадь грамматические основы предложений и определить их строение  (простое, сложное, ССП, СПП, БСП)

1.«Не стоит прогибаться под изменчивый мир –

Пусть лучше он прогнется под нас»

(А.Макаревич «Машина времени»)

2.«Солнце мое, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак»

(В.Цой  «Кино»)

3.«Моей огромной любви хватит нам  двоим с головою»

(  Земфира)

4.«Ах, Александр Сергеевич, милый –

Ну что же Вы нам ничего не сказали

О том, как дышали, искали, любили,

О том, что в последнюю осень Вы знали…»

(Ю.Шевчук «ДДТ»)

5.«И звезды падают за ворот,

И ковш на небе перевернут»

(А.Васильев «Сплин»)

6.«Круговая порука мажет как копоть,

Я беру чью-то руку, а чувствую локоть»

(В. Бутусов «Наутилус Помпилиус»)

 V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Уч.: Из каких  рок-композиций взяты эти цитаты? Кто их авторы?

Судя по вашим ответам, вы знаете и любите рок-музыку. Поэтому сегодня я решила предложить вам  проверить свои знания по синтаксису и пунктуации  сложного  предложения на песенном тексте  известнейшей рок-группы. Какой? Я думаю, вы догадаетесь с первых строк.

1.Синтаксический  анализ текста песни «Романс» группы «Сплин»

И лампа не горит, и врут календари, и если ты давно хотела что-то мне сказать, то говори.

Задание:

1.Каждый из вас наверняка узнал этот текст по первым словам. Это потрясающая композиция, которая никого не может оставить равнодушным. Давайте посмотрим, как  синтаксически  выстроен этот текст.

2.Подчеркните грамматические основы в предложении, расставьте знаки препинания. Из скольки простых предложений оно состоит?

3.Определите вид связи между частями в этом предложении, дайте ему характеристику, постройте схему.

4.Подумайте, нужно ли ставить запятую между сочинительным и подчинительным союзом. Почему?

5.«..врут календари».  Отсыл к какому литературному произведению чувствуется в этой строке. Как называется подобный приём в литературе?

6. Если вы затрудняетесь с ответом, обратите внимание на информацию, размещенную на слайде презентации с перечнем изобразительно-выразительных средств.

6. Как вы считаете, прием аллюзии часто встречается в творчестве группы «Сплин»? Приведите примеры.

 Кто хочет выйти к доске и самостоятельно записать следующую строку этого текста?

Любой   обманчив звук, страшнее тишина, когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина.

Задание:

1.Подчеркните грамматические основы, укажите тип сказуемых в предложениях, расставьте знаки препинания.

 2.Определите  виды связи между частями, дайте характеристику предложения.

3. В данном предложении использовано обстоятельственное придаточное времени или условия? Обоснуйте свою точку зрения.

4.Прямой или обратный порядок слов в данном предложении?             ( Примеры прямого и обратного порядка слов выводятся на слайде интерактивной доски). Как называется такой приём и с какой целью он используется автором?

5. Помогает ли инверсия понять, какие смысловые акценты делает автор в этой строке?

И черный кабинет, и ждет в руке патрон.

Так тихо, что я слышу,  как идёт на глубине  вагон  метро.

Задание:

1.Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

2.Постройте схему последнего  предложения, определите виды связи между его частями.

3. Укажите вид придаточных предложений и способ их подчинения.

4. Какой союз повторяется в нескольких синтаксических конструкциях? Может быть, это неоправданная избыточность или синтаксический приём, необходимый автору?

 5. Как называется такой приём?

6. Кто из вас может прочесть этот текст до конца?

 (Если таких учеников в классе не находится, то продолжение композиции выводится на слайде)

На площади полки.  Темно в конце строки.
И в телефонной трубке эти много лет спустя  одни гудки.
И где-то хлопнет дверь,  и дрогнут провода.
Привет! Мы будем счастливы теперь и навсегда.
Привет! Мы будем счастливы теперь  и навсегда.

7. Приём многосоюзия А. Васильев использует на протяжении всей композиции.  Что привносит это изобразительно-выразительное средство в понимание  песенного текста? Какие эмоции, ощущения  рождает у вас?

VI. Творческое применение знаний.

Вопросы для осмысления песенного текста композиции:

Какие строки вы считаете «ключевыми» в тексте? Почему?  

 Как вы думаете, почему А. Васильев назвал эту композицию «Романс»?

Посмотрите клип, созданный на эту песню. Изменил ли он ваше понимание текста? Может быть, расширил его или углубил? ( использование видеоматериала)

Задание:  Попробуйте   сформулировать ответ на один из предложенных вопросов в 4-5 сложных предложениях и запишите их, учитывая пунктуационные правила.

VII.Рефлексия. Подведение итогов.

Уч.: Ребята, давайте вернёмся к вопросу, который я задавала вам в начале урока - почему поэтический сборник  начинающих поэтов был назван «Синтаксис»?

Обобщив все сказанное, приходим к мысли, что синтаксис – это то уникальное языковое средство, с помощью которого можно выразить себя, своё понимание мира и отношение к миру. Хорошее владение синтаксическими средствами  дает человеку возможность быть понятым окружающими людьми. А не это ли, в конечном счете, и является главным в нашей жизни.

Уч. :Благодарю вас за работу, за то, что вы захотели поделиться своими размышлениями со мной. Я не могу задавать вам домашнее задание, но советую  прочитать небольшой рассказ Владимира Набокова  «Музыка». Возможно, он будет в чём-то созвучен песенной композиции «Романс», о которой мы сегодня говорили. Интересно, какие строки композиции А.Васильева будут  перекликаться со  строчкам из рассказа В.Набокова?

Самоорганизация на учебную деятельность.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

 Проблемный вопрос  вызывает определенные трудности и  тем самым фиксируется    недопонимание   в осмыслении функций синтаксиса в речи.  

Через личностное восприятие происходит актуализация и процесс целеполагания.

Устная фронтальная работа с классом по презентации предполагает актуализацию и систематизацию опорных знаний по синтаксису.

Уч-ся устно формулируют ответы, коллективно обсуждая и дополняя друг друга

Работа с обобщающими таблицами  дает возможность уч-м систематизировать знания и применить их в заданной ситуации.

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку и взаимопроверку с  последующим обсуждением и разбором тех предложений, которые вызвали наибольшее затруднение.

Один из учащихся записывает предложение на доске, остальные в  тетради. Ученики сразу «узнают» композицию группы «Сплин» и это побуждает интерес к дальнейшей работе.  Сочетание индивидуальной и фронтальной работы. Ученики комментируют ответы уч-ся, работающего у доски, вносят дополнения, исправляют.

Работа с информационным слайдом  дает возможность самостоятельно познакомиться с новым изобразительно-выразительным средством - аллюзией.

Учитель произносит только начало предложения - продолжение знают практически все и записывают самостоятельно.

Анализ синтаксической структуры  направлен не только на  проверку знаний и умений уч-ся, но  на понимание целесообразности использования тех или иных языковых приёмов, исходя из смыслового наполнения этого текста.

Лингвистический анализ дает  возможность учащимся глубже осмыслить содержание песенной композиции. Сравнить свое понимание произведения с иной трактовкой поможет просмотр клипа, созданного на эту песню.

Внутренне, эмоционально учащиеся готовы к тому, чтобы высказать свое суждение в письменной форме.

Самостоятельная  творческая работа

Ученики вновь обращаются к вопросу, заданному в начале урока. Желающих высказать собственное мнение  значительно больше. Таким образом они коллективно подводят итог урока.  В конце занятия получают от учителя рекомендацию прочесть рассказ В.Набокова, тем самым продолжить свои размышления над вопросами, затронутыми на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи". Тестовые задания.

В презентации представлены задания А 26 по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"....

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 11 класс/2 курс СПО

Конспект урока "Знаки препинания в сложных предложениях  с разными видами связи". 11 класс/ 2 курс СПО...

«Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»

Техкарта урока русского языка в 9 классе.Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры происходит через использование разных форм работы: групповая, самосто...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2019. Задание 20. знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Дидактический материал по теме "знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...