Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Семенова  Ирина Вениаминовна

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  понимать основные вопросы текста и способы их выражения, а также  интерпретировать  текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Разработка   урока  грамотного   чтения

                                                для  учащихся    6  класса

        Тема  урока:  «Истолкование  и  восприятие  публицистического  и  

                                художественного  текстов  на  тему:

                                 «Человек  и звёзды»

                                   Автор  урока:  учитель русского языка  и литературы

                                                                                                      Семёнова  И.В.

Тип урока:   урок-исследование   с элементами  творческой  мастерской

                         (поисковая  лаборатория)                  

Цель урока:   рассмотреть  понятие  «звёзды»  в полном  объёме;  осуществить  опыт

                         прочтения  предложенных  текстов, дать  истолкование  текстов;

                         воспитывать чувство  восхищения  красотой  грамотной русской речи;

                         развивать  образное  и абстрактное мышление,  совершенствовать  

                         языковой вкус.

Задачи урока:  

  • обучение грамотной  речи;
  • обучение  грамотной  интерпретации  текстов;
  • обучение  правильному  формулированию  проблемы;
  • развитие  навыка  планирования  учебных  действий;
  • пополнение  и активизация словаря;
  • развитие монологической речи.

Виды  учебной деятельности:

                              поисковая, познавательная деятельность;

                              чередование  индивидуальной и групповой работы;

                              решение лингвистических задач;  сопоставление;  

                              работа со справочной литературой   (с  «Толковым  словарём

                              русского языка»);  обобщение.

Методы работы:   исследовательский,   эвристический.

Обоснование выбора   технологии  обучения на  уроке:

  практика преподавания русского языка показывает, что  решать  проблему   грамотного считывания  информации текста возможно  при условии осознания детьми  этой проблемы, поэтому  выявление проблемы, её постановка,  разработка  учебных действий  -  важные  составляющие  такого урока. Наблюдение над  особенностями  текстов,  соотнесение  примеров правильной аргументации с  ошибочными  вариантами,  построение выводов  являются  необходимыми  компонентами  урока  поисковой лаборатории.

....................................................................................................................................................  Алгоритм  учебных  действий                                                                                  

  • Начало  урока.  Подготовка  к  восприятию, наблюдению  и  исследованию.

Вспоминаем  открытия  первой  поисковой  лаборатории, отвечаем на вопрос:  «Какого  читателя  можно  назвать грамотным»?

Рабочий  лист  № 1.

Задание  группам № 1.

                       ПОИСКОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ  1                             

                     Кто такой грамотный читатель?  

Выберите  правильные утверждения:

     Грамотный читатель

  • скользит по страницам книг, интересуясь тем, что  будет  дальше  (?)
  • владеет навыком скорочтения  (?)
  • всю жизнь учится читать (?)
  • умеет радоваться хорошей книге (?)
  • замечает  каждую новую мысль, каждое  образное слово  в  литературном тексте(?)
  • умеет понять замысел автора, не искажая идеи писателя  (?)
  • талантливый человек,  творческая личность  (?)
  • вдумывается в  смысл прочитанного  и наслаждается художественными  ценностями (?)

                              ……………………………………………

Ученики   выбирают  следующие  характеристики:  всю жизнь  учится  читать;   умеет радоваться  хорошей  книге;  умеет понять замысел автора, не искажая  идеи; диалог  с  автором  -  творчество  читателя;   умеет наслаждаться  художественными ценностями произведения;   вдумывается  в смысл  прочитанного.

 I   этап  урока

                      ДАВАЙТЕ      ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!

Цитата

Изучение  звёздных скоплений  по величию своего  объекта и  по совершенству своих теорий  является самым прекрасным памятником человеческого духа  и проявлением самого высокого  его интеллекта.

                                                        Пьер Симон Лаплас

                  ………………………………………………………..

Учитель:  -   Как  вы понимаете   высказывание  Пьера  Симона  Лапласа?

   Истолкование  цитаты  вызвало  затруднения, дети  пытаются  повторить  слова  учёного,  но  не  могут  объяснить.

Учитель:  -   Что  вызывает  у вас  затруднения?  Возможно,  нам  не  хватает  

                      знаний,  глубокого понимания  темы?  Предлагаю  отложить  

                     объяснение   цитаты  на  последний  этап урока.

ФОРМУЛИРУЕМ   УЧЕБНУЮ    ЗАДАЧУ

  -    Какую  цель  мы сегодня  поставим перед собой?

  • Чтобы  раскрыть во всей полноте мысль   учёного, надо ли  нам  понять подтекстовый  уровень?
  • Исходя  из  представлений  о грамотном  читателе,  что  нам  необходимо  выполнить?

  ПЛАНИРУЕМ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ:

  • с   чего  мы  начнём  поиск ответа  на вопросы?  

Ученики:   -   Мы начнём  с  прочтения текста  и наблюдения.

                       

II  этап

  Изучаем  первый  текст,  ведём  наблюдение.

ТЕКСТ  1

  Изучение  звёздных систем  полезно потому, что оно возвышает нас над нами  самими; оно полезно потому, что оно величественно; оно полезно потому, что оно прекрасно.  Именно  астрономия  являет нам, как ничтожен человек телом и как он велик духом, ибо ум его в состоянии объять сияющие бездны, где его тело является  лишь тёмной точкой, в состоянии  насладиться их безмолвной  гармонией.

  Именно астрономия  открыла нам существование  законов.  Халдеи, которые раньше других народов стали  внимательно смотреть на небо, ясно заметили, что это множество  светящихся  точек представляет собой не простую толкучку,  где каждый блуждает по воле случая, а дисциплинированную армию. Конечно,  законы  этой дисциплины  для них  не были ясны, но гармонического зрелища звёздной ночи  было достаточно, чтобы дать  им впечатление упорядоченности.   Гиппарх, Птолемей, Коперник, Кеплер  разложили эту  упорядоченность по полочкам, и, наконец,  Ньютон  высказал самый  старый, точный, самый простой, самый общий из всех законов природы.

  И тогда, наученные этим примером, мы стали пристальнее всматриваться  в наш земной мирок и под  кажущимся   беспорядком нашли и здесь  гармонию, которую  нам открыло изучение  неба.

  Астрономия научила нас, что  законы природы  непреложны и, значит,  идти против них  невозможно, что эти законы имеют  не местное значение и не меняются от одной территории к другой подобно государственным  законам.

 Астрономия прочнее  всего внушила нам:  «Не доверяй видимости!». С того дня, когда Коперник показал, что то,  что  считалось неподвижным, находится в  движении, а то,  что оказалось движущимся, на самом деле покоится, с того дня стало ясно, как обманчивы могут быть детские рассуждения: «А мы  так видим!». Идеи  Коперника  восторжествовали, конечно, не без труда. Но с  тех пор нет  такого закоренелого предрассудка в науке, от которого мы не в силах были бы освободиться.

                                                                                               Анри Пуанкаре

Дети  работают  индивидуально, готовят  короткие  высказывания  по  тексту.

Ответьте на вопросы:

  • Можно ли утверждать,  что   изучение  звёздных  систем  позволяет человеку научиться  лучше понимать  себя?  Ответ аргументируйте,  опираясь на текст.
  • Чему  научила нас астрономия?
  • Помогает ли  астрономия  преодолеть предрассудки?  Ответ аргументируйте.
  • Определите стиль текста.  
  • Сформулируйте основную мысль текста.

……………………………………………………………………….   

IV   этап

    Изучаем  второй  текст, ведём  наблюдение:

                                                           

ТЕКСТ   2                                                                     Антуан  де  Сент-Экзюпери

-  Сегодня ночью исполнится год.  Моя звезда станет как раз над  тем

местом, где я упал год назад...

     - Послушай, малыш, ведь все это  - и змея, и свиданье со  звездой -

просто дурной сон, правда?

     Но он не ответил.

     - Самое главное - то, чего не увидишь глазами... - сказал он.

     - Да, конечно...

     - Это как с цветком.  Если любишь  цветок,  что  растет  где-то  на

далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

     - Да, конечно...

     - Это  как  с  водой.  Когда ты дал мне напиться,  та вода была как

музыка, а все из-за ворота и веревки... Помнишь? Она была очень хорошая.

     - Да, конечно...

     - Ночью ты посмотришь на звезды.  Моя звезда очень маленькая, я  не

могу ее тебе показать.  Так лучше. Она будет  для тебя просто -  одна из

звезд.   И  ты  полюбишь  смотреть  на  звезды...  Все  они  станут тебе

друзьями.  И потом, я тебе кое-что подарю...

     И он засмеялся.

     - Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!

     - Вот это и есть мой подарок... это будет, как с водой...

     - Как так?

     - У каждого человека свои звезды.  Одним - тем,  кто странствует, -

они указывают путь.  Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых

они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но

для  всех  этих  людей  звезды - немые.  А у тебя будут совсем особенные

звезды...

     - Как так?

     - Ты посмотришь ночью на небо,  а ведь там будет такая звезда,  где

я живу, где я смеюсь, - и  ты услышишь, что все звезды смеются.   У тебя

будут звезды, которые умеют смеяться!

     И он сам засмеялся.

     -  И  когда  ты  утешишься  (в  конце концов всегда утешаешься), ты

будешь рад, что знал меня когда-то.  Ты всегда будешь мне другом.   Тебе

захочется посмеяться со мною.   Иной раз ты вот  так распахнешь окно,  и

тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, что ты  смеешься,

глядя на  небо. А  ты им  скажешь: "Да,  да, я  всегда смеюсь,  глядя на

звезды!" И они подумают,  что ты сошел с  ума. Вот какую злую  шутку я с

тобой сыграю.

     И он опять засмеялся.

     -  Как  будто  вместо  звезд  я  подарил  тебе целую кучу смеющихся

бубенцов...

     Он опять засмеялся.

     В эту ночь я не заметил, как он ушел. Он ускользнул неслышно. Когда

я наконец нагнал его, он шел быстрым, решительным шагом.

     - А, это ты... - сказал он только.

     И взял меня за руку. Но что-то его тревожило.

     - Напрасно ты  идешь со мной.  Тебе будет больно  на меня смотреть.

Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда...

     Я молчал.

     - Видишь  ли... это  очень далеко.   Мое тело  слишком тяжелое. Мне

его не унести.

     Я молчал.

     - Но это  все равно, что  сбросить старую оболочку.  Тут нет ничего

печального...

     Я молчал.

     Он немного пал духом.  Но все-таки сделал еще одно усилие:

     - Знаешь, будет очень славно. Я  тоже стану смотреть на звезды.   И

все звезды  будут точно  старые колодцы  со скрипучим  воротом. И каждая

даст мне напиться...

     Я молчал.

     - Подумай, как забавно! У тебя будет пятьсот миллионов бубенцов,  а

у меня - пятьсот миллионов родников...

Ученики  работают  в группах.  Каждая  группа выбирает  двух выступающих.

  • Выделите  ключевые   слова  текста.  Дайте  им  объяснение.
  • Как следует  понимать  последние  два  предложения последней  реплики  Маленького Принца?
  • Сформулируйте  основную  мысль  эпизода  произведения.
  • Определите стиль текста
  • Определите  тему    своего  синквейна.

VI  этап

                               ТВОРЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

            Составьте  синквейн:

                             !          Существительное________!

 

            прилагательное ____                            прилагательное_____

   

                   глагол_____                 глагол                __   глагол_____

 

                 !          Крылатое   выражение    или     пословица____!

                                                    Наречие____

Ученики  читают  свои  синквейны.

V   этап

                       Итоги  урока

  РЕФЛЕСКИЯ

Учитель:

-  КАК   ВЫ  ИСТОЛКУЕТЕ  ТЕПЕРЬ  ВЫСКАЗЫВАНИЕ  ЛАПЛАСА?

Высказывания  детей  отличаются  теперь чёткостью,  выразительностью, логичностью; ответы  развёрнутые;  формулировки  грамотные;  понятие  раскрывается  глубоко  и  многопланово.

Итоги  урока:  

                 Рефлексивная    пауза.   Осмысление учебных  действий.

Учитель:  Давайте подумаем,  как мы пришли  к выводу  по теме урока?

                 Что мы  для этого делали?  

Ученики  рассуждают  о  своих наблюдениях,  вспоминают,   как   прояснялись  неясные вопросы,  анализируют  собранные данные,  готовят    в  группах анализ проделанной  работы.

 

   Рефлексия

  • Какие  открытия  я сегодня  совершил(а)  на  уроке?  
  • Каковы  мои  личные  достижения?  
  • Как  работала  наша  группа?

.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Пусть через мгновение звезде суждено навеки погаснуть, прекрасно, если она до конца светилась ярчайшим светом.

Ф. Брукс

«…Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звёзды!...» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц».

Ночью, когда вся земля медленно

Куда льет воду Водолей?

Это созвездие называлось у греков Гидрохос, у римлян — Акуариус, у арабов — Сакиб-аль-ма. Все это означало одно и тоже: человек, льющий.воду. С созвездием Водолея связан греческий миф о Девкалионе и его жене Пирре —единственных людях, спасшихся от всемирного потопа.

Название созвездия действительно приводит на «родину всемирного потопа» — в долину рек Тигр и Евфрат. В некоторых письменах древнего народа — шумеров — эти две реки изображаются вытекающими из сосуда Водолея. Одиннадцатый месяц шумеров назывался «месяц водного проклятия». По представлениям шумеров, созвездие Водолея находилось в центре «небесного моря», а поэтому предвещало дождливое время года. Оно отождествлялось с богом, предупредившим людей о потопе. Эта легенда древних шумеров аналогична библейскому сказанию о Ное и его семье — единственных людях, спасшихся от потопа в ковчеге.

В Египте созвездие Водолея наблюдалось на небе в дни наибольшего уровня воды в реке Нил. Считалось, что бог воды Кнему опрокидывает в Нил огромный ковш. Так же считалось, что из сосудов бога вытекают реки Белый и Голубой Нил — притоки Нила.

Возможно, что с созвездием Водолея связана легенда об одном из подвигов Геракла — очистка Авгиевых конюшен (для чего герою понадобилось запрудить три реки).

……………………………………………………………………….

…Миф о Вифлеемской звезде.

Раз в год, когда жилище наполняется ароматом хвои, а души людей — ожиданием праздника и полудетской надеждой на чудо, верующие христиане всей Земли по традиции вспоминают одно удивительное небесное явление...

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят:

Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему".

Встревожившийся Ирод призвал к себе первосвященников и книжников. Те разъяснили ему, что Христос, согласно древнему пророчеству, должен родиться в Вифлееме. Туда царь и направил волхвов.

"Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою.

И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Евангелие от Матфея, 2:1-11).

Литература о Вифлеемской звезде огромна. Причем любопытно, что даже многие отцы церкви, для которых звезда волхвов "по определению" — чудо, явление сверхъестественное, пытались проводить параллели между нею и некоторыми астрономическими явлениями. Что же касается астрономов, то для них вопрос о природе Вифлеемской звезды является предметом давней и нескончаемой дискуссии.

О некоторых догадках ("метеор", "болид", "Венера, видимая днем") сегодня можно не вспоминать. Конкурентоспособными к настоящему моменту остались три гипотезы естественнонаучного характера. Одна из них считает Вифлеемскую звезду кометой, другая — вспышкой новой или сверхновой звезды, а третья объясняет евангельский феномен соединением (видимым сближением на небосводе) двух ярких планет. У каждой из гипотез есть свои сторонники,  а также свои   несоответствия.

Версия первая: комета

Появление на небе звезды с хвостом во все века считалось предзнаменованием какого-то важного события. Помимо странного ("волосатого" или "копейного") облика, удивляло и ее перемещение по небосводу. "...А шествие той звезде предивно велми, — сообщал русский летописец о комете 1472 года, — а овогда бо преди власи ея, а овогда назади [хвост был то спереди, то сзади], а шествие творяше не по обычаю инех звезд, а може [куда] хотяше, туде шествие творяше, овогда к полудню [югу], овогда к полунощию [северу]".

Неудивительно поэтому, что раньше всех прочих истолкований физической природы Вифлеемской звезды родилась кометная версия. Причем авторами ее были теологи! Уже в III веке нашей эры параллель между звездой волхвов и кометами провел идеолог раннего христианства Ориген. Позднее к его точке зрения присоединился блаженный Иероним, проживший, кстати, большую часть своей жизни в Вифлееме. Византийский богослов Иоанн Дамаскин тоже отнес звезду к кометам, которые "не принадлежат к числу звезд, происшедших искони, но по Божественному повелению в самое надлежащее время образуются и опять уничтожаются", выполнив роль "некоторых знамений".

Позже появились сторонники кометной версии среди астрономов. Они главным образом пытались отождествить евангельскую звезду со знаменитой кометой Галлея, которая регулярно подлетает к Земле через каждые 75-76 лет. Ближайшее к интересующему нас событию явление кометы на земном небосклоне было в 12 году до н.э.

Не далеко ли от предполагаемой даты рождения Христа? Астрономов подобные нестыковки обычно не смущают. Сегодня общепризнано, что монах Дионисий Малый, заложивший в 71 веке н.э. основы христианского летосчисления, высчитал год Рождества Христова неточно. Иисус должен был родиться на несколько лет раньше, ибо пресловутый царь Ирод умер еще в 4 году до н.э. Разумеется, эти выкладки уже неспособны поколебать установившуюся систему отсчета исторического времени, но дают известную хронологическую свободу истолкователям Вифлеемской звезды.

Украинский астроном А.В.Архипов указывает иную кандидатуру на роль Вифлеемской кометы, более приемлемую по времени. Китайская летопись "Ханьшу" сообщает, что весной 5 года до н.э. в созвездии Козерога "на протяжении более 70 дней" наблюдалась "звезда-метла" (обычное для китайских хроник обозначение комет), а весной следующего, 4 года до н.э., в созвездии Орла виднелась "лучистая звезда". Поскольку положение двух звезд на небосводе и время их наблюдения не сильно различаются, высказывалось мнение, что это один и тот же объект. Во всяком случае, подчеркивает А.В.Архипов, "та комета была видна и на Ближнем Востоке, причем именно в восточной части неба", а самое главное, появилась еще "во дни царя Ирода"!

Всем кометным гипотезам противостоит очень простое соображение. Звезда двигалась перед волхвами, указывая дорогу. Но для того, чтобы заметить перемещение кометы на фоне других звезд, нужно наблюдать ее не одну ночь. У волхвов такого запаса времени не было. Десятикилометровое расстояние от Иерусалима до Вифлеема они бы преодолели за пару часов...

В конце концов, против кометной интерпретации Вифлеемской звезды говорит весь опыт человечества. Множество комет являлось на земном небосклоне. Массу домыслов, страхов, ожиданий рождали они у людей. Но ни для кого еще, кажется, комета не становилась путеводной звездой.

Версия вторая: вспышка новой или сверхновой

Иногда на небе загорается новая звезда. Название это абсолютно условное: звезда существовала и прежде, просто не была видна невооруженным глазом до тех пор, пока бурные внутренние процессы не усилили ее блеск в тысячи и миллионы раз. В случае, если скачок яркости особенно велик, звезду называют сверхновой.

В 1572 году вспыхнула сверхновая в Кассиопее. А спустя короткое время выдающийся итальянский ученый Джероламо Кардано высказал мысль, что эта звезда вспыхивала периодически и раньше, и одно из ее появлений, пришедшееся на начало нашей эры, осталось в памяти человечества как Вифлеемская звезда.

Гипотеза Кардано не подтвердилась. Не нашла впоследствии поддержки и близкая по сути идея И.Кеплера, речь о которой впереди. Но попытки объяснить евангельское чудо вспышкой новой или сверхновой звезды продолжались. Примерно четверть века назад английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон предприняли на эту тему специальное исследование. Они отмечают: "В период между 10 годом до н.э. и 13 годом н.э. мы обнаружили всего два наблюдения новых звезд". Не удивляйтесь: речь пойдет о тех же звездах 5 и 4 годов до н.э., упоминаемых в китайской летописи. Просто некоторые нюансы позволяют толковать эти небесные явления двояко. Например, летопись ничего не говорит о движении звезды 5 года по небу, хотя для комет такие перемещения чаще всего отмечались. С другой стороны, новые звезды иногда принимались за кометы, как это случилось со сверхновой 1572 года, которая в китайских хрониках фигурирует как "звезда-метла". Исходя из этих соображений, трое английских астрономов предположили, что звезда 5 года до н.э. была не кометой, а новой, и стала прообразом Вифлеемской звезды.

Эта версия тут же подверглась основательной критике со стороны К.Куплена и вряд ли может приниматься всерьез. Гораздо больше шансов считаться новой или сверхновой у "лучистой звезды" 4 года до н.э., по-видимому не имеющей никакого отношения к упоминавшейся выше "метле". Как указал американский ученый А.Морхауз, приблизительно на том участке созвездия Орла, где вспыхнула когда-то "лучистая", ныне открыт пульсар — остаток взрыва сверхновой. Подсчитано даже, что в первый день весны (считавшийся в Палестине началом нового года) жители Иерусалима видели бы эту яркую звезду как раз над Вифлеемом...

Все хорошо, однако вспомним: новые и сверхновые для глаза неподвижны, совершая лишь суточный оборот вместе со всем звездным небом.

Правда, не раз и не два звучала мысль, что движение Вифлеемской звезды было только кажущимся. Например: "...Звезда шла пред волхвами, потому что шли они; она, остановилась над Вифлеемом, потому что остановились волхвы при входе в деревню". Подобную зрительную иллюзию хоть раз испытывал любой из нас. Быть может, попались на нее и евангельские персонажи?

Для начала уясним себе их профессиональный статус. Комментаторы евангелий едины в том, что люди, именуемые в православной традиции "волхвами", а в западной — "магами", были вавилонскими астрологами. Уровень развития астрономии (а на ее базе и астрологии) в древней Месопотамии хорошо известен. В открывающейся невооруженному глазу картине ночного неба вавилонский астролог ориентировался не хуже современного астронома. Мне трудно представить, чтобы группа нынешних астрономов пошла вслед за неподвижной звездой, думая, что она их куда-то манит. Зачем же обижать подобным предположением их предтеч?

Версия третья: соединение планет

Запись в хронике Вустерского монастыря (Англия), датированная 1285 годом: "В тот же год было соединение Сатурна и Юпитера в Рыбах, какого не случалось с Рождества Христова и не случится, по расчетам астрономов, еще очень долго". Современные специалисты рассчитали, что указанное небесное явление имело место, по принятому в средневековой Англии юлианскому календарю, 24 декабря 1285 года, в самый канун Рождества, и Сатурн от Юпитера на небесной сфере отделяли всего 0°17 ? . Ниже мы увидим, что это действительно очень тесное, редкое соединение планет.

Фраза безвестного английского монаха вместила массу сведений, достойных обсуждения, но мы отметим главное, что в ней сказалось. То ли в тайных писаниях, то ли в устном предании хранили христиане версию, догадку — а может быть, доподлинную весть: в год рождения Христа на небе было тесное сближение Юпитера и Сатурна под знаком Рыб.

Через несколько веков эту мысль облек в научные формы великий Иоганн Кеплер. В 1603 году на его глазах произошло троекратное сближение Юпитера и Сатурна (последний раз — 17 декабря), а осенью 1604 года немецкому астроному исключительно повезло — он открыл сверхновую ("звезду Кеплера") в созвездии Змееносца. Вся эта цепочка небесных явлений показалась ему неслучайной и заставила вспомнить евангельскую историю. Углубившись в вычисления, он пришел к выводу, что небесным знаком рождения Христа для волхвов стало троекратное соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб, случившееся в 7 году до н.э. и "подкрепленное" вспышкой в этом районе неба новой звезды.

Иоганн Кеплер зарабатывал себе на жизнь как квалифицированный астролог, и ему не составляло труда проникнуть в логику мышления своих древних коллег. С точки зрения астрологии соединение Юпитера и Сатурна в Рыбах имеет глубокий смысл. Юпитер считался "ц арской " планетой, Сатурн — покровителем еврейского народа. Поэтому соединение двух планет, да не простое, а троекратное (такие соединения редки и зовутся великими), и не где-нибудь, а в созвездии Рыб, считавшемся зодиакальным знаком еврейского народа, могло быть "прочитано" как весть о рождении Царя Иудейского. Отправившись в Иерусалим, астрологи убедились в правильности своего толкования, когда на небосводе воссияла новая звезда...

У гипотезы Кеплера своеобразная судьба. Поскольку ни исторических свидетельств, ни физических следов вспышки новой или сверхновой звезды в созвездии Рыб не обнаружено, эта часть гипотезы отпала и забылась. Теперь идею Кеплера связывают исключительно с соединением планет. И предъявляют ей справедливый упрек, тянущийся с позапрошлого столетия.

"Гипотеза довольно убедительная, — пишут, например, Е.П.Левитан и К.В.Мамуна, — а все же непонятно, что могло заставить древних магов соединение посчитать за Вифлеемскую звезду... Как могли они принять за одну звезду два хорошо знакомых им небесных тела, причем находящихся одно от другого на угловом расстоянии до двух поперечников лунного диска!" Для справки: видимая дистанция между Юпитером и Сатурном во время "кемеровских" соединений 7 года до н.э. составляла последовательно 0°98 ? , 0°97 ? и 1°05 ? .

Отсюда понятен энтузиазм, охвативший астрономов, когда выяснилось, что 17 июня 2 года до н.э. Юпитер и Венера сблизились до ничтожного углового расстояния 0°04 ? (меньше трех минут дуги) и над вечерним горизонтом слились для наблюдателя в одну светящуюся точку! Честь этого открытия принадлежит американскому астроному Роджеру Синнотту. А его единомышленники Дж.Чотти, Э.Мартин и Дж.Моусли показали, что традиционно принятая дата смерти царя Ирода (4 год до н. э.), по-видимому, неверна, ее следует переместить к самому началу нашей эры. Таким образом, слияние двух планет в одно светило случилось "в дни Ирода".

С точки зрения астрологии все тоже сложилось как нельзя лучше. Замечательному соединению Юпитера и Венеры предшествовало троекратное сближение Юпитера со звездой Регул, самой яркой в созвездии Льва, символизировавшем еврейский народ. Снова небесный намек на рождение Царя Иудейского, который не мог пройти мимо внимания вавилонских астрологов. Когда же "царская" планета Юпитер в том же Льве слилась с Венерой, символизировавшей плодородие и благоприятствовавшей рождению царей, астрологи двинулись в Иудею. Выйдя из Иерусалима после беседы с Иродом, они видели, что "царственный" Юпитер висит в южной стороне неба, то есть над Вифлеемом. А 25 декабря того же года Юпитер оказался в самом центре созвездия Девы...

Красивая гипотеза. Пожалуй, даже более изящная, чем гипотеза Кеплера. И как-то неловко вклиниваться в эту неземную красоту с прозаическим замечанием, что иллюзорная "звезда", образованная сближением "двух хорошо знакомых небесных тел", не смогла бы никого за собой повести, двигаясь и останавливаясь, и вскоре вновь распалась бы на два знакомых небесных тела...

………………………………………………………………..

                                             Антуан  де  Сент-Экзюпери

                            «Маленький принц»

-  Сегодня ночью исполнится год.  Моя звезда станет как раз над  тем

местом, где я упал год назад...

     - Послушай, малыш, ведь все это  - и змея, и свиданье со  звездой -

просто дурной сон, правда?

     Но он не ответил.

     - Самое главное - то, чего не увидишь глазами... - сказал он.

     - Да, конечно...

     - Это как с цветком.  Если любишь  цветок,  что  растет  где-то  на

далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

     - Да, конечно...

     - Это  как  с  водой.  Когда ты дал мне напиться,  та вода была как

музыка, а все из-за ворота и веревки... Помнишь? Она была очень хорошая.

     - Да, конечно...

     - Ночью ты посмотришь на звезды.  Моя звезда очень маленькая, я  не

могу ее тебе показать.  Так лучше. Она будет  для тебя просто -  одна из

звезд.   И  ты  полюбишь  смотреть  на  звезды...  Все  они  станут тебе

друзьями.  И потом, я тебе кое-что подарю...

     И он засмеялся.

     - Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!

     - Вот это и есть мой подарок... это будет, как с водой...

     - Как так?

     - У каждого человека свои звезды.  Одним - тем,  кто странствует, -

они указывают путь.  Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых

они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но

для  всех  этих  людей  звезды - немые.  А у тебя будут совсем особенные

звезды...

     - Как так?

     - Ты посмотришь ночью на небо,  а ведь там будет такая звезда,  где

я живу, где я смеюсь, - и  ты услышишь, что все звезды смеются.   У тебя

будут звезды, которые умеют смеяться!

     И он сам засмеялся.

     -  И  когда  ты  утешишься  (в  конце концов всегда утешаешься), ты

будешь рад, что знал меня когда-то.  Ты всегда будешь мне другом.   Тебе

захочется посмеяться со мною.   Иной раз ты вот  так распахнешь окно,  и

тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, что ты  смеешься,

глядя на  небо. А  ты им  скажешь: "Да,  да, я  всегда смеюсь,  глядя на

звезды!" И они подумают,  что ты сошел с  ума. Вот какую злую  шутку я с

тобой сыграю.

     И он опять засмеялся.

     -  Как  будто  вместо  звезд  я  подарил  тебе целую кучу смеющихся

бубенцов...

     Он опять засмеялся.

     В эту ночь я не заметил, как он ушел. Он ускользнул неслышно. Когда

я наконец нагнал его, он шел быстрым, решительным шагом.

     - А, это ты... - сказал он только.

     И взял меня за руку. Но что-то его тревожило.

     - Напрасно ты  идешь со мной.  Тебе будет больно  на меня смотреть.

Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда...

     Я молчал.

     - Видишь  ли... это  очень далеко.   Мое тело  слишком тяжелое. Мне

его не унести.

     Я молчал.

     - Но это  все равно, что  сбросить старую оболочку.  Тут нет ничего

печального...

     Я молчал.

     Он немного пал духом.  Но все-таки сделал еще одно усилие:

     - Знаешь, будет очень славно. Я  тоже стану смотреть на звезды.   И

все звезды  будут точно  старые колодцы  со скрипучим  воротом. И каждая

даст мне напиться...

     Я молчал.

     - Подумай, как забавно! У тебя будет пятьсот миллионов бубенцов,  а

у меня - пятьсот миллионов родников...

………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка по биологии 8 класс. Тема: «Энерготраты человека и пищевой рацион»

Метод проекта зародился во второй половине XIX века в США.Основоположник – американский философ Джон Дьюи (1859-1952).         Джон Дьюи считал, что опыт и знание ребено...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...