Главные вкладки

    Мастер-класс на день открытых дверей по теме "Безличные глаголы"
    методическая разработка по русскому языку (6 класс)

    Кондрашина Татьяна Валерьевна

    Данное мероприятие представляет опыт учителя при объяснении одной из сложных тем по русскому языку-"Безличные глаголы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx28.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 6 классе

    Тема «Безличные глаголы»

    Цели:

    предметные: освоение понятия “безличный глагол”, знакомство с лексическими группами безличных глаголов, совершенствование умения находить грамматическую основу предложения, обучение конструированию предложений с безличными глаголами.

    личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

    метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, в парах.

    Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, листы для рисования, цветные карандаши, пособия для подготовки к ОГЭ

     Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Учитель читает притчу о мудром султане

    - Как вы понимаете основную мысль текста?

    - Как она нам поможет на уроке?

    2. Актуализация знаний

    Ученик читает стихотворение, учитель предварительно дает задание:

    - Прослушайте стихотворение – загадку. О чем идет речь? Что это?    

    Что без меня предметы?

    Лишь названия.

    Но я приду – все в действие придет.

    Летит ракета, люди строят здания, и рожь в полях растет.

     (Учащиеся предполагают, что это глагол).

    -Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним его грамм.признаки

    Прием «Денотатный граф» (на листах написаны разные признаки, дети выбирают нужные и прикрепляют к доске)

    3. Самоопределение к деятельности

     - Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? Потому что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы.

    Учитель: - Вернув глаголам потерянное имя, мы выясним тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.

    Итак, выполняем первое задание.

    -Выделите грамм.основу в предложениях

    (На доске -презентация слайд №  записаны предложения).

    I) Мы готовимся к прилёту пернатых друзей.

    2) Вдалеке послышался меченый шум.

    3) На улице стемнело.

    4)  Кто-то постучал в дверь.

    -Назовите лишнее предложение. Обоснуйте свой ответ.

    - Есть ли здесь действующее лицо? (нет)

    - А можно ли его указать? (нет)

    - Как можно назвать глагол, у которого нет лица? (безличный).

     - А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант.

     - Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются.

    4. Определение темы, постановка целей и задач урока

    - А сейчас запишем тему урока

    - Определим цели и задачи

    -Умение видеть безличные глаголы в роли сказуемого пригодится при выполнении заданий 8 и 11 на ОГЭ, поэтому будьте внимательны и сосредоточьтесь на заданиях.

    - А теперь давайте дадим определение данному термину (потом сверяются с учебником)

    5. Первичное усвоение новых знаний

    - А сейчас поиграем в игру «Зоркий глаз»: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на слайде       ). Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто первым поднял руку). В это время все остальные (устно) выделяют  грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.

    Летом рано светало.

    Воздух стал свежим.

    Веет с поля ночная прохлада.

    В одну минуту дорогу занесло.

    - Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени ед.ч ср.р. ).

    - Давайте рассмотрим следующие предложения.

    Уже вечереет.

    Скоро будет смеркаться.

     - Определите время и лицо у данных безличных глаголов.

    - Сделаем вывод:  в настоящем и будущем времени безличные глаголы употребляются только в форме 3 лица единственного числа.

    Запишем всё это в таблицу в справочник

    Для этого нужно её завершить (На слайде). Одного к доске, ост.-в справочник

    ….  лицо

    Будущее время

    ….  число

    Настоящее время

    ….  род

    Прошедшее время

    ….  число

    6. Первичное закрепление.

    - Закрепим полученные знания, выполнив несколько заданий

    1)  - Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы (сл.)

    А) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;

    Б) физическое или психическое состояние живого существа;

    В) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо.

       1)вечерело                                 4) думается

       2) спится                                    5) пахло                                             8) смеркается

       3) нездоровится                      6) работается                                    9) недостает

       Дети самостоятельно по столбикам их выписывают (в тетради:

         А                                                 Б                                            В

    Самопроверка с эталона (слайд   )

    2) Работа с учебником (упр.511).

    Аналитическая беседа. Усвоение учащимися алгоритма обнаружения безличных глаголов в предложении и определения их грамматических признаков. Развитие речи 

    3) Работа в парах

    Работа с пособием для подготовки к ОГЭ (вариант 5,6 задание 8)

    Учитель еще раз обращает внимание на умение видеть безличные глаголы и умение выделять правильно грамм.основу

    Проверка

    7. Итог урока

    Игра «Немой вопрос».

    Возьмите свои рисунки с изображением личных    и  безличных глаголов. Надо поднять один  из рисунков

    1.Приближался рассвет.

    2.Вечерело.

    3.Весь день идёт дождь.

    4.Как быстро рассвело!

    5.Мне долго не спалось.

    6.Сегодня все хорошо работали!

    7. В ушах зазвенело.

    Домашнее задание: придумать стихотворение из четырёх строк на весеннюю тему с безличными глаголами.

    Оценки за работу на уроке

    Рефлексия.

    Продолжите фразу, выбрав фразеологизм, соответствующий вашей работе на уроке

     (слайд   )

           Сегодня на уроке я : …

    • - не ударил лицом в грязь;
    • - ломал голову;
    • - держал себя в руках;
    • - был в ударе;
    • - был не в своей тарелке;
    • - был ни рыба, ни мясо;
    • - не лез за словом в карман;
    • - звёзд с неба не хватал;
    • - плыл по течению;
    • - брал быка за рога;
    • - добился своего;
    • - гнался за двумя зайцами;
    • - находил выход из положения;
    • - убивал время зря;
    • - работал, не покладая рук;
    • - язык проглотил.

    ….  лицо

    Будущее время

    ….  число

    Настоящее время

    ….  род

    Прошедшее время

    ….  число

    ….  лицо

    Будущее время

    ….  число

    Настоящее время

    ….  род

    Прошедшее время

    ….  число

    ….  лицо

    Будущее время

    ….  число

    Настоящее время

    ….  род

    Прошедшее время

    ….  число

    ….  лицо

    Будущее время

    ….  число

    Настоящее время

    ….  род

    Прошедшее время

    ….  число

    ….  лицо

    Будущее время

    ….  число

    Настоящее время

    ….  род

    Прошедшее время

    ….  число

    ….  лицо

    Будущее время

    ….  число

    Настоящее время

    ….  род

    Прошедшее время

    ….  число


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме "«Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей»

    Урок  английского языка по теме «Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей». Предназначен для учащихся 8 класса. Урок обобщающего типа.На уроке учащиеся повторя...

    ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ и ДЕНЬ ЗНАНИЙ В ГБОУ ДОД г. Москвы "МГДМШ им. С.С.Прокофьева"

    Экскурсия в школьном народном музее С. С. Прокофьева.«В гостях   у  С. С. Прокофьева». Урок  слушания музыки в 3-м классе. Открытый урок народного творчества  «Россия – Р...

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

    Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...

    Открытое мероприятие « Сказка и быль» ( день открытых дверей в кабинете физики для начальной школы)

    Физика – одна из многочисленных наук о природе. С физическими явлениями человек сталкивается ежедневно. Физика вокруг нас, в каждом движении, во взгляде, в дыхании, на кухне, в быту, в природе. Все те...

    Мастер-класс на День открытых Дверей.

    Эту тему я выбрала, потому что сегодня обществу нужна   творческая личность,  умеющая планировать будущие действия для достижения целей,  понимающая  высокую ценность образова...