Мастер-класс на день открытых дверей по теме "Безличные глаголы"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Данное мероприятие представляет опыт учителя при объяснении одной из сложных тем по русскому языку-"Безличные глаголы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема «Безличные глаголы»
Цели:
предметные: освоение понятия “безличный глагол”, знакомство с лексическими группами безличных глаголов, совершенствование умения находить грамматическую основу предложения, обучение конструированию предложений с безличными глаголами.
личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, в парах.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, листы для рисования, цветные карандаши, пособия для подготовки к ОГЭ
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель читает притчу о мудром султане
- Как вы понимаете основную мысль текста?
- Как она нам поможет на уроке?
2. Актуализация знаний
Ученик читает стихотворение, учитель предварительно дает задание:
- Прослушайте стихотворение – загадку. О чем идет речь? Что это?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания, и рожь в полях растет.
(Учащиеся предполагают, что это глагол).
-Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним его грамм.признаки
Прием «Денотатный граф» (на листах написаны разные признаки, дети выбирают нужные и прикрепляют к доске)
3. Самоопределение к деятельности
- Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? Потому что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы.
Учитель: - Вернув глаголам потерянное имя, мы выясним тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.
Итак, выполняем первое задание.
-Выделите грамм.основу в предложениях
(На доске -презентация слайд № записаны предложения).
I) Мы готовимся к прилёту пернатых друзей.
2) Вдалеке послышался меченый шум.
3) На улице стемнело.
4) Кто-то постучал в дверь.
-Назовите лишнее предложение. Обоснуйте свой ответ.
- Есть ли здесь действующее лицо? (нет)
- А можно ли его указать? (нет)
- Как можно назвать глагол, у которого нет лица? (безличный).
- А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант.
- Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются.
4. Определение темы, постановка целей и задач урока
- А сейчас запишем тему урока
- Определим цели и задачи
-Умение видеть безличные глаголы в роли сказуемого пригодится при выполнении заданий 8 и 11 на ОГЭ, поэтому будьте внимательны и сосредоточьтесь на заданиях.
- А теперь давайте дадим определение данному термину (потом сверяются с учебником)
5. Первичное усвоение новых знаний
- А сейчас поиграем в игру «Зоркий глаз»: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на слайде ). Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто первым поднял руку). В это время все остальные (устно) выделяют грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.
Летом рано светало.
Воздух стал свежим.
Веет с поля ночная прохлада.
В одну минуту дорогу занесло.
- Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени ед.ч ср.р. ).
- Давайте рассмотрим следующие предложения.
Уже вечереет.
Скоро будет смеркаться.
- Определите время и лицо у данных безличных глаголов.
- Сделаем вывод: в настоящем и будущем времени безличные глаголы употребляются только в форме 3 лица единственного числа.
Запишем всё это в таблицу в справочник
Для этого нужно её завершить (На слайде). Одного к доске, ост.-в справочник
…. лицо | Будущее время | …. число |
Настоящее время | ||
…. род | Прошедшее время | …. число |
6. Первичное закрепление.
- Закрепим полученные знания, выполнив несколько заданий
1) - Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы (сл.)
А) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;
Б) физическое или психическое состояние живого существа;
В) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо.
1)вечерело 4) думается
2) спится 5) пахло 8) смеркается
3) нездоровится 6) работается 9) недостает
Дети самостоятельно по столбикам их выписывают (в тетради:
А Б В
Самопроверка с эталона (слайд )
2) Работа с учебником (упр.511).
Аналитическая беседа. Усвоение учащимися алгоритма обнаружения безличных глаголов в предложении и определения их грамматических признаков. Развитие речи
3) Работа в парах
Работа с пособием для подготовки к ОГЭ (вариант 5,6 задание 8)
Учитель еще раз обращает внимание на умение видеть безличные глаголы и умение выделять правильно грамм.основу
Проверка
7. Итог урока
Игра «Немой вопрос».
Возьмите свои рисунки с изображением личных и безличных глаголов. Надо поднять один из рисунков
1.Приближался рассвет.
2.Вечерело.
3.Весь день идёт дождь.
4.Как быстро рассвело!
5.Мне долго не спалось.
6.Сегодня все хорошо работали!
7. В ушах зазвенело.
Домашнее задание: придумать стихотворение из четырёх строк на весеннюю тему с безличными глаголами.
Оценки за работу на уроке
Рефлексия.
Продолжите фразу, выбрав фразеологизм, соответствующий вашей работе на уроке
(слайд )
Сегодня на уроке я : …
- - не ударил лицом в грязь;
- - ломал голову;
- - держал себя в руках;
- - был в ударе;
- - был не в своей тарелке;
- - был ни рыба, ни мясо;
- - не лез за словом в карман;
- - звёзд с неба не хватал;
- - плыл по течению;
- - брал быка за рога;
- - добился своего;
- - гнался за двумя зайцами;
- - находил выход из положения;
- - убивал время зря;
- - работал, не покладая рук;
- - язык проглотил.
…. лицо | Будущее время | …. число |
Настоящее время | ||
…. род | Прошедшее время | …. число |
…. лицо | Будущее время | …. число |
Настоящее время | ||
…. род | Прошедшее время | …. число |
…. лицо | Будущее время | …. число |
Настоящее время | ||
…. род | Прошедшее время | …. число |
…. лицо | Будущее время | …. число |
Настоящее время | ||
…. род | Прошедшее время | …. число |
…. лицо | Будущее время | …. число |
Настоящее время | ||
…. род | Прошедшее время | …. число |
…. лицо | Будущее время | …. число |
Настоящее время | ||
…. род | Прошедшее время | …. число |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "«Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей»
Урок английского языка по теме «Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей». Предназначен для учащихся 8 класса. Урок обобщающего типа.На уроке учащиеся повторя...
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ и ДЕНЬ ЗНАНИЙ В ГБОУ ДОД г. Москвы "МГДМШ им. С.С.Прокофьева"
Экскурсия в школьном народном музее С. С. Прокофьева.«В гостях у С. С. Прокофьева». Урок слушания музыки в 3-м классе. Открытый урок народного творчества «Россия – Р...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Открытое мероприятие « Сказка и быль» ( день открытых дверей в кабинете физики для начальной школы)
Физика – одна из многочисленных наук о природе. С физическими явлениями человек сталкивается ежедневно. Физика вокруг нас, в каждом движении, во взгляде, в дыхании, на кухне, в быту, в природе. Все те...
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
День открытых дверей 27.04.2016 г. ГБОУ Школа №384 СП ДО №2 Открытое занятие "Танцевальная мозаика"
День открытых дверей 27.04.2016 г. ГБОУ Школа №384 СП ДО №2...
Мастер-класс на День открытых Дверей.
Эту тему я выбрала, потому что сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образова...