Урок: Правописание НЕ с именами прилагательными (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фролова Дарья Владимировна
ЦЕЛИ:
1. Дидактическая
Формирование системы знаний, умений, навыков по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными».
2. Развивающая
Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки).
3. Воспитательные 
Воспитание уверенности в своих силах;
Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Правописание НЕ с именами прилагательными.

ТИП УРОКА: урок обобщения и закрепления знаний.

ВИД УРОКА: традиционный.

ЦЕЛИ:

1. Дидактическая

Формирование системы знаний, умений, навыков по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными».

2. Развивающая

Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки).

3. Воспитательные 

Воспитание уверенности в своих силах;

Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

Закрепить знания по правописанию  НЕ с именами прилагательными;

Научиться определять прилагательные в тексте и конструировать тексты с данной орфограммой;

Формирование умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающие:

Развитие навыков самостоятельной работы;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

3. Воспитательные:

Воспитание творчески активной личности;

Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге,

Воспитание положительного отношения к процессу обучения и личной заинтересованности в результатах обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, самооценку.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения.

Предметные результаты

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами из области морфологии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка; использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ в 2 ч (ч. 2). Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2016;

Карточки с тестами, заданием на корректировку ошибок (по 1 экз. на парту) и рефлексивные бланки (по 1 на человека).

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, типа, темы урока, домашнего задания и номера домашнего упражнения.

КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Этап. Время в минутах. Цель этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся, вид работы.

УУД

1. Организационный, 2. - Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.

(Р) волевая саморегуляция

2. Сообщение целей и задач, 4. - Определение содержания урока.

Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе.

Объявление целей и задач.

Запись темы и осознание предстоящей работы.

(К) планирование учебного сотрудничества.

3. Мотивация. Актуализация знаний. 4+3. -Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.

Повторение теории. Комментирование и уточнение целей и задач. Мотивация.

Воспроизведение теории. Ответы на вопросы. - Индивидуальная, фронтальная работы.

(П) поиск и воспроизведение необходимой теоретической информации. (Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация.

4. Закрепление знаний. 7+4+3+5. - Проверка знаний, умений мыслить, доказывать. Установить уровень усвоения, устранить пробелы в понимании. Закрепить правило в разных типах заданий.

Тест с комментированием ответа и самооценкой. Объяснительный диктант. Устное задание на корректировку ошибок в употреблении. Выборочный диктант.

Выполнение теста с проверкой ответа и самооценкой. Объяснительный диктант. Устное объяснение корректировок. Выборочный диктант и комментирование выбора. – Фронтальная работа по цепочке

(П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других

5. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. - Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения.

Постановка цели выполнения домашнего задания, инструктаж, ответы на вопросы.

Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы.

(Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация.

6. Рефлексия, оценивание. 5. - Организация самооценки учащихся.

Вывод по уроку, рефлексия в карточках с привлечением материала урока, выставление оценок.

Ответы на вопросы учителя, заполнение карточек рефлексии, прослушивание и осознание оценки. – Индивидуальная работа.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Серегина О.С. Такие разные конспекты уроков: Учебно – методическое пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл. : Русский язык: Универс. Рабочая тетр. С богатым теорет., а также практ. Материалом, подгот. Для детей и их родителей, для преподавателей – словесников. – 1994.

Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя / Богданова Г.А., 2000.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.

2. Сообщение целей и задач

Перепишите с доски число, «классная работа» и тему. Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения об орфограмме, изучением которой мы занимались на предыдущем уроке.

3. Актуализация знаний.

Расскажите, пожалуйста, что именно нам известно про употребление НЕ с прилагательными? (Пересказ одним учеником теории из учебника)

Ребята, мы сейчас повторили теорию. Мы узнали правила, но значит ли это, что мы научились грамотно писать? (Нет) Как же нам быть? Что вы предлагаете? (Поработать над предложениями, упражнениями) Действительно, ребята, ведь каждое нами изученное правило – очень важный кирпичик в фундаменте нашей грамотности. Если не хватает хотя бы одного, здание не будет прочным, ведь так?

4. Закрепление знаний

Ребята, вы только что прослушали теорию, поэтому я предлагаю вам начать работу на уроке с выполнения теста. Вы получите тест сейчас на карточках. Отметьте номера правильных ответов. Устно вы после обоснуете ваш выбор.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

1) если слово не употребляется без не-;

2) если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

3) если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

1) Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.

2) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

3) День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:

1) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

2) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

3) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

1) (Не)приятельская армия отступила.

2) Эта книга далеко (не)проста.

3) Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

1) Посетитель был вовсе (не)скучен.

2) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

3) Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

1) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

2) Океан был совсем не спокойным.

3) В лесу мы увидели неглубокое, но очень широкое озеро.

Ответ        1,2        1,2        1,3        1,3        1,2        1,3

Давайте проверим по цепочке выполнение теста. Начнем с первого ряда. (Ответы: 1. 1,2. 2. Неряшливый, ненастная не употребляется без не, нежаркий – холодный. 1,2. 3. Небольшой – маленький, нерешительный – робкий, невзрачный не употребляется без не. 1,3. 4. Неприятельская – вражеская, невкусное – противное, далеко не сложна – «слово-магнит» далеко. 1,3. 5. Вовсе не скучен - «слово-магнит» вовсе, не большой, а маленький – противопоставление, негодующий не употребляется без не. 1,2. 6. Неширокая – узкая, не глубокое, но широкое - противопоставление, насчет предложения 2 – затруднения, вывести учеников на допустимость двух вариантов: совсем неспокойным = очень неспокойным, совсем не спокойным = далеко не спокойным. 1,3)

Ребята, отметьте пожалуйста на полях, если вы допустили ошибку только в одной цифре – 5. В 2-3 – 4. 4-5 – 3. Больше ошибок – 2. У кого 5, поднимите руки? 4? 3? Спасибо. Надеюсь, наши объяснения помогли вам осознать ошибки.

Давайте с вами проведем объяснительный диктант. Комментирование продолжим на том, на ком остановились.

«Вовсе» не опасное предложение; небольшая (маленькая) заминка; небольшая (маленькая) птичка; не большой, «но» уютный; «небрежный» почерк; «невзрачный» на вид; неглубокая речонка (мелкая); «далеко» не большое расстояние; недобрый взгляд (злой); не мягкий, «а» жесткий диван; «ничуть» не интересный маршрут; недорогой подарок (дешевый); неизвестный автор (малоизвестный); неисправный прибор (сломанный); «ненавистный» враг; «непрерывный» шум; «необходимая» мелочь; не дорогой, «а» дешевый; необыкновенное чудо (особенное); неопытный юноша (робкий); «нисколько» не умен; он «вовсе» не плохой человек.

Спасибо. Теперь я вам предлагаю работу со вторым заданием на карточках. Давайте разберем, есть ли ошибки в употреблении не в данных словосочетаниях, вслух также по цепочке.

Не брежный почерк

Несладкий чай

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой, но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Река неглубока

Небрежный - ошибка

Пресный

«Вовсе»

Страшный – ошибка

Противопоставление

Болен – ошибка

Незамысловатые – ошибка

Противопоставление

Неучтивый – ошибка

«ничуть не» - ошибка

Противопоставление – ошибка

Мелка

Спасибо за ответы. Проделанная нами работа должна помочь вам лучше видеть ошибки в ваших диктантах. Теперь, чтобы окончательно закрепить правило, проведем выборочный диктант. Я диктую вам предложение, вы выписываете не с прилагательным и поясняете, как именно нужно его писать. Работу также продолжим по цепочке.

С гор сбегает совсем неширокий (очень узкий) ручей.

К полночи показались огоньки небольшой (маленькой) деревеньки.

Ближние горы стали туманными, неясными (смутными).

Мы пошли «вовсе» не ближней тропой, а самой дальней.

Иволги не любят неспокойную (стихийную) погоду.

Мы перешли через неглубокий (мелкий) овраг.

Это была совсем невысокая (очень низкая) скалистая гора.

Сквозь голые ветки берез белело неподвижное (неизменное) небо.

Недоброе (злое) слово больнее огня жжёт.

Справа и слева от тропинки попадались «совсем» не высокие деревца.

Машины скрылись в «непроглядной» темноте.

Это был «вовсе» не плохой поступок.

Его рассказ был «нисколько» не интересным.

5. Информирование о домашнем задании и инструктаж

Итак, ребята, откройте дневники и запишите задание с доски – упражнение 346. Я осложню это задание. Проиллюстрируйте все случаи слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными своим примером. Пометьте в скобках, почему вы сделали тот или иной выбор в написании так, как мы делали на уроке. Этот вид работы поможет вам прочнее запомнить правило. Есть вопросы? (Ответы на вопросы)

6. Рефлексия, оценивание.

Спасибо, ребята. Сегодня за урок мы закрепили изученное нами правило и, я думаю, научились писать не с прилагательными грамотно. Мы заложили еще один кирпичик в фундамент грамотности. Я предлагаю вам напоследок еще один вид работы. Сейчас вы получите карточки, в которые впишите прилагательные, причем так, чтобы они употреблялись с не. Вклейте их в тетради, а несколько получившихся текстов мы выборочно послушаем.

Дополни текст именами прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________. Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.

Оценки за урок получают… (выставление). Всем спасибо!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными, существительными, глаголами»

Урок русского языка в 6 классе по теме«Правописание НЕ с именами прилагательными,существительными, глаголами»...

Урок русского языка в 5 классе «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Конспект урока. Использование системно-деятельностного подхода на урока по ФГОС ООО...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....

Разработка урока "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" (урок повторения темы на основе применения ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся).

Урок повторения темы "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" на основе ЭОР и самостоятельной деятельности   учащихся....