Разноуровневые задания по теме "Имя прилагательное"
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Разноуровневые задания по теме "Имя прилагательное" для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhidkova_l.i._kursy_ioch_24.06-28.06.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)

Самарский институт повышения квалификации работников образования

СИПКРО

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по курсам ИОЧ

«Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО»

(24.06.19 – 28.06.19)

                           

                             

                                                                                       

                                                                                       Выполнила:

                                                учитель русского языка и литературы

МБОУ Школы №127 г.о.Самара

                                                Жидкова Лариса Ивановна

Самара, 2019

Задание к учебнику русского языка Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной

Класс 10

Раздел - «Самостоятельные части речи»

Количество часов на изучение раздела –  47

Тема - «Имя прилагательное»

Количество часов на изучение темы – 7

Цель учебно-методических заданий – повторить лексико-грамматические категории имени прилагательного; повторить правописание суффиксов имён прилагательных; повторить основные случаи слитного и дефисного написания сложных слов, обобщить знания по теме «Имя прилагательное».

Планируемый образовательный результат  

В результате изучения учебного предмета «Русский язык»

Выпускник научится:

Предметные: 

− характеризовать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

−  различать прилагательные по значению.

−  правильно образовывать степени сравнения прилагательных; соблюдать  правильное  ударение  при  образовании  степеней  сравнения,  определять  значение  суффиксов  в  именах  прилагательных,  выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения;

− проводить морфологический разбор прилагательных;

− вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными;

−  правильно писать и различать суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк- в прилагательных; 

− выделять суффиксы прилагательных, знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка, владеть текстоведческими навыками;

− характеризовать группу слов, в которых есть суффиксы –ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-, -н-. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова;

− использовать правило написания –Н- и –НН- в отымённых  и отглагольных прилагательных;

− правильно писать сложные имена прилагательные слитно, через дефис;

− подбирать синонимы и антонимы с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Объяснять переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.

− правильно произносить употребительные в речи прилагательные.

Познавательные:  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения  учебной задачи;  извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства

Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности; корректировать свою деятельность;  выдвигать версии решений;  анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:  уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения;  договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные:  выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

−  анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

−  соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

−  осуществлять речевой самоконтроль;

−  совершенствовать орфографические умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

Комплекс заданий по теме «Имя прилагательное» при работе с учащимися 10 класса на базовом уровне изучения русского языка:

  1. Разряды имён прилагательных, краткая форма.
  1. простое задание:

А. Замените, где это возможно, существительные в родительном падеже притяжательными прилагательными:

1. Дрессировка медведя 2. берлога медведя 3. шкура медведя 4. следы медведя 5. лечение медведя 6. рычание медведя.

Б)  Образуйте краткие формы единственного числа (ж. и ср. рода) и множественного числа и определите место ударения (ударение всегда на основе, ударение всегда на окончании, ударение подвижно).

Белый, круглый, тяжелый, гордый, уместный, дорогой, седой, тощий, приятный, радостный, легкий, гибкий, меткий, удобный, прямой, черный, темный, смешной, скупой, громкий, теплый, славный, чудесный, смирный. 4

  1. Задания средней сложности:

А) Определите разряд выделенных прилагательных, найдите случаи перехода относительных в качественные, притяжательных в относительные или качественные.

Было золотое, но холодное, настоящее весеннее утро. На золотом поясе висели золотые часики. Каштанка подняла вверх свою лисью морду. Глаз у меня кошачий: тебя вижу ночью, как днем, а то и лучше. Нашью себе разных обнов, башмаков, салоп на лисьем меху. Едва войдя в лес, мы тотчас напали на заячий след. Принесу я много разных чудесных трав: кукушкины слезы, петров крест, заячья капуста. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям и героическим поступкам. Только не смейте делать на меня бараньих глаз. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок. Столяр взял под мышку какую-то деревянную штуку. – Виноват, господин капитан, – деревянным голосом ответил Ромашов. Слышен собачий визг. Отвечал Помялов, усмехаясь коротенькой, собачьей улыбкой. Мы шли вниз, к пруду, по широкой береговой аллее. Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу. Марсианин приблизился к людям, поднял маленькую руку в широком рукаве и сказал тонким, стеклянным, медленным голосом птичье слово. Раскрылась непомерная перспектива сводчатых стеклянных крыш. Раз я был на птичьем базаре. Она пропела что-то птичьим голоском. Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом. Живем в домах каменных. Ну, уж я не знаю! Ты каменная какая-то!

  1. задания повышенной сложности:

А) Выберите правильный вариант. 

1. Хвост – а) соболиный б) соболий 2. семейство – а) дельфиньих  б) дельфиних в) дельфиновых 3. сын – а) вдовий б) вдовый 4. пасть –  а) крокодилья б) крокодиловая 5. промысел – а) фазаний б) фазановый  6. суп – а) черепаший б) черепаховый 7. бои – а) петушьи б) петушиные  8. пух – а) лебединый б) лебяжий 9. запах – а) рыбий б) рыбный 10. двор – а) птичный б) птичий.

Б) Определите разряды прилагательных в данных словосочетаниях. Признаки разряда указывайте в следующем порядке: семантические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Железные решетки, железные нервы, фарфоровая посуда, фарфоровое личико девочки, болтливая девочка, бархатная кожа, бархатное платье, каменистый склон, каменный дом, лошадиный (-ая, -ые) хвост (упряжь, ноги, топот, шкура, работа).

В) Определите, какой частью речи являются выделенные слова. По поводу каких случаев мнения ученых расходятся? Попробуйте доказать свою точку зрения.

1. По краям мостовых желтели одуванчики (Пауст.). 2. Мудрость Стендаля в том, что, тоскуя по великому в человеке, он это великое искал в живой действительности, в собственном сердце (Е. Богат). 3. За вагонами для легкораненых шел вагон-аптека (Панова). 4. Вся чайная гремела от хохота (Пауст.). 5. С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его (Песков). 6. Бывавшие в Таллине надолго запоминают его своеобразие (Песков). 7. Оказывается, когда-то он был подчиненным у Николаева, а лягнуть ногой свое бывшее начальство – большая радость для всякого недоброго человека (Симонов). 8. Я помногу думаю о случайном (Крон). 9. До позднего вечера мы просидели на набережной (Пауст.). 10. Все, что пишущий дарит любимому, он дарит всему человечеству (Пауст.). 11. Увиденное не укладывалось в голове (Нат. Толстая). 12. Судя по моему взгляду, посторонний сказал бы, что я спросонья исследую, не взошло ли над Венецией какое-нибудь новое созвездие… (Б. Пастернак)  

Г) Определите, во всех ли данных текстах мы имеем дело с субстантиватами.

1. Холостому завязывает галстук горничная, а женатому – жена (Ч.). 2. Медицина учит, что холостяки обычно умирают сумасшедшими, а женатые же умирают, не успев сойти с ума (Ч.). 3. Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам… (Ч.) 4. Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный (Ч.).

II.        Cтепени сравнения имён прилагательных.1) простое задание:

А) Образуйте степени сравнения (простые и сложные) имён прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, низкий, простой, стойкий, хороший, ловкий, пылкий, сладкий, высокий, ломкий, хитрый, ловкий, звонкий.

2) задания средней сложности:

А)  Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень: 

1. Болотный 2. соседний 3. березовый 4. английский 5. низкий 6. чистый.

Б)  Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень: 1. ломкий 2. зубастый 3. загорелый 4. дружеский 5. высокий 6. великий.

3) повышенной сложности:

А. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

1. Он оказался в более лучшем положении. 2. Мы столкнулись с наисложнейшей проблемой. 3. Покорена высочайшая вершина мира. 4. В детстве он был способный к музыке. 5. Он способен на многое. 6. Способный к музыке, он быстро одолел нотную грамоту. 7. Края здесь благодатнейшие! 8.С того дня Варя стала еще повеселее. 9. Он находился в наиболее выгоднейшем положении. 10. Ребятишки устали и вели себя намного тише, чем прежде.11.  В прошлом году погода была прохладнее.12) У Кати почерк менее красивее, чем у Даши.13) Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.

Б). Сделайте и сдайте на проверку полный морфологический разбор выделенных прилагательных по следующему образцу.

Образец: Таютка поглядывала из-за дедушкина плеча (Бажов).

Дедушкина (плеча) – I. Имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос Чьего?

Н.ф. – дедушкин.

II. Притяжательное (обозначает признак предмета по его принадлежности)*, показатель в им.п. кр.ф. – суффикс –ин-. Употреблено в краткой форме, в косвенных падежах может иметь полную; показатель краткой формы – флексия –а; степеней сравнения не имеет; в ср.р., ед.ч., род.п. (формы числа, падежа и рода имеют синтаксическое значение, являясь средством согласования прилагательного с существительным, показатель р.,ч..п. – флексия –а; р..ч..п. определены по словоформе «из-за плеча».

III. В предложении является определением.  

Она проявила поистине ослиное упрямство. Ее волосы были нежнее шелка. Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять… Наиболее сложным для меня оказался десятый вопрос.

*Обязательно указывать случаи перехода одного разряда в другой.

III.Правописание суффиксов имён прилагательных:

1) простое задание:

А) Образуйте прилагательные от следующих имен собственных. Запишите полученные формы.

1. Истра 2. Пресня 3. Пенза 4. Заречье 5. Тында 6. Енисейск 7. Ялта 8. Гродно 9. Курск 10. Мытищи.

Б) Образуйте прилагательные от следующих имен существительных. Запишите полученные формы.

1. Батрак 2. кабак 3. ткач 4. калмык 5. курд 6. почтамт 7. большевик  8. абхазец 9. черкес 10. баск.

В) Образуйте имена прилагательные от существительных. Объясните написание прилагательных. Распределите в две колонки полученные прилагательные, составив словосочетания. Выделите суффиксы прилагательных.

 Истина, экскурсия, государство, полотно, кожа, серебро, стекло, длина, былина, олово, время, воробей, гость, рано, клюква, ветер, старина, глина, рожь, тина, зверь. 

2)        средней сложности:

А) Найдите правильный вариант:

1. Казак – а) казачий б) казацкий в) казахский г) казацский; 2. лазурь – а) лазурный б) лазоревый в) лазуревый; 3. артиллерия – а) артиллерийский б) артиллеристский в) артиллерийстский; 4. лоток – а) лотошный б) лоточный; 5. помещик – а) помещечий б) помещичий; 6. гречиха – а) гречишный  б) гречичный в) гречневый; 7. черепица – а) черепичная б) черепитчатая  в) черепичья г) черепичатая.

Б) Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.

В) Вставьте пропущенные буквы. Распределите в две колонки полученные прилагательные (отымённые и отглагольные).  Выделите суффиксы прилагательных.

Гости..ый двор, пече..ый картофель, ветр..ный день, урага..ый ветер, безветр..ые дни, негаш..ая известь, смышл..ый малыш, стекля..ая дверь, газирова…ая вода; кова..ый сундук, дискуссио..ый вопрос, взволнова..ая речь, мощё..ая улица, жева..ая бумага, свяще..ый союз, непуга..ая ворона, ветр..ая мельница, художестве..ое произведение, кваше..ая капуста, асфальтирова..ая дорога..

3)        повышенной сложности:

А). Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вышаг..вать, насмешл..вый

2) фасол..вый, накрахмал..ть

3) обрад..вать, мех..вой

4) выздоров..вший, недогадл..вость

5) прицел..вающийся, засушл..вый

Б). Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Вдоль реки белели песча (1) ые косы, а дальше клубилась листве (2) ая зелень, плавно переходящая в желтизну некоше (3) ого луга, окаймлё (4) ого лесом.

IV. Правописание сложных слов.

1) простое задание:

А) Спишите, раскрывая скобки. Образуйте от данных слов имена прилагательные. Составить 4-5 предложений.

Водо(сток), северо(восток), унтер (офицер), пол (литра), Жюль (Верн), три этажа, Ильф и Петров, железо (бетон), тридцать градусов, четыреста граммов, белый камень, физика и математика, моторный и парусный, двадцать лет, перечисленные выше, пять копеек, горные лыжи.

2) средней сложности:

А) Распределите сложные прилагательные по группам: а) образованные от сложных имён существительных; б) образованных от слов, связанных подчинительной связью; в) образованных от слов, связанных сочинительной связью; г) образованные от имён существительных, которые пишутся через дефис; д) обозначающие оттенки цвета.

Б) Раскройте скобки. Распределите слова в две колонки: сложное прилагательное и сочетание «наречие + прилагательное».

Общественно (исторический), общественно (полезный), общественно (экономический), общественно (политический), общественно (необходимый), общественно (трудовой).

3) повышенной сложности:

Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных имён прилагательных.

А) Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных слов.

1. При виде такой сцены ее лицо стало (матово) бледным. 2. (Мутно) багровые пятна зарев висели по краям неба (Н. Чук.). 3. Только Донец, широкий, плавный в этих местах, катил по-прежнему свои (мутновато) теплые воды (Фад.). 4. Он сидел (изжелта) бледный. 5. Из-за холмов неожиданно показалось (пепельно) седое кудрявое облачко. 6. Красив был разбушевавшийся (темно) фиолетовый океан (Эренб.). 7. На стене висел пейзаж Марке: (зеленовато) серая вода и старая лодка (Эренб.). 8. (Сине) лиловые карлики, змеи, буквы метались по фасадам домов (Эренб.). 9. Вся поверхность земли представлялась (зелено) золотым океаном... (Г.). 10. От свежих, (золотисто) белых щепок, грудами лежавших около (ярко) влажных пней, веяло особенным, (чрезвычайно) приятным горьким запахом древесины (Г.).

Б) Объясните раздельное написание слов.

Абсолютно необходимые условия, внутренне содержательный человек, глубоко запавшие глаза, диаметрально противоположные взгляды, жизненно важное решение, исконно русские слова, истинно дружеская помощь, исчерпывающе полный доклад, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, подозрительно быстрое согласие, последовательно миролюбивая политика, постоянно хмурое небо, празднично нарядное платье, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, умеренно теплый климат, хозяйственно полезная деятельность, художественно полноценное произведение, чисто французское произношение, явно неприемлемые требования.

Детски наивные высказывания, дружески теплый прием, металлически звонкий голос, мещански провинциальные манеры, практически важное новшество, приятельски фамильярное обращение, рабски покорная готовность, теоретически верное решение, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, хаотически беспорядочные рассуждения, химически чистый состав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные разноуровневые задания по географии

Задания применяются на уроке контроля знаний в 7 классе....

Разноуровневые задания по программированию на Паскале

Задания по каждой теме я распечатываю, разрезаю, как билеты, и раздаю ученикам - каждому своё. Если ученик решил задачу не совсем самостоятельно, а с моими подсказками, я даю ему другое зад...

4 варианта разноуровневые задания по теме уравнение касательной

Вариаты составлены из заданий всех типов по теме "Уравнение касательной"...

Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...

Разноуровневые задания по алгебре на тему "Тригонометрические формулы" 10 класс

Презентация разноуровневых заданий по алгебре по теме "Тригонометрические формулы" для учащихся 10 классов...

Разноуровневые задания по русскому языку

Каждый ребенок работает на уроке в меру своих возможностей. Кто-то быстро, кто-то медленно.  Каму-то задания кажутся простыми,а кому-то сложными. От этого зависит и скорость выполнения работы. Чт...

Разноуровневые задания по Инженерной графике

   Паспорт программы учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / направле...