Статья "Инновационные подходы к современному уроку русского языка в школе"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Молчанова Олеся Владимировна

Современное образование в школе не стоит на месте. Новое время диктует новые подходы и методы в преподавании учебных предметов.

В рамках ФГОС учителю просто необходимо владеть современной техникой, использовать новые технологии, методы и приемы (не забывая при этом и о традиционных).

В данной статье мы попытались рассмотреть структуру урока по русскому языку по теме «Язык и речь» (5 класс) в соответствии с ФГОС.

Надеемся, что наши педагогические находки помогут в работе как молодым специалистам, так и опытным педагогам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon article_example.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к современному уроку русского языка в школе

Иващенко Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы (г.Астрахань),

Молчанова Олеся Владимировна, учитель русского языка и литературы (г.Астрахань)

Современное образование в школе не стоит на месте. Новое время диктует новые подходы и методы в преподавании учебных предметов.

В рамках ФГОС учителю просто необходимо владеть современной техникой, использовать новые технологии, методы и приемы (не забывая при этом и о традиционных).

В данной статье мы попытались рассмотреть структуру урока по русскому языку по теме «Язык и речь» (5 класс) в соответствии с ФГОС.

Надеемся, что наши педагогические находки помогут в работе как молодым специалистам, так и опытным педагогам.

Важно отметить, что урок, построенный по данной методике, способствует обощению и углублению знаний о языке и речи, о лексическом значении слова, синонимах и омонимах. Обучающиеся работают с толковыми словарями разных авторов, формируют ценностное отношение к русскому языку.

Организационный этап урока направлен на мотивацию к учебной деятельности, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха. Принцип психологической комфортности становится ведущим принципом данного этапа.

Второй этап (актуализация знаний) направлен на проблемную подачу учебного материала. На данном этапе принцип деятельности- один из важнейших аспектов проведения урока.

Нельзя забывать и о постановке учебной цели, которая поможет спрогнозировать дальнейшую деятельность. В ходе урока используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Мы предлагаем вам конспект урока-путешествия (инновационная форма проведения урока) по ФГОС.В ходе урока были использованы такие информационные ресурсы, как презентация, анимация, видеофрагмент («Дети говорят о важных вещах» (социальный ролик) , гиперссылка- http://www.youtube.com/watch?v=GeFhXH31Jbg) .

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(4 минуты)

Эй, девчонки и мальчишки,

Доставайте ваши книжки!

И тетрадь, и дневники

Положите на столы.

Не забудьте про удачу,

Чтоб быстрей решить задачу:

Предстоит нам рассуждать,

Сделать вывод,

Доказать.

И тогда, подготовившись сполна,

Пробуй ты своё перо…

Я надеюсь цель ясна?!

Отправляемся гулять,

Свои знанья показать.

В путь, мои юные путешественники! http://www.youtube.com/watch?v=GeFhXH31Jbg

Приветствие учащихся

Принцип психологической ком-фортности.

УУД: личностные, коммуника-тивные.

Цель – создание доброжелатель-ной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

(4 минуты)

— Ребята, перед вами два высказывания:

1. Язык есть вековой труд целого поко-ления.

В.И. Даль

2. Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель 

Задание 1

1. Прочитайте высказывания и объясните своими словами основную мысль каждого из них.

2. О ком из авторов высказывания вы слышали? (Слайд №4)

3. Какие слова в данных высказываниях, на ваш взгляд, являются ключевыми?

4. Попробуйте сформулировать тему урока.

5. Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Читают, высказываются, слушают, добавляют

Предполагаемый ответ: «В.И. Даль»

Предполагаемый ответ: «Язык и речь»

Формулируют тему урока

Записывают в тетради число и тему

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Постановка учебной цели.

(1 минута)

Задание 2

   Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Предполагаемый ответ: «Цель урока: вспомнить, что мы знаем о языке и речи. Чем эти два понятия отличаются друг от друга?»

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятив-ные (самостоятельное формули-рование цели и задач, планирова-ние, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситу-ацию, спрогнозировать предстоя-щую деятельность.

4. Закрепление опорных знаний

(5 минут)

Задание 3 (выполняется в группе)

I группа

   Сформулировать понятие о языке.

II группа

Сформулировать понятие о речи.

III группа

   Найти в толковом словаре значение слов: язык, речь.

IV группа

   Вспомнить, что такое синонимы, привести примеры.

Работа в группах

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познава-тельные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы, заин-тересованности, сотрудничества; умение строить продуктивное ре-чевое взаимодействие со сверст-никами; работа над формиро-ванием метода информационного поиска, построение цепочек рас-суждений, осуществлять самокон-троль).

ЦЕЛЬ: закрепить имеющиеся знани

5. Первичное усвоение новых знаний

(3 минуты)

Задание 4

   Внимательно прочитайте текст на стр.12 учебника и объясните, почему слова ЯЗЫК и РЕЧЬ не употребляются в науке о языке как синонимы.

Работа с материалом учебника, обмен мнениями, доказательство с опорой на правило

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познава-тельные (логично и выразительно излагать свою ТЗ по поставленной проблеме; выдвигать оргументы, строить логическую цепь рассуж-дений, находить доказательства).

Цель:усвоение новых знаний.

6. Первичная проверка понимания

(3 минут)

Задание 5

1. Рассмотрите иллюстрации на стр.12.

2. Придумайте предложения со словосо-четаниями изучать язык и развивать речь.

3. К какой части фотоколлажа вы отнесёте каждое из ваших предложений?

Рассматривают иллюстрацию,

составляют предложения со словосочетаниями, соотносят предложения с иллюстративным материалом

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познава-тельные, регулятивные (логично излагать свою ТЗ; планировать последовательность действий; составлять предложения).

ЦЕЛЬ: проверить понимание.

7. Первичное закрепление

(5 минут)

Задание 6

Открываем учебник на стр.13, выполняем упражнение №7.

1. Прочитайте. Найдите в тексте абзац, в котором говорится о том, какую роль язык играет в жизни людей, человеческого общества.

2. Найдите в тексте абзац, в котором приводится два значения слова язык. Запишите оба значения.

3. Как называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?

4. Как называется наука о языке?

Читают текст, ищут обзац о роли языка в жизни людей и общества

Находят абзац, в котором приводятся два значения слова язык, записыват оба значения

Предполагаемый ответ: «Омонимы»

Предлагаемый ответ: «Языкознание, или лингвистика»

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, коммуника-тивные, регулятивные (определять основную и второстепенную ин-формацию, осмысливать цель чте-ния; адекватно воспринимать уст-ную, письменную речь; работа с текстом).

ЦЕЛЬ: первичное закрепление знаний.

8. Физминутка

(2 минуты)

А сейчас все тихо встали,

Глазки наши ведь устали,

Глазки видят всё вокруг,

Обведём мы ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно, а где кино,

Обведём мы ими круг,

Поглядим на мир вокруг,

Ручки вверх поднимим дружно,

Кисть расслабим... Это нужно.

Опустили руки вниз,

На носочках поднялись...

Вновь на пяточку, носочек.

Улыбнись скорей, дружочек.

 http://nsm04.casimages.com/img/2010/09/22/1009220200311180496793964.gif

Выполняют физразминку

Принцип психологической ком-фортности.

УУД: личностные, коммуникатив-ные.

ЦЕЛЬ: отдохнуть, расслабиться.

9. Закрепление изученного

(14 минут)

Задание 7

1. Напишите мини-сочинение на одну из лингвистических тем:

  • «Богатство языка есть богатство мысли».
  • «Наш дар бессмертный — речь».
  • «Язык должен быть прост и изящен».

2.Написать отзыв на мини-сочинение одноклассника, начав словами:

  • «Я согласен с мнением...».
  • «В работе мне понравилось...».

— Ребята, по ходу письма можно консуль-тироваться о правильности написания слов.

3. Учитель предлагает детям прочитать мини-сочинение и отзыв на него по жела-нию.

Пишут мини-сочинение

Работа в паре

1. Читают работу соседа по парте.

2. Пишут отзыв на мини-сочинение.

По желанию читают мини-сочинение и отзыв на него

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познава-тельные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы, заин-тересованности, сотрудничества; развитие речи и творческих спо-собностей учащихся; осуществ-лять самоконтроль, взаимоконт-роль).

ЦЕЛЬ: развивать умения, приме-нять новые знания.

10. Информация о домашнем задании

(2 минуты)

   Вот и подошло к концу наше путешест-вие. Давайте выставим оценки, запишем домашнее задание.

1. Упражнение №8 (базовый уровень).

2. Задание по желанию. Найдите в Интернете или в других источниках высказы-вания о языке и речи писателей, лингвистов (продвинутый уровень).

Запись учащимися задания в дневники

Принцип деятельности.

УУД: познавательные (извлекать необходимую информацию из раз-личных источников, осуществлять поиск).

11. Рефлексия

(2 минуты)

Заверши тезис:

  • «Сегодня на уроке я узнал(а)...».
  • «Самым интересным для меня было...».
  • «Я испытывал(а) затруднения...».

— Наше сегодняшнее путешествие о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обра-щайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

Продолжают тезис

Слушают учителя

Принцип психологической ком-фортности.

УУД: личностные (поделиться  успехами и трудностями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Системный подход в организации преподавания русского языка в школе в условиях ЕГЭ"

Подготовка учащихся 10-11 классов к сдаче выпускного экзамена в формате ЕГЭ - сложный  процесс. В статье рассматривается вопрос о том, как  создать надежную и эффективную учебную технологию,...

« Индивидуально – коррекционный подход в обучениина уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».

Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в...

Новые подходы к организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...