Открытые уроки и внеклассные мероприятия
материал по русскому языку

Царёва Ольга Михайловна

открытые уроки и внеклассные мероприятия

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Царёва О. М.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 г. о. Пущино

НЕ с глаголами. Глагол (повторение) 

Цель урока:

повторять и расширять знания учащихся о глаголе; развивать навык правильного написания НЕ с глаголами; обучать работе с текстами; активизировать способность быстро и правильно мыслить.

Оборудование:

фото дятла (на доске); РМ для тестирования.

Тип урока:

комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Опрос по домашнему заданию
  2. Актуализация опорных знаний
  • Напишите ассоциативный ряд (пять слов) к слову «глагол».
  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель. О близких людях, с которыми давно дружат, говорят: «Мой старый знакомый». Можем ли мы сказать, что глагол – наш старый знакомый? О проверенных, старых друзьях знают немало. А вы что знаете о глаголе?

  1. Постановка целей и задач урока

Учитель. Вспомнить, что учили, и расширить свои знания о глаголе – вот цель нашего сегодняшнего урока.

  1. Работа над темой урока
  1. Работа с материалом для наблюдения

Запись на доске

Ненавидеть – не любить.

  • Рассмотрите эти глаголы. Какие бы вопросы вы задали, рассмотрев материал?
  • Чем отличаются глаголы? (формой, в которой употреблены, спряжением, написанием.)
  • Как вы считаете, почему с НЕ они пишутся по-разному?
  • Мысленно закройте НЕ и прочитайте то, что получится. В чём теперь разница между глаголами?
  • Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами.
  1. Изучение орфограммы «Написание НЕ с глаголами»
  1. Повторение орфограммы «Написание НЕ с глаголами»

Учитель. НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключением являются глаголы, которые не употребляются без НЕ, например ненавидеть.

  1. Заучивание наизусть рифмограммы
  • Запишите в тетрадь, объясните написание НЕ с глаголами.

НЕ с глаголом пиши раздельно:

Не был, Не хотел, Не знал.

Слитно пишутся исключенья:

Ненавидел, негодовал.

Исключеньем то является,

Что без НЕ не употребляется.

                                       (О. Кургузова)

  • Найдите другие орфограммы, связанные с глаголом.
  1. Выборочный диктант
  • Послушайте текст. Запишите глаголы с НЕ. Подчеркните орфограмму.

САНИТАР

Не слыхал весной в бору –

Тук! Тук! – клювом о кору?

Не видал, как дятел строит –

Для семьи гнездо готовит?

Ты не знаешь, как тепло

Это дятлово дупло?

Ты не слышал, мой отец

Говорит о нём: «Кузнец!»?

Не ответишь на вопрос,

А какой у дятла нос?

Не встречал ты дятла разве

На ветвях больших берёз?

Не был ты давно в бору?

В лес не ходишь поутру?

Я всё недоумевал,

Как ты дятла не видал.

Четырёхугольный нос

Под корой больших берёз

Извлекает без проблемы

Миллион личинок в смену.

Он строитель, он столяр,

Он и главный санитар.

В общем, дятел из пернатых –

Это чудо-экземпляр.

(О. Кургузова)

  1. Творческая работа
  • Рассмотрите фото дятла.
  • Устно (при наличии времени – письменно) опишите дятла.
  1. Повторение и закрепление изученной темы

Тесты

  1. Глагол – это часть речи, которая…
  1. отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета;
  2. отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет?
  3. отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
  • Запишите пять глаголов.
  1. Выберите ряд слов – глаголов.
  1. Бежать, бег, беговой;
  2. Думать, выдумать, дума;
  3. Лететь, вылететь, вылетать.
  • Составьте и запишите с одним из глаголов предложение.
  1. Глаголы изменяются…
  1. по временам, родам, числам, лицам;
  2. по числам и родам;
  3. по падежам, родам и числам.
  • Запишите по одному глаголу 1-го и 3-го лица. Обозначьте личные окончания.
  1. Как пишутся глаголы с НЕ?
  1. Всегда слитно;
  2. всегда раздельно;
  3. раздельно (слитно только те, которые без НЕ не употребляются).
  • Приведите примеры написания НЕ с глаголами (два).
  1. ТЬСЯ…
  1. пишут в глаголах в н. ф.;
  2. пишут в глаголах 3-го л. Ед. и мн. ч.;
  3. не пишут никогда.
  • Спишите, вставляя, где нужно, Ь:

Ему кажет…ся.

Он может смеят…ся.

  1. Рефлексия
  • Прощаясь, старому знакомому говорят обычно добрые слова, пожелания. Что бы вы сказали нашему старому знакомому Глаголу?
  1. Домашнее задание

§16-§19, Упражнение 92



Предварительный просмотр:

Царёва О. М.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 г. о. Пущино

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (9 класс) 

Цель урока:

ознакомить учащихся с условиями постановки запятой, точки с запятой и тире в сложносочиненном предложении; сформировать понятия об особенностях структуры сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом; совершенствовать пунктуационные и языковые умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Оборудование:

учебник, учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины А.П. Рябушкина «Зимнее утро».

Тип урока:

комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают условия постановки запятой, точки с запятой и тире в сложносочиненном предложении; строят сложносочиненные предложения, устанавливают и объясняют смысловые отношения между их частями, используют разные виды сочинительных союзов, расставляя знаки препинания в них.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Синтаксический анализ предложений

(Ученики записывают предложения под диктовку учителя в тетради, один учащийся записывает на доске.)

Задания

  • Подчеркните главные члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. (Учитель обращает внимание учащихся на то, что одна из частей первого предложения односоставная.)
  • Определите, какие это предложения, простые или сложные. Если сложные, то какие именно?
  • Назовите союзы, которые связывают части сложносочиненных предложений. Какие это союзы, сочинительные или подчинительные? На какие группы по значению делятся сочинительные союзы? Как определить значение союза да?

1. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким (И.С. Тургенев). 2. Ночь темна, да дорога трудна. 3. Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень (С.П. Антонов). 4. Небо над березовой рощей порозовело, но солнце еще не показывается (С.П. Антонов). 5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Пословица). 6. То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка (В.Г. Короленко). 7. Либо арба возит дрова, либо сама идет на дрова (Пословица).

  1. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

- По-видимому, задание разделить на простые предложения такое сложное предложение: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем почти без промежутка – окажется простым для каждого из вас. В этом предложении вы, конечно, поставите запятую перед союзом и.

Однако сложное предложение не всегда можно делить на простые «без остатка». Например: У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Н.В. Гоголь). Первое предложение: У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета. Однако то. Что останется, не может удовлетворить вас как полноценное второе предложение:…и рот несколько похож на букву ижицу. У кого? У Ивана Ивановича, конечно. Дополнение у Ивана Ивановича относится ко второму предложению так же, как и к первому, - оно является для них общим. Поставив запятую перед союзом и, вы отделили бы Ивана Ивановича от его рта, и чей рот был похож на букву ижицу, осталось бы неизвестным.

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какие знаки препинания употребляют в сложносочиненном предложении и всегда ли нужна запятая между его частями.

  1. Работа над темой урока
  1. Объяснение учителя

- В сложносочиненном предложении между его частями ставят запятую: Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно (А.П. Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно (В.М. Песков).

Запятую не ставят:

  • при наличии у простых предложений, входящих в состав сложносочиненного и соединенных союзом и, общего второстепенного члена: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А.С. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода. Сравните: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);
  • в том случае, если союз и соединяет два назывных предложения: Мороз и солнце… (А.С. Пушкин).

Вместо запятой простые предложения в составе сложносочиненного предложения могут быть разделены точкой с запятой. Точку с запятой ставят в том случае, если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа – с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановку точки с запятой наблюдаем перед союзами но, однако, зато, да, и, реже перед союзом а: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что не мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента (Н.В. Гоголь).

Перед союзами и, да (в значении и) точку с запятой ставят лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:

Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (А.П. Чехов).

Вместо запятой простые предложения в составе сложносочиненного могут быть разделены тире. Тире ставят в том случае, если во второй части сложносочиненного предложения есть неожиданное присоединение или резкое противопоставление: Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк (А.С. Пушкин); Я спешу туда ж – а там ухе весь город (А.С. Пушкин).

Часто в этих случаях или только первое, или оба предложения являются назывными (номинативными): Он знак подаст – и все хохочут. Еще напор – и враг бежит (А.С. Пушкин)

  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока § 17
  1. Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
  1. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

Задание. Прочитайте предложения. Определите их значение. Объясните наличие или отсутствие в каждом из них запятой перед союзом.

1.Уже смеркалось, и надо было торопиться (А.П. Гайдар). 2. Уже стемнело, и плохо было видно в степи (К.Г. Паустовский). 3. Вдруг лес кончился и тропа оборвалась. 4. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. 5. В июне гремели грозы и шумели дожди. 6. Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром (В.М. Шукшин). 7. Опять в комнате стало тихо, и только часы стучали (А.И. Куприн). 8. Он становился все более чужим, и это подрывало ее надежды (К.А. Федин).

  1. Практическая работа с языковым материалом

Задание № 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и ставя недостающие знаки препинания. Укажите сложносочиненные предложения, в которых есть общий второстепенный член. Подчеркните согласованные определения. Какие из них являются однородными?

К августу кусты (луно)цвета уже вытянулись в человеческий рост и на них появились большие дли(н, нн)ые бутоны. Дожди к тому времени уже прошли и август чуть тронутый осе(н, нн)ей ржавч..ной стоял сухой и бе..ветре(н, нн)ый.

В сумерки одного из таких августовских дней все бутоны (луно)цвета вн..запно вздрогнули и на них по..вились у..кие щели. (Тот)час из каждого бутона выт..нулись белые тугие звезды пест..ков и каждый пест..к начал быстро вращаться (с)лева (на)право. Листики закрывавшие цветок отлет..ли от него как на пружинах и показался туго свернутый (бледно)золотой венч..к.

Наконец цветок, похожий на большую чашку из золотистого прозрачного фарфора, ра..крылся до конца со стра..ным шумом будто легко вздохнул.

(По К.Г. Паустовскому)

Задание № 2. Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких – в предложениях с однородными членами. Расставьте знаки препинания.

1. С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Н.В. Гоголь). 2. Стало темно и улица мало-помалу опустела (А.П. Чехов). 3. Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Ю.М. Нагибин). 4. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (В.А. Солоухин). 5. Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (И.Э. Бабэль).

  1. Выборочно-распределительная работа

Задание. Спишите сначала сложносочиненные предложения, части которых надо разделить запятой, затем сложносочиненные предложения, части которых надо разделить тире. Расставьте знаки препинания. В каком предложении вы не отделили части сложного предложения знаком? Почему? Подчеркните в предложениях грамматические основы. Составьте схемы предложений. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

1. Поблекли краски и потускнела позолота (М.А. Юденич). 2. Отбросьте свое мнение и с вами сразу согласятся. 3. Я шел один и мокрый снег летел за воротник (В.Н. Войнович). 4. Вор как заяц и тени своей боится (Пословица). 5. Упали две капли и вдруг блеснула молния (И.А. Гончаров). 6. Внезапно ход машины выровнялся и я начала набирать скорость (Л. Вайсбергер). 7. Ладони у меня опять взмокли и спички постоянно выскальзывали из пальцев (Л. Вайсбергер). 8. Еще одно усилие и мы на огромном плоском камне (А.И. Куприн). 9. На ветру старые березы на берегу глухо шелестят и скрипят шаткие перила (К.Г. Паустовский). 10. Стоит переступить порог и тотчас увидишь старый-престарый вяз и тропинку убегающую к речушке (К.Г. Паустовский).

  1. «Готовимся к ГИА»

1) Практическая работа с текстом (раздаточный материал)

Задание. Прочитайте и докажите, что перед вами – текст. Определите тип речи. Объясните постановку тире в первом и последнем предложениях.

С запада поползла туча – иссиня-черная, во весь горизонт. Час ползла, другой… А прямо против моего окна – светлые облака. Черная туча неожиданно бросилась в атаку. Ветер в дугу согнул деревья. Молнии исполосовали небо.

Солома завихрилась и полетела с крыши. Косой ливень хватил в окна, и запрыгали по земле градины. Грядки побелели в огороде: ветер задрал капустные листья. Как сорванные плащи, пронеслись по небу плоские черные облака – и мимо светлого места в небе против моего окна…

(В.В. Бианки)

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Проверка уровня усвоения темы: выполнение тестовых заданий (устно)

Тесты

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: На море не видно ни одного огонька (?) и не слышно ни одного всплеска.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
  2. сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна;
  3. сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая;
  4. простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
  1. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?
  1. Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
  2. На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
  3. Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
  4. Тишина в безлюдье.

Ключ: 1 – b; 2 – c.

  1. Домашнее задание

§16, Упр. 72-73



Предварительный просмотр:

Царёва О. М.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 г. о. Пущино

Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс) 

Цель урока:

ознакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; показать отличие тире от дефиса; прививать навык постановки тире в предложении; прививать уважение к народной мудрости.

Оборудование:

схемы, предложения для тренировочной работы (запись на доске или РМ).

Тип урока:

комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Опрос по домашнему заданию

Взаимоопрос по теме «Сказуемое»

  1. Актуализация опорных знаний

Грамматическая задача

  • Восстановите пропорции

Главные члены предложения

?

?

Сказуемое

  1. Мотивация учебной деятельности
  • Отгадайте тему урока, ответив на вопросы.
  1. Она связана с предыдущими двумя уроками.
  2. Она связана со знаком препинания, который своё название получил во французском языке и переводится как «тянуть».
  3. Первым этот знак в России стал употреблять писатель Н.М. Карамзин.
  4. Этот знак ещё называют знаком «неожиданности».
  • Какова тема нашего урока?
  1. Постановка целей и задач урока

Запись темы урока

  1. Работа над темой урока
  1. Слово учителя

- Мы с вами ознакомились уже с разделом науки о языке – синтаксисом. Он изучает строение словосочетания и предложения. Теперь нам предстоит познакомиться с пунктуацией.

Пунктуация  это раздел науки о языке, изучающий правила употребления знаков препинания в предложениях.

А объединят в нашей тетради эти два раздела – синтаксис и пунктуацию – подлежащее и сказуемое. Между двумя главными членами предложения на письме может стоять пунктуационный знак тире. В устной речи он выражается паузой и повышением интонации. Тире – пунктуационный знак, который стоит только между словами. Не путайте его с дефисом. Дефис – орфографический знак, объединяет части слов и слова. Дефис – короткая чёрточка, тире – длинная. Тире между подлежащим и сказуемым ставят, если оба главных члена предложения выражены существительными, числительными в именительном падеже или глаголы в неопределенной форме. Давайте начертим вспомогательные схемы.

  1. Вспомогательные схемы

сущ.

сущ.

глаг.

глаг.

Например:

сущ.

сущ.

1.

Душа

-

всему

мера.

глаг.

глаг.

2.

Злого

любить

-

себя

губить.

числит.

числит.

3.

Три и два

-

пять.

глаг.

сущ.

4.

Друга

спасти

-

это

высшая

честь.

  1. Тренировочные упражнения
  • Запишите предложения
  • Подчеркните главные члены предложения; чем они выражены.

(Работа идет на местах и у доски. Одно предложение – один человек.)

  • Объясните смысл пословиц и поговорок.
  1. Пословица – мудрость народа.
  2. Здоровье – всему голова.
  3. Книга – учитель.
  4. Долг наш – защищать крепость до последнего нашего дыхания.
  5. Учить других – учиться самому.
  6. Лишнее говорить – себе вредить.
  7. Море – великое поле.
  8. Пить – дурную славу нажить.
  1. Восстановленный диктант (на доске)
  • Прочитайте текст.

… (пословица) это краткое изречение или образное суждение, часто иносказательное. Очень близки к поговорке. Народ так говорит: «Поговорка цветочек, … ягодка». …Являются одним из самых древних видов народного творчества.

  • Спишите, вставляя вместо точек слова. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
  1. Рефлексия

Беседа

  • Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?
  • Когда ставят тире между подлежащим и сказуемым?
  • С каким видом народного искусства мы сегодня работали на уроке?
  • Какие пословицы и поговорки вы запомнили?
  1. Домашнее задание

Подобрать и выписать из художественной литературы  восемь предложений с тире между подлежащим и сказуемым, подчеркнуть главные члены предложения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ И.Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» (5 класс)

УЧИТЕЛЬ ЦАРЁВА О.М.

2019 г.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» 5 класс

Цель урока: используя навык анализа произведения живописи, стимулировать работу над картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; учить применять умение пользоваться синонимами, антонимами; расширять кругозор учащихся, их словарный запас; развивать зоркость, наблюдательность, эмоциональное восприятие произведений искусства; прививать уважение к народным символам России.

Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

1. Опрос по домашнему заданию

2. Актуализация опорных знаний

Словарный диктант

Бирюзовый, лазоревый, опаловый, сапфировый, заманчивый, очертание, проталина, беловатый, голубоватые.

  • Вспомните и дайте толкование первых семи слов.

3. Мотивация учебной деятельности

Беседа

  • Как эти слова могут быть связаны с уроком русского языка?
  • Чем сочинение-описание картины отличается от описания того, что мы видим вокруг?

4. Постановка целей и задач урока

5. Работа над темой урока

а. Прием «Давайте познакомимся»

Слово учителя

- Почетное звание Заслуженного деятеля искусств было введено в нашей стране в 1928 г., и первым из художников его получил Игорь Эммануилович Грабарь. Знаменитый художник не только писал картины, он был и выдающимся реставратором, активным организатором Общества по охране памятников старины, музейным деятелем.

Грабарь родился 13 марта 1871 г. в Будапеште, в русской семье. Отец переселился в Россию в 1876 г., и лишь спустя четыре года мальчик тоже попал в Рязанскую губернию, где преподавал в то время отец. Ребенок рос вдали от родителей. Он увлекался всем: от строительства «настоящего» дома в восемь лет до живописи, которая стала его профессией впоследствии, при этом будущий художник закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и подрабатывал написанием юмористических рассказов. Позднее он поступил в Академию художеств, изучал мировое наследие в области художественного искусства, колеся по Европе.

В 1900 г. Грабарь вернулся в Россию, и тут начался, по призванию художника, его «творческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбился в русскую природу, был ошеломлен красотой русской зимы, без конца писал «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» -  березу.

В итоге одной из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря стала тема русской зимы и русских снегов. Известны его полотна: «Сентябрьский снег», «Белая зима», «Мартовский снег», «Зимний пейзаж». Они проникнуты радостным и светлым чувством.

б. Беседа

  • О каком времени года говорит нам название картины «Февральская лазурь»?
  • Каким по счету стоит в зиме месяц февраль?
  • В древнерусском языке февраль носил название «сечень», «снежень». О чем это говорит? Какая погода характерна для этого месяца?
  • Почему И. Грабарь изобразил это время года совершенно непохожим на февраль?

в. Сообщение учащегося об истории создания картины.

- И. Грабарь писал свою «Февральскую лазурь» зимой-весной 19014 г., когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже известным художником-пейзажистом, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.

                                                                                                                                                    (По Н. Ионину)

  • Что вы узнали из сообщения товарища о картине?
  • Что такое пейзаж? Чем он отличается от натюрморта?
  • Почему картина получилась такой необычной и праздничной?
  • Какие цвета, оттенки голубого упоминает сам художник?
  • Какие из них вам уже знакомы, и вы использовали их в своих сочинениях?

г. Прием «Погружение в картину»

  • Почему картина получилась такой свежей, праздничной?
  • Какие цвета господствуют на картине? (Белый и оттенки синего, голубого цветов.)
  • Что изображено на переднем плане? На заднем плане?
  • Чем является береза для жителей России и иностранцев? (Символом России.)
  • Как в России называют березу? (Белоствольная красавица, кудрявая, невеста.)
  • Назовите известных русских поэтов, посвящавших свои стихи березе. (С. Есенин, Н. Рубцов.)
  • Какие русские народные песни о березе вам известны? («Во поле березонька стояла…»)
  • Послушайте отрывок из стихотворения о березе. Какой она предстает в нем? Похожа ли на березу на картине?

Светло в России от берез.

И санный след, и след колес

И в полночь разглядел бы я:

Светло в России от берез,

Светло от снега белого

И счастлив я, что здесь я рос,

И то мне сердце радует,

Что снежный свет

Родных берез

На всю планету падает.

                                                  (А. Екимцев)

6. Рефлексия

Интерактивный прием «Микрофон»

  • Опишите свое настроение, чувства, которые испытали, глядя на картину.

7. Домашнее задание

К описанию картины И. Грабаря подобрать определения (слова, отвечающие на вопрос какой, какая, какое?) к словам: воздух, день, небо, снег, береза. Записать их в тетради.

Урок развития речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» 5 класс

Цель урока: используя подобранный при анализе картины материал, написать сочинение-описание; учить использовать языковое богатство, художественные средства для точной и яркой передачи своих эмоций, восприятия картины; прививать любовь к родной природе и живописи.

Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Кладовая подсказок» (на доске).

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

1. Опрос по домашнему заданию

2. Актуализация опорных знаний

Упр.348. Озаглавьте текст Грабаря и далее по заданию.

Упр.366. Редактирование текста.

3. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

- Для каждого художника важно уметь передать на полотне всю красоту увиденного, все чувства, рожденные красотой этой картины.

  • А что важно для писателя?
  • Что является полотном для вас?
  • Важно ли для вас донести до читающего ваше сочинение те сокровенные мысли, которые родились у вас, волнуют вас?
  • Что может вам помочь?

4. Постановка целей и задач урока

5. Работа над темой урока

а. Составление плана сочинения

План

  1. История создания картины.
  2. Белая береза среди «подружек».
  3. Сапфировые тени на сиреневом снегу.
  4. Оттенки неба.
  5. Морозный воздух.
  6. Я так хочу туда попасть… или коней белого безмолвия.

б. Прием «Учимся у других»

Образец сочинения

И.Э. Грабарь – известный пейзажист. Однажды солнечным февральским днем художник бродил по лесу в поисках натуры и нагнулся за оброненной палкой. Он взглянул снизу на березу, около которой находился в тот момент. Береза на фоне лазурного неба была такой красивой, такой необычной, что он тут же решил написать картину и изобразить на ней увиденное. Так родилось живописное полотно «Февральская лазурь».

Грабарь писал картину так, как видел: как бы снизу. Из-за этого лес на заднем плане расположен на картине низко, поэтому белоствольная красавица и небо кажутся огромными. И вся береза как будто сияет в этот морозный день. Она выглядит ослепительно белой между голубоватым, сиреневым, сапфировым, чуть даже зеленоватым снегом на земле и лазурным небом вверху. Ветви её симметрично расходятся вправо и влево от ствола. А на верхушке задержалась необлетевшая листва. Она как будто праздничная прическа на березе в этот светлый зимний день.

За большой березой стоит еще несколько берез, но они не так заметны. Мы видим трех «подружек» в центре, два ствола, выходящие почти из одной точки, справа и много тоненьких стволов-прутиков вдали. Их ветви покрыты искрящимся на солнце снегом. Они замерли. Маленькие веточки образуют причудливый узор.

Оттенки неба, на фоне которого виден березовый лес, переходят от молочно-белого внизу до ультрамаринового на самом верху.

Мне кажется, что даже фотограф не смог бы передать красоту так, как это сделал художник. Создается впечатление, что на картине изображены не только деревья, покрытые снегом, земля и ярко-синее небо, а ещё и морозный воздух. Но от картины не веет холодом!

Всё это похоже на сказку. Картина очень красива, и даже кажется, будто ты находишься рядом и дышишь свежим морозным воздухом.

                                                                                                                           (По материалам интернета)

в. Кладовая подсказок

  • Для описания картины вам понадобятся прилагательные – названия оттенков цветов. Воспользуйтесь «Кладовой подсказок» и заготовленным дома материалом.

«Кладовая подсказок»

Синий

Сиреневый

Сапфировый

Лазоревый

Голубой

Снежно-белый

Молочно-белый

Жемчужный

(Учитель даёт толкование не известных учащимся слов.)

г. Написание черновика

д. Самопроверка

7. Домашнее задание

 Написание чистовика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль открытых уроков и внеклассных мероприятий

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию 2 брошюры с материалами Фестиваля открытых уроков и внеклассных мероприятий, который уже стал традиционным в нашем РМО учителей биологии и химии....

Открытые уроки и внеклассные мероприятия учителя ОБЖ

Внеклассные мероприятия предусматривают развитие более расширенного кругозора у учащихся, способствует творческому развитию  и самостоятельной подготовки личности....

Отзывы на открытые уроки и внеклассные мероприятия

Отзыв на внеклассное мероприятие по литературе,  посвящённое жизни и творчеству А.С.Пушкина: «Однажды Болдинской осенью»Отзыв на  внеклассное мероприятие по русскому языку   ПРОЕКТ...

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Открытые уроки и внеклассные мероприятия по линии методического объединения учителей естественно-математического цикла школы...

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Данный материал пригодится учителям математики и классным руководителям для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям....

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Данный материал пригодится учителям математики и классным руководителям для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям....

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Данный материал пригодится учителям математики и классным руководителям для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям....