Система работы над ошибками
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Использование работы над ошибками для формирования орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_nad_oshibkami.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Головановский»

Балаковского района Саратовской области

Фестиваль педагогического мастерства

Тема:                                                                                                                  «Активизация логического мышления на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками»

Форма: представление опыта работы

                                              Учитель русского языка и литературы

                                   Сачкова Людмила Анатольевна

                                   I квалификационная категория

Август 2014 год

                                                                                                                   Активизация логического мышления учащихся на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками

Цели:

  • мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях;
  • интенсивное обучение правописанию;
  • реализация дифференцированного подхода;
  • овладение искусством грамотности письма с учетом учебных затруднений;
  • воспитание орфографической зоркости у учащихся путем развития логического мышления при выполнении работы над ошибками.

Задачи:

  • внедрить в практику учебного процесса таблицы, позволяющие повысить эффективность работы над ошибками;
  • приучать учащихся к самостоятельности при анализе своих ошибок, тем самым активизировать логическое мышление на уроках русского языка;
  • поставить на новую ступень индивидуальную работу.

Методика преподавания русского языка накопила значительный опыт формирования и совершенствования орфографической грамотности учащихся. Этот опыт базируется на теоретических исследованиях в психологии и педагогике. Освоение учащимися орфографических норм осуществляется в современной методике по следующим направлениям:

  • способы интенсификации обучения орфографии (как интенсивно изучать орфографию);
  • формирование орфографических умений и навыков на основе понятий “орфограмм” и “опознавательные признаки орфограмм”;
  • формирование орфографических умений и навыков на основе применения алгоритмов; диагностика при обучении орфографии;
  • работа над ошибками.

Как показывает опыт работы, у учеников часто наблюдается разрыв между знанием правил и умением практически их применять. Постепенно складывающийся навык объяснять свою ошибку, связывать написание слова с изученным правилом, повышает грамотность ученика. Медленно, но, верно приучая, в конце концов, анализировать слово и в момент его написания. Большое значение для преодоления этого разрыва имеет диагностика ошибок и работа над ними. Так как именно эти направления помогают формировать у учащихся фундаментальное орфографическое умение орфографической зоркости – умения находить орфограммы в письменном слове и предвидеть их в устном слове, мобилизует их на преодоление пробелов в знаниях, развивает логическое мышление и умение самостоятельно анализировать допущенные ошибки и знать о своих орфографических недочётах. Успех работы по этим направления заключается в регулярном её проведении и требовательности учителя к качеству её выполнения, а также в разнообразии видов и форм и заинтересованности учащихся.

Работу по этим направлениям начинаю с первых уроков. В начале учебного года провожу диагностический словарный диктант. По результатам его анализа выбираю наиболее трудные для класса орфограммы. По каждой из выбранных орфограмм провожу работу в течение трёх дней, занимая на уроке русского языка всего несколько минут. В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 10–12 слов, содержащих выбранную орфограмму. Диктант проверяется сразу же: слова записываются на классной доске, и учитель поясняет их правописание, ученики проверяют допущенные ими ошибки.

Домашнее задание: составить рассказ из 4–5 предложений с использованием нескольких слов из словарного диктанта.

На второй день ученики обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения составленных рассказов. Оценку ставят на полях, одна – две работы оцениваются учителем.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту, для чего записать под диктовку (родителей, друзей) 10–15 слов с выбранной орфограммой.

На третий день проводится контрольный диктант из 20 слов с той же орфограммой (10 новых слов и 10 прежних слов).

Приведу тексты подобных словарных диктантов для 5 класса.

Диагностический словарный диктант: 

  • Увядать, косьба, искусство, искусный, бельё, шёл, сберечь,смотришь, трудится, пляшет,растение
  • Извинить, робкий, честный, бурьян, щётка, сжечь, расходиться, положить.

Тренировочные словарные диктанты: 

  • Безударные гласные в корне слова (помирить, померить и т.д.)
  • Проверяемые согласные в корне слова (косьба, робкий и т.д.)

И так далее по всем орфограммам.

Использование диагностического словарного диктанта создаёт возможность для объективного выявления наиболее трудных для класса и отдельных учеников орфограмм, а также даёт первый материал для составления таблицы “Работа над ошибками”.

Обычный анализ ошибок, допущенных учащимися в диктантах и самостоятельных работах неэффективен. Учитель только сам ведёт учёт пробелов в знаниях учеников и знает слабые места каждого ученика, сами же ученики не имеют перед глазами постоянно списка своих ошибок, забывают про них и повторяют их вновь и вновь.

Итоговым заданием может быть и творческая работа, имеющая  элементы игры, такие как “Штурм Крепости ошибок”. Цель работы – развитие умения пользоваться справочной литературой, предупреждение ошибок опережающего знакомства с правилом.

На доску выписываются все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученной орфограммой с указанием, например, части слова, части речи. Предлагается с помощью словарей и другой справочной литературы объяснить правописание данных слов. Далее устно проверяется выполненная работа.

Как показывает опыт, эти задания вызывают интерес у учащихся и привлекают их внимание к работе над ошибками.

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ

Предмет: русский язык, урок-повторение

Тема: «Работа над ошибками»

45 минут)

Класс: 7 класс

Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема: Работа над ошибками

Цели:

  • образовательные: сделать анализ контрольного диктанта и подготовить ребят к домашней работе над ошибками;
  • воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, умение слушать товарищей, радоваться их успехам;
  • развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с тестами.

Задачи:

  • обучающие: совершенствовать навыки нахождения орфограмм и пунктограмм, которые вызвали наибольшие трудности в контрольном диктанте после изучения тем «Причастие и деепричастие», и исправления ошибок;
  • развивающие: развивать речь детей, пополнять их словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли;
  • воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками, слушать товарищей, радоваться успехам одноклассников.

Ход урока

1.Приветствие, краткий анализ контрольной работы (как написали диктант, количество «5», «4», «3», «2»).

2. Объявление целей и задач урока (слайд 2), настрой ребят  на продуктивную работу (во время урока ребята могут заработать отметки в журнал, а за выполнение домашней работы над ошибками отметку получит каждый ученик).

3. Орфографическая разминка.

 а) Найдите закономерность и продолжите ряд… (слайд 3,4). В хорошо подготовленном классе работу можно организовать по рядам. При проверке ученик обязательно проговаривает правило и приводит примеры из тетради (можно перейти на слайд с опорным конспектом правила.

б)  Найдите и исправьте ошибки…(слайд 5,6) Учащиеся работают в листах, затем меняются и выставляют за данный вид работы друг другу отметки (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4»,  2-3 ошибки – «3») и подписываются. По щелчку можно проверить работу.

4. Сгруппируйте слова по орфограммам (слайд 7). Работа с таблицей (листы у ребят на партах). По щелчку в каждой строчке появляется правильный ответ.                (Можно при необходимости перейти на слайд с опорным конспектом правила)                                          5. Работа с текстом (текст диктанта по щелчку появляется на 8 слайде).  Задание к тексту находится на 9,10,11 слайдах. В зависимости от подготовки класса работу можно организовать в парах, можно индивидуально со взаимопроверкой (листы с заданиями -  на партах, текст диктанта  - в тетрадях).  Можно сначала вместе выполнить задания, которые находятся на слайде 9, проверить их, а затем дать задания со слайда 8,9.

6. Проверка и оценивание   знаний происходит на каждом этапе урока. Листы с заданиями дети дома вклеивают в тетради для контрольных работ и за домашнюю работу получают отметку в журнал.

7. Организация рефлексивной деятельности учащихся – самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:

Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?

Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

Если было трудно/нетрудно – почему?

Какие у вас оценки, результаты?

Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

Что необходимо доработать?

Каково ваше домашнее задание?

Домашнее задание:

  1. Пользуясь материалами  урока, сделайте работу над ошибками.
  2.  Какими вы представляете себе эти деревья? Напишите мини-сочинение                 (4-5 предложений), сохраняя авторский стиль.

Примечание.  Домашнюю работу над ошибками учащиеся выполняют следующим образом: слова, в которых допустили ошибки, выписывают, объясняют графически орфограммы, если нужно, подбирают проверочные слова, на каждое правило записывают еще по 2 примера; если учащийся пропустил знак препинания, то обязательно выписывает предложение, графически объясняет постановку знака препинания, составляет схему, подбирают из учебника или из художественной литературы 1 предложение на это правило и записывают, объясняя пунктограмму.  После такого урока над ошибками, как правило, даже слабые учащиеся выполняют домашнюю работу на «хорошо».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Цели и задачи урока.

Слайд 3,4. Орфографическая разминка. Найти закономерность, продолжить ряд        

Слайд 5,6. Орфографическая разминка. Найдите и исправьте ошибки…

Слайд 7. Работа с таблицей.

Слайд 8. Работа с текстом. По щелчку появляется текст контрольного диктанта.

Слайд 9,10,11.  Задания к тексту.  

Слайд12.Чередование гласной в корне.

Слайд13.Орфограммы в корне.

Слайд 14. Вводные слова.

Слайд 15.Обособленные определения, выраженные причастным оборотом.

Слайд 22. «Спасибо!».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Задание 1. Найдите закономерность и продолжите ряд:

  1. Тянулись, боролись, моховой…
  2. Сучьями, деревьям …
  3. Семечка, лисичка, кочка…

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки.

  1. Назат
  2. Лисичька
  3. Жывые
  4. Прокололи                                                              
  5. Несчасную
  6. Клубочек
  7. Ростут
  8. Лисичка свернувшаяся
  9. Прилитал
  10. Толстея
  11. Радостной
  12. В блудово болото
  13. Говориш
  14. Насквось
  15. Сплились
  16. Ктото                                                      
  17. Одичавшая собака
  18. Сучьями

Задание 3. Сгруппируйте слова по орфограммам.

  1.  Непроизносимая согласная

  1. Безударная гласная в корне

  1.       3.  Чередующиеся гласные в корне

  1.       4.  О-Ё после шипящих

      5.  И-Ы после Ц

      6.  Ь после шипящих

      7.   Правописание звонких и глухих согласных

       8.   Правописание окончаний прилагательных и причастий

       9.   Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий

      10.   Дефис между частями слова

      11.   Правописание приставок

      12.   НЕ с разными частями речи

Задание 4.

  1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

_________________________________________________________

  1. Из предложений 5-6 выпишите слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.

_________________________________________________________

  1. Из предложений 6 -9 выпишите слово(а), правописание которых определяется правилом «Не с прилагательным пишется слитно, если слово не употребляется без не».

____________________________________________________________

  1. Из предложений 7-9 выпишите слов(о)а правописание которого(ых) определяется правилом: «Не с полными причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово.

_________________________________________________________

  1. Выпишите номер предложения с вводным словом.

_________________________________________________________

6.Выпишите номера бессоюзного(ых) предложений.

_________________________________________________________

7.Выпишите номер сложноподчинённого предложения.

_________________________________________________________

8.Выпишите номер(а) простого(ых) предложения(ий) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

__________________________________________________________

9.Выпишите основу предложения 6.

__________________________________________________________

10. Укажите количество основ в 4 предложении.

___________________________________________________________                                            

                                         

1.Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. 2. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня...3. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. 4.Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга...                                          

       5.Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. 6. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга.    

       7.Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. 8.И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. 9.До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

Система работы над ошибками в таблицах

Эта работа дается мною в дополнение презентации "Система работы над ошибками как средство формирования орфографической зоркости". Чтобы понятен был принцип, я привожу пример конкретной работы, убрав и...

Система работы над ошибками

Материал рассчитан для учителей-языковедов по работе  над ошибками учащихся......

ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....

Система работы над ошибками 5-7 классы

Данная работа является раздаточным материалом для ученика. Этот материал можно использовать как при работе над ошибками после написания контрольного диктанта, так и ежеурочно при повторении...

Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)

Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...

Система работы над ошибками

Использование работы над ошибками для формирования орфографической зоркости....