Конспект выступления на конференции
план-конспект по русскому языку

Сачук Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Выступление на августовской конференции

Сценарий учебного занятия.

Конструирование технологической карты урока

в соответствии с требованиями ФГОС

Подготовила:   Сачук О.В.,

учитель русского языка и литературы

26 августа 2016 года

Сценарий учебного занятия.

Конструирование технологической карты урока

в соответствии с требованиями ФГОС /вгос/

“Единственный путь, ведущий к знанию –  деятельность”.
                        
Бернард Шоу

(слайд 2)

  1. Вступление.

В 2012 году ряд образовательных учреждений Амурской области перешёл на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). Учителя-предметники столкнулись с трудностями при организации образовательного процесса с учётом современных требований.

Нужно ли менять систему работы? Ответ на этот вопрос утвердительный. Но гораздо труднее ответить на вопрос как? В своём  выступлении я постараюсь ответить на вопросы об отличительных чертах традиционного урока и урока современного типа, о современной классификации уроков, о структуре современного урока. Приведу пример урока и технологической карты урока русского языка в 5 классе по теме: «Лексическое значение слова» (видеофрагмент открытого урока по УМК В.В. Бабайцевой Теория § 56, Практика упр. 688-704 )

Я ни в коем случае не хочу кого-то учить – у всех есть тот или иной опыт по этому вопросу. Лишь представлю обобщение опыта апробации ФГОС. Лучший путь освоения опыта – открытые уроки учителей начальных классов, освоивших системно-деятельностный метод.

В методике преподавания русского языка идёт постепенное эволюционное обновление всех разделов: от целей и содержания образования до технологий обучения и контроля. Особого внимания заслуживает вопрос оценки результатов образовательной деятельности. Нормы оценки не менялись с 80-х годов прошлого века, утрачены различия между оценкой и отметкой. При  этом появились новые виды работы, к которым нет нормативных критериев оценивания. Осмысление задач учителя по обучению школьников самооценке требует времени и практических наработок.

В решении многих вопросов на современном этапе большая роль отводится образовательному учреждению и учителю. В этом можно усмотреть как положительный, так и отрицательный эффект. Учитель выбирает учебник, технологии, методы, но при этом должен гарантировать результат. При этом никто не застрахован от ошибок. Именно по этой причине настал момент повышения квалификации через самостоятельную работу (пока сам не добудешь нужной информации, не попробуешь её в практической деятельности в разных классах – не познаешь тонкостей работы), через освоение системно-деятельностного подхода, через погружение в него. Готовых рецептов не будет. Будет только чей-то опыт, который многократно придётся переосмыслить.

  1. Отличительные черты современного урока (слайд 3)

1)Традиционная дидактика-новая дидактика

2)Дети! Сядьте правильно!  Слушайте меня внимательно!- Ребята, давайте  все вместе искать истину!

3)Деятельность учителя>деятельность ученика-СОвместная деятельность учителя

 и ученика

С введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) меняются требования к методике преподавания всех учебных предметов. Каковы эти требования. Рассмотрим таблицу: (слайд 4)

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

(слайд 5)Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль выполнения учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию работы учащимися

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

(слайд 6)Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Как видим, меняются роли учителя и ученика. Изменилась  классификация и структура уроков. Учитель теперь выступает как консультант, организатор процесса, тьютор.

(слайд 7) Тьютор (от лат. Tutor – защитник, опекун) – преподаватель-консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы (Азимов Э.Г.,Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. Электронная версия – «ГРАМОТА.РУ», 2010).

В многочисленных педагогических трудах последнего времени ученика всё чаще называют обучающимся. Видимо, это связано с изменением его роли, с акцентом на деятельностную составляющую: обучающийся – это тот, кто учится сам, самостоятельно.

Обучающийся имеет мотивацию, желание, вызывающее его активность, своей деятельности он придаёт смысл, подразумевает цель – предвосхищаемый результат своей деятельности. При этом учителю недостаточно предложить ученикам деятельность, нужно позаботиться, чтобы она была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика.

 (слайд 8) «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». (http://standart.edu.ru)

  1. Сценарий учебного занятия. Технологическая карта урока

(слайд 9)

 «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мери́ло его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции 

В. А. Сухомлинский

Теперь охарактеризуем понятия «конспект урока», «сценарий учебного занятия», «технологическая карта урока».

Сценарий предполагает, что на уроке ученики – не пассивные действующие лица, а активные участники процесса, имеющие право вносить в него коррективы. Учитель предвидит возможные варианты развития сценария, ему требуются импровизационные способности, чтобы умело управлять деятельностью всех участников процесса.

Технологическая карта урока (занятия), как правило, оформляется в виде таблицы.

(приложения)

(слайд 10) Итак, следующее понятие - универсальные учебные действия (УУД) в широком значении – умение учиться, то есть способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле, универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Рассмотрим универсальные учебные действия (личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (Л), регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности  (Р), познавательные - включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем (П), коммуникативные  – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (К), в связи со структурными этапами урока «открытия» нового знания. (Из методических рекомендаций в помощь учителю «Урок русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения»/Авт.-сост. Е.В. Воропай. -  Благовещенск, 2013.)

 (см.  Приложения)

  1. В совей практике можно использовать следующие приёмы эффективного урока.

 (слайд 11) «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

(слайд 12) Составление маркировочной таблицы ЗУХ

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе  урока информацию

 (слайд 13) Приём написания синквейна

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

(слайд 14) Правила написания синквейна

1 строка - одно слово – существительное.

    Это и есть тема синквейна.
2 строка -
два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка -
три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка  -
фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
5 строка –
слово (словосочетание) резюме,  которое дает  интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

(слайд 15) Литература

Былины

Народные, эпические

Рассказывают, воспевают, прославляют

Открывают мир русского эпоса

Мир культуры

(слайд 16) Лекция со стОпами

    Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

 (слайд 17) Приём «Пометки на полях - «ИНСЕРТ» (Insert, или Ins — клавиша на клавиатуре IBM PC-совместимых компьютеров, предназначенная для переключения из режима «вставки» (в этом режиме текстовый редактор вводит текст, начиная с точки вставки, и помещает его правее по странице) в режим «замены» (в этом режиме текст, который вводится с клавиатуры, будет заменять собой уже напечатанный до того текст).)

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им  в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).

    (Слайд 18) Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.

     Общепризнанные знаки:

    «v» - если информация известна;

    «+» - информация, которая услышана впервые;

    «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

      «!» - сведения, которые вызвали интерес

      «?» - то, что осталось непонятным.

(слайд 19) Приём «Составление кластера»

“Кластер” - это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить

     Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока
. 

(слайд 20) Пример кластера (схема «Что такое текст»)

 (слайд 21)

Человека невозможно ничему обучить,

 можно только помочь, открыть это в себе самом.

        Галилео Галилей

- быть востребованным в

высококонкурентном  и

высокотехнологичном

мире;

- должны уметь влиться в быстро развивающееся общество.

(слайд 22)Все дети могут

успешно учиться,

 если

школа УМЕЕТ учить

(слайд 23)  Вместо послесловия...

    «Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа –это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей».

А. А. Захаренко - народный учитель

 (слайд 24) Учитель -  какой он (синквейн)

Учитель.

Суетливый, крикливый

Объясняет, объясняет, ждет,

Когда окончится эта пытка?

Бедолага!

(слайд 25) Учитель – какой он? (синквейн)

Учитель

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Настоящий друг!

Мастер.

(слайд 26)Просмотр видео фрагмента (приложение 3)

(слайд 27) Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание! Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения взрослых - выступление на конференции

Сообщение  по теме «Особенности обучения взрослых» на Всероссийской научно-методической конференции преподавателей «Образование как основа устойчивого развития экономики» (2010 г.) при Сыкт...

Выступление на конференции

Воздействие искусства на личность ученика в современном образовательном пространстве. Воспитание средствами искусства.Проектная деятельность на уроках музыки. Вокально -хоровая деятельность и ее воспи...

Выступление на конференции "Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования!

2012 годНаучно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей»Учитель истории, обществознания, краеведения, МХК МБОУ Ульян...

Статьи, написанные для выступлений на Конференциях, съезде учителей биологии в МГУ

Статьи для Конференций учителей биологии в МПГУ 2010, 2011 г.г., Статья на съезд учителей биологии в МГУ 2011 г....

Выступления на конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах

Выступления на конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах....

Выступление на конференции социальных педагогов

Выявление ресурсов воспитания учащихся средствами социально-педагогиеского партнёрства школы, семьи, общества....

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...