Дидактический материал по теме "Однородные и обособленные члены предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс)
Данный материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих русский язык на углублённом и профильном уровнях для обобщения и ситематизации знаний. Все предложения взяты из произведений К.Г. Паустовкого, что позволяет привлекать учащихся к чтению произведений писателя. .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические материалы
по теме «Обособленные и однородные члены предложения»
(из произведений К.Г. Паустовского)
для учащихся 10-11 классов, изучающих русский язык на профильном и углублённом уровнях
Я не узнал крейсера. Такой простой и мирный днем, изученный до последнего винтика, он был мрачен и накалён ненавистью и тревогой. (Жара).
Солнцева тревожилась и потому ничего не замечала: ни города, шумного от сухой листвы и ветров, ни множества огней, носившихся с жужжанием по рейду, как золотые пчёлы, ни изумительного воздуха, наполнявшего улицы запахом морских скал и горькой травы. (Музыка Верди).
Простые полевые цветы падали к ногам Солнцевой и перемешивались со старинными шелками и синим бархатом венецианских нарядов. (Музыка Верди).
В безветренные жаркие дни, когда в небе сутками стояли на одном месте всё те же пухлые, похожие на вату облака, в заводях и озёрах появилась мелкая водоросль, похожая на плесень, - ряска. (Золотой линь)
Мы отдыхали в густых чащах осин и берёз, перебирались через заросли на сырые места и дышали грибным прелым запахом травы и корней. (Последний чёрт).
Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожжённые солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. (Кот-ворюга).
Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами. (Кот - ворюга).
Я думал, как, должно быть, страшно было такому маленькому щенку бежать через ночные леса, вынюхивая наши следы, сбиваться с пути, скулить, поджав лапу, слушать плач совы, треск веток и непонятный шум травы и, наконец, мчаться опрометью, прижав уши, когда где-то на самом краю земли слышался дрожащий вой волка. (Резиновая лодка).
Свет то открывал чёрные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок. (Жёлтый свет).
Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. (Жёлтый свет).
Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр Маленца и Петровского – всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. (Михайловские рощи).
Зелёные фонари качались над черепичными крышами и выхватывали из темноты то лужи, засыпанные мелкой листвой, то кусок каменной ограды, на которой были написаны статьи новой Конституции, то ветхую лестницу греческого дома. (Потерянный день).
Тоска была в самом небе этой страны, пыльном, высоком, покрытом по ночам чужими и редкими звёздами, в сухом воздухе, в деревьях без коры, в клекочущих звуках английской речи, но больше всего в изнурительном и однообразном труде. (Австралиец со станции Пилёво)
Ваня узнавал старые места: лесные заброшенные дороги, уводившие в заросли осинника, просеки, заросшие вереском, бессмертником и колосистой травой, и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке. (Австралиец со станции Пилёво)
Лесной край, загадочный и огромный, как океан, простирался вокруг в сумраке ночи, в запахе прели и мокрой листвы, в остром воздухе никем не потревоженных чащ, в непрерывном мерцании неба. (Старый чёлн)
Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок. (Жильцы старого дома)
Но с тех пор я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. (Собрание чудес).
И всюду: на столах, окнах, на рояле, на полу – громоздились в вазах, кувшинах, в тазах, даже в деревянном дубовом ведре груды сирени. (Молитва мадам Бовэ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс
Представлены две самостоятельные работы ( в двух вариантах) по теме "Обособленные члены предложения". Данные материалы можо использовать как для отработки навыков обособления второстепенных членов пре...

Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» Исследовательская работа «Особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров»
Маршрутный лист дистанционного урока...

Дидактический материал. Карточки по теме «Обособленные члены предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. В 8 классе изучается тема "Обособленные члены предложения". Карточки по могут учащимся закрепить знания по теме "...

Дидактический материал. Карточки по теме «Обособленные члены предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. В 8 классе изучается тема "Обособленные члены предложения". Карточки по могут учащимся закрепить знания по теме "...

Дидактический материал "Обособленные члены предложения"
Данный документ содержит:1. Карточки-информаторы по темам, которые содержат теорию и практику.2. Онлайн тесты для отработки тем....

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....

Дидактический материал для самостоятельной работы обучающихся по теме "Обособленные члены предложения"
Тренировочный материал по теме "Обособленные члены предложения"...