Открытый урок русского языка "Нужны ли современному обществу искусство и литература? "
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Жогова Рашида Исмаиловна

Учащиеся на уроке защищают презентацию  «Нужны ли современному обществу искусство и литература?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx76.76 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 5:  Русский язык

РАЗДЕЛ:  Литература и искусство

ТЕМА: Нужны ли современному обществу искусство и литература?

КГУ «Гимназия №38»

Дата

ФИО преподавателя: Жогова Р.И.

 11 класс

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые будут  достигнуты с помощью данного урока

СГ8 – создавать оригинальные тексты, выполнять  и защищать проекты  

различной тематики, обсуждать проблематику аудиовизуального материала в ходе спора, дискуссии, дебатов.

Цели урока

Учащиеся смогут:

  • слушать и понимать устное высказывание;
  • анализировать устное высказывание;
  • выражать и обосновывать свою точку зрения;
  • выдвигать тезис;
  • приводить аргументы и делать вывод;
  • строить устное высказывание, соблюдать композицию рассуждения;
  • пополнить словарный запас.

Языковые цели

Учащиеся могут понимать и использовать:

Набор фраз для диалога и письма:    

 -  Позвольте доказать эту точку зрения…

- Вот несколько примеров, подтверждающих правильность данной точки зрения..

- Приведу следующие аргументы в пользу своей позиции…

Слова и структуры для рекомендаций:  

- Во-первых, … . Во-вторых, …. .

- Перечислю всё по порядку. Первое… Второе…

- Прежде всего (сначала) необходимо отметить следующее. …Затем остановлюсь на другом моменте (факте…).  

-  Назову причины (аргументы, факты, доказательства…) по порядку. ….

(запись на доске или на флипчарте)

План

Запланированные сроки

Запланированные мероприятия

Источники

Начало урока

5 мин.

Стадия вызова

Ещё в 6 веке до н. э. в Древней Греции состоялся разговор между рабом и рабовладельцем: « Знаешь ли ты, раб, что я могу поступить с тобой так, как захочу?» «Да,- ответил раб, - я опутан оковами рабства, но мысли мои не знают оков». Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? 

Разминка. 

Учащиеся встают лицом друг к другу и в парах проводят устный опрос. (При желании пары могут перемещаться по классу, чтобы занять удобную им позицию.) Примерные вопросы:

  1. Как вы считаете, какую роль играет искусство в жизни современного человека?
  2. Чему учит нас искусство, и учит ли оно вообще?
  3. Каким видом искусства занимаетесь или увлечены?

Необходимо предупредить учащихся о том, что нужно внимательно слушать и запомнить ответы друг друга.

Самые интересные ответы могут быть озвучены для всего класса. Учащиеся озвучивают не свои ответы, а ответы,  услышанные от собеседника. Например, Алишер считает, что искусство играет ... роль в жизни человека, учит его…. Галия  увлечена изобразительным искусством, с детских лет посещает художественную школу…. 

Р

Ф наблюдение учителя

Сообщение целей урока.

Середина урока

10 мин

5 мин.

10 мин.

5 мин.

  1. Стадия осмысления. Стратегия «Галерея»

Нужно ли современным людям Искусство?

Современная жизнь затягивает нас в водоворот самых различных дел и занятий. Порой нам так трудно вспомнить себя, а уж про Искусство... Нужно ли оно нам сейчас? Это вопрос, на который есть ответ…

Поможет стратегия «Галерея»

Деление на группы (выбор портрета: Бруно, Лайтман или Роден)

1 группа

Rav Laitman puts a lecture at the Kabbalah.jpg

Искусство должно развивать и изменять человека, ставить перед ним новые задачи и цели, создавать образ будущего мира и показывать пример  -  в этом заключается его роль и в таком качестве оно найдет путь к сердцу человека. Искусство обязано пробить эгоистическую скорлупу нашего мира и показать, что находится за его гранью.

Михаэль Лайтман, профессор,

 российский экономист

2 группа

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Auguste_Rodin_fotografato_da_Nadar_nel_1891.jpg/220px-Auguste_Rodin_fotografato_da_Nadar_nel_1891.jpg&mb=wikipedia_preview_001&w=120 

Искусство указывает человеку, для чего он живёт.

Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить своё призвание.

Огюст Роден.

http://f5.ru/files/images/compiled/d5c/d5c0d8f2c6f33ce98288468f065b8724.jpg

3 группа http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/15/Giordano_Bruno.jpg/250px-Giordano_Bruno.jpg&mb=wikipedia_preview_001&w=120философ, космолог XVI века

Искусство восполняет недостатки природы.

Д. Бруно

Группы в течение 10 минут готовят устную презентацию «Нужны ли современному обществу искусство и литература?»

2. Просмотр видеоролика.

3. Формативное оценивание навыка «Слушание и Говорение».

Проанализировать данные утверждения  и выразить свою точку зрения, ответив на вопрос: Нужны ли современному обществу искусство и литература?

Критерии успеха               Рассуждение

Учащиеся  выдвигают тезис.

 Приводят не менее 2 аргументов.

 Используют невербальные средства общения (взгляд, жест, поза).

Используют  слова с  эмоционально-экспрессивной окраской в целях убеждения.

Делают вывод.

Выступления учащихся.  (В выступлении принимают участие все учащиеся, поэтому их необходимо заранее распределить между собой, кто и какие части выступления будет озвучивать – тезис, аргументы, вывод. Время выступления 2-3 мин.)

Р

Ф взаимооценивание по критериям. Учащиеся выбирают группу для оценивания.

Искусство смывает пыль повседневности с души.

Пабло Пикассо

Великий художник  прав. Без искусства нет движения вперед.

Раздаточный материал

Презентация на тему  «Виды искусства» и на стенах   размещены иллюстрации/снимки на указанную тему.

http://www.youtube.com/watch?v=1zZs8JCI7vc – видеофрагмент  «Роль искусства в современном мире»

Записи на доске или флипчарте

Шаблон для формативного оценивания

Раздаточный материал

(Приложение 1)

http://go.mail.ru/search_video?q=%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8%D0%BD%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5#s=Youtube&sig=b83550b901&d=4210316960

http://go.mail.ru/search_video?q=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0#s=Youtube&sig=7fb894181e&d=1165791807

http://go.mail.ru/search_video?q=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0#s=Youtube&sig=04615198e9&d=17074131

Программа «Аманат»

Конец урока

5 минут

Стадия рефлексии  «Оказывается…».

Рефлексия эмоционального состояния.  На стикерах  - «Одним словом»

Домашнее задание.  Написать небольшое эссе на тему «Искусство и литература как способ самовыражения».

Дополнительная информация

Дифференциация – как  Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспит. элемент)

Учащиеся в парах и группах   поддерживали друг друга.

Более способные учащиеся  помогали и направляли менее способных.

Помогла рефлексия.

Наблюдение учителя сыграло важную роль.

Взаимооценивание по критериям.

Музыка, искусство, литература.

Навыки работы в паре, в группе (проявление уважения, отвечать по очереди, принимать мнения других и отвечать соответствующим образом, и т.д.). Видеоролик.

Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Что учащиеся выучили сегодня?

Какая атмосфера царила в классе?

Сработала ли дифференциация, проводимая мной?

Уложилась ли я в сроки?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для рефлексии (размышление над уроком). Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки.  

Цели обучения были реалистичны. В конце урока мы сделали вывод: искусство необходимо в современном обществе. Ученики создали интересные тексты-рассуждения о важности искусства. В классе царила атмосфера взаимопонимания и поддержки  благодаря дифференциации.  Хронометраж урока был соблюден.  По техническим причинам (проводились  суммативные работы) не включилось видео.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1.Разминка

2.Стратегия «Галерея»

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

Стратегия «Галерея»  «выстрелила бы в яблочко», если бы больше было групп. Здесь уместнее были стратегии:

«Автобусная остановка»,  «РВФ». Но так как на эту тему дается всего лишь 1 час, то «Галерея» сыграла свою роль на уроке.

Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Во время разминки ученики рассказали о своих чувствах, как они любят искусство, как оно помогает жить. Роман увлечен рисованием, многие ученики восхищались литературой, Галия утверждала, что искусство – это всегда открытие нового, интересного.

Разработка задания для формативного оценивания (18 .10.2014 г.)

Предмет - русский язык

Класс:   11 «  Р4   »

Раздел 3.  Литература и искусство

Тема урока - Нужны ли современному обществу искусство и литература?

Цели обучения: СГ8 – создавать оригинальные тексты, выполнять  и защищать проекты  различной тематики, обсуждать проблематику аудиовизуального материала в ходе спора, дискуссии, дебатов.

Критерии: слушание и говорение

Задание.  Тема устного выступления «Нужны ли современному обществу искусство и литература?»

Цель обучения

Критерии

Критерии успеха

Достиг

Стремится

Вывод

Дос.

Стр.

ЦО3

Слушание и говорение

Умение выдвигать тезис.

Умение привести не менее 2 аргументов.

Умение использовать невербальные средства общения (взгляд, жест, поза).

Умение использовать слова с  эмоционально-экспрессивной окраской в целях убеждения.

Умение делать вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция для учащихся 8-10 классов "Русский язык в современном обществе"

"Русский язык в современном обществе" – тема научно-практической конференции. Самые разные вопросы о современной речи поднимают в своих сообщениях выступающие: это и угрозы для нашего языка в самой Ро...

Факультатив «Русский язык в современном обществе» 8 класс

Данный курс содействует формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социаль...

Открытый урок Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Урок для учащихся фольклорного отделения ДШИ и просто интересующихся вышивкой и народныйм творчеством...

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Презентация по теме урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"...

Русский язык в современном обществе, программа дополнительного образования

Русский язык в современном обществе, программа дополнительного образования...

Русский язык в современном обществе

quot;Русский язык в современном обществе". (Презентация-коллаж сопровождает все выступления)Самые разные злободневные вопросы о современной речи поднимут сегодня выступающие: это и угрозы д...