Методическая разработка урока русского языка "Краткие прилагательные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Артеменко Светлана Иосифовна

Урок объяснения нового материала для учащихся 5 класса. Используемые на уроках формы и методы работы способствуют развитию творческих способностей, формируют навыки самостоятельной деятельности и самооценки учащихся; вопросы и задания учащимся подобраны так, что ученик учится «добывать» знания самостоятельно, оценивать себя и свою работу, выбирать уровень сложности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Артеменко Светлана Иосифовна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Инты Республики Коми.

Предмет  «Русский язык».

Класс 5 (5-9).

Тема «Краткие прилагательные».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока:  урок объяснения нового материала.

Цель: ознакомление с правилами  написания кратких прилагательных, формирование умений и навыков написания кратких прилагательных.

Задачи.

  1. Образовательные:

- помочь учащимся различать краткие и полные формы прилагательных, образовывать краткие формы  прилагательных;  грамотно писать краткие формы прилагательных.

- создать условия для формирования понятия о  грамматических особенностях кратких      

 прилагательных, о нормах их образования  и употребления.

  1. Развивающие:

- создать условия для развития устной монологической речи, умения сравнивать, делать выводы и обобщения.

- создать условия для развития коммуникативной компетенции.

  1. Воспитательные:

-  воспитание бережного, внимательного  отношения к русскому языку.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 5 класс», Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2013;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном,  интерактивная доска.

Программное обеспечение:  MS Power Point.

                                                                                                                                               

                     

                                                                             Ход урока.

  1. Организационный момент.        

        – Здравствуйте,    ребята!   Мы  с вами   рады   видеть   друг  друга  и   готовы  к  совместной  творческой     работе.    Возьмитесь   за   руки,   почувствуйте   теплоту   ваших   рук,  доброту ваших    сердец.     Улыбнитесь    друг    другу.    Пусть   у   каждого   из   вас   будет   хорошее настроение.    Надеюсь,   что   и   к   концу  урока  ваше  настроение  останется   хорошим  или даже    улучшится,   ведь    вы   узнаете    сегодня    что-то    новое,    получите   новые   знания.                        

           - Садитесь, ребята. Для того чтобы начать работу, распределите роли в группе. (Координатор,    учитель, консультант,   секретарь, ученик,   ученик).  Прикрепите  бэйджики.  Напоминаю, что готовность  групп к ответу  вы будете   сигнализировать специальной двухцветной карточкой. Синий цвет – группа готова отвечать, красный цвет – нужна помощь.

             - Откройте,  пожалуйста,   тетради,  запишите число,   классная     работа.

       II.         Формирование  положительной  мотивации.                    

            - Ребята, какие части речи вы без труда умеете различать?  (Существительное, прилагательное, глагол, наречие и т. д.)

         –  На  доске  и  у  вас  на карточке № 1 даны слова.  Используя  сокращения,  запишите,  к  каким частям  речи относятся  эти слова.

                                                                       Веселая                                                          

                                                                          Повеселел                     

                                                                         Веселье                         

                                                                       Весело (прыгал)           

                                                                      Весела                             

          -  ..    группа, сообщите о результатах работы. Зачитываете слово и часть речи, к   которой

             оно относится. Все остальные группы внимательно слушают и проверяют свои  записи

             по каждому слову.

            Зачитывают:  Наша группа считает, что   слово веселая относится к имени прилагательному.                            

              Записываю ответы на доске. И так по каждому слову. Пока не дойдем до  слова  весела.

          

-  Слово   весела – наречие.   У всех  групп  та же информация? У кого по-другому?      

                                 ( У нашей группы слово весела – краткое прилагательное)

                                                     

                                                             Записываю два ответа на доске.

                                                                 Веселая                             прил.                           

                                                                   Повеселел                    глаг.

                                                                  Веселье                        сущ.

                                                                Весело (прыгал)          нар.

                                                                Весела                          нар.   ?   крат. прил.  

         -   Спорный вопрос: какая все же часть речи?  Попробуем выяснить все вместе,   к какой части  речи принадлежит слово   весела.      

                    1.         Если неправильно определят.                                                 

                    Весела – наречие. Как вы определили? По какому признаку? По вопросу? Задайте вопрос.

                Какова? Это вопрос наречия? Нет.  Значит, это слово не принадлежит к наречию

  1.        Если правильно определят.   

                                               

                Весела – краткое прилагательное. Как вы определили? По какому признаку? По вопросу какова?   Тогда возникает вопрос:  краткое прилагательное – это самостоятельная часть

                речи?  У вас есть прилагательное – веселая.  Это две части речи?  Нет, в русском языке  только одна часть речи – имя прилагательное.  В чем разница?  Это разные слова с разным  лексическим значением или формы одного и того же слова?    (Формы).

               - Как мы можем их назвать?  (Краткие и …. ).

               - Посмотрите на  слова     веселая и весела.   Чем они отличаются по структуре?

                (Окончаниями, в слове веселая окончание состоит из двух букв, а в слове  весела  – из одной).

 

            -  Окончания в слове веселая  называют полными, а в слове весела – краткими.  Поэтому  

                формы прилагательного называют полными и краткими.      

            -  Да, действительно, ребята,  многие прилагательные (но не все)  могут употребляться и  

                в полной, и в краткой форме, поэтому грамматика русского языка различает прилагательные полные и краткие.

             - О какой форме прилагательного и что вы знаете? (О полной).

             - Расскажите правило.         

               - А о краткой форме прилагательного много знаете? (Мало).

             - Хотите узнать больше? (Да).  

             - О чем будем говорить сегодня на уроке? (О кратких прилагательных).

             - Сформулируйте тему урока.   (Краткие прилагательные).

 

                           ?

                                                 

                                                                                  Переворачивается   карточка

       Краткие прилагательные                        

             - Запишите тему в тетрадь.

            III. Постановка и решение учебных задач.

            - Какие учебные задачи вы перед собой поставите на сегодняшнем уроке?

              (Я хочу научиться на уроке:

             а)  образовывать краткие прилагательные;  Кто ставит перед собой такую же задачу?

             б) правильно писать краткие прилагательные;  

            в)  правильно  произносить краткие прилагательные;

            г)  определять грамматические признаки кратких прилагательных;

            д)  употреблять  краткие прилагательные в речи)

           - Могут ли названные вами задачи быть общими для всех? (Да).

                                                              Задачи вывешиваются на доску.

            (Сегодня на уроке мы научимся:

            а)  образовывать краткие прилагательные;

           б) правильно писать краткие прилагательные;

           в) правильно  произносить краткие прилагательные;

           г)  определять грамматические признаки кратких прилагательных;

          д)  употреблять  краткие прилагательные в речи).

  1. - Каким  путем будете  решать все эти задачи? Проводить исследование или прочитаете   вывод в учебнике? (Мы выбираем исследование).

                 - Какую задачу будете решать сначала?  (Как образуются краткие прилагательные).

                    - У кого-то уже есть догадки? Поделитесь с нами. (Наверное, образуются от полных)

                    - Кто еще так думает? Хорошо. Действительно, краткие прилагательные образуются от полных прилагательных.

              2.  - Какую задачу будете решать сначала?  (Как образуются краткие прилагательные).

                    - У кого-то уже есть догадки?   Нет.  Посмотрите, пожалуйста, на слова  веселая и весела.   

                 Мы уже выяснили, что это  не разные слова, а формы одного    и того же слова.  Что

                 происходит со словом     веселая?  Убегает одна буква окончания, а слово-то остается.

                 Какой сделаете вывод? (Краткие прилагательные образуются от полных).

                 - Есть необходимость закрепить это знание? (Да).

               - Возьмите  карточку № 2.  Внимательно прочитайте задание  и выполняйте его в тетрадях.  

                  При этом каждый участник группы комментирует  образование  кратких форм 1-го

                  прилагательного. Учитель в группе следит за правильностью ответов.  Если возникнут вопросы, не забывайте сигнализировать.

                                     

Образуйте, если возможно, от полных прилагательных   краткие прилагательные. Расставьте в словах ударение, прочтите  их в  соответствии с расставленным  ударением. Сделайте вывод, все ли прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую.

Образец:  дорогой – дорог, дорога, дорого, дороги.

Молодой-

Мягкий-

Живой-

Бледный-

Осенний-

              -  Какой вывод вы можете сделать из проделанной работы?  (Не все прилагательные могут иметь две формы).

              -  Почему? (Нам не  удалось образовать краткие формы от  прилагательного осенний)

              -  Какая группа сделала другой вывод?   Все согласны с выводом  .. группы.

              -  Посмотрите на слова, которые вы образовали. Что интересного вы заметили?

  1. В словах мягок, бледен появляются беглые гласные. Кстати, это лучший способ  проверки сомнительного согласного.

                 2. Ударение на окончании в кратких прилагательных ж. р., а в остальных словах – на    

                     основе).

               - Да, ребята, вы верно заметили.  Краткие прилагательные в русском языке в основном

                  сохраняют то ударение, что и в полной форме (удивителен, удивительна, удивительно, удивительны).  Однако многие краткие прилагательные имеют ударение на основе  в форме мужского рода,   среднего рода  и множественного числа  и на  окончании в

форме женского рода, в чем вы сейчас и убедились.

                - Какие задачи решали? (Учились образовывать краткие формы прилагательных и

                   правильно их произносить).

               - Давайте отметим  эти задачи знаком    « + »  как решенные.

               - Какую задачу, на ваш взгляд  наиболее важную, следует решать дальше?

                 (Научиться определять грамматические признаки   краткой формы прилагательного).

               - Тогда продолжите ваши исследования.  Послушайте задание и  определитесь какая группа  будет исследовать,   как   изменяется краткая форма прилагательного по родам? ( ..)

               - Какая группа  будет исследовать, как изменяется краткая форма  прилагательного    по   падежам?  ( ..)

               - Какая группа  будет исследовать, как   изменяется краткая форма  прилагательного  по  числам и выяснять, на  какие вопросы отвечают краткие формы  прилагательных.  ( ..)    

           

 - Какая группа будет выяснять синтаксическую роль кратких форм прилагательных.  ( ..)

                                                                              Карточка № 3.

                                   

       Измените краткую форму прилагательного по родам. Окончания выделите.

М. р.          День  ясен

Ж. р.          Ночь  ясн..

Ср.р.          Утро  ясн..

Сделайте вывод: краткая форма прилагательного ____________________по родам.

       Измените краткую форму прилагательного по падежам. Окончания выделите.

И. п.          День  (            )  ясен

Р. п.           Дня    (           )   ясн..

Д. п.          Дню  (             )  ясн..

Т. п.           Днем   (            )  ясн..

Сделайте вывод: краткая форма прилагательного __________________по падежам.

       Измените краткую форму прилагательного по числам. Окончания выделите. Выясните, на какие вопросы отвечает краткая форма прилагательного.

Ед. ч.          День  ясен                   Небосвод (     ..           )   ясен.

Мн. ч.         Дни   ясн..                   Ночь         (      ..         )  ясна.

                                                         Утро        (      ..          )  ясно.

                                                         Дни       (        ..         )   ясны.

Сделайте вывод: краткая форма прилагательного __________________по числам.

Отвечает на вопросы ____________________________________________

           Выясните синтаксическую роль краткой формы прилагательного.

    Дни ранней осени   ясны.                  

    Небосвод    ясен.

    Ночь      ясна.

    Утро    ясно.

                                                 

Сделайте вывод: краткая форма прилагательного в предложении  является__________________.

                  - Группы отчитайтесь. К каким выводам вы пришли?  Все внимательно слушают, чтобы сделать общий вывод.

                ( 1 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного изменяется  по родам;

                  2 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного  не  

                                   изменяется по падежам;

                 3 группа.  Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного изменяется по числам  и отвечает на вопросы  каков? какова? каково? каковы?;

                 4 группа.  Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного  в

                                   предложении является сказуемым).

               - Кто готов сделать общий вывод по краткой форме прилагательного? Пожалуйста.  

                  (Итак,  краткие прилагательные  отвечают на вопросы  каков?  какова? каково? каковы?;   изменяются по числам, по родам в ед. ч., но не изменяются по падежам. В предложении  являются сказуемым).

               - Каким образом мы можем проверить  правдивость вашего вывода?  (Прочитать в  учебнике).

               - Открываем учебник на стр. 223, читаем.  Правильный вы сделали вывод?  (Да).

               -  Можете себя похвалить.

                   - Какие задачи вы сейчас решали? ( Узнали, какие  морфологические признаки имеет или как  изменяется  краткая форма прилагательного;  какую выполняет синтаксическую роль; на какие вопросы отвечает).

               - Отметим решенные задачи.

               - А для чего вы изучаете краткие прилагательные? Зачем они нужны? (Изучаем,   чтобы  уметь отличать от других частей речи, правильно употреблять их в речи, развивать

 свою  речь, делать ее красивой).

              - Такая задача поставлена вами сегодня на уроке?  (Да).

             IV.   Рефлексия.

                -  Надо ее решать. Эту задачу мы можем решить, используя  разноуровневые  задания.

                    Задание I уровня   на зеленой карточке,  II уровня   на желтой карточке.  III уровня на розовой карточке.

 

I уровень.  

                            Замените полные прилагательные в тексте краткими.

1. Сегодня  ребенок   (спокойный).

2.  Он  (злой) на меня.

3.  Она  (больная)  гриппом.

4.   Наша  страна  (богатая)  нефтью.

II уровень.  

               Запишите  краткую форму прилагательного (м. р., ед.ч.) вместе с  

                подходящими по смыслу существительными.

1. Румяный (от чего?) -    

2.  Нужный (кому?)  -

3.  Похожий (на кого?)   -  

4.   Способный (на что?) -

III уровень.  

                            Вставьте в предложения свои краткие  прилагательные.

         Воздух   …… и чист.   Сквозь облака  пробивается луч

солнца.   Он  ослепителен и …. .    Детям мороз не страшен,

они ……   и бодры.

               - Каждая группа выберите себе то задание, с которым, как вам кажется, вы правитесь хорошо.  

                 Просигнализируйте, задание какого уровня выбрала группа.  Выполняйте в тетрадях.  

               - По окончании  оцените работу каждого  участника группы  на уроке по таблице.

                  Таблицы сдайте.

       

Ф. И. ученика

Роль

Сам ученик

оценивает

Группа

оценивает

 

 

 

   

                                     

               - Какую  задачу вы сейчас решали?  (Учились правильно употреблять краткие    

                 прилагательные в речи).

              -  Давайте подведем итоги сегодняшней работы. Ответьте, пожалуйста на вопрос: что нового узнали?  Чему учились? ( Узнали, как образуются краткие прилагательные, их

грамматические признаки, речевую роль; учились образовывать краткие прилагательные,  правильно их произносить)

              -  Все ли поставленные задачи вы  решили? (Нет, не все).

              -  Продолжая такие же исследования на следующем уроке, вы решите остальные  задачи.  А есть ли необходимость  закрепить знания, полученные сегодня, на  последующих уроках  или все  хорошо поняли новый материал?  (Надо закреплять. Все понятно).

              -  Хорошо.  Кому сегодня все было понятно на уроке возьмите на парте красный плод.

              -  Кому была понятна большая часть урока возьмите желтый плод.

              - А кому  все было непонятно возьмите зеленый плод.

              - Прикрепите свои плоды к «древу знаний» на доску.

              - Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на

                 «древе  знаний» за сегодняшний урок.  Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов

                 совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут  красными, а ваши знания крепкими.

                (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились)

              - Есть повод для радости? (Да).

              - Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы!

                V. Домашнее задание.

                - Выберите для себя одно из заданий  и запишите его в дневник:

                  1. п. 104,  упр. 593;  

                  2.  Выписать из сказки Пушкина   «Сказка о мертвой царевне…» предложения с краткими  прилагательными.

                  - Спасибо. Урок окончен. До свидания.

 

   

                

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"

Данный урок построен на основе учебника  русского  языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"

В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"

Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Одна идве буквы н в суффиксах причастий и прилагательных"

Предлагается методическая разработка открытого урока с презентацией для 7 класса по теме "Одна и две буквы н в суффиксах причасттий и прилагательных"...