Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования.
статья по русскому языку

В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малыковцева Ирина Викторовна, учитель  русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» имени А,М. Мамонова г.Старый Оскол Белгородской области

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе  как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования.

Современное общество предъявляет на сегодняшний день  высокие требования к  молодому человеку. И задача педагога не столько вооружить ребенка знаниями, сколько научить его учиться и применять свои знания потом на практике. Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. Именно внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. 

В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

        Причём эффективная организация внеурочной работы по предмету невозможна без  применения разнообразных современных форм и методов. Ведь для того, чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность. Необходимость разнообразия форм внеклассной работы диктуется разнообразием её задач.

В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной (внеклассной) работы по русскому языку и литературе: “обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса…”

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности.

Основой формирования гражданской позиции и социальной активности является  внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок, временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.

Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.

   Целесообразны следующие  формы внеклассной работы по русскому языку и литературе:

  1. Олимпиады по русскому языку и литературе
  2.  Кружок как один из видов групповой внеклассной работы
  3.  Неделя русского языка и литературы как одна из форм массовой внеклассной работы

4.  Проектная деятельность

5.  Литературные экскурсии (очные, заочные)

         Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, защиты социальных или учебных проектов. Посещая внеклассные мероприятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников.

        Одним из приоритетных методов является проектно – исследовательский метод на базе современных образовательных ресурсов.

Работая над проектом,  у учащихся формируются информационная, деятельностная и коммуникативная компетенции. Обучающиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, проявляется чувство ответственности.

Ученический проект – это, работа, созданная учеником  под руководством учителя.  Вместе  с учениками  и учитель приобретает опыт создания проектов.

        Целенаправленная работа по развитию творческих способностей через   разнообразные формы и методы внеурочной деятельности (интеллектуальные игры, конкурсы знатоков, научно – практические конференции, фестивали,  встречи с интересными людьми, дистанционные конкурсы, спецкурсы) способствует высоким  достижениям в личностном развитии ребенка, позволяет «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеучебная деятельность как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования в лицее № 5 им. Ю.А. Гагарина

В статье говорится об опыте работы кафедры русского языка и литературы в лицее №5 имени Ю.А.Гагарина г.Волгограда  по   внеучебной деятельности педагогов и учащихся в контексте ФГ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО

Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...

Программа внеурочной деятельности по французскому языку «Мои друзья французы» как средство повышения мотивации учащихся и подготовки учащихся к участию в международном школьном обмене

Автор рассматривает возможность использования занятий внеурочной деятельностью для подготовки учащихся к участию в школьном международном обмене....

«Личностно-ориентированное обучение на уроках истории в контексте ФГОС общего образования»

Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личностичерез активную познавательную деятельность на уроках истории позволит ученику в будущем самостоятельно и легко ориентироваться в соврем...

Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся

Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями. Задача учителя &nda...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...