Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)
статья по русскому языку (5 класс)
Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучающихся. Дифференциация организации учебной деятельности по уровням обучения. План-конспект урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме
«Правописание глаголов на – тся и – ться)
Аннотация. Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучающихся. Дифференциация организации учебной деятельности по уровням обучения. План-конспект урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова. Преемственность, универсальные учебные действия, проблемно-диалогический метод обучения, план-конспект, бинарная форма, дифференциация обучения.
Одной из проблем в начальной школе является трудность в овладении детьми навыками грамотной письменной речи. С возрастом данная проблема только усугубляется. Правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Поэтому было принято решение провести бинарный урок в 4 классе по теме «Правописание глаголов на –ться и - тся» совместно: учитель начальных классов, как основной преподаватель, и учитель русского языка и литературы в старших классах в качестве консультанта. На уроке была выстроена максимальную преемственность методики обучения учеников начальных классов и среднего звена.
В основу урока положена преемственность обучающей цели через систематизацию полученных ранее знаний и введения понятия возвратности глагола и его соотнесенности с правописанием глаголов на – ться и –тся с последующим проецированием полученных знаний для реализации развивающей задачи – развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы, а также воспитательной задачи - воспитать уважение и любовь к труду.
При проведении данного урока используются разнообразные дидактические приемы: смысловое чтение, умение выделять важные факты, умение работать по алгоритму, умение делать выводы, умение строить логические рассуждения, умение обобщать и строить аналогии. Именно эти универсальные учебные действия слабо формируются у выпускников 4-ых классов. Методика обучения в 5-м классе предполагает, что у обучающихся уже сформировано умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий. Содержание учебных предметов в основной школе выстроено с учетом развитости регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Поэтому слабая сформированность УУД вызывает сложности в освоении содержания предмета русский язык.
Для достижения поставленной обучающей и развивающей целей мы считаем наиболее результативным применение проблемно-диалогического метода, так как это способствует активизации познавательной и умственной деятельности учащихся. Для постановки цели урока на этапе актуализации знаний педагог начальной школы обобщает ранее изученный материал по теме «Глагол. Правописание глаголов на –ться, - тся», использует приём «яркое пятно» (Сказка «Близнецы ТСЯ и ТЬСЯ») и парную работу по восстановлению алгоритма действий по теме урока.
Все задания для организации учебной деятельности дифференцируются на уровень «Ученик» и «Мастера», так как в классе есть ученики разного уровня развития и усвоения содержания предмета русский язык. На этапе обобщения и углубления ранее изученного материала используется групповая работа с использованием дифференцированных заданий по теме урока. Задания уровня «Ученик» (необходимый уровень) рассчитаны на развитие универсальных учебных умений находить глаголы с буквосочетаниями –тся и -ться в тексте и объяснять их написание, действуя по предложенному алгоритму, умение писать глаголы с –тся и –ться и объяснять выбор написания с использованием алгоритма действий. Задания уровня «Мастер» (повышенный уровень) развивают те же самые универсальные учебные умения, что и на уровне «Ученик», но без алгоритма действия, а также дается добавочное задание повышенного уровня на умение выбрать правильное написание глаголов и объяснять свой выбор. Разноуровневая групповая работа с последующей самопроверкой способствует не только развитию универсальных учебных умений, но и формирует такие важные личностные качества, как ответственность, аккуратность при выполнении заданий, любознательность, умение договариваться, уступать и слушать, толерантность.
Учитель русского языка и литературы продолжает линию преемственности содержания данной темы урока и вводит понятие возвратности глагола с целью углубления знаний, обучающихся о лексическом и грамматическом значении глаголов на - ться и – тся с экскурсом в историческую грамматику русского языка.
Завершает урок содержательной рефлексией, который направлен на выявление степени осознания учениками полученных знаний на уроке, в виде ответов на поставленные вопросы и прослушивание аудиозаписи стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» с последующим анализом и выходом на воспитательную задачу урока - воспитать уважение и любовь к труду.
Домашнее задание построено таким образом, что продолжает этап рефлексии данного урока и направлен на закрепление умения находить глаголы с буквосочетаниями –тся и -ться в тексте и объяснять их написание, а также классифицировать глаголы по группам. Домашнее задание дифференцировано, и обучающиеся самостоятельно выбирают уровень задания. Задание для «Учеников» базируется на универсальных учебных умениях, закрепленных на уроке. Задание для «Мастеров» дублирует предыдущий уровень с добавлением задания повышенного уровня, направленного на использование возвратных глаголов в письменной и устной речи, что, на наш взгляд, продолжает линию преемственности содержания данной темы.
На основании проведенного теоретического анализа и практической работы нами была разработана технология проведения урока бинарной формы. Технологию урока предлагаем в виде плана - конспекта.
План – конспект урока.
Тема урока: Правописание глаголов на –тся и – ться.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель:
1) Обучающая цель: Совершенствовать умения писать глаголы на –тся и ться.
Задачи:
1.Учить распознавать глаголы среди других изученных частей речи.
2. Развивать умения правописания глаголов.
3. Познакомить с терминами «возвратность» и «невозвратность» глаголов и их соотнесенность с правописанием глаголов.
2) Развивающая цель: Развивать познавательные умения учащихся.
Задачи:
1. Развивать умения самостоятельно формулировать тему и цели урока.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы.
3. Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3) Воспитывающая цель: Формировать важные личностные качества.
Задачи:
1. Формировать ответственность, аккуратность при выполнении заданий, любознательность.
2. Воспитать уважение и любовь к труду.
3. Учиться работать в паре и в группе.
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты: умение правильно писать глаголы на –ться и –тся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- умение работать по заданиям, обобщать, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания о глаголе;
- умение пользоваться терминами «возвратность» и «невозвратность» глаголов при правописании глаголов на –тся и – ться.
Регулятивные:
- навыки определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
- умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Коммуникативные:
- умение работать в паре, в группе: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Личностные:
- навыки концентрации внимания, внимательности.
- навыки самостоятельно оценивать свою успешность при изучении данной темы.
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, парная, групповая.
Методы: алгоритмический, проблемно-диалогический, аналитический, сравнение и сопоставление.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал
Разработка и проведение бинарных уроков вызывает много трудностей, но в то же время предложенная нами технология усиливает мотивацию к обучению, повышает уровень обученности учеников, стимулирует активизации познавательного и практикоориентированного мышления. Считаем, что предложенная форма способствует развитию понимания как у обучающихся, так и у педагогов внутрипредметных взаимосвязей, а также преемственность содержания способствует повышению системному и логическому мышлению самого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС
В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...
Работа над формированием универсальных учебных действий на уроке русского языка в 5 классе. Подготовка к подробному изложению (ФГОС)
Представляется конспект урока по подготовке к подробному изложению по тексту "Поэма о сирени". Материал может быть использован в качестве предварительной работы к сочинению по картине "Сирень" Кончало...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО
В предстоящем 2015-2016 учебном году перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе, возникает необходимость перейти на стандарт нового п...
Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"
Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...
Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО...