Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)
статья по русскому языку (5 класс)

Павлова Людмила Вячеславовна

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучающихся.  Дифференциация организации учебной деятельности по уровням обучения. План-конспект урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности  реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока    по теме

«Правописание глаголов на – тся и – ться)

Аннотация. Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучающихся.  Дифференциация организации учебной деятельности по уровням обучения. План-конспект урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова. Преемственность, универсальные учебные действия, проблемно-диалогический  метод обучения, план-конспект,  бинарная форма, дифференциация обучения.

Одной из проблем в начальной школе является трудность в овладении детьми навыками грамотной письменной речи. С возрастом данная проблема только усугубляется. Правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Поэтому было принято решение  провести бинарный  урок в 4 классе по теме  «Правописание глаголов на –ться и - тся» совместно: учитель начальных классов, как основной преподаватель, и учитель русского языка и литературы в старших классах в качестве консультанта. На уроке была выстроена максимальную преемственность методики обучения учеников начальных классов и среднего звена.

В основу урока положена преемственность обучающей цели через систематизацию полученных ранее знаний и введения понятия возвратности глагола и его соотнесенности с правописанием глаголов на – ться и –тся   с последующим проецированием полученных знаний для реализации развивающей задачи – развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы, а также воспитательной задачи - воспитать уважение и любовь к труду.

При проведении данного урока используются  разнообразные  дидактические приемы: смысловое чтение, умение выделять важные факты, умение работать по алгоритму, умение делать выводы, умение строить логические рассуждения, умение обобщать и строить аналогии. Именно эти универсальные учебные действия слабо формируются у выпускников 4-ых классов. Методика обучения в 5-м классе предполагает, что у обучающихся уже сформировано умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий. Содержание учебных предметов в основной школе выстроено с учетом развитости регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Поэтому слабая сформированность УУД вызывает сложности в освоении содержания предмета русский язык.

Для достижения поставленной обучающей и развивающей целей мы считаем наиболее результативным применение проблемно-диалогического метода, так как это способствует активизации познавательной и умственной деятельности учащихся. Для постановки цели урока на этапе актуализации знаний педагог начальной школы обобщает ранее изученный материал по теме «Глагол. Правописание глаголов на –ться, - тся», использует приём «яркое пятно» (Сказка «Близнецы ТСЯ и ТЬСЯ») и парную работу по восстановлению алгоритма действий по теме урока.

Все задания для организации учебной деятельности дифференцируются  на уровень «Ученик» и «Мастера»,  так как в классе есть ученики разного уровня развития и усвоения содержания предмета русский язык.  На этапе обобщения и углубления ранее изученного материала используется групповая работа с использованием дифференцированных заданий по теме урока. Задания уровня «Ученик» (необходимый уровень) рассчитаны на развитие универсальных учебных умений находить глаголы с буквосочетаниями –тся и -ться в тексте и объяснять их написание, действуя по предложенному алгоритму, умение писать глаголы с –тся и –ться и объяснять выбор написания с использованием алгоритма действий. Задания уровня «Мастер» (повышенный уровень) развивают те же самые универсальные учебные умения, что и на уровне «Ученик», но без алгоритма действия, а также дается добавочное задание повышенного уровня на умение выбрать правильное написание глаголов и объяснять свой выбор. Разноуровневая групповая работа с последующей самопроверкой способствует не только развитию универсальных учебных умений, но и формирует такие важные личностные качества, как ответственность, аккуратность при выполнении заданий, любознательность,  умение  договариваться, уступать и  слушать, толерантность.

Учитель русского языка и литературы продолжает линию преемственности содержания данной темы урока и вводит понятие возвратности глагола с целью углубления знаний, обучающихся о лексическом и грамматическом значении глаголов на - ться и – тся с экскурсом в историческую грамматику русского языка.

Завершает урок содержательной рефлексией, который направлен на выявление степени осознания учениками полученных знаний на уроке, в виде ответов на поставленные вопросы и прослушивание аудиозаписи стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» с последующим анализом и выходом на воспитательную задачу урока - воспитать уважение и любовь к труду.

Домашнее задание построено таким образом, что продолжает этап рефлексии данного урока и направлен на закрепление умения находить глаголы с буквосочетаниями –тся и -ться в тексте и объяснять их написание, а также классифицировать глаголы по группам.  Домашнее задание дифференцировано, и обучающиеся самостоятельно выбирают уровень задания. Задание для «Учеников» базируется на универсальных учебных умениях, закрепленных на уроке. Задание для «Мастеров» дублирует предыдущий уровень с добавлением задания повышенного уровня, направленного на использование возвратных глаголов в письменной и устной  речи, что, на наш взгляд, продолжает линию преемственности содержания данной темы.

 На основании проведенного теоретического анализа и практической работы нами была разработана технология проведения урока бинарной формы. Технологию урока предлагаем   в виде плана - конспекта.

План – конспект урока.

Тема урока: Правописание глаголов на –тся и – ться.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель

1) Обучающая цель:  Совершенствовать умения писать глаголы на –тся и  ться.

Задачи:

1.Учить распознавать глаголы среди других изученных частей речи.

2. Развивать умения правописания глаголов.

3. Познакомить с терминами «возвратность» и «невозвратность» глаголов и их соотнесенность с правописанием глаголов.

2) Развивающая цель: Развивать познавательные умения учащихся.

Задачи:

1. Развивать умения самостоятельно формулировать тему и цели урока.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы.

3. Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3) Воспитывающая цель: Формировать важные личностные качества.

Задачи:

1. Формировать ответственность, аккуратность при выполнении заданий, любознательность.

2. Воспитать уважение и любовь к труду.

3. Учиться работать в паре и в группе.

Ожидаемые результаты.

Предметные результаты: умение правильно писать глаголы на –ться и –тся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- умение работать по заданиям, обобщать, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания о глаголе;

- умение пользоваться терминами «возвратность» и «невозвратность» глаголов при правописании глаголов на –тся и – ться.

Регулятивные: 

 - навыки определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

 - умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Коммуникативные: 

- умение работать в паре, в группе: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Личностные:

- навыки концентрации внимания, внимательности.

- навыки самостоятельно оценивать свою успешность при изучении данной темы.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, парная, групповая.

Методы: алгоритмический, проблемно-диалогический, аналитический, сравнение и сопоставление.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал

Разработка и проведение  бинарных уроков  вызывает много трудностей, но в то же время предложенная нами технология  усиливает мотивацию к обучению, повышает уровень обученности учеников, стимулирует активизации познавательного и практикоориентированного мышления. Считаем, что предложенная форма  способствует развитию понимания как у обучающихся, так и у педагогов   внутрипредметных взаимосвязей, а также преемственность содержания способствует повышению системному и логическому мышлению самого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Работа над формированием универсальных учебных действий на уроке русского языка в 5 классе. Подготовка к подробному изложению (ФГОС)

Представляется конспект урока по подготовке к подробному изложению по тексту "Поэма о сирени". Материал может быть использован в качестве предварительной работы к сочинению по картине "Сирень" Кончало...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО

        В предстоящем 2015-2016 учебном году перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе, возникает необходимость перейти на стандарт нового п...

Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"

Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...