Лабораторная работа №1 9 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Желялетдинова Нелли Иосифовна

Цель: научиться понимать сущность сложноподчиненных предложений, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_rabotano1_9_kl.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №  1 за 9 класс

Перед  тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией.

Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради для лабораторных работ, так и в электронном виде (документ  Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_ rab _ Name_ 1, где цифра обозначает порядковый номер работы

Цель: научиться понимать сущность сложноподчиненных предложений, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности.

В результате выполнения лабораторной работы вы будете уметь:

1) сопоставлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

2) оценивать правильность построения сложноподчиненного предложения, правильность расстановки знаков препинания

Основные понятия: предложение, сложное предложение, подчинение, подчинительные союзы

Оборудование: компьютер, доступ в Интернет; два толковых словаря разных авторов или справочники по русскому языку ( по вашему выбору).

Задание 1.


1.
Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_rab_Name_1.
В Интернете, на сайте
http://mirslovarei.com/, в разделе «Русский язык», или по ссылке www.gramota.ru/slovari/ найдите:

а) «Толковый словарь Ожегова»,

б) «Толковый словарь Ушакова»,

в) «Большой энциклопедический словарь».

Или: для выполнения этого задания потребуется два толковых словаря разных авторов или справочники по русскому языку (по вашему выбору).

2. Найдите в указанных словарях толкование термина «подчинение», понятия «сложноподчиненные предложения», «подчинительные союзы». Скопируйте эти словарные статьи в документ Lab_rab_Name_1, созданный вами.

3. Внимательно прочтите определение терминов «подчинение», «сложноподчиненные предложения» в сохранённом документе или справочниках.
Сравните их с определением понятия  «сложноподчиненные предложения» в соответствующих параграфах из вашего учебника. Используя информацию, данную в словарных статьях и соответствующих параграфах вашего учебника, ответьте на вопрос: «Что общего в этих определениях и чем они отличались друг от друга?»

4. Используя информацию, данную в словарных статьях и параграфах вашего учебника, заполните Таблицу 1.

Таблица 1.

Термин

Общее в определениях (ключевые слова, термины)

Отличие в определениях (ключевые слова, термины)

Подчинение

Только по словарю

СПП

Какое из определений вы считаете наиболее полным? Почему? Запишите ответы в тетради для лабораторных работ или документ Lab_rab_Name_1 в вашей папке на рабочем столе (Создайте раздел задание 1).

Задание 2.

  1. Изучите структуру Таблицы 2.”Сложноподчиненное предложение”

Таблица 2.

предложения

Средства связи

примеры

Сложносочиненные предложения

Сложноподчиненные предложения

  1. Впишите в правую колонку Таблицы 2 по два примера для каждого типа сложного предложения.

Источник примеров (укажите выбранный вами источник примеров перед выполнением задания):

  1. на портале www.gramota.ru, http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#41
  2. http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/
  3. тексты упражнений по теме «Сложные предложения» из вашего (или любого другого) учебника русского языка.

  1. Определите и запишите последовательность действий (для каждого типа сложного предложения), которые необходимо выполнить для определения вида сложного предложения. Ответ запишите в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_1 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 2» ).

  1. Проанализируйте структуру Таблицы 2 и сделайте вывод о том, что общего у ССП и СПП и в чем отличие? Запишите ответ в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_1 в вашей папке на рабочем столе.

Задание 3.

  1. Изучите Таблицу 3 «Типичные ошибки в построении сложноподчиненного предложения

Таблица 3.

       Причины  ошибки

                    Ошибка

Исправление ошибки

Употребление нескольких союзов с одним значением

Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его.

Избыточное употребление частицы бы

Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе.

Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

Неоправданное употребление соотносительного слова то

Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников

Употребление одного и того же союза при однородных придаточных

Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнила время встречи.

Сочетание придаточного предложения и причастного оборота

Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

Соотнесение слова который с главным словом в главном предложении во избежание двусмысленности

Я показал друзьям автограф писателя, который мне очень дорог.

  1. Исправьте ошибки (колонка №2 Таблицы 3) и запишите правильный вариант предложения в колонке №3.

Задание 4.

Заполните Таблицу 4. Источник примеров по теме «сложноподчиненные предложения» - ресурсы из каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет»  http: //katalog.iot.ru (ссылка «Русский язык») справочник по русскому языку (по вашему выбору).

Таблица 5

Позиция придаточной части СПП

Примеры

Придаточное стоит после главного предложения

Придаточное стоит после главного предложения

Придаточное стоит в середине главного предложения

  1. Выполнив все пункты Задания 3, сделайте вывод, продолжив фразу.
  1. Записывая сложноподчиненное предложение, нужно помнить, что придаточные предложения………
  2. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то…………

Запишите ответы в тетрадь для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_1 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 4»).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка

1

2

ВЫВОД:

Выполняя работу, я научилась(ся)____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для записи вывода можно воспользоваться следующими фразами:

сегодня я узнал …; я понял, что …; теперь я могу …; я приобрел …; у меня получилось …; я смог …; я попробую …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа 10 класс

Лабораторная работа по теме: " Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука"...

Лабораторные работы 11 класс

Лабораторная работа № 1         Наблюдение действия магнитного поля на токЛабораторная работа № 2         Изучение...

Лабораторная работа 10 класс "Измерение ЭДС источника тока"

Презентация. Методические указания к выполнению лабораторной работы в 10 классе "Измерение ЭДС источника тока". Тренировочные вопросы. Расчет погрешности....

Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне,  с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...

Лабораторные работы 8 класс по УМК "Физика. Астрономия - 8 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовского

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне (3ч в неделю), с использованием имеющего оборудования в кабинете физики...

Лабораторные работы 9 класс по УМК "Физика. Астрономия - 9 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовского

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне (3ч в неделю), с использованием имеющего оборудования в кабинете физики...

фотографии с лабораторной работы 10 класс

В этой папке находятся фотографии лаборатной работы...