Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Данилочкина Надежда Николаевна

Рабочая программа  по русскому языку для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-rus._yaz._9_kl.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа

по русскому языку

для учащихся 9 класса

на 2016-2017 учебный год

Учитель: Данилочкина Н.Н.

2016 год

Пояснительная записка

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило следующие  цели обучения русскому языку в 9 классе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  • обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

– приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

– овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

– формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

– освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

 Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена  в соответствии со следующими нормативными документами:  

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".» Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "N 99-ФЗ", от 07.06.2013 "N 120-ФЗ", от 02.07.2013 "N 170-ФЗ", от 23.07.2013 "N 203-ФЗ", от 25.11.2013 "N 317-ФЗ", от 03.02.2014 "N 11-ФЗ", от 03.02.2014 "N 15-ФЗ", от 05.05.2014 "N 84-ФЗ", от 27.05.2014 "N 135-ФЗ", от 04.06.2014 "N 148-ФЗ", от 28.06.2014 "N 182-ФЗ", от 21.07.2014 "N 216-ФЗ", от 21.07.2014 "N 256-ФЗ", от 21.07.2014 "N 262-ФЗ", от 31.12.2014 "N 489-ФЗ", от 31.12.2014 "N 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г (о внесении изменений №1577, №1578 от 31.12.2015г,)
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе, рекомендованная Министерством образования и науки РФ 2004 год.
  • Инструктивно-методическое письмо Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2016-2017учебном году»;
  • Основная образовательная программа МБОУ им. Л.Н.Толстого (утверждена приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 30.08.2011г. №246 в ред. приказов №241-о от 30.08.2012г, №260-о от 30.08.2013г, №242-о от 29.08.2014г, №260-о от 28.08.2015г).
  • Календарный учебный график МБОУ им.Л.Н.Толстого на 2016-2017 уч.г. (утвержден приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 12.08.2016 №230-о).
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (утверждено Приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 29.08.2014г. №247)

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Программы по русскому языку М.М.Разумовской (авторы С.И.Львова, В.И.Капинос, Г.А. Богданова, В.В. Львов; – М.: Дрофа, 2010)

         Выбор авторской программы под  редакцией М.М.Разумовской мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся: основная её особенность – ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая   программа   конкретизирует содержание примерных тем образовательного стандарта для 9-ых классов и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Содержание курса русского языка направлено на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенцией.

Изменений в авторскую программу внесено не было.

Основная тема учебного курса традиционна — сложное предложение. В соответствии с современным уровнем развития лингвистической науки сложное предложение трактуется в учебнике как цельная смысловая единица высшего уровня языковой системы, интонационно оформленная и состоящая из двух или более предикативных частей. Этот подход как нельзя лучше согласуется с языковой подготовкой школьников, которые, начиная с 5 класса, учились дифференцировать простое и сложное предложение, исходя из количества грамматических основ. Таким образом, предложенная трактовка сложного предложения не только соответствует современным научным воззрениям, но оправдана с точки зрения дидактики — реализует принцип преемственности в обучении. При изучении синтаксических явлений, опоре на синтаксические знания и умения в собственной речи учащиеся используют не только синтаксические знания о языке, но и обращаются к знаниям о мире, к знаниям о ситуации общения, выходят за узкие рамки анализа закодированной исключительно синтаксическими средствами информации. Соотнесенность синтаксических единиц с внеязыковой действительностью активизирует познавательную деятельность учеников (восприятие, память, воображение, внимание, мышление; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация).

В соответствии с общей  концепцией курса русского языка  подача грамматического материала сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организованы наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусмотрена отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определенных стилистических условиях; систематически даются задания на употребление учащимися изучаемых предложений, периода в собственной речи.

Помимо внимания к речевому аспекту изучаемого сложного предложения имеется специальный раздел «Речь», нацеленный на развитие навыков связной речи. В 9 классе рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте. Подробно рассматриваются такие жанры, как эссе, путевые заметки, рецензия, деловая речь.  Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.   В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. Планирование  ориентировано на требования итоговой аттестации. Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения.

 Основная особенность курса русского языка в 9 классе заключается в том, что в этом классе завершается систематическое изучение предмета, подводятся итоги, проводится государственная аттестация. Учитывая это,  авторы программы много внимания уделяют повторению в начале и конце года. По орфографии и пунктуации повторение строится на обобщающем уровне.

 В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуется и развивается следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Настоящая программа рассчитана на 68 часов (2 часа неделю), из них на развитие речи - 22 час, изложений – 4, сочинений – 4, контрольных диктантов – 2, контрольных работ – 3.

Формы организации образовательного процесса: урок - практическая работа, уроки - деловые игры, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-зачеты, уроки-обобщения, уроки развития речи.

Технологии обучения:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов. Информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
  • Обучение в сотрудничестве
  • Личностно-ориентированные технологии обучения
  • Исследовательские методы обучения

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • исследовательская деятельность;
  • применение ИКТ.

Виды и формы контроля

Виды контроля:

  • текущий;
  • тематический;
  • итоговый.

Формы контроля:

  • индивидуальный;
  • групповой;
  • фронтальный.

При изучении предмета используется учебник: Русский язык. 9 класс.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. –  М.: Дрофа, 2014.

Содержание рабочей программы

  1. Русский язык – национальный язык русского народа (1ч.) 

Знать: формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования.

Уметь: создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

Применять в практике устного речевого общения с целью развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

  1. Повторение изученного в 5-8 классах (11ч).

Стили речи. Особенности фонетики, графики, орфографии. Лексика, Морфология. Словообразование. Пунктуация. Синтаксис. Способы сокращения текста. Типы речи. Жанры публицистики.

Знать: особенности стилей и типов речи, звуков, правописание слов, разнообразие     лексического состава русского языка, морфемы, образование слов, особенности морфологии и синтаксиса, верную постановку знаков препинания, способы сжатия текста, жанры публицистики.  

Уметь: различать стили и типы  речи,  тему, основную мысль текста, создавать собственное высказывание, определять особенности звуков, морфемы, образование слов,  особенности морфологии и синтаксиса,  особенности жанров публицистики, извлекать необходимую информацию из текста, понимать его коммуникативную цель, создавать текст публицистического характера,  применять все способы компрессии, сохранять микротемы,  правильно писать слова и ставить нужные знаки препинания, объяснять разнообразие  лексического состава русского языка.

Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка, для определения лексического значения слов, морфем, способов образования слов, для выявления  особенностей морфологии и синтаксиса, верного написания слов и постановки знаков препинания, для работы  с текстом.

Контрольные мероприятия:  изложение, тестовые задания, контрольная  работа

  1. Сложное предложение (2ч.)

Виды предложений. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений.

Знать: виды и типы предложений, средства связи частей сложных предложений, пунктуационное оформление их.

Уметь: разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений, определять средства связи частей сложных предложений, пунктуационно оформлять их.

Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

4. Сложносочиненные предложения (5ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненного предложения. Художественный стиль и язык художественной литературы.

 Знать: грамматические признаки, строение сложносочиненных предложений, группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении, разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, особенности художественного стиля и  языка художественной литературы.

Уметь: различать простые и сложные предложения, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами, пунктуационно оформлять их, определять и различать художественный стиль и  язык художественной литературы.

Применять знания для определения видов сложносочиненных предложений,  выявлений  отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

Контрольные мероприятия: тестовые задания, подробное  изложение

5. Сложноподчиненные предложения (32ч.)

 Понятие о сложноподчиненном предложении. Обучающее сочинение на лингвистическую тему (С 2.1). Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные  предложения с придаточными определительными. Местоименно-соотносительные придаточные. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  обстоятельственными. Придаточные  обстоятельственные места. Текст. Строение текста. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными времени. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными сравнения. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными образа действия и степени.  Путевые заметки. Понятие о жанре. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  цели. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными условия. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными причины и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Рецензия. Понятие о жанре. Сложноподчиненные  предложения  с несколькими придаточными; знаки препинания при них. Эссе. Понятие о жанре.

Знать: основные группы  сложноподчиненных предложений по значению и союзам, особенности  придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных  по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, синтаксическую функцию союзного слова,  интонационное  и пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, структуру  построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему,  строения текста, способы сжатия текста, понятие о рецензии   и эссе.

 Уметь: определять группы сложноподчиненных предложений по значению и союзам,  находить главное и придаточное; различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова; определять значение  и признаки придаточных, пунктуационно оформлять предложения, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, строить текст разных жанров.

Применять знания для определения видов сложноподчиненных предложений,  выявлений  отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

Контрольные мероприятия: тестовые задания, изложение, сочинение, словарный диктант, проверочная работа, контрольная работа, диктант

6. Бессоюзные сложные предложения (7ч.)

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.  Изложение с элементами сочинения. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или  условия,  следствия и сравнения. Сжатое изложение. Деловая речь. Написание деловых бумаг.  

 Знать: особенности бессоюзных сложных предложений; условия постановки запятой и точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях, способы сжатия текста, виды деловых бумаг и их оформление.  

Уметь: определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, правильно ставить знаки препинания и обосновывать условия их выбора, применять способы сжатия текста и правильно оформлять деловые бумаги.

Применять знания для определений типов предложений, для написания изложения и деловых бумаг 

Контрольные мероприятия: изложения, тестовые задания, проверочная работа

7. Сложные предложения с различными видами связи (3ч.)

Сложные предложения с различными видами связи.

Знать: структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Уметь определять особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять нужные знаки препинания.

Применять сложные предложения с различными видами связи в речи.

Контрольные мероприятия: тестовые задания

8. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7ч.).  

Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Знать: особенности разделов о языке, правописание слов и пунктуационное оформление предложений, анализ текста.  

Уметь: обнаруживать орфограммы,  объяснять их правописание; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложениях, анализировать текст, безошибочно писать контрольную работу.

Применять  в практике устного и письменного речевого общения.

Контрольные мероприятия: тестовые задания, контрольная работа

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

в том числе на:

уроки

развитие речи

контрольные работы, диктанты

1

Международное значение русского языка

1

 

 

2

Повторение пройденного в 5-8-ых классах

11

5

 1

3

Сложные предложения

2

2

 

4

Сложносочинённые предложения

5

3

2

5

Сложноподчинённые предложения

32

20

11

2

6

Бессоюзные сложные предложения

7

4

3

7

Сложные предложения с разными видами связи

3

3

8

Повторение

7

3

2

 

Итого:

68

41

22

5

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

Знать:

  • Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • Особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • Основные единицы языка, их признаки;
  • Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

  • Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение

  • Адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

  • Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • Владеть различными видами монолога и диалога;
  • Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • Соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • Владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • Развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • Удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
  • Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Литература и средства обучения

  1. Учебник по ред. М.М.. Разумовской.  Русский язык. 9 класс. М.: Дрофа, 2014 год.
  2. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. 9 класс»/ М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова. М.: Дрофа, 2008г.
  3. Уроки русского языка в 9 классе. Поурочные планы ( по программе М.М. Разумовской) Сост. О.А. Финтисова . Волгоград: Учитель, 2005г.
  4. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
  5. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
  6.        Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
  8. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001
  9. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
  10. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.  
  11. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2014
  12. Тростенцова Л. А.   Обучение  русскому  языку  в  9  классе / Л. А. Тростенцова.  -М.: Просвещение, 2004.
  13. Угроватова Т. Ю.  Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.:  Просвещение, 2005.
  14. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

                                            Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

       Мультимедийные пособия.

Электронный репетитор-тренажер «Наставник»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  Кирилл и Мефодий

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
  9.  http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
  10. http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 
  11. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
  12. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  13. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  14.  http://www.openclass.ru/ 

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

план.

факт.

Введение (1ч.)

1

Русский язык – национальный язык русского народа

1

1.09

Повторение изученного в 5-8 классах (11ч.)

2

Повторение изученного в 5-8 классах

 Р.р.  Стили речи.

1

6.09

3

Фонетика. Орфография .Графика.

1

8.09

4

Лексика. Морфемика. Словообразование.

1

13.09

5

Морфология.и синтаксис.

1

15.09

6

Орфография.

1

20.09

7

Орфография и пунктуация.

1

22.09

8

Р.р Типы речи.

1

27.09

9

Входная контрольная работа

1

29.09

10

Р.р Способы сокращения текста

1

4.10

11

Р.р Подготовка к написанию сжатого изложения.

1

6.10

12

Р.р Контрольная работа. Сжатое изложение.

1

11.10

Сложные  предложения (2ч.)

13

Сложное предложение.

1

13.10

14

Типы сложных предложений. Средства связи между частями предложения.

1

18.10

Сложносочиненные предложения  (5ч)

15

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

20.10

16

Виды сложносочиненных предложений.

1

25.10

17

Использование сложносочиненных предложений в тексте.

1

27.10

18

Р.р Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

1

01.11

19

Р.р. Подробное изложение

1

03.11

Сложноподчиненные предложения (32ч.)

20

 Понятие о сложноподчиненном предложении

1

15.11

21

Виды сложноподчиненных предложений.

1

17.11

22

Виды сложноподчиненных предложений.

1

22.11

23

Р.р Обучающее сочинение-рассуждение (часть 3).

1

24.11

24

Р.р  Обучающее сочинение-рассуждение по тексту.

1

1.12

25

Сложноподчиненные  предложения с придаточными определительными

1

6.12

26

Сложноподчиненные  предложения с придаточными местоименно- соотносительными придаточные.

1

8.12

27

 Сложноподчиненные  предложения  с придаточными изъяснительными

1

13.12

28

Сложноподчиненные  предложения  с придаточными определительными

1

15.12

29

Р.р Проверочная работа. Сочинение-рассуждение (часть 3).

1

20.12

30

 Р.р  Проверочная работа. Написание сочинения-рассуждения.

1

22.12

31

Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  обстоятельственными.

1

27.12

32

Придаточные  обстоятельственные места.

1

29.12

33

Р.р Текст. Строение текста.

1

12.01

34

Сложноподчиненные  предложения  с придаточными времени.

1

17.01

35

Р.р Сжатое изложение.

1

19.01

36

Сложноподчиненные  предложения  с придаточными сравнения.

1

24.01

37

Р.р Путевые заметки. Понятие о жанре.

1

26.01

38

Сложноподчиненные  предложения  с придаточными образа действия и степени.

1

31.01

39

Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  цели.

1

2.02

40

Сложноподчиненные  предложения  с придаточными условия.

1

7.02

41

Р.р Сочинение-рассуждение (Часть  3).

1

9.02

42

 Сложноподчиненные  предложения  с придаточными причины и следствия.

1

14.02

43

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными

1

16.02

44

Обобщение и систематизация по теме «Сложноподчиненные предложения».  

1

21.02

45

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения».  

1

28.02

46

Р.р  Рецензия. Понятие о жанре.

1

2.03

47

Сложноподчиненные  предложения  с несколькими придаточными.

1

7.03

48

Сложноподчиненные  предложения  с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

1

10.03

49

Сложноподчиненные  предложения  с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

1

16.03

50

Контрольный диктант с языковым анализом по теме « Сложноподчиненные предложения».  

1

21.03

51

Р.р Эссе. Понятие о жанре.

1

23.03

Бессоюзные сложные предложения (6ч)

52

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1

4.04

53

Р.р Контрольная работа. Сжатое изложение.

1

6.04

54

Р.р Контрольная работа. Сжатое изложение.

1

11.04

55

 Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

1

13.04

56

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

1

18.04

57

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения.

1

20.04

58

Р.р.  Деловая речь. Написание деловых бумаг.

1

25.04

Сложные предложения с различными видами связи (3ч.)

59

Сложные предложения с различными видами связи.

1

27.04

60

Разбор сложных предложений с различными видами связи.

1

2.05

61

Период.

1

4.05

Повторение (7ч.)

62

Трудные вопросы орфографии

1

11.05

63

Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации

1

16.05

64

Итоговая контрольная работа в формате ОЭГ

(часть 1).

1

18.05

65

Анализ контрольной работы

1

23.05

66

Повторение.

1

25.05

67

Резерв

1

68

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Русский язык в 6 классе»

Рабочая программа «Русский язык в 6 классе» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного(общего) образования, а также на основе программы Раз...

Рабочая программа. Русский язык. 5-9 классы.

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Федер...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

рабочая программа русский язык 10-11 классы

рабочая программа русский язык 10-11 классы...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...