Фрагменты уроков с использованием различных методов обучения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

В конспекте представлены фрагменты уроков с использованием различных методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструктивно-репродуктивный использую тогда, когда на уроке целесообразно организовать деятельность учащихся по образцу, заданному плану, а также работу по таблицам, памяткам, карточкам, выполнение типовых заданий. В использовании данного метода имеется минус: постепенно снижается активная деятельность школьников. В таком случае стараюсь задействовать все возможности мотивационного обеспечения учеников.

Фрагмент урока по русскому языку с использованием инструктивно-репродуктивного метода

Класс: 6

Тема «Разряды местоимений»

В предложении могут быть подлежащими, дополнениями, определениями, иногда обстоятельствами.

- По значению и грамматическим особенностям все местоимения делятся на 9 разрядов. Посмотрите на таблицу.

- Названия каких разрядов вам знакомы? Определите разряд местоимений, которые встретились нам в тексте. Подробно с разрядами местоимений и их грамматическими особенностями мы будем знакомиться на следующих уроках. Но к этой таблице мы сегодня еще будем обращаться.

Личные-я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное - себя

Притяжательные-мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Вопросительные-кто? что? какой? чей? где? который? откуда? сколько? каковой? каков? зачем?

Относительные - кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда

Указательные - тот, этот, столько, такой, таков, сей, там

Определительные - всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь

Отрицательные- никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем

Неопределенные - некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо, всегда и пр.

Запишите в таблицу:

 

 

 Метод проблемного обучения применяю тоже чаще на этапе изучения нового материала. Этот метод в наибольшей степени позволяет активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся.

Фрагмент урока по русскому языку с использованием эвристического метода обучения

Класс: 5

Тема: «Орфоэпия»

Для проверки, достигнуты ли нами цели, поставленные перед данным уроком, предлагаю к примеру провести игру «Вася, ты не прав»:

 - Ребята, представьте, что живет мальчик Вася  и вот как-то раз:

Вася по лесу гулял,

Шишки ножкою пинал.

«Не пойду я на урок,

Ну, какой мне в этом прок!

Без того я и умен,

На работу очень скор,

Маме, папе помогаю,

А учиться не желаю.

Разговаривать и так

Без учёбы я мастак.

Что ещё учить слога,

Ударенья – чепуха!

Проживу без ваших правил!

Пусть хоть кто меня поправит!»

 

Домашнее задание: Придумайте ответ Васе, не обязательно в стихах, который бы начинался так: «Вася, ты не прав!»

 

Исследовательский метод. Организую самостоятельную деятельность учащихся с целью получения новых знаний (поиск новых фактов, сведений, анализ и систематизация информации, практическая работа по созданию собственных текстов

Фрагмент урока по литературе с использованием исследовательского метода обучения

Класс:7

Тема: «Душа обязана трудиться» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»)

 1)Подбор антонимов:

бездушие (без сочувствия ко всему живому), бессердечие (без мягкости и сердечности в отношениях) - могут перейти в жестокость.

2)Подбор эпитетов (чтобы они начинались составляющими слово «душа» буквами):

Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная

У – умиротворенная, умная, увлекающаяся

Ш - широкая

А – артистичная, активная-Как вам видится, а что же  такое душа?

-Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?

(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.)

-Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю.

1.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание.

2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.

4.В старину: крепостной крестьянин.

5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).

Группы предлагают свои определения

А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» ( Л.Н. Толстой)

Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

В) Душа – это человек. ( Христианство)

- Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова и словосочетания, которые вам удалось записать в ходе работы в своей группе и по ходу выступлений товарищей.

Составляется одно общее определение.

(Примерно получилось такое:

Душа – это внутренний, психологический (психо – душа) мир человека, его сознание, мышление, это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками.)

А сейчас при помощи глаголов постараемся описать состояние души

-Что может происходить в душе каждого из нас?  Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души.

Для работы предлагается заполнить два столбика:   

                                                             

Веселится                                Гневается

Успокаивает                              Завидует

Помогает                               Подталкивает

Защищает                                     Губит

Возрождает                                 Убивает

Мирит                                           Ссорит

Радуется                                       Злится

Умиротворяет                             Заботится

Трудится                                     Ленится

Последние два слова может добавить учитель, если у детей их не появится.

 Слово «трудится» помогает нам самосовершенствоваться, а слово«ленится» приближает нас к бездушным роботам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои  требования к тому, какой должна  быть эта личность. Традицион...

Статья: «Использование различных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»

laquo;Знание  в собственном смысле слова сообщить невозможно.Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности».А. Дистервег Нов...

«Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода».

laquo;Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода»Современные методы обучения многогранны и разнообразны, в данном д...