Написание ПРЕ-, ПРИ-
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Матвеева Надежда Анатольевна

Материал для урока в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_pre_pri.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»

6 класс

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока:

Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая:развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:развивать умение творчески подходить к решению учебных задач.

                                                               Ход урока

I.Организационный момент.

II.Целеполагание, посмотрите на доску, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний по правописанию приставок пре и при.  

-Как вы думаете, ребята, что мы должны  сделать сегодня на уроке?    

-Повторить и закрепить умение правильно писать приставки пре и при

III. . Фронтальный опрос по изученному материалу:

-Давайте вспомним, на какие группы делятся все приставки?

-( неизменяемые, на з-с, пре-при)    

Комментированное письмо

Вставьте пропущенные буквы и объясните провописание приставок.

-А какая группа приставок самая сложная в написании? Почему?

( потому что надо определить значение , а это не всегда легко сделать)

- От чего зависит правописание приставок пре/при?

- Сколько значений у приставки при?

- Перечислите их. Приведите примеры.

- А сколько у приставки пре?

- Перечислите их.   Приведите примеры.

Давайте вспомним алгоритм действий при написании пре и при.

IV.Закрепление изученного материала.

1. Вставьте пропущенные буквы,объясните правописание. Кто автор этих строк и какое это произведение?

Владимир Андреевич пр…ближался  к  родной Кистенёвке. ( Пушкин «Дубровский)»

 «Боже мой! – пр..рвала    барыня,- да она пр..миленькая собачка».  (Тургеньев «Муму»)

- Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

- Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный  (Зимнее утро» )

2.Выборочный диктант. Распределить слова по группам в зависимости от значения.

Пр.ехать ,  пр.соединить ,  пр.отстать , пр.храмывать,  пр.близиться, присесть, привокзальный. Пришкольный, пришить, прилететь. Прибежать, прикрутить, приморский. Приоткрыть.

( проверка).

Индивидуальная работа ( несколько учеников в это время работают по карточкам)

3. Игра «Найдите лишнее слово»

•         Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть

•         Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный

•         Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный

•         Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить

•         Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная

•         Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая

•         Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

                                       Игра «Собери слова».  

   ый,пре,ум,н;  зл,ой,пре;  ый,пре,забав,н;  мудр,ый,пре.

Отгадай загадки    

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

-= Снеговик =-

Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.

-= Школа =-

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу ...
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу!

-= Буквы =-

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?

-= Учитель =-

Выгоняли рога                                                              
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.

                                     Физкультминутка

4.Цифровой диктант (1-и, 2-е)

- Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.

( 1,2,1,2,1.2.1.2,1,2)

5.Ученик работает у доски.Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.

        Лечь ненадолго -                         прилечь

        Сесть на краешек стула -            присесть

        Заболеть несильно, ненадолго -  приболеть

        Слегка поднять         -                   приподнять

        Временно остановиться -             приостановиться

  6. Работа по распечатанным листам

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать как мать и пр...открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.

2. Замените данные словосочетания одним словом.

глава государства ___________президент

подарить что-либо                       -презент

оперная певица, исполнительница главных ролей -     прима

помеха на дороге -  преглада

первое представление пьесы, фильма ______премьера

человек с капризами-              

история, передающаяся из уст в уста - предание

близкий знакомый, но не хороший друг- предатель

нарушение правил - преступление

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

Преемник – приемник_________________________________________________________

придание_______________________________________________________

предание - _________________________________________________

преступить – приступить____________________________________________________

преклонить – приклонить_____________________________________________________

пребывать – прибывать_______________________________________________________

преподать – припадать________________________________________________________

4.  Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

 7. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

8. Рефлексия

-Что мы узнали на уроке?

Чему научились?

9.Выставление оценок. Домашнее задание

Дополнительно: тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....

Алгоритм написания коррекционно- развивающих программ.

Помощь при составлении коррекционно- развивающих программ....

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Написание открытки написание письма

Презентации, дидактические материалы по теме Написание английской открытки Написание английского письма...