Дистанционное обучение 2020-2021 учебный год
олимпиадные задания

Очур-оол Светлана Салчаковна

Читать онлайн: https://www.litmir.me/bd/?b=29083

ПОРТРЕТ ХХ ВЕКА В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ

 Б. ВАСИЛЬЕВА «ЛЕТЯТ МОИ КОНИ

         Автобиографическая повесть Бориса Васильева «Летят мои кони»(1980 г.)  - это портрет ХХ века, показанный читателю через призму жизни автора, человека неравнодушного к родной земле, ее истории и людям. Произведение связано с самой важной категорией человеческого бытия – временем. С рождения человека начинают свой бег минуты, часы, дни, годы, сливаясь в один огромный временной поток – жизнь. Общее время, зафиксировавшее великие трагедии и достижения народа, соединяется с частным, сохранившим в памяти отдельного человека его личные беды, радости, наблюдения и надежды. Именно это  определяет те контуры, штрихи и краски, которые  будут использованы для описания определенного времени.

  Итак, для рассказчика наступает момент, когда пора подводить итоги, подумать о себе, о времени, о людях, поэтому в повести появляется символический образ ярмарки – прожитой жизни, где человек что-то отдает и что-то приобретает. «Золотые слитки воспоминаний» везет с этой ярмарки рассказчик.

Вспоминая  прошлое, автор-повествователь подробно описывает своё детство, молодость, зрелость – те важные этапы, которые и составляют жизнь  человека. Зрелость писателя пришлась на 60-80 –е годы ХХ века, это период, связанный с критическим взглядом на мир, на себя и свою профессию, это время взлётов и падений. Его молодость пришлась на военные и послевоенные годы, когда в людях  ценилось такое важное качество, как умение брать ответственность за себя и чужие жизни, это время, когда человек пытается найти свой путь.  Но важное место в воспоминаниях занимает детство рассказчика, ведь именно в этот период жизни и формируется личность. Б. Васильев пишет: «Всё – только в детстве… «Всё проходит»… Всё – кроме детства. Оно остаётся в нас пожизненно, потому что если «КТО ТЫ?» - плод взрослой твоей ипостаси, то «КАКОЙ ТЫ?» - творение детства твоего. Ибо корни твои в той земле, по которой ты ползал» [1, 96]

Рассказчик родился «на перекрестке двух эпох», когда «тихо отходила в вечность Русь вчерашняя, а у её одра неумело… хозяйничала Россия дня завтрашнего»[1, 113], когда взрывали знаменитые Молоховские ворота и в школах спорили, надо ли изучать крепостников Пушкина и Тургенева. Детство героя  - самые яркие пятна на картине века. Именно они надолго  приковывают внимание читателя, завораживают его, наверное, потому что представляют собой удивительное повествование о «маленьких людях» с великим чувством долга, оставивших  светлую память о себе. Герой  благодарен судьбе за встречу с ними, потому что именно они, как маячки в океане жизни, не дают человеку  сбиться с пути. Это и доктор Янсен, и первая учительница, и, безусловно, близкие люди, все те, перед кем автор преклоняется за великую науку БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

История жизни и гибели доктора Янсена, «тихого… скромного и немолодого латыша», - это пример беззаветного служения людям.  Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и был обречен на «особую, мученическую смерть» -   погиб, спасая детей из канализационного колодца. Он обладал «редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать…» [1, 98]. Поэтому и его смерть стала величайшей трагедией для жителей Смоленска. Автор жалеет, что он не живописец, иначе написал бы картину прощания жителей города с самым важным человеком в их жизни, но и при помощи слов рассказчику удалось отразить самый драматический момент детства, в котором всеобщее человеческое горе было неразрывно связано с безмерной  признательностью: «Я бы  непременно написал серое небо, и мокрое кладбище, и свежевырытую могилу, и калеку-краснознаменца. И женщин: в черном, на коленях. Православных и католичек, иудеек и мусульманок, лютеранок и староверок, истово религиозных и неистово неверующих – всех, молящихся за упокой души и вечное блаженство не отмеченного ни званиями, ни степенями, ни наградами провинциального доктора Янсена…»[1, 98]

  С ужасом думает автор о том, что было бы с ним, если бы на его жизненном пути не встретился  такой человек, как его первая учительница, имя которой он, к сожалению, забыл, но хорошо помнит, как водила она детей на экскурсию по родному городу, знакомила их с историей Смоленска. Это был учитель, который видел свой долг «не в том, чтобы нафаршировать детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего…»[1, 93]  Именно благодаря ей, любовь к родному городу и истории навсегда вошли в жизнь героя-повествователя.

  «… Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты – колыбель детства моего», - пишет автор[1, 91]. Этой любовью пронизано всё художественное пространство  повести. На страницах произведения город постоянно меняется. Трепетно автор относится к истории своей малой родины. Время оставляло свои отпечатки и на облике города, и на его жителях.  То это всего-навсего священная роща кривичей, то место, на котором Фёдор Конь возвёл крепость при царе Борисе, то место, где при впадении Смядыни в Днепр по повелению Святополка Окаянного зарезали князей Бориса и Глеба, то городской парк – старый Лопатинский сад с руинами средневековой темницы… Это история, а город детства – это «город-плот, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие» после урагана, имя которому «Гражданская война». Смоленск расположен на границе между Востоком и Западом, Севером и Югом, поэтому и стал он местом, где нашли себе приют поляки и немцы, русские и татары, евреи и латыши.  Всё это «разноязыкое, разнобожье и разноукладное население» мирно сосуществовало.  На этом плоту и плыл рассказчик «через собственное детство», подпитываясь духом мира и братства, учась жить, уважая чужие обычаи и религии, поэтому и запомнился родной город автору не построенным в это время танцевальным залом, а Храмом, который назывался Добром. В 20-30-ые годы ХХ века «помощь была нормой, ибо жизнь была неласкова». Пролетела эпоха, а в душе героя до сих пор звучат слова матери, проникнутые  великим чувством повседневного бытового интернационализма: «Боря, когда пойдёшь гулять, занеси дяде Янеку соль, скажи тёте  Фатиме, что я нашла для неё выкройку, и попроси у Матвеевны стакан пшена в долг…»[1, 92]

  С особой теплотой вспоминает рассказчик домик на Покровской горе (место своего рождения), свою большую семью, потому что всё, чем он обладает, - оттуда. В семье формируется мировоззрение человека, его характер. Б. Васильев пишет: «Признаю лишь один талант – неистребимую жажду работы. И талант этот – не от бога и не от природы, а только от родителей. И я встаю на колени и низко кланяюсь им…» [1, 149]

«Цель, ради которой мы спускаемся в жизнь с коня материнских колен, определяется отцами», - замечает писатель[1, 115]. Традиционный для русской литературы завет отца получает и герой повести «Летят мои кони». Отец рассказчика даёт самые важные уроки своему сыну, и это не просто слова, это его собственная жизнь. В голодные годы «двое детей, мама, бабушка, тётя, её дочь и кто-то ещё – жили на паек отца и на его более чем скромную командирскую зарплату» [1, 102]. Смысл жизни человека он видел в работе, не говорил о ней, а постоянно занимался делом, даже в свободное от службы время он постоянно что-то чинил, восстанавливал. И когда сын, ученик 5-го класса, спросил у него, зачем человеку столько времени отпущено, отец ответил: «Для работы». Это стало для рассказчика «главной заповедью, символом веры, альфой и омегой» его мировоззрения. Именно отец приучил героя презирать «две язвы человеческого общества»: безделье и «лакейскую жажду приобретательства». Автор гордится своим отцом, который умел восторгаться красотой мира, красотой человеческих поступков, литературой, умел «посеять восторг в других».

К книге в семье было особое отношение. Это была единственная роскошь в доме, который существовал на принципе «рационального аскетизма». Долгими осенними или зимними вечерами при свете керосиновой лампы читали вслух дети и взрослые, и все воспринимали СЛОВО с благоговением, потому что еще искусство – «не только в процессе производства, но и в процессе потребления – серьезный, исстари особо уважаемый труд» [1, 103].

Писатель утверждает: «Воспитание не профессия, а призвание, талант, дар божий» [1, 115]. С этим трудно не согласиться, ведь именно бабушка героя обладала «этим благородным даром». Она научила внука любить людей, сопереживать им, разбудила в ребенке Творца: научила придумывать истории, глядя на картины, в игре создавать собственный мир, где всегда торжествует Добро.

  Вспоминая свое детство, автор пишет: «Я везу с ярмарки сокровище, которое не снилось ни королям, ни пиратам» [1, 96]. Какое сокровище, богатство везет писатель? Конечно же, это знания, которые получил он в детстве, это память о людях, своей жизнью пробудивших в герое лучшие человеческие качества. Не скрипит его бричка, на которой он возвращается из прошлого, «под грузом антикварной рухляди», потому что всё, что он везет, «умещается в сердце».   

 Портрет ХХ века в повести дан и в ракурсе трех временных категорий –  прошлого, настоящего и будущего. 

  Прошлое страны – это трагические  моменты нашей истории, которые стали настоящим испытанием для народа. Так на страницах повести появляются дети, изуродованные голодом, беспризорники, ворующие хлеб, длинные очереди за самым необходимым. Всё это страшные приметы 20-30-х годов. Безысходность? Нет. Человека в это время спасает работа, взаимопомощь, умение понять и почувствовать боль другого, поэтому появляются в повести удивительно яркие образы отца и бабушки героя. Именно они, представители культуры прошлой эпохи стали теми, кто задал правильный вектор подрастающему поколению, способному противостоять трагическим сороковым, когда на алтарь войны были брошены миллионы жизней, была брошена юность. Из четырех друзей, ушедших на фронт мальчишками, в живых остался только один – рассказчик. И опять определяющим в обществе была человеческая жертвенность.

  Рефреном звучит в повести фраза «Летят мои кони…». Она передает стремительный бег времени. Действительно, летит время и до неузнаваемости меняет облик городов, меняет людей, их приоритеты. Наступают шестидесятые, когда в обществе начинается «яростная борьба за престижность». Вот уже и отец героя становится «редким социальным русским типом», которого пора заносить в Красную Книгу. Действительно, трудно встретить во второй половине ХХ века порядочного человека, не разменявшего мудрость на знания, оставившего за собой святое право жить, ориентируясь на вечные ценности, а не на дух времени, как остальные. Наверное, поэтому и едет он один по современному шоссе, забитому «жигулями» и «волгами», «навстречу потоку», «вопреки» на своем велосипеде в старой военной форме.

  Писатель с тревогой смотрит на настоящее, ведь новое поколение в погоне за сытой, комфортной жизнью  с машинами и полушубками забыло, что жизнь дана человеку для работы. В конце ХХ века отдых стал самоцелью, а духовность, любовь к литературе – пережитками прошлого, ненужным багажом. Со временем в обществе исчезает то, что делает людей народом  - любовь к родной истории. А ведь именно она объединяет людей, учит гордиться своей Родиной.

  Несмотря на неприглядную картину настоящего, автор верит в светлое будущее. Он мечтает, что добро всё-таки победит, ведь его мечты всегда сбываются. Да и вся его жизнь, его творчество направлены на то, чтобы добро победило. Достаточно вспомнить такие его произведения, как «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей» и др. Повесть «Летят мои кони» - это духовное завещание читателям настоящего и будущего, которые захватят его в свою бричку, на которой будут колесить по своему времени.

  Так из «золотых слитков воспоминаний», размышлений о настоящем и будущем, только наметившем контуры на холсте, создается портрет времени, раскрывающий психологию уходящего  поколения, для которого добро, труд, самопожертвование, патриотизм, были главными человеческими качествами. Это портрет неоднозначной эпохи - портрет ХХ века, где боль и радость, страдание и счастье, чаяния отдельных людей и судьба народа сплелись в удивительный рисунок, поражающий читателя своей откровенностью, глубиной образов и искренней любовью к людям.

 

Список литературы

  1. Васильев Б. Л. «Завтра была война»: романы, повести. – М.: Эксмо, 2014. – 640 с. – (Русская классика).

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letyat_moi_koni.doc52.5 КБ
Файл uchimsya_pisat_esse.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТРЕТ ХХ ВЕКА В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ

 Б. ВАСИЛЬЕВА «ЛЕТЯТ МОИ КОНИ

         Автобиографическая повесть Бориса Васильева «Летят мои кони»(1980 г.)  - это портрет ХХ века, показанный читателю через призму жизни автора, человека неравнодушного к родной земле, ее истории и людям. Произведение связано с самой важной категорией человеческого бытия – временем. С рождения человека начинают свой бег минуты, часы, дни, годы, сливаясь в один огромный временной поток – жизнь. Общее время, зафиксировавшее великие трагедии и достижения народа, соединяется с частным, сохранившим в памяти отдельного человека его личные беды, радости, наблюдения и надежды. Именно это  определяет те контуры, штрихи и краски, которые  будут использованы для описания определенного времени.

  Итак, для рассказчика наступает момент, когда пора подводить итоги, подумать о себе, о времени, о людях, поэтому в повести появляется символический образ ярмарки – прожитой жизни, где человек что-то отдает и что-то приобретает. «Золотые слитки воспоминаний» везет с этой ярмарки рассказчик.

Вспоминая  прошлое, автор-повествователь подробно описывает своё детство, молодость, зрелость – те важные этапы, которые и составляют жизнь  человека. Зрелость писателя пришлась на 60-80 –е годы ХХ века, это период, связанный с критическим взглядом на мир, на себя и свою профессию, это время взлётов и падений. Его молодость пришлась на военные и послевоенные годы, когда в людях  ценилось такое важное качество, как умение брать ответственность за себя и чужие жизни, это время, когда человек пытается найти свой путь.  Но важное место в воспоминаниях занимает детство рассказчика, ведь именно в этот период жизни и формируется личность. Б. Васильев пишет: «Всё – только в детстве… «Всё проходит»… Всё – кроме детства. Оно остаётся в нас пожизненно, потому что если «КТО ТЫ?» - плод взрослой твоей ипостаси, то «КАКОЙ ТЫ?» - творение детства твоего. Ибо корни твои в той земле, по которой ты ползал» [1, 96]

Рассказчик родился «на перекрестке двух эпох», когда «тихо отходила в вечность Русь вчерашняя, а у её одра неумело… хозяйничала Россия дня завтрашнего»[1, 113], когда взрывали знаменитые Молоховские ворота и в школах спорили, надо ли изучать крепостников Пушкина и Тургенева. Детство героя  - самые яркие пятна на картине века. Именно они надолго  приковывают внимание читателя, завораживают его, наверное, потому что представляют собой удивительное повествование о «маленьких людях» с великим чувством долга, оставивших  светлую память о себе. Герой  благодарен судьбе за встречу с ними, потому что именно они, как маячки в океане жизни, не дают человеку  сбиться с пути. Это и доктор Янсен, и первая учительница, и, безусловно, близкие люди, все те, перед кем автор преклоняется за великую науку БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

История жизни и гибели доктора Янсена, «тихого… скромного и немолодого латыша», - это пример беззаветного служения людям.  Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и был обречен на «особую, мученическую смерть» -   погиб, спасая детей из канализационного колодца. Он обладал «редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать…» [1, 98]. Поэтому и его смерть стала величайшей трагедией для жителей Смоленска. Автор жалеет, что он не живописец, иначе написал бы картину прощания жителей города с самым важным человеком в их жизни, но и при помощи слов рассказчику удалось отразить самый драматический момент детства, в котором всеобщее человеческое горе было неразрывно связано с безмерной  признательностью: «Я бы  непременно написал серое небо, и мокрое кладбище, и свежевырытую могилу, и калеку-краснознаменца. И женщин: в черном, на коленях. Православных и католичек, иудеек и мусульманок, лютеранок и староверок, истово религиозных и неистово неверующих – всех, молящихся за упокой души и вечное блаженство не отмеченного ни званиями, ни степенями, ни наградами провинциального доктора Янсена…»[1, 98]

  С ужасом думает автор о том, что было бы с ним, если бы на его жизненном пути не встретился  такой человек, как его первая учительница, имя которой он, к сожалению, забыл, но хорошо помнит, как водила она детей на экскурсию по родному городу, знакомила их с историей Смоленска. Это был учитель, который видел свой долг «не в том, чтобы нафаршировать детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего…»[1, 93]  Именно благодаря ей, любовь к родному городу и истории навсегда вошли в жизнь героя-повествователя.

  «… Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты – колыбель детства моего», - пишет автор[1, 91]. Этой любовью пронизано всё художественное пространство  повести. На страницах произведения город постоянно меняется. Трепетно автор относится к истории своей малой родины. Время оставляло свои отпечатки и на облике города, и на его жителях.  То это всего-навсего священная роща кривичей, то место, на котором Фёдор Конь возвёл крепость при царе Борисе, то место, где при впадении Смядыни в Днепр по повелению Святополка Окаянного зарезали князей Бориса и Глеба, то городской парк – старый Лопатинский сад с руинами средневековой темницы… Это история, а город детства – это «город-плот, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие» после урагана, имя которому «Гражданская война». Смоленск расположен на границе между Востоком и Западом, Севером и Югом, поэтому и стал он местом, где нашли себе приют поляки и немцы, русские и татары, евреи и латыши.  Всё это «разноязыкое, разнобожье и разноукладное население» мирно сосуществовало.  На этом плоту и плыл рассказчик «через собственное детство», подпитываясь духом мира и братства, учась жить, уважая чужие обычаи и религии, поэтому и запомнился родной город автору не построенным в это время танцевальным залом, а Храмом, который назывался Добром. В 20-30-ые годы ХХ века «помощь была нормой, ибо жизнь была неласкова». Пролетела эпоха, а в душе героя до сих пор звучат слова матери, проникнутые  великим чувством повседневного бытового интернационализма: «Боря, когда пойдёшь гулять, занеси дяде Янеку соль, скажи тёте  Фатиме, что я нашла для неё выкройку, и попроси у Матвеевны стакан пшена в долг…»[1, 92]

  С особой теплотой вспоминает рассказчик домик на Покровской горе (место своего рождения), свою большую семью, потому что всё, чем он обладает, - оттуда. В семье формируется мировоззрение человека, его характер. Б. Васильев пишет: «Признаю лишь один талант – неистребимую жажду работы. И талант этот – не от бога и не от природы, а только от родителей. И я встаю на колени и низко кланяюсь им…» [1, 149]

«Цель, ради которой мы спускаемся в жизнь с коня материнских колен, определяется отцами», - замечает писатель[1, 115]. Традиционный для русской литературы завет отца получает и герой повести «Летят мои кони». Отец рассказчика даёт самые важные уроки своему сыну, и это не просто слова, это его собственная жизнь. В голодные годы «двое детей, мама, бабушка, тётя, её дочь и кто-то ещё – жили на паек отца и на его более чем скромную командирскую зарплату» [1, 102]. Смысл жизни человека он видел в работе, не говорил о ней, а постоянно занимался делом, даже в свободное от службы время он постоянно что-то чинил, восстанавливал. И когда сын, ученик 5-го класса, спросил у него, зачем человеку столько времени отпущено, отец ответил: «Для работы». Это стало для рассказчика «главной заповедью, символом веры, альфой и омегой» его мировоззрения. Именно отец приучил героя презирать «две язвы человеческого общества»: безделье и «лакейскую жажду приобретательства». Автор гордится своим отцом, который умел восторгаться красотой мира, красотой человеческих поступков, литературой, умел «посеять восторг в других».

К книге в семье было особое отношение. Это была единственная роскошь в доме, который существовал на принципе «рационального аскетизма». Долгими осенними или зимними вечерами при свете керосиновой лампы читали вслух дети и взрослые, и все воспринимали СЛОВО с благоговением, потому что еще искусство – «не только в процессе производства, но и в процессе потребления – серьезный, исстари особо уважаемый труд» [1, 103].

Писатель утверждает: «Воспитание не профессия, а призвание, талант, дар божий» [1, 115]. С этим трудно не согласиться, ведь именно бабушка героя обладала «этим благородным даром». Она научила внука любить людей, сопереживать им, разбудила в ребенке Творца: научила придумывать истории, глядя на картины, в игре создавать собственный мир, где всегда торжествует Добро.

  Вспоминая свое детство, автор пишет: «Я везу с ярмарки сокровище, которое не снилось ни королям, ни пиратам» [1, 96]. Какое сокровище, богатство везет писатель? Конечно же, это знания, которые получил он в детстве, это память о людях, своей жизнью пробудивших в герое лучшие человеческие качества. Не скрипит его бричка, на которой он возвращается из прошлого, «под грузом антикварной рухляди», потому что всё, что он везет, «умещается в сердце».         

 Портрет ХХ века в повести дан и в ракурсе трех временных категорий –  прошлого, настоящего и будущего.  

  Прошлое страны – это трагические  моменты нашей истории, которые стали настоящим испытанием для народа. Так на страницах повести появляются дети, изуродованные голодом, беспризорники, ворующие хлеб, длинные очереди за самым необходимым. Всё это страшные приметы 20-30-х годов. Безысходность? Нет. Человека в это время спасает работа, взаимопомощь, умение понять и почувствовать боль другого, поэтому появляются в повести удивительно яркие образы отца и бабушки героя. Именно они, представители культуры прошлой эпохи стали теми, кто задал правильный вектор подрастающему поколению, способному противостоять трагическим сороковым, когда на алтарь войны были брошены миллионы жизней, была брошена юность. Из четырех друзей, ушедших на фронт мальчишками, в живых остался только один – рассказчик. И опять определяющим в обществе была человеческая жертвенность.

  Рефреном звучит в повести фраза «Летят мои кони…». Она передает стремительный бег времени. Действительно, летит время и до неузнаваемости меняет облик городов, меняет людей, их приоритеты. Наступают шестидесятые, когда в обществе начинается «яростная борьба за престижность». Вот уже и отец героя становится «редким социальным русским типом», которого пора заносить в Красную Книгу. Действительно, трудно встретить во второй половине ХХ века порядочного человека, не разменявшего мудрость на знания, оставившего за собой святое право жить, ориентируясь на вечные ценности, а не на дух времени, как остальные. Наверное, поэтому и едет он один по современному шоссе, забитому «жигулями» и «волгами», «навстречу потоку», «вопреки» на своем велосипеде в старой военной форме.

  Писатель с тревогой смотрит на настоящее, ведь новое поколение в погоне за сытой, комфортной жизнью  с машинами и полушубками забыло, что жизнь дана человеку для работы. В конце ХХ века отдых стал самоцелью, а духовность, любовь к литературе – пережитками прошлого, ненужным багажом. Со временем в обществе исчезает то, что делает людей народом  - любовь к родной истории. А ведь именно она объединяет людей, учит гордиться своей Родиной.

  Несмотря на неприглядную картину настоящего, автор верит в светлое будущее. Он мечтает, что добро всё-таки победит, ведь его мечты всегда сбываются. Да и вся его жизнь, его творчество направлены на то, чтобы добро победило. Достаточно вспомнить такие его произведения, как «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей» и др. Повесть «Летят мои кони» - это духовное завещание читателям настоящего и будущего, которые захватят его в свою бричку, на которой будут колесить по своему времени.

  Так из «золотых слитков воспоминаний», размышлений о настоящем и будущем, только наметившем контуры на холсте, создается портрет времени, раскрывающий психологию уходящего  поколения, для которого добро, труд, самопожертвование, патриотизм, были главными человеческими качествами. Это портрет неоднозначной эпохи - портрет ХХ века, где боль и радость, страдание и счастье, чаяния отдельных людей и судьба народа сплелись в удивительный рисунок, поражающий читателя своей откровенностью, глубиной образов и искренней любовью к людям.

Список литературы

  1. Васильев Б. Л. «Завтра была война»: романы, повести. – М.: Эксмо, 2014. – 640 с. – (Русская классика).



Предварительный просмотр:

Учимся писать Эссе

В связи с введением ЕГЭ во всех школах нашей страны, ученикам были предложены новые формы сдачи выпускных экзаменов. Теперь  для успешной итоговой аттестации по русскому языку необходимо иметь не только теоретические знания по данному предмету, но и умение дать развернутый ответ в жанре эссе. Также все задания, которые предлагаются в части С - определить основную мысль текста, сделать языковой анализ и написать собственное сочинение-отклик на основную тему, - должны быть логично скомпонованы и композиционно правильно выстроены. Ведь отличие письменной речи от устной в том и состоит, что письменная речь всегда целенаправленна.

Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • практической грамотности - оформления высказываний в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования и роста.

Зачастую ученики либо пересказывают текст, либо пытаются дать его полный лингвистический анализ. На самом деле надо понять основную мысль исходного текста, ведь именно от этого зависит раскрытие темы эссе. Выпускник также должен согласиться или не согласиться с мнением автора текста, привести ряд аргументов, доказывающих его позицию. В тексте сочинения должно быть место формулировке основной мысли исходного текста, анализ с объяснением использования этих языковых средств и объяснением того, как ученик понимает эти оттенки смысла. Должно найтись место и собственному мнению ученика, вступлению и заключению сочинения.    

Уже не первый год ученики нашей школы занимаются проектной деятельностью.

Т. к.  в  объеме школьной программы не предусмотрено необходимое количество часов на изучение и отработку навыков по написанию эссе, я посоветовала своим ученикам  для защиты проекта на «Ярмарке идей»  выбрать  тему «Как написать эссе» и вместе составить алгоритм написания части С.  Ребята с интересом работали над этой темой, считая, что эта работа поможет им успешно сдать ЕГЭ по русскому языку. 

В своей работе выпускники рассмотрели  следующие вопросы:

  • История рождения литературного жанра эссе.
  • Определения эссе.
  • Особенности эссе как литературного жанра.
  • Разновидности эссе.
  • Подготовка к написанию эссе.
  • Структурная схема эссе.
  • Как написать эссе. Примеры эссе.
  • Памятка для учащихся при написании эссе.
  • Требования, предъявляемые к  эссе.
  • Алгоритм написания эссе.

Цель данного проекта:

  1. Создать алгоритм написания эссе.
  2. Помочь выпускнику успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ.

Вторичная цель: раскрыть свои индивидуальные особенности: способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать – готовность к написанию.

Задачи проекта:

  • изучить жанр эссе;
  • показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;
  • самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
  • развить читательскую и творческую активность.

Подготовительный этап к написанию эссе

  1. Внимательно прочтите текст, предлагаемый для написания эссе.
  2. Вспомните, что вы знаете об авторе.
  3. Найдите ключевые слова.
  4. Запишите объективные ключевые слова по группам.
  5. Отметьте стрелками связь или противопоставление объективных ключевых слов.
  6. Рядом с объективными запишите субъективные ключевые слова, отнеся их по смыслу.
  7.  Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение.
  8.  Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?).
  9.  Сформулируйте проблему текста в виде вопроса.
  10.  Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
  11.  Подумайте, какие вы будете использовать литературные приемы, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
  12.  Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
  13.  Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
  14.  Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Алгоритм написания эссе:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
  5. Заключение.

Комментарии к алгоритму:

1. Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт  (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

  •  текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;
  •  концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

Выпускник должен  правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

I.   Логические

  • Факты
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
  • Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
  • Законы природы.
  • Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные

  • Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
  • Литературный пример из общеизвестного произведения.
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет

  • Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
  • Цитата из авторитетного источника.
  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Мнение очевидцев.
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).

 развернуть таблицу

Алгоритм написания эссе

1. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

5. Заключение.

 

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

10%

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

10%

3. Отражение позиции автора исходного текста.

20%

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

40%

5. Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/520810/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...

Технология проведения аттестации «ДИЗАЙН-СТУДИИ «АКВАРЕЛЬ» в условиях дистанционного обучения, 2019-2020 учебный год.

Технология проведения аттестации обучающихся "Дизайн-студии "Акварель" в условиях дистанционного обучения....

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело (очная форма обучения) 2020 – 2021 учебный год

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело 2 курс 3 семестр; 2 курс 4 семестр; 3 курс 6 семестр (очная форма обучения)...

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело (очно-заочная форма обучения) 2020 – 2021 учебный год

Зачет проводится в форме сдачи тестовых заданий. Материалы промежуточной аттестации, в том числе, их количество и уровень сложности разрабатываются и утверждаются предметно-цикловой комиссией....

Отчет учителя Клюевой И.Д. по итогам успеваемости за 2020-2021 (мониторинг учебной деятельности учащихся)

Отчет учителя Клюевой И.Д. по итогам успеваемости за 2020-2021 (мониторинг учебной деятельности учащихся)...