Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку

Рабочие программы учебных предметов для общеобразовательных школ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                        «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Канаш

 

                                                                                         «Утверждена»

                                                                                                               приказом

                                                                                                                    от 30.08. 2019г.

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

литература

                                                            на  2019-2020 уч.год

 6-а, 6-б класс

Уровень:   базовый

Всего часов на изучение программы 102

Количество часов в неделю 3

Учебник: Литература: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. Часть 1. 2 – М.: Просвещение, 2015

       Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, образовательной программы МБОУ «Средней образовательной школы №8» г. Канаш

                   

     Составитель: учитель русского языка и  литературы  высшей  категории     Тихонова Н.Г.

                                             

 

                                             

                                       

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 

Личностные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Выпускник получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты:

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Выпускник получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Выпускник получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Выпускник получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

Предметные результаты:

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей  XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

•  умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку

 Устное народное творчество

Обучающийся получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Обучающийся научится:

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание тем учебного курса

Введение. 1 час

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 3ч.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи (далее — P.P Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1ч.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА.1ч.

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 53ч.

Иван Андреевич Крылов. 3+1ч.

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 1 по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин. 21ч.

Краткий рассказ о писателе. . «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

 «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное  чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. 4ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев 4ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев 2ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. 2ч.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов 4ч.

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков 4+1ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

КР  по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов 3ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;  А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

            РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА 27ч.

Александр Иванович Куприн 2ч.

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге

Андрей Платонович Платонов 2ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин 3ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне 2ч.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» . Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев 4ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь  с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин.3ч.

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века 5ч.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов.  

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия) 

К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин  2ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер 2ч.

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай 1ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,  традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев 1ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы Древней Греции  6ч.

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот  

«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. 

Гомер

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель  де Сервантес Сааведра 2ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер 1ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме 2ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери 2ч.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Повторение и обобщение материала 3ч.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год

Распределение учебных часов по разделам программы

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1 ч

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века.

1 ч

Из русской литературы XIX века.

53ч

Из русской литературы XX века.

27ч

Из зарубежной литературы.

13 ч

Повторение, обобщение, итоговый контроль

ИТОГО:

102 ч

Тематическое планирование

Тема урока

количество часов

Введение                                                                                                          1

1

 Художественное произведение. Содержание и форма.

1

Устное народное творчество        3

2

Обрядовый фольклор.

1

Пословицы и поговорки.

1

Малые жанры устного народного творчества. Загадки

1

Из Древнерусской литературы        1

3

 Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи.

1

Из русской литературы 18 века        1

4

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.

1

Из русской литературы 19 века        53

5

Басни И.А.Крылова. " Осел и Соловей"», «Листы и корни». Комическое изображение невежественного судьи. Проект

2

 И.А.Крылов. Басня «Ларчик».

1

Контрольная работа по теме «Басни»

1

6

Стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в

1

Стихотворение А.С.Пушкина. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

2

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.

1

Лирика А.С.Пушкина.

1

А С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана  Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка».

1

 «Барышня- крестьянка».Образ автора-повествователя..

2

Обобщение по повести А. С Пушкина «Барышня – крестьянка».

1

Повесть  "Дубровский"

1

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский

1

Осуждение произвола и деспотизма  в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

 Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

 Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

2

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

1

Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

7

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

1

 Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

1

 Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

1

Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

1

8

 И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

1

 Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

1

 Портреты и рассказы мальчиков в произведении И. С. Тургенева «Бежин луг».

1

Роль картин природы в рассказе  И. С. Тургенева «Бежин луг».

1

9

 Ф.И.Тютчев. Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И.Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»

1

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

1

 Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

10

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

1

11

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1

Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

 Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

12

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

1

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»

1

 Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

1

Сказовая форма повествования.

1

Контрольная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

1

13

А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе.

1

Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

1

 Разоблачение лицемерия в рассказе  А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали.

1

14

Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

2

Е..Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики.

1

 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Проект

1

Из русской литературы 20 века        27

15

А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

1

Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

1

16

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

1

 «Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас.

1

17

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

1

 Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

1

 Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

1

18

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне

1

 Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний..

1

19

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

2

Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

1

 Контрольная работа  по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

20

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

Нравственная проблематика рассказа  В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект

1

21

 А.А.Блок.« О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

1

22

С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

2

Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова

1

Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века.

1

23

Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики».

1

 Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина.

1

24

Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла

1

25

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю

1

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа.

1

Из зарубежной литературы        13

26

 Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».

1

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

Геродот. «Легенда об Арионе». А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

1

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы.

1

Героический эпос Гомера. «Илиада», «Одиссея».

1

27

 М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».

1

Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот».

1

28

 Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка»

1

29

Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе»

2

30

 А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча

2

Повторение, обобщение, итоговый контроль

3

31

Повторение

3



Предварительный просмотр:

                               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Канаш

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

русский язык

на 2019 – 2020 учебный год

 6-а, 6-б класс

                               

Уровень:   базовый

Всего часов на изучение программы 204

Количество часов в неделю 6

Учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. русский язык в 2-х частях. Учебник для общеобр. организаций с прил. на электрон. носителе. М.: Просвещение, 2016

   Данная   рабочая программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, образовательной программы МБОУ «Средней образовательной школы №8» г. Канаш

                   

         Составитель: учитель  русского языка и литературы  высшей  категории     Тихонова Н.Г.

                                           

Планируемые   резулаты освоения учебного предмета «Русский язык» 

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

Регулятивные УУД

--умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

--умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

--умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

--умение анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные УУД

    --умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;

    --смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Коммуникативные УУД

    --умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

    -- владение всеми видами речевой деятельности:

     --адекватное понимание информации устного и письменного сообщения           (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

     --адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 --способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

 --свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

--овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

--способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

--свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

     --овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

Предметные

Обучающийся научится:

     --владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

     --владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

     --владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

    --адекватно понимать, интерпретировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

    --участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

    --анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

    --проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

    --классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам;

    --членить слова на слоги и правильно их переносить;

    --определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

    --опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

   --проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

   --проводить лексический анализ слова;

   --опознавать лексические средства выразительности;

   --опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

   --проводить морфологический анализ слова;

   --применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

   --опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

   --находить грамматическую основу предложения;

   --распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  --опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  --проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  --соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.

  --опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  --опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

   --использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

    --анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

    --оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

     --опознавать различные выразительные средства языка;

     --осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

     --участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

     --характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

     --использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

     --самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Содержание учебного предмета «Русский язык» 6 класс

Язык. Речь. Общение 1ч.

Русский язык среди языков мира.. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе 14ч.

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.

Текст 6ч.

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи 15ч

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи 3ч.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи 27ч.

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи 122ч.

Имя существительное 24ч.

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное 27ч.

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.

Имя числительное 16ч.

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение 28ч.

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол 27ч.

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение. 16ч.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

К.Р. Итоговый тест.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

                                             Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Язык. Речь. Общение.

1ч.

1

Р/р Русский язык среди языков мира.

1 ч.

Повторение изученного в 5 классе

14 ч

1

Фонетика. Орфоэпия.

1ч.

2

Части слова. Морфемный разбор

1ч.

3

Части речи. Морфологический разбор

1ч.

4

 Орфограммы в окончаниях слов.

1ч.

5

Сочинение «Интересная встреча»

1ч.

6

Словосочетание.

1ч.

7

Простое предложение. Знаки препинания.

1ч.

8

Проверочный диктант.

1ч.

9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

2ч.

10

Прямая речь. Диалог.

1ч.

11

Повторение изученного

1ч.

12

Входной контроль (контрольный диктант) Работа над ошибками

2 ч.

Текст

6 ч.

1

Р/Р Текст, его особенности.

1ч.

2

Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1ч.

3

Р/Р Начальные и конечные предложения текста.

1ч.

4

Р/Р Ключевые слова.

1ч.

5

Р/Р Основные признаки текста. Текст и стили речи

1ч.

6

Официально-деловой стиль речи.

1ч.

Лексика. Культура речи

15ч

1

Повторение изученного в 5 классе

1 ч.

2

Слово и его лексическое значение.

1ч.

3

Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

2ч.

4

Общеупотребительные слова.

1ч.

5

Профессионализмы.

1ч.

6

Диалектизмы.

1ч.

6

Р/Р Сжатое изложение

1ч.

7

Исконно русские и заимствованные слова.

2ч.

8

Новые слова (неологизмы)

1ч.

9

Устаревшие слова.

1ч.

10

Р/Р Словари.

1ч.

11

Повторение, тест

2ч.

Фразеология. Культура речи

3 ч

1

Фразеологизмы. Р/Р Источники фразеологизмов

2ч.

2

Повторене

1ч.

Словообразование. Орфография. Культура речи

27ч

1

Морфемика и словообразование. Повторение

2ч.

2

Р/Р Описание помещения.

1ч.

3

Основные способы образования слов в русском языке.

2ч.

4

Р/Р Этимология слов.

1ч.

5

Р/Р Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

2ч.

6

Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-.

1ч.

7

Буквы а и о в корнях -гор- -- гар-.

1ч.

8

Буквы а и о в корнях -зор- -- зар-.

1ч.

Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».

9

Рассказ по рисунку

1 ч.

10

Буквы ы-и после приставок

1ч.

11

Гласные в приставках пре- и при-.

5ч.

12

Контрольный диктант

1 ч.

13

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1ч.

14

Сложносокращённые слова.

1ч.

15

Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

1ч.

16

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1ч.

17

 Повторение и обобщение  по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

2ч.

18

Контрольный диктант по теме «Словообразование»

1 ч.

19

Анализ диктанта

1 ч.

Морфология. Орфография. Культура речи.

122ч.

Имя существительное

24 ч.

1

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

2ч.

2

Разносклоняемые, несклоняемые имена существительные.

3ч.

3

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

1ч.

4

Род несклоняемых имён существительных.

2ч.

5

Имена существительные общего рода.

1ч.

6

Морфологический разбор имени существительного.

1ч.

7

Р/Р Сочинение-описание впечатлений.

2ч.

8

Не с именами существительными.

2ч.

9

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

2ч.

10

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

2ч.

11

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. тест

3ч.

12

Повторение по теме «Имя существительное»

1ч.

13

Контрольная диктант и его анализ

2 ч.

Имя прилагательное

27ч.

1

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

2ч.

2

Р/Р Описание природы.

1ч.

3

Степени сравнения имён прилагательных.

3ч.

4

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1ч.

5

Р/Р Сочинение-описание местности

1ч.

6

Относительные прилагательные.

2ч.

7

Р.Р. Выборочное изложение 

2ч.

8

Притяжательные прилагательные.

1ч.

9

Морфологический разбор имени прилагательного.

1ч.

10

Тест по теме «Имя прилагательное»

1ч.

11

Не с прилагательными.

2ч.

12

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1ч.

13

Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

1ч.

14

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Словарный диктант.

2ч.

15

Р/Р Описание игрушки

1ч.

16

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1ч.

17

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2ч.

18

Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное».

Повторение

1ч.

19

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

.

1ч.

Имя числительное

16 ч

 1

Имя числительное как часть речи. Расписка

2ч.

2

Простые и составные числительные.

1ч.

3

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1ч.

4

Порядковые числительные.

2ч.

5

Разряды количественных числительных.

1ч.

6

Числительные, обозначающие целые числа.

2ч.

7

Дробные числительные.

1ч.

8

Собирательные числительные.

1ч.

9

Р/Р Употребление числительных в речи. Объявление

1ч.

10

Морфологический разбор имени числительного.

1ч.

11

Повторение темы «Имя числительное». Проверочная работа

1ч.

12

.Сочинение - рассуждение

1ч.

13

Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!»

1ч.

Местоимение

28 ч.

1

Местоимение как часть речи.

1ч.

2

Разряды местоимений. Личные местоимения.

2ч.

3

Возвратное местоимение себя.

1ч.

4

Р/Р Рассказ по рисункам

1ч.

5

Вопросительные местоимения.

1ч.

6

Относительные местоимения

1ч.

7

Неопределенные местоимения.

2ч.

8

Отрицательные местоимения.

3ч.

9

Притяжательные местоимения.

1ч.

10

Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Простой и сложный план

3ч.

11

Указательные местоимения .

1ч.

12

Р/Р Текст и план текста

1ч.

13

Определительные местоимения.

2ч.

14

Местоимения и другие части речи.

1ч.

15

Морфологический разбор местоимения.

1ч.

16

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

2ч.

17

Обобщающие уроки по теме «Местоимение».

2ч.

18

Контрольная работа по теме «Местоимение», анализ

2ч.

Глагол

27ч.

1

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

3ч.

2

Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу

1ч.

3

Разноспрягаемые глаголы.

1ч.

4

Глаголы переходные и непереходные

2ч.

5

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1ч.

6

Р/Р Изложение в форме рассказа

2ч.

7

Условное наклонение, повелительное наклонение

2ч.

8

Р/Р Сочинение по рисункам.

1ч.

9

Употребление наклонений.

Контрольный словарный диктант.

2ч.

10

Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов»

1ч.

11

Безличные глаголы.

2ч.

12

Морфологический разбор глагола.

1ч.

13

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

2ч.

14

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2ч.

15

Обобщающие уроки по теме «Глагол». Повторение

2ч.

16

Контрольная  работа по теме «Глагол», анализ

2 ч.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи.

16 ч.

1

Разделы науки о языке.  Орфография.

2ч.

2

Пунктуация.

2ч.

2

Сочинение - описание

2 ч.

4

Лексика и фразеология.

2ч.

5

Словообразование.

2ч.

6

Морфология. Синтаксис

2ч.

7

Итоговый контроль.

2ч.

204

Повторение



Предварительный просмотр:

                                              

             

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Канаш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

русский язык

                                                       на  2019-2020уч.год

 11 класс

                               

Уровень:   базовый

Всего часов на изучение программы 68

Количество часов в неделю 2

Учебник: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2016

 

      Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, образовательной программы МБОУ «Средней образовательной школы №8» г. Канаш

                   

         Составитель: учитель  русского языка и литературы  высшей  категории     Тихонова Н.Г.

                                             

                       

        Планируемые результаты учебного предмета

По окончании курса русского языка в  XI  классе учащиеся должны:

·         иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

·         знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

·         знать  языковые нормы,  уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные  нормы современного русского литературного языка;

·         обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;

·         овладеть функциональными стилями речи;

·         уметь  создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;

                                              Содержание тем учебного курса

Повторение изученного.(4+2) Лексика и фразеология.    Словообразование. Морфология. Орфография. ( Тест)

Синтаксис и пунктуация.

Простое предложение.(3+1-контрольная работа) Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения двусоставные и односоставные

.

 Предложения с однородными членами.(1)

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения.(7+2) Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Уточняющие обстоятельства. Сравнительные обороты. Сочинение – рассуждение.

Вводные слова. Обращения. Междометия. (1+!-тест 1.2 части)

Сложное предложение.(11+4)

Сложносочиненное предложение(3+2-сочинение-рассуждение) Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение (6+1 –контрольная работа).. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами. Сложноподчиненное предложение с двумя и ли несколькими придаточными. Некоторые недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Бессоюзное сложное предложение(2+1 – тест С). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи (4+2 – тест тренировочный). Знаки препинания в предложении с разными видами связи.

Прямая и косвенная речь -1 час

Употребление знаков препинания (2+1 )–контрольная работа

Культура речи (4+1 – практическая работа).Изобразительно – выразительные средства. Стилистические фигуры. Речевые ошибки и их предупреждение..Стилистическое использование лексики и фразеологии и синонимичных грамматических форм.

Повторение  - 6 часов. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Сложные синтаксические конструкции и их анализ.

Тест – 4 часа

Резервные уроки -4 часа

                                Тематическое планирование

                                               

                        Тема

Кол-во

часов

  1.

Повторение

Тест

    4

    2

 

Синтаксис и пунктуация

  2.

 Простое предложение

Тире между подлежащим и сказуемым

Предложения двусоставные и односоставные

Контрольная работа

    1

    1

    1

    1

  3.

Предложение с однородными членами

    1

  4

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Обособление определений.

Обособленные приложения и дополнения

. Обособление обстоятельств.

Сравнительные обороты.

Сочинение - рассуждение

    2

    1

    2

    1

    1

    2

  5.

Вводные слова, обращения и междометия

Тест

    1

    2

  6.

Сложное предложение

а) Сложносочиненное предложение

Знаки препинания в ССП

Сочинение- -рассуждение

    1

    2

    2

  7.

б) Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Контрольная работа

    2

    4

    1

в) Бессоюзное сложное предложение.

 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Тест

    1

    1

    2

  8.

Сложные предложения с разными видами связи

Тест тренировочный

    4

    2

  9.

Прямая и косвенная речь

    1

  10

Употребление знаков препинания

Контрольная работа

    2

    1

  11

Культура речи. Тропы. Стилистические фигуры

Речевые ошибки и их предупреждение

Стилистическое использование лексики и фразеологии

Практическая работа

    1

    1

    2

    1

  12

Повторение

   6

  13.

Тест

   4

  14.

Резервные уроки

   4

  .

    68