Времена года 9 класс русский язык
материал по русскому языку (9 класс)

Н.Е. Дмитриева

Времена года 9 класс русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitrieva_russkiy_yazyk.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество участника: Дмитриева Наталья Евгеньевна

Название темы:  Времена года

Предметное направление: русский язык

Рекомендации по использованию кейса

  1. Организационный момент. Учитель встречает учащихся и сообщает им, что сегодня они будут работать в парах.

2. Постановка проблемы, формулировка цели урока и выяснение ключевого словосочетания. Учащиеся знакомятся с эпиграфом занятия (фрагмент стихотворения Иосифа Бродского «Сумерки. Снег. Тишина. Весьма...» (http://www.stihi-rus.ru/1/br/47.htm)):

Пестроту июля, зелень весны
осень превращает в чёрные строки,
и зима читает её упреки
и зачитывает до белизны,

который помогает определить тему материала, с которым будут работать учащиеся.

Обобщая ответы учащихся, учитель формулирует тему – «Времена года» и предлагает рассмотреть её, используя пословицы и поговорки.

Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: какие темы курса русского языка можно повторить, используя пословицы и поговорки?

В результате обсуждения формулируется цель занятия: повторить некоторые темы русского языка, используя для этого пословицы и поговорки.

3. Выполнение эвристических заданий с использованием пословиц о временах года.

Задание 1. Разделите пословицы на четыре равные группы по существенному признаку. Дайте название каждой группе.

  1. Снег на земле, что навоз для урожая.
  2. Иногда и март морозом хвалится.
  3. Осенью и воробей богат.
  4. Летний день год кормит.
  5. Пришёл марток – надевай семеро порток.
  6. Зима без снегу – лето без хлеба.
  7. В осень и у кошки пир.
  8. Лето – страдная пора.

Группа 1: ,  ― это ______________________________________________________.

Группа 2: ,  ― это ______________________________________________________.

Группа 3: ,  ― это ______________________________________________________.

Группа 4: ,  ― это ______________________________________________________.

Ответ. Группа 1: 1, 6 – пословицы о зиме. Группа 2: 2, 5 – пословицы о весне. Группа 3: 4, 8 – пословицы о лете. Группа 4: 3, 7 – пословицы об осени.

Учащиеся в ходе фронтальной работы сравнивают пословицы в каждой группе и отвечают на вопросы:

Что вы можете сказать об их смысле? (Пословицы имеют схожий смысл.)

Чем являются эти пословицы? (Эти пословицы являются пословицами-синонимами.)

Задание 2. Подберите к предложенным пословицам пословицы-синонимы. Ответ объясните. (Учащиеся используют дополнительные источники информации.)

  1. Весенний день год кормит.
  2. Что летом родиться, то зимой пригодиться.
  3. Зима без трёх подзимков не становится.
  4. Октябрь на пегой лошади ездит.

Ответ (возможные варианты).

  1. Весенний день год кормит. (Весной день упустишь – годом не вернёшь.)
  2. Что летом родиться, то зимой пригодиться. (Лето собирает, зима подъедает.)
  3. Зима без трёх подзимков не становится.( В одну ночь зима становится.)
  4. Октябрь на пегой лошади ездит. (Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.)

Задание 3. Найдите в тексте устаревшие слова и подберите к ним синонимы.

  1. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
  2. Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
  3. В сентябре шуба за кафтаном тянется.
  4. Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в сусеке.

Ответ.

  1. Январь дублёнку до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. (Тулуп – нагольная, длинная, не крытая сукном меховая шуба.)
  2. Летом пролежишь, зимой с сумкой побежишь. (Сума ― мешок из ткани, кожи для ношения, перевозки чего-нибудь.)
  3. В сентябре шуба за пальто тянется. (Кафтан – это русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.)
  4. Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в зернохранилище. (Сусек – это отгороженное место в амбаре в виде неподвижного ларя для хранения зерна.)

Задание 4. Впишите пропущенные буквы.

  1. В зимней шубе и м…розы – шутка.
  2. Март сухой да мокрый май, будет каша и к…р…вай.
  3. Летом пролежишь, а зимой с сумой поб…жишь.
  4. Сугро… да вьюга – два друга.
  5. Осенью и в..робей богат.
  6. Осенний дож...ь мелко сеет, да долго тянется.
  7. Не т...пор кормит мужика, а июльская работа.
  8. Лето р…дит, а не поле.
  9. День летний го… кормит.
  10. Март с в…дой, апрель с травой, а май с цветами.
  11. Осень идёт, за собой дождь в…дёт.
  12. Майский моро… не выдавит слё…

Разделите пословицы на три равные группы по признаку, существенному с точки зрения правописания. Дайте название каждой группе.

Группа 1: , , ,  ― это ___________________________________________________.

Группа 2: , , ,  ― это __________________________________________________.

Группа 3: , , ,  ― это ___________________________________________________.

Ответ. Группа 1: 1, 2, 5, 7 – пословицы, в которых буква пропущена в словарном слове. Группа 2: 3, 8, 10, 11 – пословицы, в которых в корне слова пропущена безударная проверяемая гласная. Группа 3: 4, 6, 9, 12 – пословицы, в которых пропущен «сомнительный по звонкости/глухости парный согласный в корне слова».

Рекомендации:

  • Необходимо проводить занятие в кабинете, оборудованном компьютерами с доступом к сети интернет или иметь словари (толковые, энциклопедические, орфографические), сборники пословиц и поговорок.
  • Учитель на этом этапе по мере необходимости оказывает помощь.

3. Обсуждение проблемного вопроса, сформулированного в начале занятия.

Фронтально обсуждаются проблемный вопрос, сформулированный в начале урока.

Обобщить ответы учащихся можно, составляя на доске интеллект-карту.

  1. Обсуждение итогов занятия и рефлексия.

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу в паре, заполнив таблицу.

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Приложение

Русский язык

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

https://friendship.com.ru/calendar/09_01.shtml

Весенний день год кормит.

http://ruzacbs.ru/node/960

День летний год кормит.

http://slovarick.ru/321/

Зима без снегу – лето без хлеба.

https://socratify.net/quotes/ukrainskie-poslovitsy-i-pogovorki/191105

Зима без трёх подзимков не становится

https://znanija.com/task/8382843

Иногда и март морозом хвалится

https://www.stranamam.ru/post/1065751/

Летний день год кормит.

http://slovarick.ru/321/

Лето – страдная пора

http://posloviz.ru/category/leto/

Лето родит, а не поле.

https://vashechudo.ru/raznoe/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-lete.html

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

https://znanija.com/task/32046041

Майский мороз не выдавит слёз.

http://hvatalkin.ru/poslovica/6259

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

https://znanija.com/task/13316499

Март сухой да мокрый май, будет каша и каравай.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/11818/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/12088/%D0%9D%D0%B5

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в сусеке.

http://tolkru.com/pogovorka/page/not-the-bread-in-the-field-and-one-in-the-bottom-of-the-barrel.php

Октябрь на пегой лошади ездит.

http://mamamozhetvse.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-osen-dlya-detej.html

Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

http://www.pogovorki.su/osennij-dozhd-melko-seetsya-da-dolgo-tyanetsya-2/

Осень идёт, за собой дождь ведёт.

http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-osen-dlya-shkolnikov-1-2-3-4-5-klassa/

Осенью и воробей богат.

https://socratify.net/quotes/belorusskie-poslovitsy-i-pogovorki/196023

Пришёл марток – надевай семеро порток.

http://www.meteovesti.ru/news/63246482217-prishel-martok-nadevaj-sem-portok

Снег на земле, что навоз для урожая.

https://detskiychas.ru/proverbs/poslovitsy_urozhay/

Сугроб да вьюга – два друга.

https://znanija.com/task/16906324

Что летом родиться, то зимой пригодиться.

https://znanija.com/task/7180878

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

http://www.primeta.su/primety-na-vremena-goda/269/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Времена года» на немецком языке

Урок «Времена года» Задачи:Образовательная:   -Учить  отвечать на вопросы о погоде  весной, о временах  года-Тренировать У. в употреблении  лексики  -Трен...

Художественные произведения «времена года» у русских художников пейзажистов и композитора Петра Ильича Чайковского

ЦЕЛИ познакомиться с творчеством художников – пейзажистов и  музыкальными произведениями «Времена года» П.И.ЧайковскогоЗадачиВнимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ...

Презентация "Времена года" по немецкому языку 5 класс

Презентация к уроку-обобщению "Времена года" по немецкому языку 5 класс...

Презентация "Зима в музыкальном альбоме П.И. Чайковского "Времена года" и русской поэзии".

Презентация предназначена для проведения интегрированного урока по музыке и литературе в 5 классе по теме "Изображение русской природы в творчестве поэтов XIX века". Музыкальный материал из альбома П....

Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".

Цели урока:    -воспитание  любви к родной природе...