Работа с текстом на уроках русского языка
статья по русскому языку

Осипова Ольга Михайловна

Статья содержит размышления о проблемах восприятия текстовой информации современными школьниками и  о формах  организации работы учителя и ученика, способствующих развитию осмысленной работы с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом на уроках русского языка

   В настоящее время в информационном пространстве важным источником развития учащихся, конечно, является работа с текстом, которая проводится на разных уроках: информатики, обществознания, биологии и, безусловно, на уроках русского языка и литературы. Не случайно сегодня в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагается пристальное внимание уделяется воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Это возможно только  при условии овладения школьниками читательской культурой. Многие отмечают, что в настоящее время сложилась критическая ситуация по данной проблеме среди учащихся в связи со снижением интереса к чтению, ограниченностью круга чтения подростков, низким уровнем читательской компетентности. Результатом этого является неумение находить необходимые источники информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты, обрабатывать информацию в письменном виде. Для преодоления проблем в использовании и переработке текста на помощь ребенку должен прийти учитель, который должен понимать психологические составляющие осмысленного чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Очень важно рано  выявить  детей, которые могут  испытывать  подобные затруднения.  Для этого необходима совместная работа учителей -предметников и своевременная диагностика. Учителю-предметнику необходимо способствовать  развитию основных умений смыслового чтения школьника, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью, таких как:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Формы организации работы с информацией могут быть разнообразными:

1. Поиск информации

 2. Пересказ

 3. Сжатие текста        
4.
Выразительное чтение
5. Дополнение текста своими примерами (описаниями, аргументами)

 6. Нахождение в тексте тезиса и доказательства, перестройка текста

 7. Написание своего текста на основе нескольких текстов, других источников информации (карт, схем, графиков), дающих фрагментарное представление об одном и том же факте или явлении, используя суммарную информацию этих текстов (источников информации).

  Конечно, использование отдельных заданий не будет столь эффективным, как целенаправленная работа в данном направлении, поэтому отбор информации и работа с ней должна проводиться на всех уроках. Таким образом, учитель должен  создать условия для овладения учащимися фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста. Все это способствует приобретению предметных и совершенствованию метапредметных знаний, что является важным в современном образовательном и информационном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

Технология работы с текстом на уроке русского языка.

Технология- это  совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В этой методической разработке показана технология работы с текстом. Раскрываются понятия: основные пр...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...