подготовка к ЕГЭ по русскому языку, используя ИОП
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Серёдкина Елена Перфильевна

ежегодно при подготовке к ЕГЭ выпускники встречаются с разного рода трудностями. Поэтому пробую использовать при подготовке разные формы, в том числе ИОП, индивидуальные маршруты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 12 ЕГЭ 2019 по русскому языку. Теория.

Алгоритм выполнения задания

  • Внимательно читаем задание и варианты;
  • Определяем время представленных слов. Это важно, так как от времени зависит выбор правила;
  • Для слов настоящего и будущего времени, подбираем инфинитивы, от которых они образованы (не забываем о виде: он должен быть одинаковым у слова и инфинитива, лучше задать вопрос);
  • Определяем спряжение инфинитива. В зависимости от спряжения  ставим в окончания и суффиксы У,Ю,Е или А,Я, И.(см. таблицу ниже) Для глаголов настоящего и будущего времени и действительных причастий настоящего времени есть общее правило - это спряжение (см. таблицы);
  • Если слово прошедшего времени буква инфинитива сохраняется и в личной форме.(см. таблицы ниже).

 

1. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени

Чтобы определить спряжение глагола,ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

I СПРЯЖЕНИЕ

II СПРЯЖЕНИЕ

Остальные глаголы (+ брить стелить, зиждиться)

Все глаголы на - ить, 

+ 7 гл. на -еть: 

Терпеть 

Вертеть 

Обидеть 

Ненавидеть 

Зависеть 

Смотреть 

Видеть 

+4 гл. на -ать: 

Гнать 

Держать 

Дышать 

Слышать 

+производные этих глаголов

Искл. 7 глаголов на -еть и 4 на -ать +их производные

Искл. Брить, стелить, зиждиться и производные постелить, застелить и др.

I спряжение ( У,Ю,Е в окончаниях)

II спряжение (А,Я,И в окончаниях)

Я читаю 

Ты чита
ешь 

Он/она чита
ет 

Мы чита
ем 

Вы чита
ете 

Они чита
ют

Я говорю 

Ты говор
ишь 

Он/она говор
ит 

Мы говор
им 

Вы говор
ите 

Они говор
ят


!!!Запомните!!!

глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).

- глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

 

 

2)Если глагол прошедшего времени, то ставим перед суффиксом "Л" ту букву, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть

 

 

Например: раста..ла 

 

 

Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растаять, значит, перед "Л" пишем букву "Я"

расстаЯл


 3. Причастия настоящего и прошедшего времени (правило)

Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст. 
вр.

-ущ-, -ющ- - от гл. 1 спр. 

-ащ-, -ящ- от гл. 2 спр.

-ом- , -ем- от гл. 1 спр. 

-им- от гл. 2 спр

Читать (1 спр.) читающий 

Любить (2 спр.) любящий

Читать (1 спр.) читаемый 

Любить (2 спр.) любимый

Прош. вр.

Перед -вш-, -ш- та же гласная, что и в основе неопределенной формы глагола

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов 

1) с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я) 

2) с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши букву е 

Читать – читавший 

Растаять - растаявший

1) потерянный - потерять, 
2) влюбленный - влюбить.

Внимание!

Чтобы не допустить ошибки в написании гласной в страдательных причастиях прошедшего времени, будь осторожны при определении инфинитива. Часто встречаются:

Ковры развешаны во дворе (развешать) – продукты в магазине развешены (развесить)

Обвешанные лентами (обвешать) –  обвешенные продавцом (обвесить)

Замешанные в преступлении (замешать) –  замешенное тесто (замесить)

Расстрелянные партизаны (расстрелять) – подстреленные охотниками (подстрелить

Пристрелянное ружье (пристрелять) – пристреленный заяц (пристрелить)

Выкачанная из бака вода (выкачать) – выкаченная из подвала



Предварительный просмотр:

Работа по индивидуальным маршрутам.

Ф.И.   Трикин Руслан

Тема

Время

С кем работаю

 

Как (повторяю, изучаю,тренируюсь

Результат (решение тестов, отработаны правила)

Самооценка

*понял

? остались вопросы

Требуется

 помощь

Отметка о принятии работы

Отработать задание №5

20 мин

Самостоятельно Знакомство с алгоритмом работы.

Повторение теории, учебник, стр.38

Изучаю

Повторяю

Отработан алгоритм работы

*

?

Роспись

20 мин

Выполняет 6 заданий с помощью словаря паронимов.

Работа в паре (Руслан – Карина)

Тренируюсь

Взаимотренаж

Решил тестов_________

Допустил ошибки_______  

Отработаны задания

Роспись

       

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование индивидуальных образовательных программ (ИОП) при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2

Ежегодно при подготовке к ЕГЭ выпускники встречаются со многими проблемами: 1) сложной оказывается форма экзамена; работа с тестом; формулировка заданий. 2)большой объем теоретического материала, необходимый для качественного выполнения заданий; 3)огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на практике. И многие, многие другие .

Слайд 3

Поэтому подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Поэтому пробую использовать ИОПы , индивидуальные маршруты, помогающие организовать траекторию движения каждого учащегося.

Слайд 4

Учащиеся могут сдавать тему консультанту в группе, тогда есть возможность слушающим корректировать свой будущий ответ. Работа в роли консультанта помогает усвоить материал в несколько раз быстрее, поэтому консультантами должны стать учащиеся, имеющие нормативный и компетентный уровни.

Слайд 5

Возможно использование методики взаимотренажа , работа в паре, взаимообмен заданиями , доводящие карточки, взаимопередача тем, самостоятельная работа с теоретическим материалом , пояснениями к заданиям

Слайд 6

Организация выполнения ИОПов – залог успешной сдачи ЕГЭ. ИОП создает условия учащимся для самостоятельного продвижения по определенному плану, формирует у них реальную самооценку и позволяет им выбирать уровень своей учебной деятельности. Когда учитель привлекает других учащихся к приему заданий, создается ситуация взаимного обучения.



Предварительный просмотр:

Пояснение

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ .

НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ. НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ.

НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ  ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: согласно расписанию (а не расписания); вопреки предписанию (а не предписания).

Неправильно

Правильно

По истечению срока.

По окончанию передачи.

По заключению договора.

По приезду

По истечении срока.

По окончании передачи.

По заключении договора.

По приезде

Этот же предлог употребляется в сочетании скучаю по вас (допустимо: по вам).

Очень много ошибок связано с неправильным управлением глагола или существительного, постановкой неправильного падежа существительного после предлога, употреблением после глагола или существительного неправильного предлога: В письме мать описывает о путешествии вместо описывает путешествие; Заведующий склада отдал распоряжение вместо заведующий складом; Павел пришел с армии вместо из армии.

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Нередко причиной ошибки является неправильная координация (согласование) подлежащего со сказуемым: 

Если подлежащее выражено сочетанием существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже с предлогом с, в этом случае сказуемое ставится во множественном числе: После уроков в классе остались только Ира с Таней.

Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, сказуемое- глагол стоит во множественном числе: Два человека приблизились к костру; На столе лежат пять книг. Однако сказуемое-глагол может стоять и в единственном числе (в прошедшем времени в среднем роде): Вечером вокруг стола садилось восемь человек.

Если подлежащее — собирательное имя существительное, обозначающее количество: множество, большинство, большая часть, масса, сказуемое ставится, как правило, в единственном числе: На площади уже собралось множество народа.

Если подлежащее — собирательное имя существительное учительство, студенчество, молодежь и т.п., глагол-сказуемое всегда ставится в единственном числе: Учительство неутомимо работает над воспитанием и обучением десятков миллионов школьников.

Если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, глагол-сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени в среднем роде): Несколько птиц пролетело над моей головой. Однако нередко, особенно при названии лиц, глагол-сказуемое ставится во множественном числе: Несколько незнакомых мне людей сидели на поляне под раскидистым дубом и о чем-то тихо разговаривали.

Если подлежащим является несклоняемое сложносокращенное слово, сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование: Районо (районный отдел народного образования) отдал распоряжение о проведении олимпиады по математике. Если сложносокращенное слово склоняется, согласование происходит по общим правилам: Вуз начал экзамены.

При глаголе быть, стоящем в прошедшем или будущем времени, в именном составном сказуемом чаще употребляется творительный падеж '.Дубровский сам был гвардейским офицером, он не позволит обидеть товарища (А. Пушкин). Однако при глаголе быть используется и именительный падеж, который в этом случае характеризует постоянный признак: Азамат был преупрямый мальчишка (М. Лермонтов).

При глаголах казаться, являться, становиться и др. в именном составном сказуемом употребляется творительный падеж: Владимир явился перед друзьями мрачным и разочарованным.

Обратите внимание на случаи неправильного согласования во множественном числе местоимения 3-го лица с замещаемыми им существительными в единственном числе (обычно имеющими собирательное значение): Народ понял, что только так они (правильно: он) могут (правильно: может) добиться успеха.

Часто в устной, а иногда и в письменной речи после подлежащего-существительного появляется незакономерное местоимение 3-го лица он, они, вторично обозначающее подлежащее: Ларины, они были представителями поместного дворянства.

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО

С ОДНОРОДНЫМИ ПОДЛЕЖАЩИМИ

Если сказуемое стоит после однородных подлежащих, оно ставится во множественном числе: Темнота и тишина ночи хранили в себе какую-то тайну.

Если сказуемое стоит перед однородными членами, оно ставится во множественном или единственном числе: Сзади нас шли маленькая старушка и молодые девушки; На улице все громче слышалась музыка, голоса, барабаны (в данном случае сказуемое согласуется с ближайшим к нему подлежащим —1 музыка).

Сказуемое обязательно ставится во множественном лице, если обозначает действие, совершаемое несколькими лицами: Под кленом на скамеечке сидели Катя, Вера и Алена.

Сказуемое ставится в единственном числе, если однородные подлежащие связаны противительными или разделительными союзами: Иногда в хвойном лесу, как это ни странно, нам встречается молодая березка или тоненькая рябинка.

Нередко возникает ошибка при согласовании подлежащего со сказуемым в сложноподчиненном предложении, где придаточное стоит внутри главного. Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах. Исправим: Те, кто не набрал нужное количество голосов, не прошли на выборах. Все, кто видел море, не забывает его (нужно: все... не забывают).

НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

Приложения, заключенные в кавычки и употребляющиеся в литературном языке только в форме именительного падежа, неправильно согласуются в падеже с членами предложения, к которым они относятся: В повести «Тарасе Бульбе» Гоголь рассказывал о прошлом украинского народа (правильно: в повести «Тарас Бульба» или в «Тарасе Бульбе»)', В романе «Мастере и Маргарите»рассказана история Иисуса Христа и Понтия Пилата (правильно: в романе «Мастер и Маргарита» или в «Мастере и Маргарите»),

ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Нередко в предложении употребляется общее дополнение при двух управляющих словах. Ошибка появляется в том случае, если глаголы управляют разными падежами: Любить и наслаждаться природой (любить природу и наслаждаться ею); Смотреть и любоваться картиной (смотреть на картину и любоваться ею); Ухаживать и содержать дочь (ухаживать за дочерью и содержать ее).

Не всегда слова разных частей речи могут образовывать ряд однородных членов, например, не сочетаются существительные и неопределенная форма глагола: Я люблю игру на фортепьяно и петь в хоре; Он попросил чаю и переночевать в доме.

Неправильная расстановка частей составного союза: Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера (не только поджег).

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Следовательно, оба действия относятся к подлежащему. Поэтому ошибочным яв ляются следующие примеры: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Будучи в Москве, меня пригласили в гости к знакомым.

Не используются деепричастные обороты в безличных предложениях типа Пробежавшись до околицы, мне стало жарко. При наличии в данном случае логического подлежащего мне здесь отсутствует грамматическое подлежащее, которому можно было бы приписать действие, выраженное деепричастием.

Возможно употребление деепричастного оборота лишь в безличном предложении при неопределенной форме глагола: Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила.

НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами: Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу; Среди вопросов, заданным на пресс-конференции, были и очень острые. В этих предложениях причастия не согласованы с определяемыми словами. Достаточно от этих слов поставить вопросы, и окончания подскажут нужные формы причастий: Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу; Среди вопросов (каких?), заданных на пресс- конференции, были и очень острые.

Еще одной характерной ошибкой является следующая: главное слово стоит внутри причастного оборота: Приезжающих ученых на конференцию разместили по корпусам.

Запомните: главное слово при причастном обороте должно стоять либо перед ним, либо после него. Правильное построение предложения будет следующим: Приезжающих на конференцию ученых разместили по корпусам. Ученых, приезжающих на конференцию, разместили по корпусам.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи: Петя познакомил меня со своей девушкой и сказал, что я вскоре на ней женюсь (нужно: что он вскоре на ней женится); Светлана сказала брату, что ты не придешь вовремя (нужно: что он не придет вовремя). В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Ошибкой является соединение в качестве однородных синтаксических конструкций члена предложения и придаточного предложения: Он посмотрел фильм, нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран.

Ошибочная смысловая связь слов может возникнуть в результате того, что местоимение который обычно формально относится к ближайшему предшествующему существительному: Пригнали с поля коров крестьян, которых срочно надо было доить.


тренинг

Установите соответствие между предложениями и

допущенными в них грамматическими ошибками

Задание 1. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Призывая поэзию служить народу, Н. Некрасов пишет, что «я лиру посвятил народу своему».

Б. По истечению срока давности документы сданы в архив.

  1. Чичиков скупает крепостных, числившимся еще живыми.

Г. К двенадцати годам А. Пушкин прочитал и знал наизусть всю французскую литературу, важнейшие произведения литературы других народов.

Д. Образ Кутузова появляется в романе Л. Толстого, восхищаясь и обдумывая его.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 2. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Роман «Евгений Онегин» знали и восхищались им.

Б. Рост народных восстаний заставило правительство принять меры.

  1. Благодаря этого влияния Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

Г. Вся поэзия 1960 года, отвергнутой И. Бродским, была обращена к общественным темам. Д. Его произведение представляет собой оригинальную «фантазию» на тему романа «Евгения Онегина», исполненную любви к этой гениальной книге.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 3. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Первая неделя соревнований принесла не только болельщикам большие разочарования, но и радости.

Б. Благодаря Алексея Алипова наша страна получила первую золотую медаль

  1. Образ поэта-пророка, созданные А. Пушкиным, определил и его собственную жизнь. Г. Герой А. Чехова жаждет о лучшей жизни.

Д. Осуждая своих современников, М. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 4. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Перед Пьером князь Андрей может снять маску, на него надетой в светском обществе. Б. Блок очень любил и восхищался Россией.
  2. Прав был Васька Пепел, сказав о Василисе, что «души у тебя нет».

Г. Изучая картины И. Айвазовского, находящиеся в русских музеях, мы поражаемся огромному труду, вложенного художником в картины.

Д. «Вишневый сад» написано А. Чеховым

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 5. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Современники восхищались одой «Водопад», написанный на смерть фаворита императрицы.

Б. Р Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

  1. Двадцать один делегат прибыли на совещание.

Г. Благодаря учителя я справился с трудным заданием.

Д. Знакомясь с городом, туристам понравились архитектурные памятники.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 6. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Поступивших писем в редакцию было очень много.

Б. Поезд пришел на следующую станцию согласно расписания.

  1. Для поколений, пережившие войну, петербургские белые ночи не могут оставаться столь же безмятежными, как для А. Пушкина.

Г. Тысяча книг поступили в школьную библиотеку.

Д. Посещая музеи, нам будет очень интересно и познавательно.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  1. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  2. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  3. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  4. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 7. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Брат помог и успокоил Сашу.

Б. Презентация проходила согласно намеченного плана.

  1. Большинство голосовали за предложенную резолюцию.

Г. Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, как мне добраться до почты.

Д. Приспособившись к местным условиям, хорошо переносится суровая и холодная зима.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 8. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

Б. Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывал ни с чем не сравнимое блаженство.

  1. Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобных большим снежным шапкам.

Г. Тренер предупредил нас, чтобы ждали меня у входа на спортплощадку.

Д. Обломав сухие ветки, захотелось поскорее сложить из них костер и согреться. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительногЬ с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 9. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Многие из тех, кто посетил выставку картин В. Поленова в Третьяковской галерее, был приезжим.

Б. По возвращению из Италии художница сразу же приступает к работе над картиной.

  1. Наряду с военными и техническими дисциплинами, преподававшихся курсантам, была развернута культурно-просветительская работа.

Г. Концерт, посвященный знаменательной дате, транслируется из спорткомплекса «Олимпийского».

Д. Наталья спросила Дмитрия Николаевича, когда ты поедешь в Петербург.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 10. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Не рекомендуется принимать препарат по истечению срока годности.

Б. Все, кто бывал в Кижах, помнит Покровскую церковь, опоясанную резным деревянным кружевом.

  1. По приезду в город Павел Сергеевич сразу же направился в редакцию газеты «Репортер». Г. Оглядывая все вокруг, хотелось пройти по всем тропинкам, узнать все тайны.

Д. Их было всего шесть девушек, окончившие курсы в Иванове и получившие назначение в Приморье.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 11. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Те, кто бывал на нашей улице, обращал внимание на этот дом.

Б. Вопреки обыкновения, доклад океанографа не внес оживления

  1. Работая над «Победители недр», Григорий Адамов тщательно изучал геологию, встречался и беседовал с важнейшими учеными страны.

Г. Все тридцать один выпускник поступили в институт.

Д. Составляя предложение, учитывается как лексическое, так и грамматическое значение слова.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 12. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Начав заниматься музыкой, у меня появилось много новых знакомых.

Б. Благодаря тонкого чувства композиции достигается художественное единство изделия.

  1. По окончанию пансиона он ушел в монастырь.

Г. М. Лермонтов был великим русским поэтом, жившим более полутора веков назад и написавшим один из самых загадочных романов — «Героя нашего времени».

Д. За А. Блоком на эстраду устремились все те, кто окружали его в артистической. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Задание 13. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Согласно сохранивших документов купечество 1 -й гильдии после этой зимы исчезло полностью.

Б. А. Пушкин написал роман «Евгений Онегин», охарактеризованный В. Белинским как «энциклопедия русской жизни» и ставшим одним из самых популярных произведений всего девятнадцатого века.

  1. Никто из одноклассников так и не узнали об этой неприятной истории с классным журналом.

Г. Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.

Д. О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в «Мифы Древней Эллады», составленной А. Немировским.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 14. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Рассказы могут не только создаваться в письменной, но и в устной форме.

Б. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

  1. Многие из тех, кто знал А. Чехова, вспоминал о его лютой ненависти к самовозвели- чиванию и чванству.

Г. Одним из российских обычаев, ценившийся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

Д. Изучая растения средней полосы, у меня появился интерес к этой проблеме.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 15. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Согласно инструкции, представленная в учебнике, при определении спряжения глагол следует поставить в форму инфинитива.

Б. Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

  1. Пролетев несколько тысяч километров, ракета была затоплена в Тихом океане.

Г. Во время войны народ надеялся и верил в победу.

Д. В кинофильме «Войне и мире» В. Тихонов блестяще сыграл Андрея Болконского.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 16. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

Б. По приезду из Петербурга Н. Гоголь поселился  доме Аксакова

В. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал ее поэтичность и живописность. Г. Страна любила и гордилась поэтом.

Д. Покатавшись на катке, у меня болят ноги.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 17.  Ответ: А_Б  В  Г  Д

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

Б. Ярко и увлеченно рассказывает автор жизнь в таинственных глубинах Мирового океана.

  1. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

Г. Между записанными темами на доске разница невелика.

Д. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастуха и пастушки», написанного Астафьевым.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 18.  Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. У каждого из нас свое понимание о счастье.

Б. Последние годы были очень тяжелыми и принесли ему разочарования, проведенные им за границей.

  1. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Г. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает. Д. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 19. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Вечером, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

Б. Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.

  1. Почти все, кто прыгает впервые, утверждает, что очень страшно смотреть на землю, когда стоишь на крыле самолета.

Г. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

Д. В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Задание 20. Ответ: А_Б  В  Г  Д

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

Б. Ученый, нечего не производящий, подобен туче, не дающий дождя.

  1. А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Г. Все, кто когда-нибудь был на Кавказе, не может забыть его величественных гор.

Д. Девушка не только посещала художественную школу, но и музыкальную. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.



Предварительный просмотр:

Индивидуальня  образовательная программа  Трикина Руслана на апрель 2019 г

Цель: отработать задания №,8, 10,11,12.

Тема деятельности

Способ деятельности

Количество часов

Планируемый результат

Кто и как оценивает результат

1.

2

3.

4.

   

Отработать задание № 5

Отработать задание №10

Отработать задание №11

Отработать задание № 12

Самостоятельно знакомится с алгоритмом выполнения задания,  повторяет теорию, выполняет 3 заданий с помощью словаря паронимов.

Знакомство с рекомендациями по выполнению  задания.

Изучение теории. Выполнение 2 заданий

Выполнение заданий (работа в паре), используя папку с

теорией.

Повторение написания безударных окончаний глаголов, суффиксов причастий (доводящие карточки)

40 мин

40 мин

40 мин

40 мин

Правильное выполнение задания

Правильное выполнение заданий.

Правильное выполнение задания

Правильное выполнение задания

Гладышева К, тест.

Учитель, проверка , разбор неправильных ответов.

Горелов В. (консультант)

Учитель

Знакомство с рекомендациями  по выполнению задания №8

Начинайте выполнять задания с чтения предложений. Их 9, а ошибочных 5, т.е. во время первого прочтения необходимо исключить 4 или наметить предложения «на выбывание». Если при чтении ничто «не режет слух», не кажется странным, то, скорее всего, в этом предложении нет ошибок. Для самоконтроля проверьте наличие опасных мест:

 Причастный оборот. Существуют два правила включения причастного оборота в предложение: согласование причастия в роде, числе и падеже с определяемым существительным; определяемое слово может стоять перед причастным оборотом или после него, но не разрывать причастный оборот.

Деепричастный оборот. Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном. Оно тесно связано с глаголом. Предложений с деепричастиями без глагола не существует. Это и определяет основное правило употребления деепричастия в предложении: у глагола и деепричастия должен быть общий деятель. То есть подлежащее (деятель при глаголе) должно по смыслу соотноситься и с деепричастием.

Однородные члены. Ошибки в рядах однородных членов связаны с употреблением при них сочинительных союзов: не только.... но и, как.... так и. А именно их позицией по отношению к однородным членам. Главное правило: части составных союзов употребляются непосредственно перед однородными членами. не только (одн. член) .... но и (одн. член)   как (одн. член) .... так и (одн. член)  

 Приложение. Приложения, что используются в данном задании, – это названия книг, журналов, предприятий, которые пишутся в кавычках. Слова в кавычках могут изменяться (если нет родового понятия: в «Отцах и детях») и не изменяться (если употреблено родовое понятие: в романе «Отцы и дети

Теория для Задания №10 ЕГЭ 2019 по русскому языку

 Для успешного выполнения задания 10 необходимо знать перечень правил:

Правописание приставок

Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок)

Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ-  

 Алгоритм выполнения: 1)Внимательно прочитать 2)Выделить приставки 3)Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»).

 ·Приставки, оканчивающиеся на –з, -с;

·Ы, И,Ъ на стыке морфем;

·Пол-, полу-;

 ·Неизменяемые приставки;

 ·ПРЕ, ПРИ

Таким образом, то, что вы можете проверить при помощи правил, лучше делать в первую очередь. А приставки ПРЕ и ПРИ лучше всего оставить на «десерт».

 ТЕОРИЯ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

 Все приставки делятся на:

1) Неизменяемые (нужно запомнить) О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ -: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): председатель ПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый

 2) Изменяемые (приставки на –з, -с, зависят от глухости/звонкости последующего согласного Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на з, если глухой – то на с Без-/ бес- Воз-(вз-)/вос-(вс-) Из-/ис- Низ-/нис- Раз-(роз-)/рас-(рос-) Через-(чрез-)/черес Запомните: нет приставки з (несговорчивый)  

 3)ПРЕ и ПРИ (написание зависит от значения) При- имеет значения: 1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить) 2. неполнота действия (приоткрыть, присесть) 3. пространственная близость (приморский, пришкольный) 4. Доведение действия до кона (придумать, приучить) 5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь) Пре- имеет значения: 1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень) Премилый, презабавный 2. То же, что и приставка пере Преградить(перегородить, преобразовать(переделать)  

 ИСКЛЮЧЕНИЯ И СЛОЖНОСТИ 1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется! Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно( в этих словах з- входит в состав корня).

 2) Обратите внимание на слова: Расчёт, расчётливость (перед корнем –чёт- пишем С) Исключение: бессчётный Рассчитывать, рассчитать (перед корнем –чит- пишем СС)

 3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить

4) Приставки РАЗ(рас) и РОЗ(рос) зависят от ударения. Без ударения пишем А, под ударением О. Исключение: розыск, розыскной.

 5)Важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные. Например: бессмысленный, беззаботный и т.д. Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные в русском языке не пишутся подряд.

 6)Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения прибывать (приезжать) — пребывать (находиться) призреть (приютить,позаботиться) — презреть (пренебречь) притворить (закрыть) — претворить (воплотить) приклонить (наклонить) — преклонить (выразить уважение,вызывающий уважение) придать (добавить) — предать (предаться, выдать) приходящий (являющийся) —  преходящий (временный) притерпеться (привыкнуть) —  претерпеть (пережить) приемник (радио) — преемник (ученик) приставить (поставить к чему-либо) — преставиться (умереть) привратник (сторож) — превратности (неприятности) приложить (положить вплотную) — непреложный (незыблемый, нерушимый) придел (пристройка в церкви) — предел (граница) Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами.

 7) Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова). ПРИ: приоритет, привилегия, прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить ПРЕ: прерогатива, преамбула, препятствия, препоны, прерия, презент, препятствие, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, , прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, , превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть.

 Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ-, ПОЛУ-. ПОЛУ: Всегда пишется СЛИТНО (полутьма, полумера) ПОЛ: 

 ЧЕРЕЗ ДЕФИС «-» : перед гласной (пол-апельсина, пол-урока), перед -л (пол-лимона, пол-литра), перед прописной буквой (Пол-России, пол-Африки)

 СЛИТНО: если следующее слово начинается на согласную,кроме Л (полпомидора) РАЗДЕЛЬНО: если между ПОЛ- и существительным (местоимением) есть еще слово. (пол чайной ложки)

 И, Ы, Ъ после приставок

 Ы:  После русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме МЕЖ И СВЕРХ . Например: безынтересный, подыграть, разыскивать.

 И:  -после русских приставок, оканчивающихся на гласную (поиграть, поискать) -после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверхинтересный, межинститутский) -в слове ВЗИМАТЬ -в сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь) -после иноязычных приставок и частиц (пан-, суб-, транс-, контр- и т.п.) (панисламизм, субинспектор, трансиордания, контригра) -после числительных двух-, трех-, четырех- (двухигольный, трехимпульный)

Ъ :  -после приставок, оканчивающихся на согласную перед Е, Ё, Ю, Я. Подъем, разъезд. -после числительных двух- трех-, четырех-, перед Е, Ё, Ю, Я. Трехъярусный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

«Как помочь добиться успеха в подготовке к ЕГЭ по русскому языку, используя креативное мышление и нейросеть. »

Рекомендации, которые смогут пригодиться молодым учителям, осваивающим приемы при подготовке к итоговой аттестации....