Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся по русскому языку и литературе
методическая разработка по русскому языку

Методические  рекомендации

по  организации

проектной  деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации

по  организации

проектной  деятельности учащихся по русскому языку и литературе

                                                                                                                                   

Санкт-Петербург

2019

   Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Задача школы сегодня заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Важно научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность или метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения (Городилова, 2015).

   Само понятие «проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперёд) означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать.

   Учебные проекты предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Как правило, эти проекты выполняются под руководством учителя.

   Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную деятельность обучающихся на уроке ( в системе уроков) и во внеурочной деятельности.

   Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.

   Требования к учебному проекту:

  • Постановка проблемы
  • Планирование действий
  • Поиск и обработка информации
  • Продукт
  • Презентация продукта

            Портфолио (Городилова, 2015).

   

                                                            Классификация проектов

По содержанию

  • Монопроект
  • Межпредметный проект

В рамках одной области знаний

Проект, объединяющий несколько предметных областей

По организационной форме

  • Индивидуальный проект
  • Парный проект
  • Групповой проект

Проект, выполняемый одним учеником

Выполняется двумя учениками

Проект, выполняемый группой учеников

По времени выполнения

  • Мини-проект
  • Кратковременный
  • Долговременный

На один урок

4-6 уроков

От недели до года

По характеру контактов

  • Внутриклассный
  • Внутришкольный
  • Городской
  • Региональный
  • Международный

Участники первичного коллектива

Участники образовательного учреждения

Участники образовательных учреждений

По виду деятельности

Исследовательские проекты

Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений. Используются методы: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Практико-ориентированные проекты

Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.

Информационные проекты

Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п).

Творческие проекты

Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов, театрализации и т.п.

Игровые (ролевые) проекты

Предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.). Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

 

                                                                Проектный продукт

   Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.

Мультимедийный продукт:

  • Мультимедийная презентация
  • Видеоклип
  • Видеофильм
  • Гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами)
  • Компьютерная графика
  • Веб-сайт

Научные или учебные материалы:

  • Научный доклад
  • Научная статья
  • Сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.д.
  • Отчёт об исследовательской экспедиции
  • Анализ данных социологического опроса
  • Словарь
  • Тесты
  • Атлас, карта
  • Учебное пособие

Публицистические материалы:

  • Стенгазета
  • Школьная тиражная газета
  • Журнал
  • Заметка, интервью, обзор и др.

Нормативные документы:

  • Инструкция
  • Законопроект
  • Система школьного самоуправления

Творческий продукт:

  • Сборник стихотворений
  • Сборник сочинений
  • Литературный альманах
  • Альбом с иллюстрациями
  • Картина
  • Театральная постановка

Мероприятия:

  • Экскурсия
  • Праздник
  • Соревнование
  • Деловая игра
  • Викторина (КВН, «Что? Где? Когда? и т.п.)
  • Выставка
  • Пресс-конференция

           Литературное кафе (Городилова, 2015).

                                                    Этапы проектной деятельности

                      Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный

Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи.

Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.

2. Планирование работы

Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»), при организации групповой работы – распределение обязанностей, определить источники информации, ознакомиться с критериями оценки результатов.

Осуществляют: планирование работы, разбивку на группы и распределение ролей в группе, выбор формы и способа представления информации.

3. Реализация проекта

Не участвует, но: консультирует по необходимости обучающихся, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации, консультирует по презентации результатов.

Осуществляют поиск, сбор необходимой информации, её обработку, консультируются по необходимости, оформляют документацию проекта.

4. Презентация (представление) проекта

Принимает итоговый отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения.

Представляют результаты проекта, отвечают на вопросы, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

5. Осмысление и оценка проекта

Учитель (или жюри) оценивает результаты.

Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.

 

                           

Возможные варианты критериев оценки проектных работ

                                                                         Вариант 1

                                                                    Оценочный лист

Название проекта

Самооценка творческой группы

Оценка педагога

Оценка жюри

Средний балл

Достигнутый результат

Оформление

Защита:                   представление

ответы на вопросы

Процесс проектирования: интеллектуальная

активность

творчество

практическая деятельность

умение работать в команде

Средняя итоговая оценка:

                                                               

Вариант 2

                                                    Экспертный лист для оценки проектов

  1. Название проекта _________________________________________________
  2. 2. Авторы проекта (ф.и.о.,класс)_____________________________________
  3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию – 3 балла.
  2. Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла.
  3. Частично соответствует данному критерию – 1 балл.
  4. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.

                                         Первая часть. Экспертиза текста проекта

                                Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов

                             Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

                                   Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

4. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

                                        Третья часть. Экспертиза защиты проекта

                                     Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

Главные достоинства проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной вывод эксперта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                            Портфолио проекта

   Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

   Портфолио включает:

  • Паспорт проекта
  • Планы и графики выполнения этапов проекта
  • Отчёты рабочих групп
  • Рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта
  • Материалы к презентации
  • Результаты экспертизы

Целесообразно выбирать ответственного за наполнение портфолио.

                                                        Паспорт проекта

   Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт проекта состоит из следующих элементов:

  • Название проекта
  • Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные  с ним дисциплины.
  • Тип проекта
  • Цели проекта
  • Задачи проекта
  • Руководитель и консультанты проекта
  • Возраст участников проекта
  • Состав группы (имена и фамилии участников)
  • Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение)
  • Предполагаемые продукты проекта
  • Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)
  • Необходимое оборудование и ресурсы

   Паспорт проектной работы составляется учениками под руководством учителя. В старших классах учитель может только утверждать паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы (Городилова, 2015).

                           

Преимущество проектной деятельности

   Метод проектов позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; даёт возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся (Городилова, 2015).

Темы проектов по русскому языку для 5 классов


Многозначные слова.
Восклицательные предложения.
Роль второстепенных членов предложения.
Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
Как говорить правильно!?
Грамотным быть - важно!
Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
Значение знаков препинания.
Заимствование иноязычных аффиксов и их продуктивность.
Заимствованные слова в русском языке.
Знаки препинания и их роль в письменной речи.
Зачем нужны псевдонимы?
Звуки спорят: кто важнее?
Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников.
Имена собственные учащихся 5 классов.
Имя числительное как часть речи.
Интересные способы словообразования.
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека.
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени.
Лингвистическая сказка о деепричастии.
Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ-.
Лингвистический анализ названий улиц.
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита».
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Мини-сборник пословиц "О Родине".
Мини-сборник пословиц "О семье".
Мини-сборник пословиц "О дружбе".
Монограммы в современном русском языке.
Напиши мне письмо...
Наши домашние питомцы и русская фразеология.
Омонимы в русском языке.
Орфоэпия.
Основы телекоммуникационного этикета.
Откуда есть пошла грамота на Руси.
Поверь, не так и сложное предложение сложное.
Пословица недаром молвится.
Познавательная игра по Лексике.
Портрет одного слова «Конь».
Предложения с обращением.
Приставки, которые ходят парами.
Происхождение русского языка и первые орфограммы.
Путешествие в страну "Синтаксис".
Разделительный ь и ъ.
Разминка по русскому языку.
Речевой этикет в разных профессиях.
Роль системы знаков в современной жизни.
Сборник сочинений нашего класса о животных.
Сборник стихов и рассказов о животных.
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Словарь весёлых слов.
Словарь запахов.
Словарь футболиста.
Словарь цветов.
Слова-пустышки.
Слова-паразиты, языковые вирусы.
Слова-символы в русском языке.
Слово «тунеядец» в контексте русского языка.
Создание портрета слова.
Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Тематические группы наименования конфет русского происхождения.
Типы речевых ошибок школьников.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Утерянные буквы русского алфавита.
Фразеологические обороты в русском языке.
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова.

Темы проектов по русскому языку для 6 класса


Возникновение славянской письменности на Руси.
Существительное - самая живая часть речи.
Говорите правильно и красиво!
Грамотным быть - важно!
Заимствованная лексика в повседневной речи.
Заимствованная лексика в наименовании цветов.
Имена прилагательные в названиях местностей.
Имена прилагательные в названиях произведений.
Имена прилагательные в названиях растений.
Имя существительное.
Искусственные языки.
История происхождения русской фамилии.
История нашей письменности.
Как интернет влияет на язык?
Как влияют социальные сети на язык?
Как учили грамоте на Руси.
Красна речь фразеологизмами.
Люди и рукописи.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Мир школьных прозвищ.
Молодёжные жаргонизмы и сленги.
Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса...).
Наши друзья – словари.
Невербальные средства общения.
Немецкие заимствования в русском языке.
Образование слов с помощью приставок.
Образование слов способом сложения.
Особенности языка СМС сообщений.
Особенности языка современных СМИ (на примере местной газеты, новостного сайта в интернете).
От старой азбуки до современного алфавита.
Откуда берутся наречия?
Паспорт слова.
Паспорт слова «голова».
По букве и духу.
Порядковые числительные.
Портрет слова "солдат".
Праздник Служебных Частей Речи.
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и образованные от имён существительных.
Происхождение и значение фамилий моих одноклассников.
Путешествие в город Прилагательное.
Русский язык в нашей жизни.
Способы приветствия в нашей жизни.
Статистический портрет класса.
Стереотипные сочетания подлежащего и сказуемого в текстах художественных произведений.
Склонения в древнерусском языке.
Типы речевых ошибок школьников.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Фразеологизмы с числовыми категориями.
Фразеологизмы – языковые самородки.
Энциклопедия слов.
Язык народной приметы.

Темы проектов по русскому языку для 7 класса


Связь русского языка с дальнеродственными языками.
Грамотным быть - важно!
Диалекты в русском языке.
Диалекты нашего села.
Роль фразеологизмов в русском языке.

Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
Искусственные языки.
Использование старославянизмов в творчестве А.С. Пушкина.
История имён собственных.
Лексика электронного общения.
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
Молодёжный жаргон и его функция.
Названия городских объектов в нашей речи.
Немецкие заимствования в русском язык.
Обращения в русском речевом этикете.
Общение в эпоху Online.
Отражение имён славянских языческих богов в этимологии некоторых слов современного русского языка.
Отражение русского национального характера во фразеологизмах.
Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
Поздравление как жанр речи.
Переход слова из одной части речи в другую.
Разговорная лексика в баснях И.А. Крылова.
Самое распространённое слово в русском языке.
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Что означают наши имена?
Непростая простая буква «И».
Народные приметы в языке.
Язык рекламы.

Темы проектов по русскому языку для 8 класса

Богатство русских фразеологизмов.
Роль вводных слов.

Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
Владимир Иванович Даль и его работы.
Речь современного школьника.
Выражение именной части составного именного сказуемого.
Грамотность - залог успеха.
Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения.
Диалог с текстом.
Для чего нужны правила.
За чистоту русского языка!
Зачем нужно изучать русский язык?
Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
Имена собственные в пословицах и поговорках.
Использование калькированных лексических единиц в речи современных школьников.
Исследование односоставных предложений.
История письма.
Изменение языка с развитием технологий.

Лингвистические ошибки в рекламе: причины и цели.
Мы будем грамотными!
Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
Невербальные средства общения.

Вербальные средства общения.
Неопределенно-личные предложения.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Обособления определений и приложений.
Обособленные определения.
Обособленные члены предложения в таблицах.
Обращение и знаки препинания при нем.
Однородные и неоднородные определения в тестах.
Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Односоставные и двусоставные предложения.
Односоставные предложения.
Односоставные предложения в творчестве поэта-земляка Михаила Мокшина.
Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Односоставные предложения с главным членом сказуемым.
Особенности лексики (синтаксиса) электронных сообщений (писем, смс и т.д.).
Особенности употребления слов с переносным значением.
Особенности языка СМС сообщений.
Предложения с вводными конструкциями.
Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.
Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
Происхождение фамилий людей.
Психологический портрет.
Русский язык… История, культура и гордость.
Самое распространённое слово в русском языке.
Сборник упражнений по определенно-личным предложениям.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Склонение местоимений 2-го лица.
Слово «один» как часть речи.
Словарь устаревших слов (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
Составные глагольные сказуемые.
Составные именные сказуемые.
Тематические группы фразеологизмов.
Типы сказуемых.
Топонимы моего микрорайона.
Утерянные буквы русского языка.
Фразеологизмы в русском языке.
Язык фольклора.

Темы проектов по русскому языку для 9 класса

Аббревиатуры в названиях организаций.
Заимствованные слова в русском языке.
Античная и библейская лексика в публичной речи.
Виды сложноподчиненного предложения.
Влияние СМИ на речь современного школьника.
Влияние англицизмов на речь подростков.
Влияние интернет–сленга на развитие языка.
Диалекты.
За чистоту русского языка!
Заимствованные слова в русском языке.
Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе.
Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов и др.
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
Источник пополнения словарного запаса русского языка.
Как соблюдаются нормы ударения жителями нашего поселка.
Особенности использования фразеологизмов в речи современного человека.
Особенности употребления слов с переносным значением в речи.
Особенности языка лечебных заговоров потомственной целительницы.
История русского языка.
Отражение активных процессов в русском языке в газетных заголовках.
Отражение особенностей национального характера в пословицах и поговорках.
Ошибки в употреблении паронимов в тексте.
Происхождение фамилий людей.
Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ.
Российские учёные-лингвисты.
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.
Словообразование «Как растут слова».
Сложносочиненные предложения.
Соблюдение орфоэпических норм школьниками.
Стилистические функции синонимов (антонимов) в произведениях художественной литературы.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Сходства и различия наименований танцев в токовых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова.
Тематические группы фразеологизмов.
Типы многозначности в русском языке и иерархия значений (прямое и переносное).
Топонимы Москвы и Московской области.
Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском языке.
Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Чистота языка.
Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
Этимология названий месяцев в календарях разных народов.
Язык рекламы.
Языковые особенности рекламных текстов.

Темы проектов по русскому языку для 10 класса

Виды синонимов.
Деловой стиль общения в русском языке.
Жаргонизмы в речи молодёжи.
Звуки и буквы в русском языке.
История письменности.
Имена собственные в русских пословицах и поговорках.
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
Категория времени в английском и русском языках.
Категория числа имени существительного в английском и русском языках.
Связь русского языка с другими иностранными языками.

Языки мира.

Названия городских объектов в нашей речи.
Обращения в русском речевом этикете.
Этика речевого общения.

Русский речевой этикет - приветствия.
Сила слова (язык как средство воздействия).
Английские заимствования в русском языке.
Фразеологические обороты в повседневном общении.
Энциклопедия слова.

Темы проектов по русскому языку для 11 класса
Выдающиеся русские лингвисты.
Англицизмы в русском компьютерном жаргоне.
Жанр интервью в современных газетах.
Жаргоны и жаргонизмы
.
Искусство вести беседу.
История возникновения русских имен.
История русского алфавита.
Научные открытия русских лингвистов.
Основные законы орфоэпии русского языка.
Особенности имени числительного как части речи.
Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
Причины заимствования в современном русском языке.
Происхождение русских имен.
Роль фразеологизмов в современном русском языке.
Роль эвфемизмов в современном русском языке.
Синтаксические и лексические средства выразительности.
Структурные особенности русских метафор.
Тропы и функции.
Функциональные стили.
Функционирование языковых средств в коммуникативных регистрах речи.
Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
Язык как отражение национального характера.

Темы проектов по литературе  для 5 класса

Античная мифология.

Образы богатырей в русских былинах.

Миф об Орфее в произведениях живописи.

 Образ Геракла в произведениях живописи.

 Образ дракона в детской литературе.

 Подвиги Геракла в античной литературе.

 Красна речь пословицей.

 Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.

 Мы в зеркале пословиц.

 Малые жанры фольклора.

 Фольклорная шкатулка.

 Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».

 Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».

Гоголь Н.В. - словесный кулинар.

 Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики».

 Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба».

 Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова.

 Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.

 Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

 Античные образы в поэзии А.С Пушкина.

Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.

Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.

"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.

Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».

 Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».

 Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".

 Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.

 "Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.

 Литература и мой край.

 Мои любимые герои в литературных произведениях.

 Литературные места Санкт-Петербурга.

Темы проектов по литературе  для 6 класса

Образы героев в сказке Андерсена «Русалочка».

Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех».

Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон».

Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Роль мистики в творчестве Гоголя.

«Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса».

Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса».

Тема одиночества в поэзии Лермонтова.

Тема дуэли в лирике Лермонтова.

Быт и нравы русского дворянства (на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести Белкина»).

Литературные места нашего города.

Литературные места нашей области.

Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях.

Образ учителя в произведениях писателей 20в.

По следам литературных героев.

Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.

Тексты современных песен.

Зачем нужны псевдонимы русским писателям?

Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень».

Мои любимые герои в русской литературе.

Темы проектов по литературе для 7 класса

Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.

Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").

Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.

Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.

Латинские "крылатые выражения" в романе Ж.  Верна "Пятнадцатилетний капитан".

Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.

Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.

Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».

От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

 Говорящие фамилии в произведениях писателей.

 Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.

 Литературные премии в современном мире.

 Образ дождя в творчестве современных поэтов.

 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.

 Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.

 Памятники литературным героям.

 Образы героев в пушкинских произведениях.

 Языковые средства создания юмора в произведениях русской литературы.

Темы проектов по литературе  для 8 класса

Отражение философских идей в произведениях Ф.М. Достоевского.

«Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко.

 Петербург Гоголя.

 Тема одиночества в произведениях М.Ю. Лермонтова.

Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.

Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».

 Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина.

 Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

 Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования.

 Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.

 Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена.

Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление "Повести о Петре и Февронии Муромских" и романа "Тристан и Изольда").

Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе.

Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов.

Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе.

Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе.

 Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.

Одиссея и русские народные сказки.

Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ.

Символика поэмы «Медный всадник».

Функции средств художественной выразительности в произведениях русской литературы.

Специфика публичной речи в современном русском языке.

Художественные особенности поздних произведений Л.Н. Толстого.

Темы проектов по литературе для 9 класса

Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" в постановках русских театров.

Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».

Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова

Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России.

Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

Интертекстуальность романа И.С. Тургенева "Отцы и дети.

Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Книжные полки Онегина.

Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».

Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.

Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.

Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу.

Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы).

Коммуникативная функция подростковой анкеты.

Концепция любви в произведениях А.И. Куприна.

Образ города в творчестве С. Довлатова.

Образ моря в русской классической литературе.

Образ собаки в литературе XX века.

Говорящие фамилии в русской литературе.

Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Поэты-переводчики  «Слова о полку Игореве…».

Темы проектов по литературе для 10 класса

Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв». Проблематика романа.

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание».

Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание».

Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа "Преступление и наказание").

«Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).

Герои романа Достоевского «Преступление и наказание».

Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение).

Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот».

Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.

Пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история».

Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир».

Изображение военных действий в произведениях Толстого.

Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»

Роль сравнений в романе Толстого « война и мир».

Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки».

Античные образы в поэзии А.А. Фета.

Тютчевские размышления о космосе и хаосе.

Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.

 А. Меньшиков в истории и в литературе (по роману Толстого А. «Петр 1»).

Герой современной русской и французской литературы.

Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в.

Карты и карточная игра в литературе 19 в.

Женские судьбы в стихах наших современниц.

Образ еды в произведениях русских писателей.

Образы деревьев в русской поэзии 19в.

Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Образ учителя в русской литературе.

Художественные особенности поэзии Серебряного века.

Литературные места Санкт-Петербурга.

Темы проектов по литературе для 11 класса

А.С. Пушкин и его друзья-литераторы.

Художественные особенности поэзии Ахматовой.

 Любовная лирика.

Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой.

Специфика творчества Акунина.

Художественные приемы и особенности романов Акунина.

Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита».

«Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете.

Роман Булгакова в оценке священнослужителей.

Твой выбор: жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»).

Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя

Трансформация идеи вечной женственности в В. Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока.

Телевидение и литература: что окажется сильнее?

Своеобразие стиля сатирических рассказов М. Жванецкого.

Роль снов в литературных произведениях.

Средства речевой выразительности в различных типах политического текста ( на материале предвыборных публикаций).

Развитие жанра антиутопии в литературе 20в.

Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

Памятники литературным героям в России.

Мир фэнтези в современной литературе.

Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова.

Использование устаревших слов в повседневной жизни.

Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.

Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.

Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв.

Интерпретация образов славянской мифологии в романе М. Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки».

Темы русской поэзии 19 века.

Темы русской поэзии 20 века.

Дополнительные темы

Писатели 19 века и Санкт-Петербург.

Образы героев в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Философские идеи в творчестве Ф. М. Достоевского.
Жизнь замечательных людей" (жизнь и творчество Ф.И. Тютчева).
Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы).
Исследование истории жанров литературы классицизма. 
Концепция любви в произведениях русских авторов.
Королевство кривых зеркал Виталия Губарева.
Литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова.
Литературные салоны пушкинской поры.
Музыка в лирике М.В. Ломоносова.
Образ "маленького человека" в русской литературе.
Образ города в творчестве С. Довлатова.
Образ моря в русской классической литературе.
Образ Петербурга в русской литературе.
Образ собаки в литературе XX века.
Описание природы дня и ночи в творчестве русских поэтов и художников.
Особенности жанра фэнтези.
Подготовка теста-викторины и словаря-комментария по пьесе «Горе от ума». 
Поэтический калейдоскоп «Мои любимые блоковские строки» (сборник стихотворений А. Блока с отзывами на каждое).
По следам литературных героев.
Правды Христовой учители, грамоты нашей творцы…
Птичьи фамилии в литературе.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина "Алые паруса".
Ростовщик и ростовщичество в русской и зарубежной литературе.
Русский характер в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
Русские писатели- лауреаты нобелевской премии.
Сборник стихотворений поэтов Серебряного века с вашими рецензиями.
Создание иллюстрированного путеводителя по произведению («Евгений Онегин»). 
Создание иллюстрированного электронного альбома стихов поэтов.
Создание словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). 
Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову…».
Сопоставление оригинала и перевода (баллады В.А. Жуковского). 
Сопоставление поэтических переводов «Слова…». 
Сочинение «Мое путешествие в…». Включите в него свои размышления по примеру А.Н. Радищева.
Сравнительный анализ пословиц и поговорок на русском, английском и французском языках.
Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова (взять разные периоды истории).
Создание электронного методического пособия по литературе по изучению творчества С.А. Есенина в школе.
Тема любви в творчестве И.А. Бунина.
Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
Шерлок Холмс - герой или злодей. Причины популярности великого сыщика.
Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик».
Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».

Военная тема лирики Владимира Высоцкого.
Любовная тема лирики Владимира Высоцкого.

Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова.
История создания поэмы «Мертвые души».
Смысл названия романа «Герой нашего времени».
Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
Создание электронного альбома портретов М.Ю. Лермонтова.
Создание электронного альбома картин М.Ю. Лермонтова.

Загадочная судьба А.С. Грибоедова.
Комическое и сатирическое в пьесе «Горе от ума».
Одиночество Чацкого в пьесе «Горе от ума».
Особенности поэтического языка «Горе от ума».
Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в постановках русских театров.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»).
Особенности поэтического языка «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России.
Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
Роль художественной детали в создании образов помещиков из поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души".
Фантастическое в ранних повестях Н.В. Гоголя.

Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Влияние повести Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина» на создание повести «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Дружба в жизни человека (на основе материала лирики А.С. Пушкина).
Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Книжные полки Онегина.
Костюмы пушкинской поры.
Кроссворды по произведениям А.С. Пушкина.
Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Природа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Русский бал в истории, литературе и в жизни современного человека.
Русская дуэль.
Экскурсия по пушкинским местам.

Интертекстуальность романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Любовь в повести И. С. Тургенева «Ася».
Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
Смирение: толерантность ли это (на материале рассказа А.П. Чехова "Размазня").

Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.

Лирика А.А. Ахматовой.
Жизнь и творческая судьба А.А. Ахматовой

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117.
  2. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23.
  3. Городилова О.Б. Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе. Пикалёво, 2015.
  4. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24.
  5. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.
  6. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6.
  7. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика учебных достижений обучающихся. Процент качества знаний учащихся по русскому языку и литературе.

Использование нетрадиционных уроков для активизации самостоятельной деятельности учащихся и повышения  их качества знаний ...

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логичес...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Неотъемлемой частью учебного процесса является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая повышает интерес к изучаемым предметам. Работа над исследовательскими проектами форми...

Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе МБОУ «Славгородская СОШ" города Славгорода Алтайского края

Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании»от 29.12.2012г, Типового положения об общеобразовательном учреждении,  Методического письма Министерства просвещения от 1 се...

Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Документ содержит текст доклада на НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"...

Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку и литературе

Как же  работать, чтобы вдохновлять?  Современный урок  –  это активный диалог, поиск, эксперимент. Это время, когда дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выво...