Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе
статья по литературе на тему

Гапеевцева Евгения Александровна

Документ содержит текст доклада на НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Икейская СОШ»

Учитель русского языка и литературы Гапеевцева Е.А.

Организация исследовательской деятельности учащихся

 по русскому языку и литературе

Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако для учащихся занятие исследовательской деятельностью – это:

 - воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей;

 - приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;

 - расширение границ толерантности.

Этапы организации исследовательской деятельности школьников

  1. Постановка проблемы.
  2. Изучение теории, посвященной данной проблематике.
  3. Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
  4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

В 2009 году с учащейся 8 класса Юрченко Алёной мы провели исследование по теме «Что означают наши имена?». (Работа заняла III место на районном конкурсе исследовательских работ «За страницами учебника»). Цель исследования - выявление влияния имени на характер человека, составление рейтинга самых популярных и самых редких имен, а также выявление отношения современных подростков к своему имени.

Предложенные методы исследования (анкетирование, анализ документов, наблюдение,  количественный анализ)  заинтересовали ученицу, позволили мотивировать на самостоятельную деятельность.

        2010 год – ученица 8 класса Чиж Анастасия  «Тема материнства в современной русской литературе (на примере рассказов Л. Петрушевской «Страна» и И. Полянской «Мама»)». (Работа заняла I место на районном конкурсе исследовательских работ «За страницами учебника»)

        

Цель: Проследить особенности раскрытия темы материнства в современной русской литературе на примере рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской  «Страна».

Задачи:

  • выяснить, насколько востребована тема материнства в мировом искусстве;
  • на основе рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна» выявить то, насколько мамы бывают разные, какое отношение к своим детям они могут проявлять;
  • выявить отношение к материнству у учащихся МОУ «Икейская СОШ».

В настоящее время  с семиклассницей Кондратюк Дарьей работаем над исследованием по теме «Проблема приёмных детей в русской литературе (На примере рассказов А. Солженицына «Матрёнин двор», М. Шолохова «Судьба человека» и А. Платонова «Юшка»)».

Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Дозированная нагрузка, контроль за выполнением исследования, ощущение искренней личной заинтересованности педагога также позволят повысить мотивацию к исследовательской деятельности.

С особенной ответственностью относятся школьники к представлению своего исследования на конкурсах, НПК. Во время наглядной презентации результатов деятельности важно построить такое выступление, которое отразит всю суть работы, глубину её содержания.

Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.