Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах
статья по русскому языку на тему

Базунова Татьяна Николаевна

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторых – как важнейшая сфера воспитания. Таким образом, внеурочная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно- воспитательной работы в школе. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие цели  и задачи.

Цель: развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету; воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами; воспитание любви и уважения к русскому языку.

Задачи: способствовать углублению приобретаемых на уроках знаний; совершенствовать навыки анализа различных фактов языка; расширять лингвистический кругозор школьников; развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний; выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников; воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторых – как важнейшая сфера воспитания. Таким образом, внеурочная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно- воспитательной работы в школе. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие цели  и задачи.

Цель: развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету; воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами; воспитание любви и уважения к русскому языку.

Задачи: способствовать углублению приобретаемых на уроках знаний; совершенствовать навыки анализа различных фактов языка; расширять лингвистический кругозор школьников; развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний; выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников; воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат три основных методических принципа.

               Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным.

Следование этим принципам невозможно  без внедрения в современный образовательный процесс технологий развивающегося обучения: информационно-коммуникационных технологий, технологию проблемного обучения и, конечно же, проектную технологию.

Вовлечение учащихся во внеурочную научно-исследовательскую деятельность в области языкознания и лингвистики создаёт условия для выявления и развития потенциала разных видов одарённости, для реализации  личных творческих способностей детей, а также помогает учащимся овладеть разнообразными методами исследования: 


1. Общенаучными :

  • абстракция и конкретизация
  • анализ и синтез
  • сравнение
  • противопоставление
  • индукция и дедукция

2. Социологическими: 

  • опрос 
  • анкетирование 
  • интервьюирование 


3. Теоретическими:

  • анализ литературы, архивных материалов, документов
  • построение гипотез
  • прогнозирование

4. Империческими: 

  •  глобальный эксперимент 
  • локальный эксперимент 
  •  микроэксперимент 
  • лабораторный эксперимент 
  • естественный эксперимент 


                 Причём методы работы учащиеся выбирают самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта и координатора исследовательской деятельности. Работу над этим видом проектов можно представить в виде двух этапов.

На первом этапе происходит формирование исследовательских групп.

Всех участников проектной деятельности нашей гимназии можно разделить на две группы:

1. Учащиеся 9-11 классов, занимающиеся исследовательской

деятельностью в предыдущем учебном году.

2. Учащиеся 8 классов, привлекаемые к этой работе впервые. В выявлении одаренных учащихся следует опираться не только на желания ребят и личное мнение, но и работу школьных психологов.

На втором этапе работа начинается с выбора темы, хотя её формулировка рождается не сразу и часто меняется в зависимости от направления анализа предмета исследования. После определения темы исследования, его цели и задач во взаимодействии с учащимся мы проводим отбор материала для анализа. После создания работ учащимися в школе проводится своеобразный творческий отчет, во время которого учащиеся презентуют работу остальным участникам научного общества. Таким образом проводится и тренировка защиты работ на конкурсах. Отчет проводится за две недели до защиты работы на определенном конкурсе.

Выступление ребенка на научно-практической и исследовательской конференции – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося. Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно и, как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей.

Итак, исследовательская практика ученика – путь формирования особого стиля учебной деятельности. Исследовательский подход позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития, самоанализа и самоорганизации. Руководство работой учащихся по учебным исследованиям осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы. В процессе подготовки к защите любой конкурсной работы учащимся предлагается к использованию памятка, содержащая советы по подготовке к выступлению: содержание, продолжительность, структура и др.

`        Как подготовиться к защите конкурсной работы?

1.Напиши текст выступления, в котором обязательно отрази объект, предмет

исследования, цель (1), задачи (3-4), актуальность, методы исследования, гипотезу.

2.Объем такого текста – не более 2 страниц. Этот объем, как правило, подразумевает 4-5-минутное выступление.

Так ты сможешь уложиться во временной регламент защиты (чаще 5-7 минут).

3.В тексте выступления обозначь слайды презентации, чтобы точно знать, в каком месте нужно включить следующий слайд.

4.Если сможешь, делай это сам (с помощью клавиатуры, мышки, в том числе беспроводной). Если чувствуешь, что можешь заволноваться, попроси одноклассника, представив ему копию текста твоего выступления с обозначенными слайдами.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, отмечу, что главная наша цель - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

Также мы можно отметить, что на первых этапах работы учащихся имели репродуктивный характер, не было обобщений и самостоятельных выводов. В основном темы, которые рассматривались, были известны и полно освещены в литературе. Работы представляли собой бессистемное изложение материала автора по данной теме, не было ссылок на авторов тех или иных точек зрения. Работы были поверхностны. Оформление носило случайный характер.

 На данный момент учащиеся оформляют работы соответственно требованиям (в школе разработаны критерии оценивания исследовательской работы), носят частично-поисковый и исследовательский характер, имеют четкую структуру.

Анализ результатов работы по формированию коммуникативной компетентности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы. Данная работа способствует созданию образовательной среды, обеспечивающей слияние в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех.

Список  литературы
Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.
Виды внеклассной работы по русскому языку / Сост. М. М. Морозова – М.: - Просвещение, 1968 -273с.
Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе / Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвеще-ние,1982.-185с.
Воспитание творческого читателя: Проблемы вне-классной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.
Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1979-349 с.
Методика преподавания русского языка в нацио-нальной школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.
Организация внеклассной работы по русскому язы-ку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.
Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов - М.:Просвещение, 1985.-241с.

Н.М.Янилкина . Внеурочная деятельность по русскому языку , ее роль и место в учебном процессе. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по русскому языку

Материалы выступления на региональной НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"....

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Исследовательская работа как форма организации учебной деятельности на уроках географии

Исследовательская работа - особая форма организации учебного процесса, которая является проявлением исследовательского метода на практике....

Организация внеурочной деятельности по русскому языку

Формы и виды внеурочной деятельности по русскому языку...

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

Многообразие форм организации внеурочной деятельности по английскому языку

В статье представлен перечень используемых форм работы в нашей гимназии....