Главные вкладки

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку
    статья по русскому языку по теме

    Гапеевцева Евгения Александровна

    Материалы выступления на региональной НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку (из опыта работы)

    Доклад

    24.02.2010

    Гапеевцева Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  МОУ «Икейская средняя общеобразовательная школа»


    (Слайд 1) Внеурочная деятельность по русскому языку – важное звено в учебно-воспитательном процессе. Она  дает возможность каждому ученику проявить себя, стать художником, чтецом, поэтом, ведущим конкурса или членом жюри, посетить музей и поучаствовать в викторине. Происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации.

    С целью разнообразить формы деятельности учащихся учителями-словесниками нашей школы проводятся нетрадиционные, интегрированные мероприятия, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.

    Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.

    (Слайд 2) Программа «Живой как жизнь». Внеурочную деятельность по русскому языку и литературе осуществляю  через программу «Живой как жизнь», созданную в связи с объявлением Президентом РФ 2007 года Годом русского языка. Программа и рассчитана на два учебных года.  Идея программы: повышение престижа русского языка в сознании детей. Цель: развитие интереса к изучению русского языка средствами внеклассной работы по предмету. Участники программы: учащиеся  1-11 классов, учителя-предметники, классные руководители, библиотекарь, психолог, родители учащихся, детская художественная школа. Сроки реализации программы: 01.09.07г. – 30.05.09г. (Слайд 3) Динамика развития интереса к изучению русского языка отражена в графике. Психологом трижды было проведёно тестирование учащихся 1-11 классов. В результате  в сентябре 2007 года по результатам стартового тестирования из возможных 65 баллов, свидетельствующих о максимальной заинтересованности в изучении русского языка, учащиеся школы набрали лишь 26, что говорит о низком уровне заинтересованности. (Слайды 4-13) Программа предусматривает большое разнообразие форм внеклассной работы по предмету: выставки, олимпиады, заочные экскурсии, пристендовые презентации, театрализованные представления, конкурсы творческих работ, открытые уроки, игры и многое другое. В 2007-2008 учебном году график работы по программе был весьма насыщенным, и это дало ощутимые результаты: тестирование в мае 2008 года дало показатель 44 балла, который мы расцениваем как достаточный уровень заинтересованности. Май 2009 года – показатель 46 баллов – достаточный уровень заинтересованности. С удовлетворением отмечаю, что число ребят, активно участвующих в реализации программы «Живой как жизнь», непрерывно увеличивалось. Ученики с удовольствием работают над творческими проектами, принимают участие в конкурсах  и выставках.         

    Школьная газета «Поколение NEXT». В течение трёх лет возглавляю министерство печати в системе школьного самоуправления и являюсь главным редактором газеты «Поколение NEXT».  Число ребят, заинтересованных созданием газеты увеличивается практически с каждым днём. (Слайд 14)Газета для них - важнейшее средство самовыражения. Работа в школьном пресс-центре позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Гистограмма показывает, что корреспондентский штат газеты за год увеличился с 7 до 32 человек. Ребят привлекает результативность работы, красочность оформления газеты, они с удовольствием знакомятся с азами журналистики, создают тексты газетных жанров, монтируют материал, набирают тексты, работают с фотографиями. Владение компьютерными технологиями, умение работать в сети Internet существенно помогает мне и в этой работе. Главный принцип работы по созданию школьной газеты: писать о том, что происходит в нашей школе, публиковать то, что создано нашими ребятами. Только такая газета нужна школьникам, их родителям, учителям. В сети Internet  полно школьных газет с публикациями на отвлечённые темы, со скаченными здесь же статьями.

    Детское речетворчество. Со школьной скамьи моё хобби – стихотворения собственного сочинения. Некоторые мои детские творческие опыты опубликованы в сборнике «Первая встреча» (Иркутск, 1992 год). Я очень радуюсь тому, что некоторым  из моих учеников мне удалось привить интерес к этому занятию. Конечно, не всякий умеющий писать стихи является поэтом, но ведь одна из целей работы учителя-филолога – развитие творческих способностей учащихся, развитие их речетворчества. В сборнике «Материалы международной научно-практической конференции (Иркутск, 12-13 июня 2006 г.)» вместе с моим докладом «Воспитание гражданственности средствами внеклассной работы по литературе» опубликованы стихотворения моих учеников. На уроках развития речи я провожу практические занятия по обучению стихосложению. Для чего? Во-первых, знакомство с техникой и процессом поэтического творчества заставляет ученика осознанно и с любовью относиться к красоте поэзии. Обучать детей писанию стихов – значит открыть им доступ к наиинтереснейшему, буквально захватывающему средству развития выразительной, краткой, но точной, меткой и образной речи. Во-вторых, в процессе написания стихотворения я внимательно слежу за тем, насколько активно принимает участие в работе каждый из учеников. Это позволяет выделить из общей массы тех, кто действительно обладает способностями к написанию стихотворений. Эту работу целесообразно проводить также во время изучения таких теоретических понятий, как рифма, ритм, стихотворные размеры.

    Начинать нужно с 5 класса, когда дети ещё непосредственны и смелы в своих поэтических находках.         Конечно, поэтическим творчеством такие занятия не назовёшь, но эта работа имеет огромное воспитывающее значение.

    С 1998 года мои ученики на районном конкурсе чтецов не занимали мест ниже третьего. К сожалению, в нашем районе этот ежегодный конкурс был упразднён в 2005 году, когда моя ученица Гапеевцева Анна (5 класс) заняла I место среди учащихся 5-7 классов. Я являюсь инициатором того, что в нашей школе не утратилась эта прекрасная традиция. А последние два года мы приглашаем учащихся из школ куста на конкурс чтецов, организованный на базе нашей школы. В феврале  2008 года на конкурсе чтецов, посвящённом теме детства в русской классической литературе мои ученики заняли I (Гапеевцева А.) и II (Юрченко А.) места среди учащихся 5-8 классов и I место (Санников Ю.) среди 9-11 классов. С каждым годом увеличивается количество моих учеников, желающих участвовать в данном конкурсе. В 2008  году ученица 8 класса Сороковикова Елена со стихотворением собственного сочинения «Мы против наркотиков» под моим руководством участвовала в районном конкурсе творческих работ, посвящённых проблемам наркомании и заняла  III  место. Некоторые результаты нашей внеурочной деятельности приведены в таблице: (Слайд 15)

    Название конкурса

    Год

    Класс

    Фамилия имя уч-ся

    Результат

    1.

    Районный конкурс юных дарований

    2008

    6

    Гапеевцева Анна

    I место, грамота

    2.

    Районный конкурс юных дарований «Всё начинается с любви»

    2009

    8-9

    Кургаева Екатерина, Юрченко Алёна, Гапеевцева Анна, Рябова Екатерина

    I место,

    грамота, ценный приз (мягкая игрушка подарена детскому саду)

    3.

    Районный конкурс творческих работ «Я бы в армию пошёл…»

    2009

    8

     10

    Юрченко Алёна

    Иванов Константин

    II место

    I место

    грамоты

    4.

    Районый творческий конкурс «Мои первые строки о Родине»

    2009

    7

    10

    Чиж Анастасия

    Санников Юрий

    Работы были отобраны для участия в областном туре конкурса

    5.

    Областной творческий конкурс «Мои первые строки о Родине»

    2009

    7

    10

    Чиж Анастасия

    Санников Юрий

    Благодарственные письма за участие в конкурсе

    6.

    Районный конкурс эссе «Молодёжь предлагает…»

    2009

    9

    Гапеевцева Анна

    II место грамота

    (Слайд 16)Я бы в армию пошёл…

    Русский солдат умом и силой богат.

    Народная пословица

    Да, жизнь солдата нелегка:

    Марш-броски, тревоги,

    То ученье в чистом поле,

    То в кровь стёрты ноги.

    Но зато по вечерам –

    Песни под гитару

    Про армейские дела,

    Дом родной и маму.

    Я бы в армию  пошёл,

    Чтоб русские просторы

    Охранялись хорошо,

    Ведь время непростое.

    Не пойму я тех ребят,

    Что бегут от службы,

    Не познать им жизнь солдат

    И мужскую дружбу.

    Я хочу солдатом быть

    Мужественным, смелым,

    Честно Родине служить,

    Ратное знать дело.

    Я смогу не допустить,

    Чтоб враг иноземный

    Помешал нам мирно жить,

    Сберегу я землю!

    Иванов Константин, 10 класс

    (Слайд 17) Кукольный театр «Весёлый сказочник». Продолжая работу своего учителя Якушиной Людмилы Александровны, возродила наш школьный кукольный театр. Вместе с ребятами и преподавателями профессионального обучения сделали новую ширму, отреставрировали игрушки, изготовили много новых, нарисовали яркие декорации, и с этого времени веду кружок ежегодно. Герои наших небольших представлений – персонажи русских народных сказок «Лиса и заяц», «Как мужик коня продавал», «Снегурочка». Перед распределением ролей все сказки мы читаем, проводим беседу о яркости фольклорных образов, о поучительном характере сказок, красоте русского слова. Я сознательно остановила свой выбор на произведениях русского фольклора и русской литературы, чтобы осуществлялась преемственность, чтобы кукольный театр для ребят явился продолжением уроков русского языка и литературы. Ежегодно привлекаю к занятиям кружка ребят, желающих приобщиться к увлекательному коллективному делу. В текущем учебном году с большим сожалением рассталась с восьмиклассниками, для которых ширма стала мала. Им на смену пришли  ребята из 6 класса, у которых я даже не преподаю русский язык и литературу. В настоящее время кружок посещают 8 учащихся 5 класса, 5 – ребят из 7 класса и 5 – из 6 класса. (Слайд 16) Диаграмма показывает, что за последние три года количество учащихся, посещающих кружок, увеличилось на 12%. С подготовленными представлениями мы выступаем перед ребятишками из детского сада и учащимися 1-5 классов, а также в Икейском ДК «Колос».

                    Исследовательская деятельность. В 2009 учебном году с ученицей 8 класса Юрченко Алёной выполнили исследовательскую работу по теме «Что означают наши имена? (Антропонимическое исследование)». На районной научно-практической конференции «За страницами учебника» работа заняла III место и отправлена для публикации на сайте  газеты «Первое сентября». В текущем учебном году занимаемся исследовательской деятельностью с ученицей 8 класса Чиж Анастасией по теме «Образ матери в современной литературе», готовимся к выступлению на районной научно-практической конференции «За страницами учебника».

    Участие в районных предметных олимпиадах по русскому языку

    Название мероприятия

    Фамилия, имя учащегося

    Класс

    Результат

    2007-2008

    2008-2009

    Олимпиады районные

    Русский язык Санников Юрий

    Русский язык Санников Юрий

    9

    II место

    10

    I место

    2009-2010

    Русский язык

    Гапеевцева Анна

    9

    II место

    Программа «Толерантность: единство разных» В соавторстве с учителем начальных классов высшей квалификационной категории Петровой Светланой Дмитриевной была разработана программа «Толерантность: единство разных».

     Цель программы:

    Формирование культуры толерантности в школе.

    Задачи:

    1. Развитие толерантных ценностей на личностном уровне учителя, ученика и родителей.
    2. Освоение учителем педагогической технологии ненасильственного общения.
    3. Развитие навыков толерантного поведения.

    Формы урочной о внеурочной деятельности по воспитанию толерантности учащихся школы

    Уроки: путешествия, презентации, ролевая игра, дидактические игры.

    Совмещенные уроки, классный час, мастер-класс, викторина.

    Художественно-творческие проекты, экскурсии, праздник класса, конкурс и выставка работ.

    Факультативы, кружки.

    Школьные праздники, ток-шоу, дискуссии.

    Методы мониторинга:

    Анкетирование, опрос, беседа-интервью, наблюдение, тестирование.

    Упражнения-энергизаторы

    1. Упражнения для знакомства  участников.
    2. Упражнения для сплоченности класса.
    3. Коммуникативные игры.
    4. Упражнения-разминки

    Почему я сегодня говорю об этой программе? Воспитание толерантной личности – это прежде всего воспитание культуры общения, культуры речи школьника.

    Неподдельный интерес у старшеклассников вызывают предметные вечера. Они спрашивают о них, с удовольствием участвуют в подготовке, активны в ходе их проведения.

    2007 год – «Всё начинается с любви…» (вечер, посвящённый теме любви  в творчестве современных поэтов);

    2008 год – литературный маскарад (костюмированный бал литературных героев);

    2009 год – «Раз в крещенский вечерок…» (святочные гадания).

    2010 год – «Русская литература и толерантность» (вечер, посвящённый теме толерантности в произведениях о Великой Отечественной войне).

    Правильно организованная активная внеурочная деятельность по предмету способствует повышению мотивации к изучению  данного предмета, сплачивает педагогов и школьников в коллектив единомышленников. (Слайд 18)



    Предварительный просмотр:

    Повышение мотивации при обучении русскому языку

    Любая деятельность, в том числе и учебная,  состоит из трёх частей:

    - ориентировочно-мотивационной;

    - операционально-исполнительской;

    - рефлексивно-оценочной.

    Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем.  Поэтому учебная деятельность должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развёрнуты, осознанны и полностью осуществлены.

    Одна из наиболее острых проблем образования связана с очевидной демотивированностью основной массы учащихся, падением интереса к изучению русского языка и литературы  и, следовательно, с нарастающим снижением стандартов и базовых показателей образованности выпускников.  Так, к концу 9 класса категория детей успешно обучающихся сокращается повсеместно в 3-4 раза, по сравнению с годами начала обучения в школе. Доля учащихся, успешно осваивающих общеобразовательную программу к концу основной школы,  сокращается до 10-15%.

    Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя. Как показывает практика, учителя далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

    Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика являются низкий уровень знаний; несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний; реже – несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях – задержки развития, аномальное развитие.  

    На уровень интереса учащихся к учебному предмету влияет положение той или иной науки в обществе, её престижность, а также разработанность  методик её преподавания, состояние школьных учебников.

    Методами и приёмами, которые я использую с целью повышения мотивации к изучению русского языка и литературы, владеет каждый учитель, но, может быть, не всегда активно они применяются.

    «Оратор»

    За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

    «Линия времени»

    Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи. «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

    Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно  научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

    Уроки-зачеты по тексту художественного произведения могут иметь разные формы: письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, а также уроки-"путешествия",  "урок-игра, "урок-викторина", "урок-конкурс на лучшего читателя".

    Уроки-инсценирования. В 11 классе, после изучения русской литературы 20-30 гг. предлагаю учащимся на выбор несколько заданий для зачёта:

     - инсценирование одного из рассказов М.Зощенко. Это всегда очень интересно, одиннадцатиклассники творчески относятся к такому заданию;

     - презентация книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»;

     - создание и защита рекламного плаката или буклета по творче6ству определённого писателя.

    «Суд»

    Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся. В прошлом учебном году девятиклассники «судили» Печорина. Обилие подобных программ по телевидению позволило им активно импровизировать..

    Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля -  сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  говорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

    Но одним из важнейших средств повышения мотивации считаю использование ИКТ на уроках русского языка и литературы открывает новые возможности для того, чтобы урок стал ещё более интересным. Ведение диагностики в электронном виде позволяет мне эффективно отследить динамику учебных достижений каждого ребёнка. В условиях сельской школы, где всегда огромной проблемой является недостаток наглядности к урокам литературы, мне удалось восполнить этот недостаток с помощью ИКТ (мною совместно с учащимися создана база мультимедийных презентаций по жизни и творчеству русских писателей, включённых в школьную программу).

     Видеофильмы на DVD-дисках давно и прочно вошли в практику моей работы

            Важное место на уроках литературы отвожу исполнению художественных произведений профессиональными чтецами. Ребята с интересом прослушивают тексты в исполнении Марата Рави и других артистов, их эмоциональность вызывает у школьников живую реакцию.

            Уроки русского языка становятся интересными и увлекательными, если на них используется компьютер.  Красочные слайды позволяют создать зрительный ряд,  способствующий надёжному запоминанию нового учебного материала.

    Мои находки в этой области:

    • Диск «Дидактический и раздаточный материал. Русский язык. 5-7 классы» позволяет экономно расходовать время при подготовке карточек для проведения контрольных, самостоятельных и проверочных работ.
    • Интерактивный курс «Русский язык. 10 класс» содержит тесты, материалы для подготовки к ЕГЭ, конспекты уроков.
    • Программно-методический комплекс «Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. 8 класс» позволяет диагностировать качество усвоения материала, устранять пробелы в знаниях.
    • Программа «1С: Репетитор. Русский язык». Здесь систематизирован весь школьный курс русского языка при помощи интерактивных таблиц, языковых практикумов, озвученных анимационных моделей. Об этой программе стоит сказать отдельно, так как с её помощью появляется возможность создать ситуацию успеха для каждого ученика в рамках одного урока. При выполнении тренировочных упражнений в сети на экранах компьютеров отражаются яркими зелёными и красными шкалами верные и неверные ответы. Учителю, находящемуся в середине классного кабинета легко отследить достижения всех учащихся.

    Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

    Работать над повышением мотивации  можно и нужно, так как учебная мотивация побуждает учащихся к развитию своих склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

    Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

    Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

    Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах

    В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...

    Организация внеурочной деятельности по английскому языку посредством исследовательской деятельности с учётом диалога культур

    В данной статье предложено научное исследование, выполненное совместно с учиницей 8 класса. Проведённое исследование построено на базе сопоставительных исследований английской, русской и хакасско...

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку

    Формы и виды внеурочной деятельности по русскому языку...

    Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

    Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...