Организация внеурочной деятельности по русскому языку
статья по русскому языку на тему

Филимонова Ольга Вячеславовна

Формы и виды внеурочной деятельности по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_russkomu_yazyku.odt33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по русскому языку

«Лишь живая душа оживит души.

Говори же, говори, учитель:

может быть час твоего увлечения –

самый поучительный час для детей.

Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление».

Павел Петрович Блонский

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Цели внеурочной работы по русскому языку

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмету;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Задачи внеурочной работы по русскому языку

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся;

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся;

- воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.


Принципы внеурочной деятельности

1. Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка.

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала.

3. Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся

4. Принцип занимательности

5. Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.

6. Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.

7. Принцип добровольности.

8. Принцип массовости

Содержание внеурочной деятельности

1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой,

способствующие расширению общего кругозора учащихся.

Формы внеурочной деятельности

  • по способу подачи языкового материала — устные и письменные;
  • по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);
  • по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Формы внеурочной деятельности

Письменные формы внеурочной деятельности по русскому языку:

  • стенгазета,
  • листки русского языка,
  • стенды.

Формы внеурочной деятельности систематические (постоянные):

  • кружки,
  • клубы,
  • консультации,
  • элективные курсы,
  • журналы,
  • стенная печать,
  • информационный стенд.

Формы внеурочной деятельности Эпизодические (разовые):

  • викторины,
  • конкурсы,
  • вечера,
  • олимпиады,
  • КВНы,
  • экскурсии,
  • конференции,  телепередачи, диалоги, (исследование, комментарии, интервью, репортаж, диспут, турнир, регламентированная дискуссия).

Формы внеурочной деятельности Комбинированные формы внеурочной работы:

  • День русского языка (неделя, декада Русского языка):
  • конкурсы,
  • доклады,
  • викторины,
  • лекции,
  • беседы,
  • вечера.

Формы внеурочной деятельности Индивидуальные формы работы:

  • заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков,
  • работа над ролью,
  • подбор языкового материала,
  • индивидуальные консультации,
  • чтение детских книг, сказок

Формы внеурочной деятельности Групповые формы:

кружок русского языка,

элективные курсы,

консультации,

экскурсии,

викторины.

Формы внеурочной деятельности Массовые формы работы:

  • праздники русского языка (например, праздник сказки, праздник детской книги),
  • выставки (например, выставка детских книг, выставка детских рисунков),
  • конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца),
  • олимпиады,
  • Дни русского языка.

Методические рекомендации по внеурочной деятельности издательства «Просвещения» (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622).

  • Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М. : Просвещение, 2013. – 96 с.
  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

Методическая литература

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.
  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование : учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.


«Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта». Василий Белов «Лад»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по русскому языку

Материалы выступления на региональной НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"....

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...

Организация внеурочной деятельности по английскому языку посредством исследовательской деятельности с учётом диалога культур

В данной статье предложено научное исследование, выполненное совместно с учиницей 8 класса. Проведённое исследование построено на базе сопоставительных исследований английской, русской и хакасско...

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...

Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературеДля современного человека необходимы познавательная и коммуникативная компетентности: на сегодняшний д...