Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
статья на тему

Кобелева Татьяна Альбертовна

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа»

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ       и детей-инвалидов

Учитель: Кобелева Татьяна Альбертовна

СЛАЙД 1

Вступление

СЛАЙД 2

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

СЛАЙД 3

          В условиях дистанционного образования традиционная форма организации внеурочной деятельности, которая предполагает непосредственное присутствие учащихся (кружки, секции), практически невозможна. В такой ситуации на помощь учителю приходят современные информационно-телекоммуникационные технологии: Skype, видеоконференция Hangouts, ресурсы ЦДО-online, которые предполагают видеотрансляцию мероприятий через сервис Я.TV и YouTube, интерактивные доски RealtimeBoard, инструменты Google (презентации, интерактивные тесты и др.). Главная цель образования детей с ОВЗ: создание оптимальных условий для активизации познавательных и творческих способностей через систему творческих заданий, за счёт использования разнообразных форм работы с учащимися.  

          Основная часть

1)   Созданию условий для самореализации обучающихся с ОВЗ, повышения их социальной и   творческой   активности,    их духовно-нравственного,  интеллектуального, культурного развития способствует участие в различных конкурсах, олимпиадах, в том числе дистанционных.

СЛАЙД 4

       Так, учащаяся с ОВЗ Суркова Анастасия стала лауреатом Всероссийского конкурса литературного творчества «Золотое сердце» для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

       В  прошлом учебном году учащиеся с ОВЗ Сурова Анастасия и Малинин Александр приняли участие во Всероссийском конкурсе-игре по русскому языку «Журавлик». Малинин Алексей награжден Похвальной грамотой, Суркова Анастасия  получила Диплом 3 степени.

СЛАЙД 5

      Также эти учащиеся приняли участие в международной онлайн-олимпиаде по русскому языку «Потрудись, грамотей!». Оба получили дипломы призера 2 степени.

СЛАЙД 6

        Ежегодно в Серпуховском районе проводится зональный конкурс творческих работ «Проба пера»,  целью которого является  выявление,   развитие и поддержка талантливых детей в области литературного творчества, развитие их творческого потенциала, приобщение участников конкурса к лучшим образцам отечественной  культуры,  искусства и  журналистского творчества.  Учащаяся с ОВЗ Рыбакова Анастасия стала победителем этого конкурса в номинации «Пегас».

СЛАЙД 7      

2) Одним из традиционных школьных мероприятий, направленных на расширение познавательного интереса к русскому языку и литературе, является предметная неделя. Ученикам предлагается выполнить  интерактивные задания: тесты, кроссворды, викторины и др. Например, одно из таких упражнений – филворд – представляет собой поле, заполненное буквами. В нём необходимо отыскать слова заданной тематической направленности. 

3)    Внеурочная деятельность по русскому языку призвана, в первую очередь, вызвать у обучающихся интерес к изучению предмета, заинтересовать его. Поэтому зачастую предлагаются творческие формы работы: составление слов, восстановление исходного текста, ребусы, анаграммы.

СЛАЙД 8

Для создания заданий используются различные интернет-ресурсы. Среди них интернет-сервис по созданию ребусов. Например, слова: диван, здание, календарь, конфета, корзина, костюм, помидор, телефон и др. изучаются в 5 классе как словарные. С помощью представленной на слайде программы

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1 

могут быть созданы следующие ребусы, которые можно разгадать с  детьми.

     

Ответы к ребусам: 1) диван, 2) здание, 3) конфета, 4) костюм.

 Так как обучающиеся  лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный,  для них предлагается ряд иллюстраций, в которых зашифрованы словарные слова. Этот вид работы позволяет развивать логические функции мышления: анализ (при определении названий предметов) и синтез (при составлении зашифрованного слова).

СЛАЙД 9

 Для обучающихся с нарушениями речи предлагаются задания на составление слов. Так как коммуникативный навык формируется через систему закреплений в речевой практике тех или иных слов и конструкций, то после выполнения задания слова обязательно нужно проговорить. Слова могут быть разбиты и по морфемам. Тогда задачей ученика будет составление слова из данных единиц.

Учи-

-ница

Занят-

-ка

Руч-

-ок

Карандаш-

-тель

Звон-

-ие

СЛАЙД 10

Ещё одной формой работы является подбор синонимической и антонимической пары: 1) длинный  короткий; тёмный  светлый; простой  сложный; быстрый – медленный; лёгкий – тяжёлый; 2) смелый – храбрый; быстрый – шустрый; важный – значимый; приятель – знакомый.

СЛАЙД 11

Для более сложного уровня – уровня предложения – в 5 классе можно предложить задание на восстановление исходного порядка предложений. В этом случае также происходит развитие логических операций мышления обучающихся.

                                           Исходный текст.

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть  не  потопила.  Голубка  несла  ветку;  она  увидела  –  муравей  тонет,  и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. (Л.Н. Толстой).

Текст для восстановления.

Муравей и голубка.

Муравей  сел  на  ветку  и  спасся.  Голубка  несла  ветку;  она  увидела  – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Муравей спустился к ручью: захотел напиться. (Л.Н. Толстой)  

СЛАЙД 12

Другие примеры дидактических игр и упражнений

Ребусы по теме «Наречие» (7 класс)

Кроссворд по теме «Наречие» (7 класс)

СЛАЙД 13

Грамматические сказки, рассказы

                    Сказка про междометия   (7 класс)

                                     

Ох и не любят междометий все части речи.

Все мы что-нибудь обозначаем, - говорят они. – Кто предмет, кто признак, кто действие, а у них только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Караул!

Поэтому живут междометия отдельно, выражая эмоции и побуждения, но не называя их: Ух! Эх! Ох! Ах! Увы! Ого! Браво! Ба! Ой! Караул! Да! Фи! Фу!

Таким образом,  предложенные учащимся задания позволяют активизировать мыслительную деятельность, способствуют развитию словарного запаса, а следовательно, позволяют создать условия для успешной социализации и адаптации обучающихся в окружающей среде.

СЛАЙД 14

4)  Внеурочная деятельность по  литературе   направлена на  расширение кругозора и активизацию познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.  С этой  целью можно использовать   такие формы работы, как: интерактивные  виртуальные  экскурсии, мультимедийные экскурсии.        

       Наиболее интересной для восприятия обучающихся будет проведение виртуальной экскурсии. Для проведения данного вида экскурсий необходимо подключение к сети Интернет.

       Например,   чтобы познакомиться  с  художественным своеобразием творчества С.Есенина, мы отправляемся в Московский государственный музей С.А.Есенина (http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "http://esenin-museum.ru/virtual_tour4"4)  и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея.

       Богатейший материал по творчеству С.Есенина представлен на 2 сайте http://poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "http://poznamka.com.tw/?p=14354"14354.

       Используя данный материал, можно провести мультимедийную экскурсию в с. Константиново, где родился великий поэт.

       Интересный материал о жизни и творчестве И.С.Тургенева собран на 3 сайте http://www.turgenev.org.ru/gallery.htm. Используя данный материал можно совершить виртуальную экскурсию в Музей-заповедник И.С.Тургенева "Спасское-Лутовиново".

На 4 сайте http://chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный представлен литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово". Учащиеся имеют возможность очутиться в кабинете  писателя.

       Виртуальная экскурсия может быть тематической или обзорной.

       Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы и связана с биографией писателя или поэта, с раскрытием его литературно-просветительской деятельности.

       Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий и т. д.).

       По форме проведения экскурсии могут быть различными:

экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;

экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

       Таким образом, используя широкие возможности глобальной сети Интернет, можно сделать  занятия по внеурочной деятельности более интересными и увлекательными. А значит и более качественными.

СЛАЙД 15

Заключение  

Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.

Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ  направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.

СЛАЙД 16

         Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку

Материалы выступления на региональной НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"....

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку

Формы и виды внеурочной деятельности по русскому языку...

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературеДля современного человека необходимы познавательная и коммуникативная компетентности: на сегодняшний д...