Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС
материал на тему

Горячева Наталья Юрьевна

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Слайд 2

Цели внеурочной работы по русскому языку - развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту ; - привить любовь к великому русскому языку; - повысить общую языковую культуру;

Слайд 3

Задачи - расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; - научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему; - сформировать творческую активность учащихся; - выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся ; - воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

Слайд 4

Принципы внеурочной деятельности Принцип развивающего обучения. Принцип научности. Принцип наглядности. Принцип личной заинтересованности учащегося. Принцип добровольного участия. Принцип сотрудничества.

Слайд 6

Формы работы листки русского языка, викторины, КВН, выставки , конкурсы, доклады, беседы , исследования

Слайд 7

Игра-загадки Метаграммы : Когда я с “ д ”, меня сорвут, Когда я с “г” на мне плывут. (Плод-плот). Логогрифы: целое слово – часть дерева, без одной буквы река, без двух местоимение, без трех предлог (крона – рона – она – на).

Слайд 8

Шарады: Корнем с “дорогой” роднится, В “сборе” приставка таится. Суффикс – как в слове "дневник". Целым же в космос проник. (Спутник). Анаграммы: марш – шрам, руда – удар, рост – сорт. Кроссворды, чайнворды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Темы исследовательских работ Почему мы так говорим? На поиски пропавших букв. Какой ты, звательный падеж? Будем знакомы, и ли Тайна моего имени. Мое любимое слово. Что я знаю о… Зри в корень.

Слайд 2

Ожидаемые результаты Повышение качества обучения . Рост личностных достижений . Создание атмосферы успеха . Участие в турах олимпиад по русскому языку Участие в международной интеллектуальной игре "Медвежонок", всероссийской олимпиаде «Родное слово » Участие в проектно-исследовательских и творческих работах . Активное участие в проведении предметных недель . Углубление знаний прикладного характера для создания компьютерных презентаций и использования их при выступлении на конференциях, семинарах, защите проектов, во время проведения различных выставок, реклам.

Слайд 4

Уровни воспитательных результатов

Слайд 5

Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках… Послушать… Понюхать … И может быть попробовать на вкус… О , сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только , пожалуйста, не торопи меня!



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по русскому языку

Учитель русского языка и литературы Горячева Н.Ю.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках.

         Урок не может вместить все то, что интересует учащихся. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся создает многосторонняя внеурочная деятельность. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

 Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников, все это дает обучающимся возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных учащихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме для того, чтобы успешно сдать экзамены.

         В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру;

         Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся;

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

Внеурочная деятельность основывается на следующих принципах:

Принцип развивающего обучения.

Принцип научности.

Принцип наглядности.

Принцип личной заинтересованности учащегося.

Принцип добровольного участия.

Принцип сотрудничества.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность).

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по русскому языку может быть организована по разным направлениям.

- Научно-познавательная деятельность школьников организуется в форме олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты изучения исторического развития языка, работы со справочной литературой, искусства ведения дебатов и дискуссий.

- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено различными театрализованными сценками, исследованием языка художественной литературы

- Общественно полезная и проектная деятельность по русскому языку может быть организована в форме внеклассных мероприятий по русскому языку, лектория для одноклассников по различным темам(«Говори правильно», «Умеешь ли ты общаться?», «Знаем ли мы наш язык?», «На защиту русской речи»), подготовка и участие в предметной неделе.

Основная задача педагога при организации внеурочной работы по русскому языку – это развитие потребности школьников в использовании русского языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.

Для решения данной задачи могут быть использованы различные формы и виды внеклассной работы по русскому языку: листки русского языка, викторины, КВН, выставки, конкурсы, доклады, беседы, исследования и многие другие.  Активно используются всевозможные игры.

Примеры тем для исследовательской работы:

  • Почему мы так говорим?
  • На поиски пропавших букв.
  • Какой ты, звательный падеж?
  • Будем знакомы, или Тайна моего имени.
  • Мое любимое слово.
  • Что я знаю о…
  • Зри в корень.

Необходимость проведения внеклассных занятий со школьниками диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о русском языке и, во-вторых, методическими соображениями: внеклассные занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития социальных компетентностей, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов.

Ожидаемые результаты:

Повышение качества обучения.

Рост личностных достижений.

Создание атмосферы успеха.

Участие в турах олимпиад по русскому языку

Участие в международной интеллектуальной игре "Медвежонок", всероссийской олимпиаде «Родное слово»

Участие в проектно-исследовательских и творческих работах.

Активное участие в проведении предметных недель.

Углубление знаний прикладного характера для создания компьютерных презентаций и использования их при выступлении на конференциях, семинарах, защите проектов, во время проведения различных выставок, реклам.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов  - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в проблемно-тематической беседе о правилах ведения дискуссии ученик не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если педагог сам следует этим правилам в повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В связи с тем, что по новым федеральным стандартам в основе обучения русскому языку лежит текстоориентированная деятельность, рекомендуется организовывать работу школьников с текстами воспитательного характера (о героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества, языковой культуре, значении русского языка в жизни людей). При  исследовании  текстов с языковых точек зрения  и эффективны внутригрупповые дискуссии по содержанию текстов, где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.

Развивая личность ребенка необходимо помнить, что нельзя форсировать процесс воспитания. Поэтому свое выступление я хочу завершить таким напутствием:

«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках… Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном ...

Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.

Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...

Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная деятельность очень важна в начальной школе. Анализ последних лет показал, что уже в начальной школе у детей возникают проблемы со здоровьем и наблюдается низкий уровень активности. Вне...

Профильный лингвистический отряд на базе летнего лагеря с дневным пребыванием «RAINBOW», как внеурочная деятельность с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

Профильный лингвистический отряд на базе летнего лагеря с дневным пребыванием «RAINBOW», как внеурочная деятельность с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...