Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Рыжикова Евгения Михайловна

Данная программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

      Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Учебный план МБОУ Сныткинская СОШ на 2017-2018 учебный год.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(утв. Приказом  Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253, с изменениями и дополнеиями от 5 июля 2017 года).

Для реализации рабочей программы используется следующий учебно - методический комплекс:

-Программа под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово», к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы:Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: Русское слово, 2009)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

  1. Общая характеристика учебного предмета

      Данная программа обеспечивает в преподавании  единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

         Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации над предметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения обучающихся орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между уровнями обучения: начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Содержание курса русского языка на уровне среднего общего образования (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные  общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем образовательную деятельную деятельность, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных обучающимся в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Общие цели учебного предмета

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: -воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи обучения:

- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

 -формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

 -освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

3.Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в Х классе – 70 часов  (2 часа в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания курса

«Русский язык»

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

5. Предметные результаты освоения курса

«Русский язык»

Учащиеся 10  класса

должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;

должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

6.Содержание программы


 Введение

Слово о русском языке.

Лексика. Фразеология

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их употребление. Работа со словарями.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

Фонетика. Графика

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями

Морфемика и словообразование

Состав слова  

Состав слова. Система морфем русского языка.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования

Словообразовательный разбор слова. Формообразование

Орфография

Принципы русской орфографии.

Правописание безударных гласных в корне слова.  Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.

Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв. Правила переноса.

Морфология

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных.  Морфологические нормы имен существительных.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи..

Правописание местоимений.

Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.

Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как глагольная форма.

Наречие

Наречие как часть речи.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния.

Служебные части речи

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог. Правописание производных предлогов.

Союз. Правописание союзов.

Частицы. Правописание частиц.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕс разными частями речи.

Развитие речи

Лингвистический анализ  текста.

 Текст как речевое произведение Смысловая и композиционная целостность текста.Текстоведческий анализ

Анализ синтаксических структур художественного текста

Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.

Сочинение – рассуждение о книге.

Культура речи.

7. Календарно - тематическое планирование учебного материала

№     п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Слово о русском языке

1

Лексика. Фразеология. Лексикография

2

Слово – центральная единица языка

1

3

Слова однозначные и многозначные

1

4

Входной контрольный диктант

1

5 - 6

Изобразительно – выразительные средства русского языка. Тропы

2

7

Системные отношения в лексике.

Омонимы и их употребление

1

8

Системные отношения в лексике.

Паронимы и их употребление

1

9

Системные отношения в лексике.

Синонимы и их употребление

1

10

Системные отношения в лексике.

Антонимы и их употребление

1

11

Происхождение лексики современного русского языка

1

12

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

1

13

Употребление устаревшей лексики и неологизмов

1

14

Фразеологические единицы  и их употребление

1

15

Лексикография

1

16

Контрольный диктант по теме

«Лексика. Фразеология. Лексикография»

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия

17

Анализ контрольного диктанта

Звуки и буквы

Фонетический разбор слова

1

18

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка

1

Морфемика и словообразование

19

Состав слова

Морфемный разбор слова

1

20

Словообразование

Словообразовательный разбор слова

1

21

Формообразование

1

Морфология и орфография

22

Принципы русской орфографии

1

23

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

1

24

Чередующиеся гласные в корне слова

1

25

Употребление гласных после шипящих

1

26

Употребление гласных после Ц

1

27

Употребление букв Э,Е,Ё и сочетания ЙО в различных морфемах

1

28

Правописание звонких и глухих согласных

1

29

Правописание непроизносимых согласных

1

30

Правописание двойных согласных

1

31

Административный контрольный диктант

 за I полугодие

1

32

Правописание гласных  и согласных в приставках

1

33

Правописание при и пре

1

34

Гласные ИиЫ после приставок

1

35

 Употребление Ь и Ъ

1

36

Употребление прописных букв

1

37

Правила переноса слов

1

38

Контрольный диктант по теме «Орфография»

1

Морфология

Самостоятельные части речи

39

Анализ контрольного диктанта

Имя существительное как часть речи

Морфологический разбор имен существительных

1

40

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

41

Гласные  в суффиксах имен существительных

1

42

Правописание сложных  имен существительных

1

43

Имя прилагательное как часть речи

Морфологический разбор имени прилагательного

1

44

Правописание окончаний имен прилагательных

1

45

Правописание суффиксов имен прилагательных

1

46

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных

1

47

Правописание сложных имен прилагательных

1

48

Имя числительное как часть речи

Морфологический разбор имени числительного

1

49

Склонение имен числительных

1

50

Правописание имен числительных

1

51

Употребление имен числительных в речи

1

52

Местоимение как часть речи

Морфологический разбор местоимения

1

53

Правописание местоимений

1

54

Глагол как часть речи

Морфологический разбор глагола

1

55

Правописание глаголов

1

56

Причастие как глагольная форма

Морфологический разбор причастия

Образование причастий

1

57

Правописание суффиксов причастий

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных+

1

58

Деепричастие как глагольная форма

Образование деепричастий

Морфологический разбор деепричастия

1

59

Наречие как часть речи

Морфологический разбор наречия

1

60

Правописание наречий

1

61

Слова категории состояния

Морфологический разбор слов категории состояния

1

62

Контрольный диктантпо теме

«Морфология. Орфография»

1

Служебные части речи

63

Анализ контрольного диктанта

Предлог как служебная часть речи  Морфологический разбор предлога

1

64

Правописание предлогов

1

65

Союз как служебная часть речи

Морфологический разбор союза

1

66

Правописание союзов

1

67

Частицы

Морфологический разбор частиц

Правописание частиц

1

68

Частицы НЕ и НИ

 Их значение и употребление

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

1

70

Междометие как особый разряд слов

Звукоподражательные слова

Морфологический разбор междометия

1

70

Итоговый контрольный диктант

1

8. Описание материально – технического обеспеченияобразовательного процесса

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Н.Г. Гольцова.  Программа «Русский язык. 10—11 классы», - М., «Дрофа», 2010.

2. Учебник. Русский язык. 10—11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - 6-е изд. - М..,  ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

3. Н.Г. Гольцова, И.В.. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

4.  Н.Г. Гольцова. Контрольные тесты по русскому языку. Орфография и пунктуации. 10-11 классы - М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

 

Учебно-методический комплекс ученика:

1. Учебник «Русский язык. 10—11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - 6-е изд. -  М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

2. Н.Г. Гольцова. Контрольные тесты по русскому языку. Орфография и пунктуации. 10-11 классы - М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

  • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2012.;
  • Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,2011.
  • Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...