Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс)

Оганесян Лиана Жановна

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 16 г.Екатеринбург Оганесян Лиана Жановна

Слайд 2

Виктор Федорович Шаталов Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.

Слайд 3

Теоретическая интерпретация изученного опыта

Слайд 4

Целевые ориентации этой технологии Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование ЗУН.

Слайд 5

Новизна На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Слайд 7

Основные принципы технологии: - многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий; - личностно-ориентированный подход; - гуманизм (все дети талантливы); - ученье без принуждения; - бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха; - соединение обучения и воспитания.

Слайд 8

О сновные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым : Опора , это ориентировочная основа учебной деятельности ученика, способ внешней организации его мыслительной деятельности Опорный сигнал представлен ассоциативным символом (цифрой, условным знаком, схемой, рисунком), заменяющим смысловое значение содержания познавательного блока; Опорный конспект , это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, отражающую систему понятий, причинно-следственных связей, фактов изучаемого познавательного блока.

Слайд 9

Отличительные особенности технологии: изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками; смысловая группировка учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная компановка материала); выражение содержания учебного материала в виде опорных схем-конспектов; - полная и практически всеобщая активность учащихся в процессе познавательной деятельности.

Слайд 10

Особенности методики Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся. Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

Слайд 11

Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, с наглядностью); с оздание опорного конспекта; и ндивидуальная работа учащихся над своими конспектами; ф ронтальное закрепление 2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение. Этапы работы:

Слайд 12

Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешней речевой деятельности, усвоение которого происходит во время различных видов опроса. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь.

Слайд 13

Памятка учащемуся: Вспомни объяснение учителя, используя конспект. Прочти заданный материал по книге. Сопоставь прочитанный материал с конспектом. Расскажи материал учебника с помощью конспекта. Запомни наизусть конспект как опору рассказа. Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

Слайд 14

Вывод: Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду. Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.

Слайд 15

Примеры опорных сигналов по русскому языку

Слайд 16

Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ ”. Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют. Приложение 1

Слайд 17

И Ы 1.в : Ц И РК 1. в ^ : ЛИСИЦ Ы Н 2. на – ЦИЯ : АКА ЦИЯ 2 . в : ОГУРЦ Ы Исключения: Ц Ы ГАН, Ц Ы ПОЧКИ, Ц Ы ПЛЕНОК, Ц Ы КНУТЬ, Ц Ы Ц. Изучение темы “Правописание гласных И – Ы после Ц ” .Читается эта схема так: буква И после Ц пишется в следующих случаях:1) в корне слов; 2) в заимствованных словах, оканчивающихся на –ЦИЯ. Буква Ы пишется 1) в суффиксе –ЫН; 2)в окончаниях существительных; 3)в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц. Приложение 2

Слайд 19

Приложение 3

Слайд 20

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях Прилагательное или причастие? Приложение 4

Слайд 21

С У П Согласование У правление Примыкание Меняется главное слово – меняется зависимое Меняется главное- не меняется зависимое Зависимое слово – неизменяемая часть речи Широкая равнина Мой друг Читающий мальчик Пойду в театр Написать картину Мастерство художника Бегло читать Желание помириться Читать лёжа Приложение 5

Слайд 22

Примеры опорных сигналов-конспектов по русской литературе

Слайд 23

Приложение 6

Слайд 24

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» История создания : 1928-1940 гг., писал 12 лет, сжёг рукопись,8 редакций, множество вариантов названий Жанр – роман-миф Композиция - роман в романе 1)роман о Понтии Пилате 2)роман о мастере Сюжетные линии Философская Иешуа,Понтий Пилат Любовная Мастер, Маргарита Мистическая и сатирическая Воланд , его свита и москвичи Хронотоп (время и место) Древний мир ( Ершалаим ) Современный мир (Москва) Полусторонний мир (вечный) Темы : о любви; о смысле жизни; о добре и зле Проблемы : любовь, смысл жизни, добро и зло, вера и безверие, власть, личный выбор, истинное искусство Приложение 7

Слайд 25

Приложение 8

Слайд 26

Вывод: Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду. Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.

Слайд 27

Литература: 1) Виктор Федорович Шаталов, ученый педагог, народный учитель СССР, заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке http://lib.ru/KIDS/SHATALOW/shatalov.txt (электронная версия книги) 2)Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Артемьева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей – «Открытый урок » 3) « О применении опорных конспектов и схем на уроках русского языка и литературы» Александрова Г.Н., учитель русского языка и литературы г. Тамбов Сайт ТОИПКРО

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы

В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даж...

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...

Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»

Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого  университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные...