Рабочая программа "Загадки русского языка"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс)

Татьяна Петровна Грачёва

Рабочая программа «Загадки русского языка» для 6 класса разработана на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 6 классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_russkogo_yazyka_6kl.docx166.52 КБ

Предварительный просмотр:

F:\191007134309\img-191007134309-009.jpg

ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 6 классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

  Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Владение богатствами русского языка – важный показатель культурного уровня любого человека, независимо от его специальности. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке. Есть в этом и эстетическая сторона, так как русский язык – великое чудо культуры, созданное русским народом, его лучшими писателями и публицистами. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта современного школьника.

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной работе.  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  по привитию интереса к предмету. C:\Users\Ирина\Desktop\iAPHI5QTB.jpg

Именно поэтому   главной задачей внеурочной работы является привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Хорошо организованная и систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Актуальность

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся  и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки – учатся   самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой,  общаться, понимать другого и самого себя, самостоятельно  принимать решения, прогнозируя результаты

          Цель  работы

Формирование личности, владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями

Исходя из основной цели следует решение следующих задач:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • углубление знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творческих способностей  и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

            К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

 1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, сказок;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • устные журналы;
  • конференции;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются две части:

  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология;
  • проблемно - поисковая;
  • игровые технологии;
  • ИКТ;
  • АМО;
  • интерактивные методы
  • лекция;
  • беседа;
  • рассказ;
  • словесные;
  • проблемный;
  • частичнопоисковый;
  • исследовательский.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ученика.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение к родному языку;
  • потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • способность определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;
  • корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
  • определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учётом ситуации общения;
  • умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами и сообщениями.

Рефлексивные УУД:

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;
  • применять самодиагностику  и взаимодиагностику в деятельности на занятиях.

Предметные результаты:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
  • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • соблюдать грамматические  нормы в письменных и устных высказываниях.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Загадки русского языка» должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащихся.

                                               Тематическое планирование

дата

Тема

Количество часов

1

Организационное занятие

1

                            Секреты устной речи. Фонетика. Интонация.(4 ч)

2

Буква - Пугало и её соперники, или почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1

3

Создание образа при помощи  звуковых повторов в речи.

1

4

Роль интонации в устной речи.

1

5

Обобщающее занятие «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». 

1

Загадки русского словообразования.  Морфемика. Словообразование.               Этимология (3 ч)

6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

7

Словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

8

Этимология слов. Работа со словарями.

1

           Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация (5ч)

9

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1

10

 В чём секрет глагола и его форм.

1

11

Какими бывают предложения.

1

12

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

1

                               Тайны русского слова. Лексика. Фразеология. (5 ч)

13

 На какие группы делится словарный состав русского языка

1

14

 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

2

              Секреты морфологии и синтаксиса. Морфология. Синтаксис. (6ч)

14

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм

1

15

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

                                                  Обобщающие занятия (2ч)

16

Аукцион знаний.

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык 6 класс

Планирование составлено учителем русского языка и литературы  МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной,   на основе рабочей программы  2 вида по русскому языку, утвержденной 30...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Школа 2100») 8 Б класс

составлено на основе  Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 («Школа 2100»под ред.Р.Бунеева и Е.Бунеевой)– М.: БАЛАСС, 2010; Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫ...

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...