РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Лысак Елена Сергеевна

Рабочая программа  по русскому языку для 9 класса   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk_9_klass.docx102.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

9 КЛАСС

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Бочарова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по русскому языку для 9 класса   разработана  и составлена на основе следующих нормативных документов:

  • • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 г. Москва « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год ( утверждены приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрированы в Минсюте России 20 января 2013 г., регистрационный номер 26755;
  • Приказ Министерства образования, науки, инновационной политики Новосибирской области от 01.07.2014 № 1573 « Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного  общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на  2014-2015 учебный год»

Рабочая программа составлена на основе общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9 классы/ сост. Е. И. Харитонова.- Москва: Просвещение,2010).

Учебники и учебные пособия (Бабайцева  В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб.  для  общеобразоват. учреждений/ В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- М.: Дрофа, 2014;  Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е. И. Никитина.- М.: Дрофа. 2014; Русский язык. Практика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А. Ю. Купалова.- М.: Дрофа, 2013) имеют грифы Министерства образования и науки РФ и полностью соответствуют Базисному учебному плану.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

        Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

•        воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•        совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•        освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

•        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

•        дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

•        развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

•        формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.  

        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

На изучение предмета отводится 68 часов (2 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Общие сведения о языке.

Повторение изученного в 5-8 классах. 

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение.

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Сложноподчинённое предложение.

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Сложное бессоюзное предложение.

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи.

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Предложения с чужой речью.

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах.

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис.

Повторение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официального, делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы;

достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;

- СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

  1. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –  100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 –  120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).                                                                                      

Контрольный словарный диктант  проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса  –  20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса  – 35-40.  Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для  контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе  – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе  – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе  –  20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе  – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается  баллом "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного  словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а   "5"  ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3"ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

  1. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе  – 100-150 слов, в 6 классе  –  150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок. Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
  3. Содержание работы излагается последовательно.
  4. Текст отличается богатством лексики, точностью

употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

 Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

  1. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается 1 негрубая орфографическая

 или 1 пунктуационная  или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
  2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи  достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
  6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:  

  • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  • 0 орфографических + 4 пунктуационные +3 грамматические ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

«3»

  1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
  2.  Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
  3. Допущено нарушение последовательности изложения.
  4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
  5. Встречается неправильное употребление слов.
  6. Стиль работы не отличается единством, речь  недостаточно выразительна.
  1. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

  • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
  • 1 орфографическая + 4-7пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 2 орфографические +3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки

«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.
  2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не  соответствует заявленному плану.
  4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного

употребления слов.

  1. Нарушено стилевое единство текста.
  2. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
  • 8 и более пунктуационных

ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых)

 независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и

пунктуационных ошибок более 8 при наличии

более 5 грамматических.

«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется по 7 и более орфографических,

пунктуационных и грамматических ошибок

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.    

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки

В изложении:

- неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

- искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  • стилистически неоправданное повторение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные ,состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизми т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  • Синтаксические

а)        Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)        ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова,  например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических.

  1. Оценка тестовых заданий
  2. При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
  3. «5» - 90 – 100 %;
  4. «4» - 78 – 89 %;
  5. «3» - 60 – 77 %;
  6. «2»- менее 59 %.        

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид деятельности

Домашнее задание

Дата

Общие сведения о языке ( 3 часа)

1

Основные формы существования современного русского языка

1

Урок усвоения нового материала

Основные формы существования современного русского национального языка.

Знать о богатстве, образности и точности русского языка; основные средства художественной выразительности, находить их в тексте.

Уметь анализировать изобразительно-выразительные средства русского языка, строить связное монологическое высказывание.

Анализ текста

2

Понятие о литературном языке

1

Урок усвоения нового материала

Русский литературный язык – основа национального русского языка.

Знать  об основах литературного языка.

 Уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Составление таблицы «Разнообразие лексического состава русского языка»

3

Нормированность  – отличительная особенность современного русского языка

1

Повторительно-обобщающий урок

Языковая норма и ее признаки, виды норм русского литературного языка.

Знать общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.

 Уметь находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Тест

Повторение изученного в 5-8 классах(3 часа+4 Р/р)

4

Р/р.  Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1

Урок развития речи

Разновидности речевого общения.

Знать нормы построения устного и письменного высказывания, правильной интонации.

 Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог.

Устное монологическое высказывание

5

Р/р. Стили речи

1

Урок развития речи

Сфера употребления, задачи, языковые средства, основные жанры стилей.

Знать выразительные средства языка.

 Уметь различать стили речи, определять их жанр, тему, основную мысль, создавать собственное высказывание, используя характерные для каждого стиля средства языка.

Анализ статьи, языковые средства публицистического стиля

6

Простое предложение. Предложения с однородными членами

1

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксис и пунктуация ПП, способы выражения главных членов, виды предложений по наличию главных членов, предложения с однородными членами и знаки препинания при них.

Знать способы выражения главных членов, виды предложений по наличию главных членов, условия расстановки ЗП при однородных членах.

 Уметь различать изученные виды ПП, составлять схемы, расставлять знаки препинания, различать однородные члены и ССП.

Объяснительный диктант

7

Предложения с обособленными членами

1

Повторительно-обобщающий урок

Предложения с обособленными второстепенными членами.

Знать о грамматической и пунктуационной особенности предложений с обособленными членами.

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать по схемам, использовать в речи.

Комментированное письмо

8

Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями.

Знать постановку знаков препинания в данных предложениях.

 Уметь объяснять постановку знаков препинания, интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциям.

Диктант «проверь себя»

9-10

Р/р. Описание по памяти

2

Уроки развития речи

Описание по памяти и воображение, определение микротем.

Знать разнообразие композиционных форм сочинения.

Уметь создавать текст-описание, раскрывать тему, использовать языковые средства, соблюдать нормы на письме.

Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И.Е. Репина

Сложное предложение (23 часа + 9 Р/р)

11

Понятие о сложном предложении

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о СП, виды СП, средства связи СП.

Знать классификацию СП.

 Уметь отличать ПП от СП, различать ПП, ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи, строить схемы, соблюдать пунктуационные нормы.

Заполнить  таблицу «виды СП» своими примерами

12

Понятие о ССП

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о ССП. Строение СП, средства связи частей в СП, смысловые отношения.

Знать грамматические признаки СП, строение.

Уметь выявлять смысловые отношения между частями  ССП, составлять схемы, правильно ставить знаки препинания.

Диктант «проверь себя»

13

ССП, знаки препинания в нем

1

Урок усвоения нового материала

ССП, знаки препинания в нем.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

Творческий диктант

14

Смысловые отношения между частями  ССП и способы их выражения

1

Урок закрепления изученного материала

Смысловые отношения между частями и способы их выражения.

Знать строение и особенности СПП.

Уметь определять смысловые отношения между частями, способы их выражения, составлять ССП, оформлять пунктуационно, употреблять в речи, различать ССП и однородные члены с союзом И.

Фронтальный опрос

15

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

1

Урок закрепления изученного материала

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

Знать постановку знаков в ССП, различия между ССП и предложениями с однородными членами.

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор, конструировать предложения.

Разбор предложений, конструирование

16

Синтаксический и пунктуационный разбор  ССП, знаки препинания в ССП

1

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксический и пунктуационный разбор  ССП, знаки препинания в ССП.

Знать постановку знаков в ССП.

Уметь производить синтаксические и пунктуационный  разбор конструировать ССП различных видов, различать ССП и ПП с однородными членами.

Диктант «проверь себя»

 

17

Контрольная работа « Сложноподчиненное предложение»

1

Урок контроля знаний

Синтаксический и пунктуационный разбор в ССП, знаки препинания в ССП.

Знать постановку знаков в ССП.

Уметь производить разбор ССП, конструировать ССП, различать ССП и ПП с однородными членами предложений.

Диктант с грамматическим заданием

18

Анализ контрольной работы

1

Урок коррекции знаний

Комплексный анализ текста.

Знать причины появления ошибок в работе с текстом.

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, производить композиционный, стилистический, языковой анализ текста.

Работа с текстом, определение темы, основной мысли, стиля, типа речи, составление плана

19-20

Р/р.  Рассказ

2

Уроки развития речи

Композиция рассказа, последовательность микротекстов.

Знать выразительные средства языка, нормы.

Уметь определять композиционные элементы рассказа, основная мысль, создавать сочинение в жанре рассказа, передавать последовательность микротекстов.

Рассказ на основе репродукции картины С. Герасимова «Мать»

21

Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей.

Знать структуру СПП, средства связи его частей.

Уметь определять место придаточного по отношению к главному, ставить знаки препинания, составлять схемы.

Конструирование предложений по схемам

22

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

Урок усвоения нового материала

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Знать различия союзов и союзных слов.

 Уметь определять границы придаточных предложений, различать союзы и союзные слова, ставить знаки препинания, использовать при конструировании союзы и союзные слова.

Составление схем, комментированное письмо

23

Роль указательных слов

1

Урок усвоения нового материала

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Знать пунктуационное правило, особенности присоединения придаточных предложений  к главному предложению.

 Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, их синтаксическую роль и функцию, ставить знаки препинания, отличать СПП с указательными словами и СПП с двойными союзами.

Диктант

24

Роль указательных слов

1

Урок закрепления изученного материала

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений  к главному.

Знать указательные слова, особенности их присоединения.

Уметь определять границы придаточных предложений, их место по отношению к главному, различать союзы и союзные слова, пунктуационно оформлять СПП.

Работа с текстом

25-26

Р/р. Изложение с элементами сочинения

2

Уроки развития речи

Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности.

Знать характерные языковые средства, орфографические, пунктуационные, грамматические и орфографические нормы.

Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста.

Изложение с элементами сочинения

27

Виды придаточных предложений

1

Урок усвоения нового материала

Виды придаточных предложений.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Конструирование предложений по схемам

28

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные

1

Урок усвоения нового материала

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

Знать особенности СПП с придаточными подлежащными и сказуемными.

 Уметь определять границы главных и придаточных предложений, вид придаточных по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным.

Диктант «Проверь себя»

29-30

Придаточные определительные

2

Комбинированные уроки

Придаточные определительные.

Знать отличия СПП с придаточными  определительными предложениями.

Уметь находить определительные   придаточные  предложения по характеру смысловой связи, значению союз слов, определять синтаксическую функцию союзного слова.

Составить мини-текст с использованием СПП с придаточными определительными

31

Придаточные дополнительные

1

Урок усвоения нового материала

Придаточные дополнительные.

Знать место придаточных дополнительных предложений по отношению к главному, средства связи придаточного с главным.

Уметь различать подчинительные союзы и союз слова, опознавать СПП с придаточными дополнительными, конструировать СПП с придаточными дополнительными.

Составить мини-текст с использованием СПП с придаточными дополнительными

32-33

Р/р.  Воспоминание о книге. Рецензия на книгу

2

Уроки развития речи

Особенности жанра рецензии.

Знать типы текста, выразительные средства языка.

 Уметь сопоставлять исходные тексты, отмечать особенности языка, писать рецензию на книгу, использовать языковые средства.

Составление плана рецензии

34-35

Придаточные обстоятельственные

2

Комбинированные уроки

Придаточные обстоятельственные.

Знать место придаточного обстоятельственного предложения по отношению к главному, средства связи придаточных предложений с главным.

Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточными обстоятельственными, конструировать СПП с придаточными обстоятельственными, ставить знаки препинания.

Конструирование предложений по схемам

36

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

1

Урок усвоения нового материала

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, пунктограмму «отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями».

Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными, составлять схемы, конструировать, ставить знаки препинания.

Осложненное списывание

37

Различные способы выражения сравнения

1

Повторительно-обобщающий урок

Отличие СПП с придаточным сравнительным от ПП со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций.

Знать правило выделения запятыми сравнительных оборотов.

Уметь определять значения сравнений, выраженных разными способами, ставить знаки препинания перед союзом «как», употреблять в речи.

Творческое списывание

38

Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП»

1

Повторительно-обобщающий урок

Строение СПП, средства связи, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП.

Знать классификацию СПП, правила постановки знаков препинания.

Уметь различать ССП, СПП и ПП, определять значение придаточных предложений, расставлять знаки препинания.

Составление схем сложных предложений, работа с текстом

39

Контрольная работа по теме «СПП»

1

Урок контроля знаний

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных предложений, знаки препинания в СПП.

Знать изученные виды орфограмм и пунктограмм.

 Уметь применять данные знания на практике.

Анализ текста

40

Р/р.  Аннотация

1

Урок развития речи

Признаки текста как единицы речи. Аннотация: ее цель, задачи.

Знать жанровое своеобразие аннотации.

Уметь анализировать аннотации, редактировать, составлять аннотации самостоятельно.

Анализ аннотаций, пересказ, близкий к тексту

41-42

Р/р. Портретный очерк

2

Уроки развития речи

Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Портретная зарисовка. Интервью как возможный элемент очерка.

Знать своеобразие жанра портретного очерка.

Уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, использовать средства выразительности, соблюдать нормы языка.

Составление сложного плана портретного очерка.

Бессоюзное сложное предложение (10 часов + 4 Р/р)

43

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о БСП, интонация в БСП, запятая и точка с запятой в них.

Знать грамматические признаки БСП, постановку знаков препинания.

Уметь находить БСП в тексте, расставлять знаки препинания, конструировать, соблюдать интонацию при чтении.

Составление предложений по схемам, комментированное письмо

44

Тире в БСП

1

Урок усвоения нового материала

Тире в БСП.

Знать условие постановки тире между частями БСП.

 Уметь конструировать БСП, сопоставлять БСП О постановке знаков в СП, различных видах СП и сложные союзные предложения как синонимы.

Диктант «Проверь себя»

45

Двоеточие в БСП

1

Урок усвоения нового материала

Двоеточие в БСП.

Знать условия постановки двоеточия в БСП.

Уметь конструировать, пунктуационно оформлять, соблюдать интонацию.

Конструирование предложений по схемам

46-47

Систематизация и обобщение по теме «БСП»

2

Повторительно-обобщающие уроки

БСП, знаки препинания в нем, синтаксический и пунктуационный разбор.

Знать условия постановки знаков препинания между частями БСП.

 Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, выбирать знаки препинания, составлять схемы, конструировать, употреблять в речи.

Составление мини текста с использованием БСП

48

Контрольная работа по теме «БСП»

1

Урок контроля знаний

БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Знать условия постановки знаков препинания между частями БСП.

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, выбирать знаки препинания, составлять схемы, конструировать, употреблять в речи.

Анализ текста

49-50

Р/р.  Изложение с элементами сочинения

2

Уроки развития речи

Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности.

Знать характерные языковые средства, орфографические, пунктуационные, грамматические и орфографические нормы.

Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста.

Изложение с элементами сочинения

51

Сложные предложения с разными видами связи

1

Урок усвоения нового материала

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

Уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте.

Составление схем, составление предложений по схемам

52

Знаки препинания в СП с различными видами связи

1

Урок закрепления изученного материала

Знаки препинания в СП с различными видами связи.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова, редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы.

Творческое списывание

53

Знаки препинания в СП с различными видами связи

1

Повторительно - обобщающий урок

Знаки препинания в СП с различными видами связи.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

 Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова, редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы.

Анализ текста художественного стиля

54

Контрольная работа по теме «СП с различными видами связи»

1

Урок контроля знаний

Комплексный анализ текста. Сложные предложения и знаки препинания в них.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

 Уметь анализировать текст: композиция, содержание, стиль, язык, правописание и пунктуация; создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой.

Комплексный анализ текста

55

Р/р. Разговорный стиль речи

1

Урок развития речи

Особенности разговорного стиля. Использование элементов разговорного стиля в художественной литературе как средства выразительности. Диалог.

Знать основные признаки разговорной речи.

Уметь различать стили речи, определять особенности стилей, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор

Анализ текста разговорного стиля

56

Р/р. Научный и официально-деловой стили речи

1

Урок развития речи

Научный и официально-деловой стили речи.

Знать основные признаки стилей речи.

Уметь анализировать тексты научных и официально-деловых стилей, понимать их функции и сферу применения, определять языковые средства, создавать собственное высказывание в данных стилях.

Мини-сочинение «стилистическое использование синонимов»

Предложения с чужой речью (6 часов + 2 Р/р)

57

Способы передачи чужой речи

1

Урок усвоения нового материала

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь использовать предложения с прямой речью,  ставить знаки препинания.

Составление диалогов, схем. Конструирование предложений

58

Предложения с прямой речью

1

Урок закрепления изученного материала

Строение предложений с прямой речью, разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь оформлять предложения с прямой речью.

Осложненное списывание

59

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

1

Урок усвоения нового материала

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Знать отличия прямой и косвенной речи.

Уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, расставлять знаки препинания.

Конструирование предложений

60

Цитаты. Способы цитирования

1

Урок усвоения нового материала

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

Знать различные способы цитирования.

 Уметь пользоваться способами цитирования, выделять цитаты знаками препинания.

Творческий диктант

61

Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи»

1

Повторительно-обобщающий урок

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь,. синонимия. Использование способов цитирования.

Знать отличия прямой и косвенной речи, различные способы цитирования.

 Уметь производить синтаксический  разбор, синонимичную замену видов речи, ставить знаки препинания.

Пунктуационный разбор

62

Р/р. Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи»

1

Урок контроля знаний.

Урок развития речи

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь, синонимия. Использование способов цитирования. Текст, тема, основная мысль, изобразит средства языка.

Знать отличия прямой и косвенной речи, различные способы цитирования.

 Уметь производить синтаксический  разбор, синонимичную замену видов речи, ставить знаки препинания.

Изложение прочитанного текста, тестовые задания к нему

63

Р/р. Публицистический и художественный стили речи

1

Урок развития речи

Публицистический и художественный стили речи.

Знать основные признаки стилей речи.

Уметь анализировать тексты художественных и публицистических стилей, понимать их функции и сферу применения, определять языковые средства, создавать собственное высказывание в данных стилях.

Лингвистический анализ художественного текста

64

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Знать особенности словарей, структуру.

Уметь пользоваться словарями в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам.

Сопоставительный анализ словарей.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах ( 2 часа +2 Р/р)

65

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

1

Повторительно-обобщающий урок

Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические и орфографические нормы.

Знать нормы произношения и написания, характеристику звуков.

Уметь делать сообщение о звуках, их особенностях, выбирать верное ударение из вариантов, выразительно читать, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения норм языка.

Тест

66

Морфология и орфография.

1

Повторительно-обобщающий урок

Употребление частей речи. Соблюдение норм языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.

Знать изученные части речи, их признаки, синтаксическую роль, грамматические нормы языка.

Уметь распознавать части речи, использовать их в речи, делать правильный выбор орфограмм.

Тест

67-68

Р/р. Изложение с элементами сочинения

2

Уроки изучения нового материала

Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности.

Знать характерные языковые средства, орфографические, пунктуационные, грамматические и орфографические нормы.

Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста.

Изложение с элементами сочинения

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Общие сведения о языке

3

диктант

изложение

сочинение

Повторение изученного в 5-8 классах

3

Сложное предложение

23

2

1

Бессоюзное сложное предложение

10

1

1

Предложения с чужой речью

6

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

3

1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

20

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ

Текущие  виды работ (диктант, изложение, сочинение)

2

1

ИТОГО

68

5

3

1

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб.  для  общеобразоват. учреждений/ В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- М.: Дрофа, 2014.

2. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е. И. Никитина.- М.: Дрофа. 2014.

3.  Русский язык. Практика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А. Ю. Купалова.- М.: Дрофа, 2013.

Для учителя:

1.  Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.»/ А. Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю. С. Пичугов.- М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой

Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратеги...

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...