Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Метапредметный подход в обучении  на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в обучении

на уроках русского языка и литературы

Глава I. Что такое метапредметные умения.

Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать,   так как у большинства наших  учащихся память не очень хорошая, они с трудом запоминают готовую информацию.

В тексте Федерального общеобразовательного стандарта общего образования цели и образовательные результаты обучения представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. Если группы предметных и личностных результатов можно отнести к категории традиционных и потому более знакомых учителю, то метапредметные результаты обладают всё же большей инновационностью и, соответственно, требуют тщательного осмысления педагогами. Под метапредметными результатами школьного образования понимаются такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решение не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Что же входит в понятие «метапредметные умения»? В педагогической литературе представлены различные синонимы словосочетания «метапредметные умения»: «надпредметные», «универсальные», «интегрированные».

Метапредметные результаты изучения предметов «Русский язык» и «Литература» в основной школе проявляются в:

  1. умении понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  2. умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
  3. умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Глава II. Интегрированный урок. 

Какие метапредметные технологии использую я в своей педагогической деятельности?

Интегративная технология как путь формирования метапредметных знаний и умений. Интегрированным мы называем урок, в ходе которого реализуется взаимосвязь (от минимальной до максимальной) смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по разным предметам. Ян Амос Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

 Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение составлять план;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные тезисы;

- умение подбирать цитаты;

 - умение составлять таблицы, схемы, графики.

Идея интеграции обучения вытекает из стремления дать молодому поколению целостное представление о природе, обществе и своем месте в них.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Такие уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Приобретённые метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

При изучении рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро» я давала интегрированный урок «Наедине с тайгой», где учащимся, перед тем как анализировать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», выявлять его особенности, необходимо представить свои знания об особенностях тайги, о приметах, по которым герой рассказа смог выбраться из леса. А значит обратиться к урокам географии и  биологии.

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Вопрос:

- Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу? Заполнить схему, вписывая свои действия. Дальше следуют вопросы:  

 - Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге.

 - Почему Васютка решил идти на север?

 - Как он определил направление на север, не имея компаса?

 - Почему Васютка стремился выйти к реке?

 - По каким приметам Васютка выходил к реке?

 - Как он подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили?

 -  Какие умения и навыки помогли Васютке выжить в тайге?

 Отвечая на эти вопросы, ребята используют свои знания по ОБЖ. 

  Уроки географии и биологии:

 - На какой реке происходит действие рассказа?

 - Каким вы увидели характер Енисея?

 - Что вы знаете об этой сибирской реке?

 - Перечислите породы рыб, встречающихся в рассказе.  Давайте с ними познакомимся.

 - Угадайте, о какой птице идёт речь?

 - Перечислите всех птиц, встречающихся в рассказе. Давайте с ними познакомимся. 

 - Давайте послушаем их голоса и звуки, которые они издают и постарайтесь назвать этих птиц.

 - Назовите животных, упомянутых в произведении.

 - Как вести себя при встрече с хищным животным? 

При изучении произведения «Песнь про царя Ивана Васи́льевича, молодого опричника и удалого купца́ Кала́шникова» в 7 классе обращались к образу Ивана Грозного в исторических источниках, нормам народной жизни XVI века, отраженным в «Домострое», который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времениПознакомились с картиной Васнецова  «Царь Иван  Грозный», с музыкой Сергея Прокофьева к кинофильму Эйзенштейна « Иван Грозный». Дети находили отличия в портретах  царя у поэта М.Ю. Лермонтова и  живописца В.М. Васнецова.

В старших классах - при анализе произведений, содержащих пейзажные зарисовки (урок литературы и изобразительного искусства «Тема осени в словах и красках»), при изучении драматических произведений («Пьеса А.Н. Островского «Гроза» на театральных подмостках».)

Глава III. Заключение

Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по литературе цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Марина Половкова, зам.директора Института инновационных стратегий развития образования считает:

«Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?». Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

 Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения правильно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения, актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию лингвистической познавательной активности учащихся. Метапредметные технологии помогают создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на интегрированных уроках русского языка и литературы

В предложенном материале представлен мастер-класс по обобщению опыта работы с востребованной в условиях ФГОС второго поколения технологией проведения интегрированных уроков. В презентации опыта просле...

« Индивидуально – коррекционный подход в обучениина уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».

Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в...

Очный семинар-практикум "Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в начальной школе"

В октябре 2019г. на базе НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» в рамках марафона педагогических идей, состоялся очный семинар-практикум. Обобщение опыта работы на тему "Интегрированные уроки в практ...

О метапредметном подходе на уроках русского языка и литературы (2021г.)

  Целью современного образования стало  общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, или по-другому...

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен для учителей русского языка, содержит информацию по разработке заданий для развития читательской компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы...